Скачать 32.25 Kb.
|
Урок –размышление «Горянка в современном мире» по произведениям А.Костюнина. Провела: учительница Абасова Х.А. Кизлярский район. Республика Дагестан. Старосеребряковская СОШ Урок –размышление «Горянка в современном мире» по произведениям А.Костюнина. Цель: ознакомить учащихся с произведениями Александра Костюнина о Дагестана; разобрать образ современной горянки по трём произведениям Костюнина. Ход урока. Учитель: Ребята! На уроке познакомимся с творчеством писателя-современника А.В.Костюнина. Мы привыкли с вами анализировать произведения русских классиков, которые известны всему миру, о которых уже много написано критиками, по мотивам которых поставлены спектакли, или сняты фильмы. Рассказы и повести А.В.Костюнина – это мир, близкий всем нам, его герои – то ваши ровесники, то люди старшего поколения, но все они живут интересами нашего общества, их проблемы так близки нашим. Речь героев созвучна с нашей речью. И, погружаясь в этот мир, каждый из вас может увидеть себя рядом с персонажами произведений автора Магомедова Халипат подготовила сообщение об Александре Костюнине. Учитель: на уроке мы будем разбирать произведения Костюнина о Дагестане «Белая птица», «Чёрная королева»,«Ивановы». О чём эти произведения, какова основная тема произведений? (Эти произведения о Дагестане. Тема образ горянки в современном мире.). Учитель: У нас сегодня урок – размышление. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять? Ученики: 1) об искусстве 2) о любви 3) и вообще о человечности Учитель: -Какую проблему поднимает автор в «Белой птице»? (Проблему искусства, проблему любви ). - Кого автор ставит в центр своих произведений»? (Молодые девушки). - Почему проваливается идея о создании театра. (Непонимание людей, вековые традиции, сам уклад горской жизни). Оставляет ли рассказ после себя гнетущее впечатление? (Нет. Несмотря на смерть героини, рассказ не вызывает отрицательных эмоций. Ведь всё-таки театр был открыт и назван почти так как хотела Айша «Синяя птица»). Учитель: второй рассказ называется «Чёрная королева» о чём идёт речь в этом рассказе (о шахматах, о прекрасной шахматистке Бике). -Похожи ли судьбы героинь? (Нет. Бике отец доверяет и возит её за границу на турниры.) -Отличается ли жизнь Бике от жизни других спортсменок? (Конечно. Её контролируют брат и отец. Но, как говорит Бике, менее счастливой она от этого не становится.) Учитель -Меняется ли судьба горянки в современном мире. (Да. Автор не предполагал увидеть девушку-шахматистку в Дагестане, но Бике разрушила его стереотипы. Она выступает не только за Дагестан, но представляет Россию на международных турнирах.) Учитель:«Ивановы» - это ирассказ о русских девушках, приехавших в Дагестан, учить детей. -были ли такие девушки на самом деле?-(Да. В становление советской власти очень много молодых специалистов приехали в Дагестан, это и врачи, и учителя, и инженеры. Многие из них создали здесь свои семьи и навсегда остались в Дагестане.) - С какими проблемами сталкиваются героини рассказа? (Тяжёлые бытовые условия, одежда, к которой они не привыкли, другие нравы и обычаи.) -Скажите, ребята, могли эти произведения быть написаны на основе реальных событий? (Да. Русским учительницам в Дагестане посвящено немало хороших строк. Расул Гамзатов воспел их в своей поэме «Горянка». Сейчас в Махачкале установлен памятник русским учительницам.) Учитель -Почему горцы приняли русских девушек как своих? (Русские девушки обжились на новой Родине, приняли традиции и обычаи Дагестана, надели гурмендо). -Можно ли считать их горянками? (Да.) Учитель - Чем похожи все эти героини? (Они стремятся изменить жизнь к лучшему: Айшат-устроить театр Нюрджаган- дать знания детям Бике-Отстаивать на турнирах честь своей страны.) Каким предполагал увидеть автор дагестанских девушек в рассказе «Чёрная королева». (Забитыми, находящихся под строжайшим контролем родителей.) -Соответствует ли это современной действительности? (Нет.) Заключение: Современная девушка Дагестана это целеустремлённая девушка, сама выбирающая свою судьбу, но прежде всего она хранительница семейного очага, так как семья основа дагестанского общества. Горянку воспевал в своих произведениях Расул Гамзатов, только горянка могла остановить кровную месть. Д.З.Написать сочинение по произведениям Костюнина. |