Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация





Скачать 115.22 Kb.
НазваниеМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация
Дата публикации13.09.2014
Размер115.22 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Культура > Конкурс
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года

по произведениям писателя Александра Костюнина

НОМИНАЦИЯ: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»

ФИО: Габдрахманова Зинура Алимбаевна

Дата рождения: 12.10.1958

Место жительства: ЯНАО, г. Салехард, ул. Пермякова 11 кв. 4

Место работы: ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж», методист

УРОК - БЕСЕДА ПО ПОВЕСТИ-ХРОНИКЕ «СПЛЕТЕНИЕ ДУШ»

Светлая память моей бабушке, великомученице,

Яковлевой Александре Михайловне.

Кто знает, может, в том, чтобы бережно донести

до людей в своих ладонях её слезы, – и есть

моё земное предназначение…

А. Костюнин

Оборудование:

- портрет писателя,

- повесть-хроника «Сплетение душ»,

- фото автора «Родительский дом»,

-презентация (о биографии Костюнина),

-мультимедийный проектор, экран

Цели:

- познакомить с творчеством писателя;

-научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл,

- воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств, - развивать культуру художественного восприятия, умения слушать, читать и отбирать материал для анализа текста художественного произведения, обосновывать собственную точку зрения.


1. Слово учителя. Фотография автора «Родительский дом»


c:\documents and settings\user\рабочий стол\зинура ал\фото\01.jpg

А.В. Костюнин «Родительский дом»


Перед нами фотография А.В. Костюнина «Родительский дом». Все творчество писателя пронизано воспоминаниями о своем детстве, родителях, о семейных ценностях. Теплота и уют отчего дома всегда сопровождают человека на протяжении всей его жизни.

На фоне этой фотографии – воспоминания автора о своем родительском доме и пройдет урок-беседа по повести-хронике А.В. Костюнина «Сплетение душ».

2.Слово ведущих:

Урок-беседа «Остановись мгновение…» посвящена творчеству современного писателя Александра Костюнина – автора книг «В купели белой ночи», «Ковчег души»"



Писатель Александр Костюнин

Презентация

Александру Костюнину 48 лет. Он родился 25 августа 1964 года в Карелии, с.Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в г.Медвежьегорске, затем Петрозаводский государственный университет (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард», который занимается строительством и ремонтом базовых тральщиков проекта 12650 – противоминных кораблей, обеспечивающих развёртывание стратегических ядерных сил морского базирования (МСЯС).

На протяжении последних лет Александр Костюнин занимает должность – Председатель Совета директоров. Он женат, у него двое детей.

Как говорит сам писатель: "Биография у меня короткая – две книги: «В купели белой ночи» и «Ковчег души»".

3. Слово учителя: Произведение А.В. Костюнина называется «Сплетение душ». О чем говорит это название? И как это связано с родительским домом? На эти вопросы мы попробуем ответить, познакомившись с этим произведением.

4.Художественное чтение пролога.

«Жутко заходить в мёртвый родительский дом…

Он весь какой-то сгорбленный. Почернел от дождей, как человек от горя и слёз….»

Беседа:

- Читая пролог, мы задумываемся о скоротечности жизни, о том, как дороги были нам родители.

- Почему так жутко автору заходить в родительский дом ? (Заброшенный, неуютный, все в нем напоминает о прежней жизни, когда были живы родители. И оттого горько на душе, что уже не поговорить с ними.)

- Что обрадовало героя? (После смерти родителей остались какие-то рукописи. Я трепетно извлёк на свет эти немые послания.

И вдруг озарило…

Они вернут жизнь родительскому слову!)

- Это огромное счастье, что осталась память о родителях в виде их рукописей. Пройти этот путь, читая нехитрые строчки, и вновь ощутить себя частицей той семьи, что была.

5. Художественное чтение рукописи отца «По собственному следу»

Да, жизнь прожита яркая.

Родом я из Варнавинского уезда Нижегородской губернии. Из маленькой деревни Анисимово, что стоит в верховье красивейшей реки Ветлуги.

С крутого холмистого утёса, или, как принято у нас называть это место, с угора, открывается бескрайняя панорама: спокойна глубоководная Ветлуга с её берегами, поросшими вековыми соснами и елями, старыми вётлами, кустами шиповника и чёрной смородины, с чистыми песчаными отмелями, глубокими омутами, хранящими топляки морёного дуба и пудовых сомов. В пойменных заливных лугах сочный ковёр разнотравья; множество больших и маленьких озёр, заросших осокой и кувшинками; лесных речек с чистой водой и обилием разной рыбы, запасы которой каждый год пополняются весенним паводком.

Река эта – один из самых больших притоков Волги. И берега её тоже напоминают волжские: правый – горный, левый – луговой. Обрывистый берег местами разрезан глубокими ложбинами, выходящими на равнину.

Вот между двух таких оврагов, на крутом берегу Ветлуги, и приютилась наша деревня Анисимово. Именно здесь, в родной деревне отца, обосновались после венчания мои родители. Дед Павел, который во всём любил основательность, помог поднять им капитальный дом.

Вот в нём девятнадцатого апреля одна тысяча тридцать шестого года родился я – Костюнин Виктор Алексеевич.

Беседа:

-Отец считает свою жизнь яркой. В чем, по вашему мнению, проявлялась эта яркость?

-На протяжении всего своего повествования отец рассказывает об истории своей семьи, которая тесно перекликается с историей нашей страны. Период раскулачивания, смены политической власти, затем Великая Отечественная война, которая задела каждую семью. Все это наглядно прорисовано в каждом слове рассказчика. Мы представляем жизнь простой семьи, их чаяния, надежды. Рассказчик ведет повествование от первого лица, начинает со своих детских лет и заканчивает свое повествование уже взрослым человеком.

- Какой вывод делает писатель после прочтения записей отца? (Я с волнением дочитывал последние строчки пожелтевших страниц рукописи отца.

Это даже мало похоже на текст…

Я будто бы долго всматривался в помутневшее от времени зеркало. Оказывается, у нас так много общего, что становится не по себе!

Отец свою жизнь считал яркой. Не знаю…

Расцветку с таким незатейливым легкомысленным рисунком у них в деревне принято называть «баской».)

6. (Чтение повести продолжается…) / воспоминания мамы Костюниной (Яковлевой) Ольги Андреевны. Название - «Утка с яблоками».

Иногда в темноте приляжешь, закроешь глаза, и откуда-то издалека всплывают в памяти эпизоды детства. У меня оно было по-своему памятным.

Родилась я в глухой карельской деревне Куккозеро.

До меня на белый свет появились брат и сестра. Первенец – Петя. Он умер в двухлетнем возрасте. Клава тоже жила недолго. (Мама считала её красавицей.)

Трудно сказать, кому из нас троих больше повезло. Господь отвёл их от мук.

Беседа:

-Почему автор этих записей считает, что неизвестно, кому, ей или её рано умершим брату и сестре, повезло больше? (Сам автор считает, что господь отвел их от мук.)

- Так какие же муки были на жизненном пути матери героя?

7. Художественное чтение отрывка повести. (Тридцать третий год…

Как во сне, помню сцену, когда забирали отца. Вой, крики, стоны, слёзы. Папа несёт меня на руках по лесной дороге. Мне три года. Понять не могу, что происходит, но папино волнение невольно передалось, и я начинаю хныкать.

Ещё эпизод: нас везут на каторгу в переполненном вагоне.

Горя я не чувствовала. Помню только, что всю дорогу мы ели вкусную жирную селёдку. Потом хотелось пить. «Телятник» подолгу стоял в тупике. На одной из станций я даже на время потерялась.

Отца отправили в концентрационный лагерь, в Заполярье, а нас с мамой на поселение в Сибирь. Приехали на место. Вокруг тайга. Жильё – барак с нарами. Спали вповалку, не разбирая своих и чужих. Маму и остальных взрослых сразу увезли на дальнюю базу валить лес. Я осталась без мамы. С чужими больными и старыми людьми.)

Беседа:

- Дальше идет повествование о детстве, прошедшем в чужом краю, о годах учебы, о том, что (клеймо «дочь врага народа» было поставлено, казалось, навсегда. Как мишень для стрельбы на лагерной фуфайке.)

- Чтение отрывка (Жили мы дружно. Чего делить – беда одна на всех.

Жили, с гордостью распевая величавые гимны стране, «где так вольно дышит человек».

В детстве приходилось не только учиться, но и работать.

Много работать.

С третьего класса мы вместе со взрослыми целое лето были в поле: вязали и грузили снопы; молотили, веяли и сушили зерно на току; сгребали в копны сухое сено. Мальчишки, сидя верхом на лошадях, на волокушах возили копны к скирдам.

Хандрить и унывать было некогда.)

- Переплетаются с повествованием и рассуждения о первом пролетарском государстве.

(Заключённые, нечаянно не посаженные, условно освобождённые – из этих сословий и состояло первое в мире пролетарское государство. Наиболее цельные, яркие, талантливые представители народов, из числа входящих в Союз, в первые годы после революции были высланы за границу или уничтожены.

В стране действовали законы противоестественного отбора.)

- Сознание народа было полностью подавлено гигантской правящей машиной

(В течение долгих десятилетий руководство страны проявляло в отношении отдельных категорий своих граждан немотивированную жестокость, как сказали бы сейчас. Но никто не возмущался. Напротив, подобные действия власти единодушно одобрялись. Юноши и девушки дружно вступали в ряды правящей Коммунистической партии, которая до этого репрессировала их родителей, становились активистами. Это был сознательный и ответственный шаг для каждого посвящённого. Отказ в приёме наносил соискателю неизлечимую душевную травму. Исключение из партии делало продолжение жизни бессмысленным.

На очередную вспышку насилия народ откликался новым трудовым почином и становился при этом всё счастливей и счастливей.

Процветал мазохизм.)

- Затем в записях матери описывается возвращение на родину, в Карелию.( Моя деревня.

Здесь я родилась.

И где-то здесь в довольстве жили люди, по доносу которых папа был осуждён. Мысленно я давно их простила. Но простить – не значит забыть. И разум чувству в таких вопросах не судья.

Утро. Солнышко желанно встаёт.

На краю разнотравной широкой луговины, на самом взгорке, – деревенский погост. Православная часовенка при нём разрушена. (Там, по рассказам, меня и крестили.)

Из густой высокой крапивы едва выглядывает пара бревенчатых венцов да лежит на боку резная маковка, неловко уткнувшись, как после верного выстрела, в землю крестом.

Сутуло нависая, жмутся кругом вековые ели. Укрыли ажурной траурной накидкой тени место расправы, опустили безвольно свои разлапистые ветви и стоят, не шелохнутся.

Молча скорбят.)

- Конечно, жуткое повествование о смерти отца, о последних годах жизни матери, когда она лишилась разума, о ее гибели. С волнением читаешь строчки… (И беда даже не в том, что она лишилась разума. Нет. Трагедия, что такой трудолюбивый, терпеливый и мудрый от природы человек смог почувствовать себя по-настоящему счастливым в нашей стране, только повредившись рассудком…

Морозным январским утром, спустя год, мама трагически погибла насильственной смертью.

Я осталась одна. Матери не заменит никто.

Всё жутко. Нелепо. Как в жизни...)

- и как заключительный мотив – вывод (Много позднее руководители страны открыто покаялись и решили выплатить компенсацию репрессированным семьям. За разорённые родовые гнёзда, за погубленную жизнь, за унижения…

Господи, да мы сроду-то не копили обид, а тут последняя горечь с души ушла. Кто бы знал, что доживу до такого!

Прямо из Правительства Карелии мне пришло извещение о денежном переводе. Я разволновалась: не знаю, за что и хвататься.

До почты иду, людей сквозь слёзы не вижу.

Подаю паспорт. Благодарю женщин за приятную новость, получаю квиток: «За конфискованное имущество: четырнадцать рублей сорок две копейки. Минфин КАССР»…

Бутылка водки стоила по тем временам десять рублей.)

8. Художественное чтение эпилога (Откровение родительских рукописей взволновало меня.

Я бережно уложил эти пожелтевшие страницы и вышел из горницы.

В сенях лестница на чердак, часть ступенек истлела. Осторожно поднимаюсь.

Смотрю: крыша в одном месте совсем прохудилась, и луч света через прореху падает на зелёный кустик. Берёзка с рябинкой растут. Уже на метр поднялись. Сами ярко освещены, а вокруг терпкий чердачный мрак.

Тихо. Таинственно. Как перед службой в церкви.

Пылинки млечным звездопадом вьются в солнечном конусе света.

Раньше чердаки густо засыпали землёй – вот и прижились два зёрнышка, занесённые сюда ветром. Дождик их напоил, солнышко осветило и обогрело. Тянутся деревца вверх, не сдаются. Переплелись ветвями, в обнимку, словно отец с матерью.

Погибнут они здесь!

– Милые мои, возьму вас с собой, прямо как есть, не разлучая.

Свежее дыхание ветерка и радостный шелест листвы – в ответ.)

- Вот мы и познакомились с повестью-хроникой А.В. Костюнина «Сплетение душ». Вернемся к раннее поставленным вопросам, Почему свое произведение автор назвал «сплетением душ»? Какие души он имел в виду? (в первую очередь, повествование идет о родных людях: дедушках, бабушках, отце с матерью; о родном крае, о родной стране, которая была не совсем милосердна к ним. Но несмотря на это, чувствуется любовь к отчему дому, боль, забвение. Все это тесно переплетается с душами героев.)

- отрывок из повести (Отец с мамой такие разные, но вместе они – это я.

Как две шестерни в волшебных часиках.

Хочется понять, как этот слаженный гармоничный механизм был устроен. Жаль, что подобное желание возникает, когда потеря необратима. И вот уже каждая буква, сохранившая биение их сердец, на счёт!

Хочется лучше понять свою страну. Ведь и это тоже я!

А понять непросто…

Почему такая великая и могучая держава, как Советский Союз, развалилась не под натиском внешней агрессии, не в результате вооружённого переворота, а так… под своим весом.

Тихо.)

- Автор в этих строчках раскрывает название своей повести. Сплетение душ – это и отец с матерью, которые соединились в сыне, это же вместе и огромная страна, которая развалилась. Но души людей остались, они продолжают жить в своих детях, внуках.

9. Заключительное слово учителя.

Хочется закончить наш урок словами А. Костюнина из «Смысла жизни», которые вы видите и читаете на слайде:

«Каждый человек, помимо воли, размышляет о своей Жизни и Смерти, о Добре и Зле, о Любви и Ненависти. От этих мыслей никуда не спрятаться…»

Я уверена, что рассказы Костюнина смогли разбередить ваши души и предлагаю вам в ближайшее время познакомиться с другими его произведениями


8. За темой урока

Я делаю вам Объявление следующего характера:
В городе Петрозаводск проводится ежегодный Международный литературный конкурс "Купель" по рассказам А.В. Костюнина. Конкурс проводится с целью знакомства учащихся и студентов с творчеством Александра Костюнина, члена Союза писателей РФ. За книгу "В купели белой ночи" автор награждён Званием лауреата премии им. А. И. Куприна с вручением памятного знака "За вклад в русскую литературу" и Званием лауреата премии им. С.В. Михалкова в номинации "Лучшая книга 2007 года" России.

Положение о конкурсе и произведения писателя в форматах Word, MP3 размещены на сайте http://kostjunin.ru в разделе «Конкурс»
9. Рефлексия.
- Понравились ли вам рассказы А. Костюнина ?
- Хотели бы познакомиться с другими его произведениями?

10. Домашнее задание. Начало классного конкурса. Письменный отзыв о прочитанном.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Место жительства: Ростовская обл., г. Красный Сулин, ул. Театральная, д. 10, кВ. 17
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям...
Место работы: мбоу «Большекокузская сош» Апастовского района Республики Татарстан
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconМеждународный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям...
Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведению...
Место жительства: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 36, кв, инд. 413840
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconКонкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация:...
А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: ознакомить учащихся с произведениями Александра Костюнина о Дагестана; разобрать образ современной горянки по трём произведениям...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация icon1курса колледжа по специальности «Фармация» (очно-заочная форма)...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международный литературный конкурс детского и молодежного творчества «Во имя мира на земле»
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconКонкурс «Учитель года 2013»
Литературный эпиграф к уроку: «Все виды искусства служат главному искусству- искусству жить на Земле» Б. Брехт
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconУрок по теме: «Сказки А. С. Пушкина». Цели: закрепить знания по сказкам...
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и рисунков по произведениям А. С. Пушкина, игровое поле
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconО проведении регионального (областного) конкурса «Литературный лабиринт»
Региональный (областной) конкурс «Литературный лабиринт» для учащихся 7 – 8 классов (далее – Конкурс) проводится в соответствии с...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconIi международный конкурс учебно-методической, учебной и научной литературы,...
Среди преподавателей высших и средних учебных заведений, научных сотрудников научно-исследовательских учреждений
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Когда я решила принять участие в конкурсе «Купель, то прочитала рассказ А. В. Костюнина «Рукавичка». Мне рассказ «Рукавичка» понравился....
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация icon4. Конкурс имеет два уровня: Первая Лига и Высшая Лига
Фонд имени космонавта Павла Романовича Поповича в рамках реализации проекта “Дорога в Космос” проводит Ежегодный международный конкурс...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина номинация iconКонкурс методических разработок «Новый урок для новой школы» Номинация
Номинация: Реализация системно деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск