Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого





Скачать 116.72 Kb.
НазваниеУрок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого
Дата публикации28.09.2014
Размер116.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Разработка урока по литературе для 10 класса
Преподаватель: Боронина Ирина Арменовна
Урок № 1

Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л.Н.Толстого

«Война и мир» и соотнесение его с основной мыслью романа - эпопеи.

Цель:

1) Раскрыть через название романа основную его идею и показать одну из

особенностей композиции произведения;

2) попытаться научить ребят размышлять о прочитанном, приобщаясь к замыслу

автора через постижение значения слова., пробудить интерес к

исследовательской деятельности в процессе изучения романа-эпопеи.

3) настроить ребят на работу по осмыслению своего места в жизни.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Л.Н. Толстого, с этапами творческого пути писателя.

Для проверки домашнего задания за первые парты садятся:











Сегодня мы начинаем работу над грандиозным по своим масштабам произведением

Л.Н. Толстого «Война и мир».

Мы уже говорили с вами, что «Войну и мир» в литературе называют не просто романом, а романом-эпопеей за широту охвата действительности, за истинную народность, выразившуюся в глубоком постижении русского национального характера и того, как он проявился в исторических событиях, ставших основой этого произведения.


  1. Что вы знаете о ходе работы Л.Н.Толстого над романом?

  2. Где начал печататься?


Приблизительно, что могут ответить дети:

В 1856 году Л.Н. Толстой задумал роман о декабристе (рабочее название «Декабристы»), возвращающемся домой из ссылки в «новую Россию», пересмотревшим свои взгляды, осудившим прошлое и ставшим проповед­ником нравственного самоусовершенствования.. Первоначальный замысел вскоре расширился. У Толстого были на это существенные причины: «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя….Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, а молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года…Мне совестно писать было о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама» Так в романе появились события, связанные с Отечественной войной 1812 года и войной 1805-07 г.

За время работы, длившейся 6 лет, Толстой изучил большое количество научной литературы, прочитал мемуары, познакомился с участниками военных сражений. Роман был закончен в 1869 году.

Прототипы героев:

Среди героев романа много исторических лиц: Александр I, М.И. Кутузов , Багратион, Барклай де Толли, Денис Давыдов, Сперанский, Наполеон и мн.др

Известно, что у некоторых героев романа «Война и мир» были прототипы. Дед по отцовской линии - Илья Андреевич( граф Ростов); дед по материнской линии - Николай Сергеевич Волконский( князь Болконский); родители –Николай Ильич Толстой и Марья Николаевна Волконская (Николай Ростов и Марья Болконская), сестра жены Толстого, Таня Бернс (Наташа Ростова)
Учитель:

Об эволюции замысла романа говорят названия его ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год»

Лишь в 1866 г. Л.Н. Толстой выбрал окончательный вариант- «Война и мир»


  1. Какую первую ассоциацию вызывает у вас сочетание этих двух слов?


Учитель: Интересно, что это сочетание слов уже встречалось нам в речи летописца Пимена в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»:

Описывай, не мудрствуя лукаво,

Все то, чему свидетель в жизни будешь:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса.

В словах трагедии А. С.Пушкина как будто скрывалось заглавие будущей книги Л.Н.Толстого.

«Война и мир»- заглавие эпически спокойное и летописно простое.

  1. Скажите, а что представляют собой эти два слова с точки зрения лексики?

    • Эти слова являются АНТОНИМАМИ.

  2. Как отражается антонимия понятий, заложенная в названии романа в самом произведении?

- основной композиционный прием – противопоставление, антитеза ( главы делятся на

«мирные» и «военные»

- противопоставляются характеры многих героев.
Учитель: Можно предположить, что роман "Война и мир" назван так именно потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805--1814 годов и мирный период до и после военного времени.

В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени.

И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна анти­теза: война — мирное время, и что слово «мир» следует понимать только как антоним слову «война».

Но у Толстого- писателя , психолога, философа, историка все намного сложнее.

  • Напишите в тетрадях возможные сочетания со словом МИР.




  1. На какие группы можно разделить словосочетания со словом мир?

( зачитываем словосочетания)-

  1. Кто может подвести итог этой работы? Какой вывод можно сделать?

приходим к выводу, что перед нами слово, представляющее собой омонимичную пару, кроме того, каждое из слов этой пары многозначно.


  • Маша Калинкина провела небольшое исследование по поводу значения слов, входящих в название романа.

Сообщение учащегося о значении этих слов и о написании слова мир до

реформы русского языка ( с небольшой презентацией)

Споры о названии






Обложка издания 1873 г.

Слово ВОЙНА многозначно :


  1. вооруженная борьба между государствами;

  2. борьба между классами, различными группировками внутри государства;

  3. действие, направленное на искоренение чего-либо;


Таким образом, «война», может означать не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность в мирной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами.

В каком же значении использовал слово «мир» автор в названии?

Вопрос возникает потому, что в современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «
мир» — антоним к слову «война» и «мир» — в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания.

Во времена Толстого, до орфографической реформы 1917-1918 годов, эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ», во втором — «мiръ».

Основные значения слова «мiръ», соглас­но словарю В.И. Даля, были:

1) Вселенная;

2) земной шар;

3) все люди, род человеческий.

Слово же «миръ» употреблялся для обозначе­ния отсутствия войны, вражды, ссоры. Существует предположение, что Толстой якобы использовал в названии слово «мiръ» (Вселенная, общество).

Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «La guerre et la paix».

Неоднозначность такого прочтения возникла при первой полной публикации романа. В 1868 году в издательстве М. Н. Каткова выходит книга, на титульном листе которой начертано: «Война и миръ». Сохранился предваряющий это событие документ от 24–25 марта 1867 года, адресованный М. Н. Лаврову — служащему типографии Каткова. Это проект договора об издании романа. Интересно то, что заглавие его в документе — «Тысяча восемьсотъ пятый годъ» — зачёркнуто одной чертой и рукой Л. Н. Толстого над словами «Тысяча восемьсот» написано: «Война и мiръ». Но, безусловно, любопытно и то, что в самом начале документа над словами «Милостивый Государь, Михаилъ Николаевичъ» карандашом начертано: «Война и Миръ». Сделано это рукой Софьи Андреевны, очевидно, при наведении порядка в бумагах мужа в восьмидесятые годы. По другой версии, написание в названии слова «миръ» появилось из-за опечатки, допущенной в издании 1913 года под редакцией П. И. Бирюкова. В четырех томах романа заглавие воспроизводится восемь раз: на титульном листе и на первой странице каждого тома. Семь раз напечатано «миръ» и лишь один раз — «мiръ», причём на первой странице первого тома.

 Не стоит забывать и о том, что слово "мир" в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Очевидно, Толстой учитывал и это значение.
Возможно, понятия "мир" и "мiр" в романе Толстого сливаются воедино?

Учитель: Сегодня на уроке мы через название романа попробуем определить авторский замысел Л.Н.Толстого.

  1. Какое историческое событие стало центром романа –эпопеи?

Учитель: Но история, по Толстому, это также и искание общественной мысли, это личная жизнь отдельных людей, определяющих, по мнению писателя, характер и направление развития истории, это движение человеческого сознания.
Один из любимых героев Л.Н.Толстого Пьер мучается вопросом:

«Что дурно? Что хорошо? Что любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое Я ?»

Свое Я осмысливают в романе - эпопеи все любимые герои писателя.

  1. А что такое Я , по Толстому?


- В своей трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Толстой раскрывает перед нами не просто историю человеческой души, но каждодневную жизнь человеческой души, обычную и необыкновенно сложную, ведомую нам и совсем незнакомую, показывает мир человеческой души в постоянном борении противоречий. И считает это архиважным, потому что «Я - это особый мир»


« ВОЙНА И МИР»

Я

Подберите синонимы для выражения понятий, заложенных в названии романа в соотношении с выражением внутреннего мира человека.


  1. Каким бы словом вы определили мир в душе человека?

  2. Каким словом мы можем обозначить терзания, мучения, вызванные внутренними противоречиями, борьбу с самим собой ?


ДИСГАРМОНИЯ-------------------------------------------------------------------ГАРМОНИЯ

Согласитесь, что «война» в человеческой душе может перевернуть все в жизни, она страшна так же, как и сражение на поле брани.

12. Можете привести какие-то примеры?

  1. Где, на ваш взгляд, истоки нашего Я?


Безусловно, в семье. Семья, по Толстому -это и начало начал каждого героя и одновременно возможность реализовать свое Я , оставить себя, отраженным в другом.

СЕМЬЯ
14. Каким словом обозначим любовь, понимание , мир в семье?
15. А непонимание, неприятие другого, отсутствие любви, невозможность воплощения умножения, увеличения Я? Отсутствие семьи при родственных отношениях ?

РАЗЛАД----------------------------------------------------------------------------ЛАД

  1. Можете проиллюстрировать эти два понятия примерами? В чьи семьях героев романа чувствуется лад, в чьих разлад?




  1. Что такое семья с точки зрения социума?


Это ячейка общества.

Человек, живя в обществе, не может отделить себя от него. Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности герои Толстого ищут поле деятельности вне семья.

Понятие ОБЩЕСТВО появляется в романе уже на первых страницах.

И герои романа или находятся в согласии с обществом или вступают с ним в противостояние, борьбу, иногда просто не принимают его законов.

  • Таким образом, мы в первую колонку записываем слово «борьба»

ОБЩЕСТВО

БОРЬБА------------------------------------------------------------------------------СОГЛАСИЕ
18. Как Толстой воспринимал войну?

Учитель:
Война — это всегда разрушение,

19. Но, как показывает нам Толстой Отечественную войну 1812 года?

Как это ни парадоксаль­но, и на войне возможно объединение. Отечественная война 1812 года — это пример объединения всего народа перед вели­чайшей опасностью. Солдаты объединяются друг с другом, офи­церы с солдатами, и тогда сражение обязательно выигрывается. Ведь только всем вместе можно победить врага. Полк князя Анд­рея, батарея Раевского воспринимаются как большие дружные семьи, где один за всех и все за одного. Вся Россия объединилась и победила Наполеона, как показывает Толстой.

20. Какие понятия возникают на страницах романа-эпопеи?
НАЦИЯ, НАРОД
После Бородинского сражения Пьер вдруг понимает неоспоримую истину: сопрягать надо

Сопряжение с народом проявляется в сценах "вочеловечения" (Пьер спасает девочку и защищает женщину в Москве, Наташа отдает подводы раненым). Надо заметить, что не всех героев романа автор приводит на Бородинское поле для того, чтобы они приняли участие в решающем сражении. Некоторые так и не сумели соединиться со всем народом.

Отделение от народа Сопряжение с народом, нации

РАЗЪЕДИНЕНИЕ СОЕДИНЕНИЕ

  • Но у Толстого в романе появляется и такое понятие, как

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Немногих своих героев автор поднял на эту ступень - умирающий, прощающий всем все князь Андрей, Денисов (спасение барабанщика), Пьер, Кутузов (о французах - "Тоже люди!."), Платон Каратаев.

Человеческое в человеке -высшая ценность по Толстому, суть сути.

Отсутствие понимания нравственных законов осознание в себе человека


  • И наконец, мир для Толстого – синоним слова ВСЕЛЕННАЯ

Своим романом Толстой доказывает, что, с одной сторо­ны, каждый человек — это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой — частица всеобщего мира, Земли, Вселенной.

Счастье, по Толстому, может быть обретено лишь в гармо­нии со всем миром: с другими людьми, с природой, с Вселенной.

От мира отдельного человека через объединение с близкими людьми ко всеобщему единению людей и затем к единению с природой, со Вселенной — таково представление Толстого об идее мира в романе.
Со Вселенной связан образ-символ неба, неведомого и непостижимого.

Небо отзывается духовным резонансом в душах героев, с ним связаны ОТКРОВЕНИЕ - ПРОЗРЕНИЕ - ОЧИЩЕНИЕ - ОПРОЩЕНИЕ.

« ВОЙНА И МИР»

Я
ДИСГАРМОНИЯ-------------------------------------------------------------------ГАРМОНИЯ
СЕМЬЯ

РАЗЛАД--------------------------------------------------------------------------------------ЛАД

ОБЩЕСТВО

БОРЬБА------------------------------------------------------------------------------СОГЛАСИЕ


НАЦИЯ, НАРОД

РАЗЪЕДИНЕНИЕ---------------------------------------------------------------- СОЕДИНЕНИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ОТСУТСТВИЕ ПОНИМАНИЯ

НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ ЖИЗНИ -----------------ОСОЗНАНИЕ В СЕБЕ

ЧЕЛОВЕКА


ВСЕЛЕННАЯ

( конец антитезы)


Какой вывод можно сделать?

( подводят дети по схеме дети)

Война для Толстого – явление противоестественное человеку, это дисгармония, разлад, борьба, разъединение, отсутствия понимания нравственных законов.

Мир- гармония, лад, согласие, соединение, осознание в себе человека.

Учитель:

Название книги "Война и мир" так же всеохватно, как и ее содержание, как вся жизнь, глядящая на нас со страниц романа. Оно образно передает его смысл. «Мир» - это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.

«Война» - не только кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда. Интриги, авантюры, борьба за выгоду приводят к разрушениям в мировом масштабе, они при­водят к войне народов, которая уничтожает не только маленькие миры людей, но и разрушает большой мир.

В общей концепции романа мир отрицает войну.

«Паутина любви», бескорыстной симпатии героев друг к другу опутывает всю книгу. Без любви жить «всем миром» нель­зя.

Примечательно, что в эпилоге Николеньке снится эта «пау­тина любви», «нити Богородицы», она опутывает его, и он чувст­вует готовность к подвигу во имя людей. Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и много­гранна.

Записываем в тетрадь:
Гипотеза:

Антитеза ВОЙНА-МИР отражается не только в формальном делении глав на «мирные» и «военные», а пронизывает весь роман (макро- и микроструктуры) и задает полюса в движении героев по линии воплощения «Я», преломляясь в каждом из социумов синонимичными противопоставлениями.
Домашнее задание:

  1. Повторить по папкам схему анализа эпизода

  2. Эпизод романа «В салоне Анны Павловны Шерер» его идейно – композиционное значение.

  3. Повторить литературоведческие понятия: портрет, деталь.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconВ чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
...
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: история создания романа, сюжет произведения, знакомство с проблемой, выдвинутой эпохой
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconПлан I. Творческий замысел романа История создания Предшественники...
В процессе художественного воплощения ее первоначальный замысел претерпел коренные изменения. Из романа о "неверной жене", носившего...
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История создания произведения Л. Н. Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа. Цели
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconУчебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета...
В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа...
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconОбраз Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»...
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconУрок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики...
Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное...
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconКачественные прилагательные как средство создания образов персонажей...
Работа выполнена на кафедре русского языка гоу впо «Вятский государственный гуманитарный университет»
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconУрок обж (10 класс) Тема урока : «История создания Вооруженных сил России»
Изложение нового материала. Показ фильма «История создания и развития вс россии» – 18 минут
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconТема : Русская народная сказка «Петух и собака»
Умение слушать и читать произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconТема: Творческая история создания романа – эпохи «Война и мир» (1863-1869)...
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 7 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять...
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconПо итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие...
А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого...
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconУрока Класс 11 Предмет Литература Фрагмент урока по теме «М. М шолохов....
Быт и нравы донского казачества на страницах романа Шолохова "Тихий Дон" фрагмент урока
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconУрок по творчеству Л. Н. Толстого Жизнь. Творчество, Личность Л. Н. Толстого. Цель урока
Воспитывать у ребят эстетический вкус и интерес к ранним произведениям Л. Толстого
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconУрок. Номинация
Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Наташи Ростовой через танец как художественное целое. Подвести...
Урок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого iconУрок-исследование по литературе в 4а классе Тема урока: «Что за чудо эти басни!»
Цель урока: учить «видеть» и «чувствовать» за строками художественного произведения глубокий смысл басни


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск