Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок





Скачать 183.95 Kb.
НазваниеОбраз Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок
Дата публикации27.06.2013
Размер183.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок литературы в 11 классе проведён учителем русского языка и литературы МБОУСОШ № 4 г. Апшеронска Краснодарского края

«Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого»
Цели:

  • показать становление личности в эпохе,

  • возрастание роли отдельного человека в истории,

  • художественный анализ образа Петра Первого,

  • воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны


Оборудование:
портрет Алексея Николаевича Толстого, таблица « Речевая характеристика образа Петра Первого, иллюстрации к роману А.Н Толстого « Пётр Первый »

Д. Шмаринова, опорный конспект, ИКТ, слайды.
Дополнительная литература:
Демидова Н.А « Роман А. Н. Толстого « Пётр Первый », издательство

« Просвещение», 1971 год;

Борщевский Ф. М. « Изучение творчества Алексея Толстого», издательство

« Радянска школа», 1979 год

Урок « Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого» проведен

в нетрадиционной форме.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

На изучения романа отведено 3 урока:

  1. Картины Руси XVII века в романе А.Н.Толстого « Пётр Первый»

  2. Образ Петра Первого на страницах романа А.Н. Толстого « Пётр Первый»

  3. Изображение народа в романе А.Н.Толстого « Пётр Первый »

Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный

и исследовательский методы.


Ход урока:
I Организационный этап
II Этап проверки домашнего задания


  1. Какой изображена Русь XVII века в романе А.Н.Толстого « Пётр Первый»?




  1. Над чем заставил вас задуматься роман А.Н.Толстого» Пётр Первый»?



3. Нужны ли, на ваш взгляд, были какие-то изменения в государстве?
4. Почему изображаемое автором время называется « эпохой Петра

Первого»?
Ш Этап актуализации знаний
Слово учителя:

/ Слайд № 1 – портрет Петра Первого /
Продолжим разговор об эпохе Петра Первого, о человеке, который до сих пор остаётся загадочной личностью в истории, о нём спорят три века.

Эпиграф урока:

Познаем в Петре мужа небывалого,

название Великого заслужившего

правильно.

Радищев
У каждого свой взгляд на деятельность русского государя, свои аргументы.

Каков он, царь Всея Руси? Что ценил в жизни, к чему стремился, о чём мечтал? Вся его энергия была направлена на благо России. За своё Отечество он был готов отдать жизнь. С именем этого человека началась новая эпоха – эпоха просвещения, культуры. На уроке мы поведём речь о возрастании роли отдельного человека в истории, о формировании личности Петра Первого

в эпохе.

/ музыкальное сопровождение с использованием ИКТ /
С выстрелом пушки в новом построенном городе Петербурге, с барабанной дробью и тревожным звоном колоколов уходила старая патриархальная жизнь. Наступало новое время. Россию ждали и суровые испытания, и великие победы. Медленно она поднималась с колен, заставляя уважать себя, считаться с собой. Она становилась великой державой. Огромная заслуга в этом государя Всея Руси Петра Великого. Кто он, этот человек, заставивший Россию проснуться от тяжёлого, глубокого, векового сна? Одни считают его загадкой истории, другие – её проклятием. Многие поэты, писатели пытались разгадать личность Петра, но никому не удалось проникнуть в тайны его души. О нём говорили:
Ученик:

Петербург основан на слезах и трупах

Н. Карамзин

Ученик
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигать ему на всех площадях и улицах великого царства русского

В.Г.Белинский
Искусствовед
Известные художники Серов, Суриков, Шмаринов пытались изобразить облик государя русского во все периоды его жизни. На портрете, написанном художником Д. Шмариновым, Пётр представлен в юношеском возрасте, в самом начале своей деятельности. Ещё ничего не омрачает его открытое лицо с большими, жадно смотрящими вдаль глазами. Художник изобразил его в простой одежде плотника, с закатанными рукавами и с топором в руке. Не только по чертежам, но и на практике учился он корабельному делу. Весь его облик полон спокойной уверенности и силы.

/ Слайд № 2 - демонстрация иллюстрации к роману Д. Шмаринова

« Молодой Пётр Великий» /

Совсем иначе выглядит Пётр на другом портрете. Сломлено сопротивление боярства, позади стрелецкие казни. Нелегко досталась победа. Взор царя холоден, суров, во всей фигуре, в движениях, в жесте – властность и непреклонная воля. Никто не помешает ему завершить начатое дело.

/Слайд № 3 - демонстрация иллюстрации к роману Д.А. Шмаринова

« Пётр Великий » /
IV. Этап усвоения новых знаний
Биограф

/ Слайд № 4 – портрет Алексея Николаевича Толстого /
Свыше двадцати лет волновала Алексея Николаевича Толстого тема Петра. Рассказ « День Петра » написан в 1917 году.

Трагедия « На дыбе » завершена в 1928 году.

Последние главы романа « Пётр Первый » - в 1945 году.

В далёком прошлом пытался писатель найти ответы на мучившие его вопросы о судьбе России и народа. Шёл 1917 год. Это было время потрясений, смены старого строя новым. Всё напоминало Петровскую эпоху. В рассказе « День Петра » автор говорит о невозможности резко перевернуть ход истории одной личной волей царя. Пётр представлен гордецом, он одинок в своей стране, народ против него. Реформы России не нужны. Мнение автора меняется в его одном из лучших романов на историческую тему « Пётр Первый ». Начало работы над ним совпадает с мощным трудовым подъёмом в стране, строительством заводов, новых городов. Алексей Николаевич ощущает перекличку двух эпох. Пётр для автора

снова – « загадка в историческом тумане ». В романе показано формирование личности русского царя, историческая роль народа во всех преобразованиях, необходимость реформ. Страна ждала перемен. Пётр оказался тем человеком, который нужен многострадальной России. Именно таким он показан в романе Алексея Николаевича Толстого.
Слово учителя
« Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, трагические и творческие эпохи,

в которых завязывался русский характер », - писал Алексей Николаевич Толстой.

В чём проявляется русский характер Петра Алексеевича Романова? Кто он: преобразователь или тиран? Каким видит его писатель? Пусть каждый из вас ответит на эти вопросы, заслушав фрагменты заседания суда.
Судья
Заседание суда считается открытым. Поступил иск от одного из читателей романа Алексея Николаевича Толстого « Пётр Первый »

« Прочитав роман Алексея Николаевича Толстого « Пётр Первый » я считаю, что автор односторонне показывает деятельность русского царя. В романе недостаточно уделено внимание тому, что все реформы проводились за счёт жизней простого народа. Государь был не только преобразователем, но и диктатором, палачом. Многие его действия, достойные осуждения, остаются безнаказанными. Нельзя оправдывать пытки, казни, гибель людей великими делами во их благо. Жизнь даётся один раз. Никто не вправе ею распоряжаться. Прошу восстановить справедливость »
Слушается дело государя Всея Руси Петра Великого. Слово представляется стороне обвинения.
Прокурор
Когда мы произносим имя Петра Первого, вспоминаем почему – то только о том, что полезного он сделал для России. Мы забываем, какой ценой всё это было создано. Обратимся к страницам романа Алексея Николаевича Толстого. Мы увидим не только положительные стороны его деятельности. Это человек, чётко поставивший перед собой цель и идущий к ней

с помощью кнута, пыток и крови. Создав потешные войска, юный Пётр совершенно не заботится о простых людях, ему всё равно, что многие тонут

в реке во время никому не нужной переправы. Жестоко, беспощадно подавляет всякое неповиновение. Достаточно вспомнить расправу со стрельцами. За грандиозными замыслами не замечает людей, для него они – орудие для достижения задуманного. Он рушит традиции, обычаи, заставляя бояр брить бороды, носить немецкое платье, созывая ассамблеи. Ставит задачи, которые трудно выполнить: за два года построить флот. Вспомним разговор с А,Д. Меншиковым.
/ инсценировка отрывка из романа /



/ Пётр Первый
Довольно писать, Алексашка. Ох, и заведём мы у себя жизнь! Как полагаешь?
Меншиков
Не знаю, мин херц.
Пётр Первый
В России всё нужно ломать, - всё заново… Я не зол… А поживёшь с нашими в Москве, каждый бешеный станет. А уж люди у нас упрямы! – на ином мясо да кости под кнутом слезет…а он на своём стоит. Знаю я 14 ремёсел. Нужно мне самому сначала плотничать научиться.
Меншиков
Зачем тебе сие?

Пётр Первый
Теперь нам не до шуток. В два года должны флот построить, из дураков стать умными! Чтоб в государстве белых рук у нас не было! Нам бы к Балтийскому морю надо пробиваться – вот что. И там город построить новый.
Меншиков
Доброе дело задумал, Питер.
Пётр Первый
Погоди, Алексашка, вернусь – дух из Москвы вышибу /
Прокурор
По последней фразе можно судить о характере русского царя. Горяч, необуздан, вспыльчив, страшен в гневе. Вспомним, как он избил тростью Меншикова за доставленное некачественное сукно. Его гнев настолько велик, что он не может говорить. С помощью жестовой характеристики показано на страницах книги поведение Петра Первого. Прошу секретаря суда зачитать отрывок из романа.
Секретарь
« Пётр рванул дверь, сорвал одеяло, схватил за волосы перепуганного боярина, плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортами в старческий мягкий бок »
Прокурор
Грубо, жестоко наказывает царь за воровство. Он не привлекает к суду, а расправляется сам. Никому не позволит встать на его пути. Жизнь простых людей тяжёлая: нищета и полное бесправие, произвол помещиков. Крестьяне обращаются с жалобой к царю. Прошу секретаря суда зачитать её содержание.
Секретарь
« Ныне у нас ни хлеба, ни скотины нет, погибаем голодною и озябаем студёною смертью. Воззри, государь, на нашу скудность и бедность. Лебеду едим, тело пухнет… Смилуйся! »
Прокурор
И что же? Ничего. Пётр не думает о них. Для него это просто рабочая сила. Ценою жизни сотен рабочих построен российский флот. Был издан государев указ, по которому из всех деревень сгоняли крепостных на судостроительные верфи. Людей ловили, заковывали в железо. Пётр писал: « Зело здесь болеют, а многие и померли » Вспомните и каторжный труд на демидовских заводах, где рабочие были прикованы к наковальням. Тех, кто пытался бунтовать, бросали в глубокие рудники. Пётр Алексеевич, несмотря на все его заслуги, был жестоким и беспощадным.
Судья
Для дачи показаний вызываются свидетели обвинения. Приглашается князь Буйносов.
Князь Буйносов
Пётр Алексеевич не такой царь, какие были раньше. Ведёт себя не по-царски. Манеры у него мужицкие: « …вытирает руки о скатерть, ввёртывает матросские словечки, толкает локтём, кусает ногти. Посмотрите на его руки! Большие, шершавые, чумазые, в царапинах. Разве это государь?! Нет у него достоинства царского. Голландским рабочим одевается, ходит в лакированной шляпе, красной куртке, холщовых штанах. Плотником работает, брёвна носит, сам покупает инструменты и везёт их на тачке. Что о нас иностранцы будут думать? Неужели уважать станут при таком-то царе! Нас, бояр, ни во что ни ставит! Жили мы тихо, спокойно. Приехал царь из-за границы, бороды нам остриг. Корабли строит за наши, боярские, деньги, да мы ещё содержим иноземных мастеров и переводчиков. Страшно становится жить. С царём не поспоришь. С трона не говорит, а лает, смотрит сверху, как журавль, а улыбается так, что сердце захватывает холодом. Безродного купца принимает самолично, разговаривает с ним, хлопает по плечу, как ровню, называет купца по отчеству. Это неслыханно! Только князья да бояре могут величаться по отчеству! Приём ведёт не в роскошном царском одеянии, а в холщовой, запачканной смолой рубахе. Тошно нам видеть это, а надо приспосабливаться, притворяться. Того и глядишь в немилость попадёшь! В бездну катится Россия-матушка.
Судья
Приглашается царевна Софья
Царевна Софья
Когда я увидела, что подросший волчонок встал на моём пути, вступила с ним в решительную борьбу. Впервые я почувствовала в нём врага в Успенском соборе в борьбе за право нести образ Казанской владычицы. Это исконное право русских царей! Как он посмел мне сказать: « Отдай икону… Это не женское дело. Ты иди себе ». Лицо у него багровое, взором крутит как филин. Он бросил мне вызов в селе Воздвиженском, смел мне угрожать! Здесь-то предчувствие беды сдавило мне голову, как обручем. Со мной посмели вольно себя вести, ко мне в светлицу заходят, как в кабак, говорят дерзким тоном! В этом виноват только Пётр. Я ощутила гнетущую тишину, унижение. Уходит вольная жизнь, власть. Он посмел меня заточить в Новодевичий монастырь! Моя вина, что не заметила ползущую змею, не остановила её вовремя. Стрельцы подвели: щенка не задушили.
Прокурор
Обвинение просит инсценировать отрывок из романа, в котором царица Наталья Кирилловна говорит о своём сыне.
/ Служанка
Отдохни, государыня-матушка Наталья Кирилловна.
Наталья Кирилловна
И то правда. Рассказала бы что-нибудь.

Служанка
О чём, матушка?
Наталья Кирилловна
Сон какой снился. Единорога видела?
Служанка
Разве уснёшь, когда Пётр Алексеевич изволит из пушек палить?
Наталья Кирилловна
Меня беспокоит поведение моего сына. Я и Никите Зотову говорю: « Ты побольше с ним читай божественное, а то он и на царя не похож. До сих пор не научился стопами шествовать, всё бегает, как простой ». И выглядит не по-царски: весь в пыли, в земле, потный, как мужик. Царапина на шее, руки

в цыпках, палец обвязан тряпкой. Глаза беспокойные. Нет у него высокомерия, достоинства царского, дружит с простолюдинами, к царскому сану равнодушен. Всё желает сам делать, всему научиться. А ещё чего удумал! Войско потешное создал. Со двора убегает чуть свет, лба не перекрестив. Если пальба, бой барабанный, там и он. Военная наука ему покоя не даёт. Потешных солдат у него человек триста. Порядок строгий завёл. За леность батогами приказывает бить. Ходит с ним походами по деревням и монастырям вокруг Москвы, бьёт из пушек деревянными ядрами в монастырские стены. Монахов пугает до полусмерти. Дождь ли, зной ли: взбредёт ему в голову - идёт со своими потешными бестолку шагать по дорогам или через речку переправляться. Не знаю, в кого у него нрав горячий. Не по его – так и убьёт! Иногда я нам него со страхом смотрю. Думала: женю – образумится. Ничего не получилось. Каким был, таким

и остался. Хочется мне, чтобы отдохнул Петруша, посидел около меня, а он убегает. Опасаюсь я за судьбу его. Болит у меня душа. Уж не знаю, что

и делать-то. Пойду, прилягу. Уж скоро вечерню стоять. /
Судья
Слово предоставляется стороне защите.
Адвокат
На заседании суда шла речь о жестокости царя русского Петра Алексеевича, но не сказано ничего о том, что ему пришлось строить новую Россию, выводить её из отсталости, дремучести. Это не так-то легко. Вспомним, какой была наша Родина в то время. Прошу секретаря суда зачитать отрывок из романа.
Секретарь
« Истощало государство при Алексее Михайловиче от войн, смут и бунтов. Да и Москва была неприветливая, пасмурная. Вдоль стен Кремля пролегал глубокий ров. На берегу Неглинной стояли виселицы – по два столба с перекладиной. На одной висел длинный человек в лаптях, с перекрученными назад локтями. Опущенное лицо его исклёвано птицами. Во рву на дне валялись трупы, полузанесённые снегом. Вся площадь была пустынна. Над Спасскими воротами кружилась стая ворон. Везде – куча золы, падаль, битые горшки. На Варавке стоит низенькая изба – царёв кабак. Над воротами – бараний череп. На дворе валяются пьяные: у кого в кровь разбита рожа, у кого сняли шапку, сапоги. Царская казна пощады не знает. Что ни год – новый налог. Люди не приветливы, лица суровые. На дорогах разбойничают, грабят. Все обнищали »
Адвокат
Сама жизнь толкает царя к преобразованиям, стала для него мудрым учителем. Уже в юном возрасте зреет у него неприятие к боярству, к патриархальной старине, потому что во дворе скука, невежество, однообразие. Дни похожи один на другой. Сытая, но пустая жизнь, без мысли и труда ненавистна Петру. Его тянет к простым людям, к шумным военным играм. Он энергичен, трудолюбив. « Ни зверь, ни один человек, наверное, с такой жадностью не хотел жить, как Пётр » Он рвётся к новой жизни, к новым людям, не похожим на тех, кто его окружает. Труден был путь его к власти. Только убрав со своего пути тех, кто не разделяет его взгляды, тех, кто не хотел ничего менять, он смог бы добиться своей цели. Это путь тернистый, проходящий через казни, пытки, кровь. Русского царя волнует будущее России! Близость к народу с детских лет определили одну из характерных черт его: простоту в общении, простоту манер. Какой радостью блестят его глаза, когда он встречает грамотного человека! Он много требует от людей, но и сам учится. Мы почти не видим Петра в царском облачении. Он или в кафтане, или в холщовой запачканной рубахе

с рукавами, закатанными по локоть, или в матросской куртке. Где, в какой стране царь так заботился о благе и процветании государства? Битва за Азов – первое серьёзное испытание. Неудача не согнула, не сломила волю Петра. Он учится воевать, по-настоящему оценивать силы противника. Закаляется его воля. В нём жива вера в мужество русского воина. « Воля Петра окаменела. Стал суров, резок. Шутки бросил » Он проводит с солдатами все дни на земляных работах, с ними ест простую пищу. У него не опускаются руки. « Неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали – другой человек: зол, упрям, деловит » Сила воли, настойчивость, власть позволили ему построить флот и Петербург. Да, ценой многих жизней простых людей. По-другому было нельзя. Не забывайте: государю приходилось бороться с врагами внутренними и внешними. Упорное сопротивление бояр, коварные замыслы иноземцев заставили его быть таким, каким мы видим в романе. Он строил не только новую Россию, а Русское государство для потомков. Именно поэтому мы называем Петра Великим.
Судья
Для дачи показаний вызываются свидетели защиты. Приглашается Александр Данилович Меншиков
Меншиков
Я знаком с Петром Алексеевичем давно. Меня всегда поражала настойчивость государя. Никогда не забуду, как он смотрел своими совиными глазами, как я протаскивал иглу сквозь щеку, а потом сделал также. Упрямый он. До всему ему дело, всё его интересует. На Кукуе заинтересовался музыкальной шкатулкой и чуть не разобрал на части, чтобы узнать, как она устроена. Затем начал интересоваться корабельным делом, радовался, как дитя малое, любой удаче. Знаю его и в гневе, и в радости,

и в веселье. Наказывал он меня, но я это заслужил. Пётр Алексеевич с виду такой строгий, грозный, а в душе у него боль скребёт за Россию-матушку. Хочет он, чтобы иноземцы с нею считались да побаивались. А что требует порядка, наказывает за кражу, измены – так на то его царская воля, на то он

и хозяин земли русской.


Судья
Приглашается кузнец Жемов Кузьма.
Жемов
Знаю я Петра Алексеевича не первый год. Учу его кузнечному делу. Царь-батюшка наш трудолюбием славится, прост он, не перечит мне, послушно выполняет все мои приказания. Иногда приходится на него прикрикнуть за неловкость. И одежда у него простая: «… грязно-белая рубаха да парусиновый фартук. Как простой рабочий, он вытирает лицо рукавом, а руки – фартуком» Батюшка-царь умеет радоваться, когда работа окончена. Глаза весело сужаются, подмигивает нам. Но так, чтобы унизить, обозвать, никогда не было. Любит он труд, сам всё хочет делать своими руками. Многому, конечно, ему ещё надо учиться. Упорный он, настойчивый, обязательно своего добьётся. Очень уважаю его за это. За нашего Петра Алексеевича я в огонь и в воду пойду.
Судья
Для дачи показаний вызывается литературный критик
Литературный критик
Уважаемые господа! Я не разделяю мнения читателя об одностороннем изображении автором романа образа Петра Первого. Если мы обратимся

к художественным средствам раскрытия образа, то заметим, что ярко характеризуют царя эпитеты. Они показывают и положительные,

и отрицательные стороны характера. « Дикие, пронизывающие глаза», « пытливо-нечеловеческий, тёмный пристальный взгляд», « деревянный хохот» многих приводили в дрожь. « Хитрыми, ласковыми, подобревшими глазами» смотрит он на Меншикова. Мы слышим «заливистый смех» и « грозный окрик». Речь его эмоциональна, близка к народному языку. Она помогает раскрыть бурный темперамент царя, нетерпимость к беспорядкам. В его высказываниях можно услышать: « За битого двух небитых дают», « Здесь мы научились, с какого конца надо редьку есть». Часто встречаются восклицательные и вопросительные предложения. Мы также можем услышать сравнения: « А Нарва нужна сейчас, как голодному краюха хлеба», « Без Петербурга нам – как телу без души». Есть и метафоры: « Гангреной всё государство поражено, гниющее железом надо отсечь» Основным приёмом является жестовая характеристика. Мы наблюдаем, как Пётр сжимает и разжимает руки, когда гневается. Вот только один из примеров:

«Пётр вскочил, размахивая руками, забегал по комнате. Сел. Дёрнул головой. Большие ступни повернулись ногами внутрь» Таких примеров в романе много. Это доказывает, что читатель заблуждается в своём утверждении.


Судья
Суд просит сторону защиты уточнить факты биографии Петра Алексеевича Романова
Адвокат
/ Работа с опорной схемой /
Три переломных момента формируют личность Петра Первого: посещение Архангельска, первый азовский поход, разгром под Нарвой.

В 1694 году Пётр прибывает в Архангельск и видит иностранные корабли. Первое чувство, которое он испытывает – стыд. « Какой была – сонной, нищей, неповоротливой – такой и лежит Россия!» Боль и обида за свою страну заставляют Петра думать о будущем государства. После неудачи под Азовом « кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными уделами взнуздала его» За два года был построен флот – и Азов пал. Поражение под Нарвой не останавливает его. Современник сказал: «Когда сие несчастие или лучше сказать великое счастие получили, тогда неволя леность отогнала

и к трудолюбию искусству день и ночь принудило…»

Судья
Приглашается царь Всея Руси Пётр Алексеевич Романов.
Пётр Первый
Мне больно видеть Россию нищей, отсталой. Чёрт привёл родиться царём в этой стране! Всюду вижу убожество, темноту. Не раз задумывался над причинами такого обнищания. Отчего сие? Сидим на великих просторах и – нищие. Надо развивать торговлю, строить флот. Нам нужны свои мастера. Русский мужик умён, смышлён, а с ружьём страшен врагу! Надо растолкать людей, продрать им глаза, вселить любовь к учению. Не род, а знания ценю прежде всего. Про то, что зол, кровь люблю, сам пытаю – врут. Я не зол. Меня называют необычным царём. Это так. Хочу видеть Россию великой, но мне мешают. Бояре спят, жрут да молятся, боятся всего нового, хотят жить потихоньку, не торопясь, ждут, когда подо мной земля зашатается. Страна наша мрачная. Под одной Москвой – тридцать пять тысяч разбойников! Только кровью и железом можно выгнать старое. Иначе нельзя. Никто не имеет права меня судить, обсуждать мои поступки. Я царь, я отвечаю за Россию и свой народ, за их будущее.
Судья
Заслушав представителя обвинения и представителя защиты, выступления свидетелей, суд не может согласиться с утверждением, что образ Петра Первого на страницах романа Алексея Николаевича Толстого показан односторонне. Мы видим Петра Алексеевича и государственным деятелем, и человеком, идущим к достижению своей цели путём насилия и страданий народа. Суд считает необходимым предоставить возможность каждому читателю ответить на иск, предоставленный суду, путем опроса слушателей данного судебного заседания.
V Этап проверки усвоения учащимися нового материала
Слово учителя
По решению суда проводим опрос слушателей судебного заседания. Вам предстоит ответить на следующий вопрос в письменной форме.
Совпадает ли ваше представление о личности Петра Первого с трактовкой его образа в романе Алексея Николаевича Толстого « Петр Первый »
1. Да 2. Нет 3. Частично
Послушаем аргументы в пользу каждого из предложенных ответов.
VI Этап закрепления нового материала
Составление плана « Пётр Алексеевич Романов в романе

А.Н.Толстого « Пётр Первый»
1.Влияние среды и исторических событий на формирование личности Петра Первого.

2. Пётр Первый – сын своего времени

3. Пётр Алексеевич Романов – государственный деятель:

3.1 Патриотизм, чувство национальной гордости

3.2.Стремление преобразовать страну.

3.3 Тяга к знаниям.

3.4. Государственная мудрость.

3.5. Настойчивость в достижении цели, сильная воля, решительность,

твёрдость.

3.6. Любовь к труду, отношение к простым людям.

3.7. Полководческий талант, уважение к солдатам.

4. Мастерство Алексея Николаевича Толстого в создании образа

Петра Первого
Слово учителя
В романе Алексея Николаевича Толстого мы видим государя русского темпераментным, горячим, вспыльчивым, волевым, порой застенчивым, порой страшным. Нас поражают, удивляют такие качества, как жизнелюбие, размах, острый ум, ненависть к косности, упорство, непреклонная воля, талантливость, трудолюбие. Заслуга писателя в том, что ему удалось показать постепенное формирование Петра Первого как выдающейся исторической личности, а не сразу показать уже сложившегося полководца. Пётр – сын своей эпохи. Можно с уверенностью сказать, что книга Алексея Николаевича Толстого « Пётр Первый » является художественным памятником великому человеку, неравнодушному к своему народу, к своей стране.
VII Этап информации о домашнем задании
Составить таблицу « Народ в романе А.Н. Толстого « Пётр Первый »


Представитель народа

Отношение к преобразованиям

Положительное

Отрицательное


VIII Подведение итогов урока


  1. Самооценка учащимися своей работе на уроке

  2. Точка зрения учащихся о проведённом уроке / что нового узнали, что удивило, какие выводы для себя сделали /

  3. Комментарий учителя о полученных оценках на уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconУрок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый»
Интегрированный урок литературы по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый» и истории в 11кл
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconПетр Первый! Во всём ты Первый!
Цель урока: проверить знания учащихся и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого. Вместе с детьми сделать общие...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconУрок по литературе тема: «изображение русского общества начала XIX...
Тема урока: «Изображение русского общества начала XIX века в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconУрок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого
На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Л. Н. Толстого, с этапами творческого пути писателя
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconУрок по творчеству Л. Н. Толстого Жизнь. Творчество, Личность Л. Н. Толстого. Цель урока
Воспитывать у ребят эстетический вкус и интерес к ранним произведениям Л. Толстого
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconУрок по литературному чтению в 4 классе Тема: Образ природы в произведениях А. К. Толстого Цель
Цель: Сформировать представления учащихся об образе природы в произведениях А. К. Толстого
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconВ чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconУрок по теме «Пётр Великий. Значение его реформ» является девятым,...
...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconУрок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики...
Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconКалендарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок icon«Кодекс здоровья Л. Н. Толстого» «Музыка в детстве и юности Л. Н. Толстого»
Нынешний год необычный. Он проходит под знаком Л. Н. Толстого – вселенского мудреца, великого мыслителя, по праву занявшего одно...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconПлан I. Творческий замысел романа История создания Предшественники...
В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о "неверной жене", носившего...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconУчебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета...
В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconОбластные юношеские Александро-Невские православные чтения Имя Александра...
Вскоре после кончины Александра Невского стали чтить как святого. Горячим почитателем его памяти был Петр I. Там, где в 1240 году...
Образ Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» Изображение народа в романе А. Н. Толстого «Пётр Первый» Данный урок iconПётр Великий в творчестве А. С. Пушкина
«Арап Петра Великого» I «Полтава»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск