Скачать 68.6 Kb.
|
Международный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина Методические материалы к уроку внеклассного чтения «В купели белой ночи» по творчеству карельского писателя Александра Костюнина Автор: Герасимова Светлана Владимировна, учитель литературы МКОУ «Рыпушкальская ООШ» д. Рыпушкалицы Олонецкого района Республики Карелия Урок внеклассного чтения «В купели белой ночи» по творчеству карельского писателя Александра Костюнина Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели белой ночи» Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, печатные материалы Методы и приемы организации образовательной практической деятельности детей:
Методические приемы:
Предварительная работа: чтение рассказов из сборника А. Костюнина «В купели белой ночи», выполнение индивидуального задания - составление презентации фотографий Костюнина Ход урока: К данному уроку вы прочитали сборник известного карельского писателя. Для того чтобы сформулировать тему нашего урока и приступить к раскрытию его содержание, давайте составим кластер - фишбоун (рыбная кость).
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с карельским писателем А. Костюниным и его замечательным сборником «В купели белой ночи». «Когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, - писал Л.Н.Толстой, - основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» Итак, давайте попробуем понять, что за человек Александр Викторович Костюнин. (презентация, слайды 1-3) Александр Викторович Костюнин родился в 1964 году в карельском селе Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу. Образование высшее – ПетрГУ (факультеты: сельскохозяйственный и экономический). Увлечения: рисование, литературное творчество и фотография. Презентация фотографий Костюнина (индивидуальное задание). Фотовыставки были организованы во всех районах Карелии (Олонец, 2000 год), Москве, Германии, Японии, Финляндии. В Финляндии вышел фотоальбом под названием «Зорко лишь сердце» (презентация, слайды 4-5) А.Костюнин - член Союза писателей РФ. За сборник рассказов и повестей «В купели белой ночи» автор награждён званием лауреата премии им. А.И.Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и званием лауреата премии «Облака» в номинации «Лучшая книга 2007 года» России. Памятный знак вручил С. Михалков, известный автор детских стихотворений и гимна РФ. Народный артист СССР Вячеслав Тихонов хотел снять фильм по рассказу «Рукавичка». А.Костюнин побывал в гостях у знаменитого артиста Работа с текстами Отвечая на вопрос «что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь», обратимся к сборнику «В купели белой ночи». - Какие ассоциации возникают со словом «купель»? Купель – сосуд, в котором служители культа (священнослужители) совершают обряд крещения.(словарь Ожегова) А вот как назвал сборник Костюнина Бояринов Владимир Георгиевич «Благодатная купель» Обратиться к предисловию. (зачитать) «Рукавичка» - О чем этот рассказ? - Почему именно этим рассказом открывается этот сборник? (рассказ «Рукавичка», подобно камертону, задает стилистический тон последующего изложения авторских мыслей и дум. Это пронзительный, щемящий душу короткий рассказ с глубоким психологическим и нравственным подтекстом). - Какие нравственные проблемы поднимает автор в данном рассказе? (отношения учителей и учеников, безработица, как следствие воровство, отношения в семье, сострадание к ближнему и беззащитному) - Какая проблема главная? (Сострадание к ближнему) - Давайте вспомним из какой семьи был Юрка и почему украл варежку? (Главное в этом рассказе - это сострадание к судьбе мальчика Юрки, который рос в таких тяжёлых условиях, что даже пошёл на воровство варежки, которую никто никогда не будет носить, - до того она ему показалась красивой. А после в девяностые Юрке пришлось воровать уже чтобы выжить, но ещё и потому, что общая безысходность толкала. В рассказе это всё просто и точно описано) - Как класс и ребята в школе отнеслись к тому, что Юрку назвали вором? (Отрывок зачитать) - Как сложилась судьба Юрки Гурова? - Предлагает ли автор решение этой проблемы? - Сам автор почувствовал свою вину? - Почему в начале и в конце рассказа автор обращается к Библии? (на все вопросы людского жития можно найти ответы в Библии) - Какие вопросы вы задали бы по данному рассказу? - Как вы думаете, над чем заставляет задуматься это произведение? (Оказаться изгоем, наверное, самое страшное. Мальчишка, ещё в детстве незаслуженно получивший клеймо "вор", повзрослев, словно решил его "оправдать". Авторитарность советской школы, равнодушие и цинизм учителей убили в юном существе всё то прекрасное и светлое, что было заложено в нём. Но человек не всегда будет один. Когда-нибудь он обязательно найдёт людей, подобных себе, таких же обиженных и озлобленных. И тогда может случиться непоправимое. Рассказ Костюнина заставляет о многом задуматься, задуматься о жизни. Мы сами иногда не замечаем, как приносим боль другим людям, и не осознаём, что говорим и делаем, а понимаем тогда, когда этого человека нет, и ты не можешь просто извиниться, попросить прощения за обидные слова и поступки. Поэтому, когда говоришь и делаешь что-то, думай, не причиняешь ли ты боль кому-нибудь.
Люди не должны быть безразличны к проблемам других людей. Ведь доброта и глубокое взаимопонимание, может, и не решат всей проблемы, но сделают другого человека хоть немного счастливее. (Работу на данном этапе урока можно организовать по группам) «Орфей и Прима» Излюбленные темы рассказов Александра Костюнина охотничьи. Мы знаем, как в прошлом лучшие русские писатели использовали охотничьи темы, через них открывая человека и окружающий мир, чарующую русскую природу. В этом смысле выдается вперёд в творчестве Костюнина рассказ "Орфей и Прима" - О чем этот рассказ? Рассказ, принадлежащий внешне к жанру "охотничьих рассказов", неожиданно приводит к раздумьям совсем не об охоте. Гончий пёс Орфей покинул хозяина, который заставил его, уставшего, всегда служившего ему верой и правдой, за большие деньги работать "через силу" — вот простоватый вроде бы сюжет. - Какая сцена в рассказе особенно вам запомнилась, вызвала какие-то чувства? И кажется, будто рассказ снабжён излишними подробностями и сценами, но, подумав, согласишься: нет, пожалуй, не хороший человек этот опытный егерь, которого автор с такой симпатией описывает в первых эпизодах. Сцену, где егерь отбирает щенков у только что родившей их Примы и топит их в ведре (осенний помёт качественных гончих на даёт), невозможно читать без гнева и слёз. Очень сильный этот охотничий рассказ "Орфей и Прима".
Перескажите наиболее понравившиеся произведения из сборника. (по ходу урока в кластер вписываются названия произведений) - Обзор других произведений сборника Повесть «Сплетение душ» - о супружеской и родительской любви. Жанр эпистолярный (письма, переписка), это как бы перекличка во времени двух рукописей, обнаруженных в заброшенном родительском доме: «По собственному следу» - отца и «Утка с яблоками» - матери. Бояринов Владимир Георгиевич назвал эту повесть «умной, горькой, честной, написанной кровью сердца». Вот как заканчивается эта повесть жизни – горько и оптимистично (зачитать). А сейчас давайте найдем нужные слова в качестве вывода по уроку и впишем (в хвост рыбы). Варианты:
Рефлексия Посмотрите на две фотографии, сделанные А.Костюниным. (последний слайд): - Какая из данных фотографий более полно передает ваши чувства, ваше настроение на уроке? Почему? Использованные источники:
|
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям... Место жительства: Ростовская обл., г. Красный Сулин, ул. Театральная, д. 10, кВ. 17 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Международный литературный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям писателя Александра Костюнина | ||
Международный литературный конкурс «Купель» 2012 2013 года по произведениям... Номинация: методическая разработка «Урок-беседа по повести-хронике «Сплетение душ» | Международный литературный конкурс «Купель» 2013 – 2014 года по произведениям... Место работы: мбоу «Большекокузская сош» Апастовского района Республики Татарстан | ||
Международный литературный конкурс «Купель» 2013 -2014 года по произведению... Место жительства: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, 36, кв, инд. 413840 | Конкурс «Купель» по творчеству писателя Александра Костюнина Номинация:... А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: ознакомить учащихся с произведениями Александра Костюнина о Дагестана; разобрать образ современной горянки по трём произведениям... | Урок внеклассного чтения по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару» Мои данные: Тулупова Светлана Прохоровна, 29. 11. 1954, город Сибай, Республика Башкортостан, мобу гимназия | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки внеклассного чтения (2 часа) по рассказам Александра Костюнина «Рукавичка», «Когда уходит детство», «Вальс под гитару» в 7... | Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я решила построить урок внеклассного чтения, опираясь на содержание рассказа А. В. Костюнина «Тамада» (хабары легендарного Шамиля... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Рукавичка», автор урока Бережная П. В., учитель высшей категории моу сош№11 | ||
Методические рекомендации. Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова Портрет С. В. Михалкова, выставка книг С. В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, показ мультфильмов, просмотр... | Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству... Управление образования администрации муниципального района имени Лазо направляет для организации работы методические рекомендации... | ||
1курса колледжа по специальности «Фармация» (очно-заочная форма)... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этом году юбилей детского писателя – прозаика Виктора Драгунского, 30 ноября ему бы исполнилось 100 лет. На уроке внеклассного... |