Урок. Номинация





НазваниеУрок. Номинация
Дата публикации23.09.2014
Размер87.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
IX Республиканский фестиваль педагогических идей учителей и преподавателей

русского языка и литературы «Открытый урок».

Номинация «Мой лучший урок»

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Тенеевская ООШ» Аликовского

района Чувашской Республики Максимова Людмила Яковлевна
Интегрированный урок по литературе и хореографии

«Потаённый язык души»

Цель:

Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Наташи Ростовой через танец как художественное целое. Подвести к мысли Л.Н.Толстого о красоте человека.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся со схемой жанра «танец» (особенностями русского народного и бального танцев).

  2. Развивать мышление, устную речь, продолжать навык анализа художественного произведения.

  3. Воспитывать интерес к произведению, к традициям прошлого, чувство гордости за русскую народную культуру.


Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: интегрированный.

Методы работы:

  1. Слово учителя.

  2. Обсуждение по фрагментам.

  3. Просмотр отрывков из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

Оборудование:

  1. Отрывки из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

  2. Медиа проектор.

  3. Аудиозапись “Вальса Наташи Ростовой “ С.С.Прокофьева.

  4. Литературные тексты романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир».

Ход урока:

1 этап. Организационный момент.

2 этап. Сообщение целей урока. Работа с эпиграфом.

3 этап. Работа по фрагменту текста романа с просмотром отрывков из фильма и последующим обсуждением.

4 этап. Вывод по уроку.
Учитель литературы. Сегодняшний урок будет необычным: мы объединили два предмета литературу и хореографию. Такой урок называется интегрированным. Мы со Светланой Владимировной не случайно пришли вместе, будем раскрывать смысловую роль детали танца в литературе.

Учитель хореографии: Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете.

Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие "танец"? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?"

Учитель литературы: На этот вопрос мы с вами постараемся отыскать ответ в одном из нескольких источников – в литературном произведении. Будем говорить о любимой героине Л.Н.Толстого – Наташе Ростовой. Из теории литературы вы знаете, что средствами создания образа в литературе являются: природа, портрет, поведение, внутренние монологи. Но сегодня мы раскроем образ героини с неожиданной стороны: через танец. Ведь как сказала знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан: «Тело танцора – это светящееся проявление его души»

- Как вы понимаете это высказывание?

-Какую роль, по вашему мнению, танец играет в жизни людей?

Учитель хореографии: Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы: хороводы, кадрили, переплясы и так далее. Они имеют исторически сложившиеся признаки, национальные корни и многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся по праздникам. Со временем он превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Учитель литературы. По историческим справкам в 1718 году Указом Петра 1 были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На балах люди не только танцевали, но и общались, знакомились, заключали сделки, объяснялись в любви.

Учитель хореографии. На балах исполнялись танцы-шествия. Их смысл состоял в демонстрации костюма, фамильных драгоценностей и себя. Они носили торжественный характер. Ни один танец не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Давайте посмотрим отрывок из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

Музыку к фильму написал советский композитор Вячеслав Овчинников (просмотр фрагмента бал, полонез)

- Какое впечатление осталось у вас от танца?

- Сравните с современными танцами.

Учитель литературы. Бал в 19 веке для дворян был привычным делом, но для Наташи Ростовой, которой уже 16 лет, - это ее первый выход в свет. Наташа с самого утра волновалась, дожидаясь бала, в карете представляла, что ждет ее на балу. Идя по лестнице, "она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и шла, замирая от волнения, и стараясь только скрыть его". Волнение помогло Наташе остаться собой, не быть одной из многих, не подражать великосветским дамам.

- Что ожидает там Наташу, на бале, в освещенных залах, - музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга? Давайте перенесемся вместе с вами в ту эпоху и посмотрим сцену бала в самом произведении.

Учитель литературы. Лев Николаевич Толстой писал: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

- В чём значимость главы”Бал Наташи Ростовой”?

- С какой стороны вы увидели Наташу Ростову?

(Ответы обучающихся, получивших индивидуальные задания, по фрагментам из романа ”Бал Наташи Ростовой”, глава XVI, часть 3, том 2)

Учитель литературы. Да, вы правы. Значимость этой главы заключается не только в том, что в ней мы увидели зарождение чувства любви между двумя героями романа. Встреча с Наташей выводит Андрея Болконского из душевного кризиса, наполняет его силой, жаждой жизни. Он понимает, что “жизнь не кончена в тридцать один год”.

В образе Наташи Ростовой воплотилась идея, что красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. От Наташи исходит энергия обновления. Именно ощущением ценностей жизни она обновляет общающихся с ней людей, все ее поступки согреты теплотой нравственного чувства, которое она с рождения впитала из ростовского дома.

Учитель хореографии.

Услышав вальс, вы никогда не ошибетесь и не спутаете его с другими танцами. Тысячи песен звучат в ритме вальса. Символ романтической любви, вальс увековечен величайшими композиторами всех стран и времен: Штраусом, Шубертом, Легаром, Глинкой, Вебером, Шопеном, Чайковским (прослушивание аудиозаписи “Вальса Наташи Ростовой “ С.С.Прокофьева).

Учитель литературы Мысль написать оперу по роману Л.Толстого “Война и мир” возникла у Прокофьева в 1940 году. В апреле 1941 года он вместе с женой Мирой Александровной наметил план либретто... Конечно, показать всех героев романа было невозможно. Прокофьев определил внимание на истории Наташи Ростовой, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мы остановимся на центральном эпизоде второй картины... Чудесный лирический вальс, поэтический и одухотворённый, передающий настроение Наташи Ростовой.

Посмотрим отрывок из фильма С.Бондарчука «Война и мир». Наташу сыграла балерина Л.Савельева, совершенно не имевшая никакого опыта в кино.

Обратите внимание на обстановку, на музыку, на освещение, на поведение Наташи. Этот эпизод дает очень многое для понимания образа Наташи Ростовой (обсуждение после просмотра).

- Какие ваши впечатления от танца?

- Что можете сказать, сравнив танцы двух эпох, - движения, музыка, освещение?

- Какими словами можно передать состояние Наташи Ростовой во время танца с

князем Андреем?

- Какое впечатление произвела Наташа на князя Андрея? Сравните чувства Князя

Андрея на балу и в салоне А.П.Шерер.

- Почему именно после этого танца Наташу вдруг заметили и начали все

приглашать?

- Как относится героиня к происходящему на балу?

- Как этот танец характеризует Наташу?

Учитель хореографии. Вальс как танец не знает конкурентов. Он красив, универсален, прост в освоении. Характерная особенность и прелесть вальса заключается в непрерывном и плавном кружении танцующих пар в сочетании с общим продвижением по кругу. Своей непосредственностью, оживленностью и простотой вальс вносил светлую струю в аристократические салоны.

Учитель литературы Сцена первого бала играет большую роль в раскрытии образа героини. Толстой показал её здесь волнующейся, переживающей до вальса, счастливой, вдохновленной и радостной во время самого танца. Свою радость она смогла выразить через танец, проявив грацию, изящество движений, что привлекло к ней внимание окружающих. Здесь мы видим, как в танце проявляется такая особенность героини, как умение наслаждаться жизнью, получать истинное удовольствие.

Учитель хореографии. Но сколько я знаю, для Толстого было важно показать в Наташе не только это. Поэтому в роман включен и другой танец.

Учитель литературы. Вашему вниманию еще один отрывок «Танец у дядюшки» из фильма С.Бондарчука «Война и мир».

- Обратите внимание на движения героини, на её состояние, на музыку, обстановку, в которой она находится, на людей рядом.

- Внимательно послушайте, что говорит голос за кадром.

-Поделитесь вашими впечатлениями от танца. Как называется этот танец?

Учитель хореографии Вы совершенно правы. Это русская пляска, вид русского народного танца. К ним относятся хоровод, перепляс, барыня, также кадриль. В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком.

- В чем разница? Давайте вспомним, для чего служил бальный танец?

Учитель литературы. А теперь и мы с вами попробуем выяснить, как эта взаимосвязь проявляется в образе Наташи Ростовой? (обсуждение с примерами из фрагмента романа)

- С какой целью Толстой включил народный танец?

- Почему для Толстого было важно показать эту близость?

-Толстой подчеркивает, что Наташа никогда не училась народным танцам. Откуда же это у нее?

- Что общего между двумя танцами?

-В чем разница между танцами?

Учитель литературы. “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.

Теперь же в героине видим выражение естественности, от нее исходит энергия обновления, отсутствие всякого притворства, которое воздействует на других, желания жить полной жизнью. В народном танце мы видим другую Наташу. Здесь она не ждет восхищения, у нее нет того желания нравиться, какое было на балу. Этот танец – порыв, размах, широта, идущая из глубины души, ведь никогда она не училась танцевать. И Толстой, и мы вместе с ним, любуемся красотой грации Наташи.

Учитель хореографии Легенды говорят, что боги танцевали, создавая мир. Следы этого древнего танца сохранились в движении звезд и планет, которые научили ему все живое. «Именно такова природа звезд, столь прекрасных на вид: движение их и хороводы прекраснее и величественнее всех хороводов; они совершают то, что надлежит всем живым существам», — пишет Платон в «Законах».

И если представить, что жизнь каждого из нас — это танец, то каким он будет? Грустным и безрадостным, беззаботным и непринужденным, неторопливым, суетливым или красивым и глубоким? Это зависит от нас, не правда ли? Ведь каждый создает свой танец, свою линию судьбы, ищет свои па, чтобы двигаться по дороге жизни. И, наверное, весь вопрос в том, с чем и с кем мы воссоединяем себя, с чем восстанавливаем связь, ощущаем единство?

Учитель литературы. А литература учит понимать душу человека. И сегодня мы увидели, как именно танец помог нам понять состояние души Наташи Ростовой. Хочется обратиться к эпиграфу урока «Ведь тело танцора – это светящееся проявление его души».


Урок завершается выступлением хореографической группы «Шаг вперёд», победителя районного этапа Республиканского проекта «Танцующая школа».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок. Номинация iconКонкурс методических разработок «Новый урок для новой школы» Номинация
Номинация: Реализация системно деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках
Урок. Номинация iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Урок. Номинация iconКонкурс 2010 Номинация: Урок с использованием икт
Урок с использованием икт проведён в 3 классе по умк «Начальная школа ХХI века» по учебнику Л. А. Ефросининой «Литературное чтение»....
Урок. Номинация iconМоу балканская средняя общеобразовательная школа
Номинация: Открытый урок в начальной школе (по учебникам ”Enjoy English”, ”Millie”)
Урок. Номинация iconОтрасли права. Урок обобщения по обществознанию (профильный уровень) в 11 классе
Номинация: Использование информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовательном процессе
Урок. Номинация iconКонкурс «Лучший урок письма-2014» проходит по следующим номинациям
«Человек, которому я верю», номинация проводится совместно с мгу им. М. В. Ломоносова
Урок. Номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация 4 Урок, построенный в информационно – образовательной среде «1 ученик -1компьютер»
Урок. Номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация 4 Урок, построенный в информационно – образовательной среде «1 ученик -1компьютер»
Урок. Номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: «Урок в соответствии с требования фгос начального и основного образования»
Урок. Номинация iconРайонный конкурс методических разработок "Современный урок в условиях реализации фгос" Номинация
А. А. Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч
Урок. Номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Урок. Номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: Урок (внеурочное учебное занятие) по предметной области «Естественно-научные предметы»
Урок. Номинация icon«Методическая шкатулка – 2011» Номинация «Урок с использованием пакета...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Натальин Яр Перелюбского муниципального района...
Урок. Номинация iconУрок столярного дела в 8 классе Технологическая карта урока номинация «Коррекционная педагогика»
Кисель Сергей Сергеевич, учитель профессионально-трудового обучения мкоу с(К)оши VIII вида п. Светлополянск
Урок. Номинация iconКонкурс «Учитель года 2010» (номинация «Учитель») Урок музыки «Музыкальный...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8
Урок. Номинация iconКонкурс «Педагог профессия на века», Попович Татьяна Викторовна Номинация «Секрет успеха»
«Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц» (2-й урок). 2 класс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск