Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения





НазваниеМеждународный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения
Дата публикации10.08.2014
Размер68.6 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года

по произведениям писателя Александра Костюнина

Методические материалы

к уроку внеклассного чтения

«В купели белой ночи»

по творчеству

карельского писателя Александра Костюнина

Автор: Герасимова Светлана Владимировна,

учитель литературы

МКОУ «Рыпушкальская ООШ»

д. Рыпушкалицы

Олонецкого района

Республики Карелия

Урок внеклассного чтения «В купели белой ночи»

по творчеству карельского писателя Александра Костюнина
Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели белой ночи»
Задачи:

  • продолжить обучение анализу художественного текста

  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы

  • воспитывать толерантность, чувство сострадания


Оборудование: компьютер, проектор, презентация, печатные материалы
Методы и приемы организации образовательной практической деятельности детей:

    • наглядные

    • практические

    • словесные


Методические приемы:

  • создание и решение проблемной ситуации

  • самостоятельная деятельность

  • анализ текста

  • рассматривание слайдов презентации

  • кластер (фишбоун)

  • метод ассоциаций

  • рефлексия эмоционального состояния



Предварительная работа: чтение рассказов из сборника А. Костюнина «В купели белой ночи», выполнение индивидуального задания - составление презентации фотографий Костюнина


Ход урока:

К данному уроку вы прочитали сборник известного карельского писателя.

Для того чтобы сформулировать тему нашего урока и приступить к раскрытию его содержание, давайте составим кластер - фишбоун (рыбная кость).



  1. Какие ключевые слова запишем (в голове рыбы)? (А. Костюнин «В купели белой ночи»)

  2. По ходу урока будем заполнять этот кластер и в конце сделаем вывод.


Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с карельским писателем А. Костюниным и его замечательным сборником «В купели белой ночи».
«Когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, - писал Л.Н.Толстой, - основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?»
Итак, давайте попробуем понять, что за человек Александр Викторович Костюнин.

(презентация, слайды 1-3)
Александр Викторович Костюнин родился в 1964 году в карельском селе Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу.

Образование высшее – ПетрГУ (факультеты: сельскохозяйственный и экономический).

Увлечения: рисование, литературное творчество и фотография.

Презентация фотографий Костюнина (индивидуальное задание).

Фотовыставки были организованы во всех районах Карелии (Олонец, 2000 год), Москве, Германии, Японии, Финляндии. В Финляндии вышел фотоальбом под названием «Зорко лишь сердце»

(презентация, слайды 4-5)
А.Костюнин - член Союза писателей РФ. За сборник рассказов и повестей «В купели белой ночи» автор награждён званием лауреата премии им. А.И.Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и званием лауреата премии «Облака» в номинации «Лучшая книга 2007 года» России. Памятный знак вручил С. Михалков, известный автор детских стихотворений и гимна РФ.

Народный артист СССР Вячеслав Тихонов хотел снять фильм по рассказу «Рукавичка». А.Костюнин побывал в гостях у знаменитого артиста

Работа с текстами

Отвечая на вопрос «что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь», обратимся к сборнику «В купели белой ночи».
- Какие ассоциации возникают со словом «купель»?

Купель – сосуд, в котором служители культа (священнослужители) совершают обряд крещения.(словарь Ожегова)

А вот как назвал сборник Костюнина Бояринов Владимир Георгиевич «Благодатная купель»

Обратиться к предисловию. (зачитать)
«Рукавичка»

- О чем этот рассказ?

- Почему именно этим рассказом открывается этот сборник?

(рассказ «Рукавичка», подобно камертону, задает стилистический тон последующего изложения авторских мыслей и дум. Это пронзительный, щемящий душу короткий рассказ с глубоким психологическим и нравственным подтекстом).
- Какие нравственные проблемы поднимает автор в данном рассказе?

(отношения учителей и учеников, безработица, как следствие воровство, отношения в семье, сострадание к ближнему и беззащитному)
- Какая проблема главная?

(Сострадание к ближнему)
- Давайте вспомним из какой семьи был Юрка и почему украл варежку?

(Главное в этом рассказе - это сострадание к судьбе мальчика Юрки, который рос в таких тяжёлых условиях, что даже пошёл на воровство варежки, которую никто никогда не будет носить, - до того она ему показалась красивой. А после в девяностые Юрке пришлось воровать уже чтобы выжить, но ещё и потому, что общая безысходность толкала. В рассказе это всё просто и точно описано)
- Как класс и ребята в школе отнеслись к тому, что Юрку назвали вором? (Отрывок зачитать)

- Как сложилась судьба Юрки Гурова?

- Предлагает ли автор решение этой проблемы?

- Сам автор почувствовал свою вину?

- Почему в начале и в конце рассказа автор обращается к Библии?

(на все вопросы людского жития можно найти ответы в Библии)

- Какие вопросы вы задали бы по данному рассказу?
- Как вы думаете, над чем заставляет задуматься это произведение?

(Оказаться изгоем, наверное, самое страшное. Мальчишка, ещё в детстве незаслуженно получивший клеймо "вор", повзрослев, словно решил его "оправдать". Авторитарность советской школы, равнодушие и цинизм учителей убили в юном существе всё то прекрасное и светлое, что было заложено в нём.

Но человек не всегда будет один. Когда-нибудь он обязательно найдёт людей, подобных себе, таких же обиженных и озлобленных. И тогда может случиться непоправимое.

Рассказ Костюнина заставляет о многом задуматься, задуматься о жизни.

Мы сами иногда не замечаем, как приносим боль другим людям, и не осознаём, что говорим и делаем, а понимаем тогда, когда этого человека нет, и ты не можешь просто извиниться, попросить прощения за обидные слова и поступки. Поэтому, когда говоришь и делаешь что-то, думай, не причиняешь ли ты боль кому-нибудь.


  • Какой вывод мы можем сделать по данному рассказу?

Люди не должны быть безразличны к проблемам других людей. Ведь доброта и глубокое взаимопонимание, может, и не решат всей проблемы, но сделают другого человека хоть немного счастливее.
(Работу на данном этапе урока можно организовать по группам)
«Орфей и Прима»
Излюбленные темы рассказов Александра Костюнина охотничьи. Мы знаем, как в прошлом лучшие русские писатели использовали охотничьи темы, через них открывая человека и окружающий мир, чарующую русскую природу.

В этом смысле выдается вперёд в творчестве Костюнина рассказ "Орфей и Прима"
- О чем этот рассказ?
Рассказ, принадлежащий внешне к жанру "охотничьих рассказов", неожиданно приводит к раздумьям совсем не об охоте. Гончий пёс Орфей покинул хозяина, который заставил его, уставшего, всегда служившего ему верой и правдой, за большие деньги работать "через силу" — вот простоватый вроде бы сюжет.
- Какая сцена в рассказе особенно вам запомнилась, вызвала какие-то чувства?
И кажется, будто рассказ снабжён излишними подробностями и сценами, но, подумав, согласишься: нет, пожалуй, не хороший человек этот опытный егерь, которого автор с такой симпатией описывает в первых эпизодах. Сцену, где егерь отбирает щенков у только что родившей их Примы и топит их в ведре (осенний помёт качественных гончих на даёт), невозможно читать без гнева и слёз.

Очень сильный этот охотничий рассказ "Орфей и Прима".


  • Почему после этого случая автор больше никогда не охотился с гончими?

  • Как вы понимаете последние строки этого рассказа? Со слов «С тех пор я не охотился с гончими…» и до конца.


Перескажите наиболее понравившиеся произведения из сборника.

(по ходу урока в кластер вписываются названия произведений)
- Обзор других произведений сборника

Повесть «Сплетение душ» - о супружеской и родительской любви. Жанр эпистолярный (письма, переписка), это как бы перекличка во времени двух рукописей, обнаруженных в заброшенном родительском доме: «По собственному следу» - отца и «Утка с яблоками» - матери. Бояринов Владимир Георгиевич назвал эту повесть «умной, горькой, честной, написанной кровью сердца».

Вот как заканчивается эта повесть жизни – горько и оптимистично (зачитать).
А сейчас давайте найдем нужные слова в качестве вывода по уроку и впишем (в хвост рыбы).

Варианты:

  1. Расправь крылья

  2. Лететь… попробуй Ты

  3. Звёзды не продаются

  4. Звезды светят всем одинаково



Рефлексия

Посмотрите на две фотографии, сделанные А.Костюниным.

(последний слайд):

- Какая из данных фотографий более полно передает ваши чувства, ваше настроение на уроке? Почему?

Использованные источники:

  1. А. Костюнин «В купели белой ночи»

  2. http://kostjunin.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Место жительства: Ростовская обл., г. Красный Сулин, ул. Театральная, д. 10, кВ. 17
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям...
Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ»
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям...
Место работы: мбоу «Большекокузская сош» Апастовского района Республики Татарстан
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconМеждународный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведению...
Место жительства: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 36, кв, инд. 413840
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconКонкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация:...
А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку...
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: ознакомить учащихся с произведениями Александра Костюнина о Дагестана; разобрать образ современной горянки по трём произведениям...
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconУрок внеклассного чтения по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару»
Мои данные: Тулупова Светлана Прохоровна, 29. 11. 1954, город Сибай, Республика Башкортостан, мобу гимназия
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Уроки внеклассного чтения (2 часа) по рассказам Александра Костюнина «Рукавичка», «Когда уходит детство», «Вальс под гитару» в 7...
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconДидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение
Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать...
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я решила построить урок внеклассного чтения, опираясь на содержание рассказа А. В. Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля...
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Рукавичка», автор урока Бережная П. В., учитель высшей категории моу сош№11
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconМетодические рекомендации. Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова
Портрет С. В. Михалкова, выставка книг С. В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, показ мультфильмов, просмотр...
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconМетодические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству...
Управление образования администрации муниципального района имени Лазо направляет для организации работы методические рекомендации...
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения icon1курса колледжа по специальности «Фармация» (очно-заочная форма)...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В этом году юбилей детского писателя – прозаика Виктора Драгунского, 30 ноября ему бы исполнилось 100 лет. На уроке внеклассного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск