Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 73.12 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации22.01.2014
Размер73.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
«Душа обязана трудиться …»
Уроки внеклассного чтения (2 часа) по рассказам Александра Костюнина «Рукавичка», «Когда уходит детство», «Вальс под гитару» в 7 классе:
Цель: формирование стремления к нравственному и личностному самовоспитанию.
I Вступительное слово учителя.

1. В 2007 году книга Александра Костюнина «В купели белой ночи» была признана лучшей книгой года в номинации «Повести и рассказы (малая проза)» на Ежегодной Международной Литературной премии «Облака». Писателю присвоено звание лауреата премии имени А.И. Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» и звание лауреата премии имени С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга 2007 года России.
II Слово о писателе (инд. задание).

Александр Костюнин родился в Карелии в селе Паданы Медвежьегорского района в 1964 году. Живёт и работает в Петрозаводске на судостроительном заводе «Авангард». Он является председателем Совета по обороне при Председателе Совета Федерации.

Серьёзная должность, важная работа. Желание писать появилось неожиданно. После общероссийской конференции «О состоянии и мерах по повышению качества вооружения и военной техники» захотелось набросать пару тезисов. В результате появилась статья, «Своим оборонка «плечи не тянет»

После нескольких статей «технической прозы» появились рассказы «Рукавичка», «Орфей и Прима», «Офицер запаса». Рассказы тепло приняты многими читателями, оставившими многочисленные отзывы на различных сайтах, блогах, чатах.

По предложению общественной организации «Карельский конгресс» при поддержке Федерального агентства РФ по образованию, Правительств г. Москвы и Республики Карелия был организован международный литературный конкурс «Купель» по произведениям А. Костюнина, который проводится с 2008 года.
Учитель: Почему книга А.Костюнина называется «В купели белой ночи», а конкурс «купель».

Купель – сосуд, в котором служители культа совершали обряд крещения (словарь С.И.Ожегова).

(Как обряд крещения смывает с человека все грехи, так и осознание сожаление о совершённых ошибках, очищает наши души, делает нас мудрее, лучше).

В центре наших уроков рассказы «Рукавичка», «Когда уходит детство»(из повествования в рассказах «Двор на Тринадцатом») и «Вальс под гитару», объединенных школьной тематикой.

Мы только что прочитали главы из трилогии Л.Н.Толстого, в которой писатель решил проследить ход своего морального развития. Позднее познакомимся с трилогией М.Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»). Он тоже считает, что детство – начало жизненного пути. События, наполнившие его, люди, встреченные в эту пору, казалось бы, самые незначительные факты исполнены для писателя большого, высокого смысла.

Желание проанализировать прожитое, разобраться в событиях и обстоятельствах, которые оказали влияние на становление характера, присуще и Александру Костюнину.
III Анализ рассказа «Рукавичка» (I группа учащихся)

Вопросы для обсуждения.

- В какое время происходят события, описанные в рассказе? (Автор вспоминает послевоенное детство и 90-е годы прошлого века).

- Выделите главный эпизод I части рассказа, озаглавьте его и кратко перескажите.

- Какие чувства испытывают ребята, когда учительница ищет рукавичку?

Пропажа найдена. Кто взял рукавичку? Расскажите об этом мальчике.

- Можно ли назвать Юрку Гурова вором? (Можно, ведь он взял чужую вещь)

- А можно ли найти оправдание его поступку? (Можно. Ему всего лишь семь лет. Наверное, ещё не сформирована граница между «можно» и «нельзя». Наверное, ему очень хочется иной, более благополучной жизни. И эта рукавичка, годная только для куклы, символ красоты для Юрки. Жаль, что это не поняла ни учительница, ни ребята. И этот поступок, совершённый первоклассником, определил всю его дальнейшую жизнь.

- Как вы понимаете слова: «Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком?» (Он стал изгоем. Ребята издевались над ним.)

- Озаглавьте основной эпизод II части и кратко его перескажите.

- Почему Юрка Гуров не смог перенести наказание? (Душа плачет. Устыдился своих поступков).

- Почему автор считает, что Юркина судьба и для него – укор? (Осознаёт чувство ответственности за своё поведение в школе).

- Как вы понимаете библейские строки «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии? (Богу дорог каждый человек. Спасение даже одного грешника – большая радость.)
IV Анализ рассказа «Когда уходит детство» из повествования в рассказах «Двор на Тринадцатом» (II группа учащихся).

И в этом рассказе писатель искусно соединяет изображение событий, происходивших непосредственно 13 июня в день возвращения из армии Кумира двора Сергея Сикорила и свои детские воспоминания.

- Что говорит о своём дворе автор? Какие изобразительно-выразительные средства языка использует? (Олицетворение, сравнение. Дворовое братство олицетворяет счастливое детство).

- Почему эпиграфом к рассказу взята детская считалка. На какие слова падает логическое ударение? (Автор хочет понять, какими стали друзья детства. «Кто ты будешь такой?»)
Сравнительная характеристика главных героев рассказа (секвейн составлен заранее).


Кочкарь (Сергей Кочкарёв).
1. Улыбка, гитара, кумир, армия мобилизация

2. Добрый, красивый, справедливый, авиамодельный (кружок), десантные (войска)

3. «качал макуху», занимался (в кружке), мобилизовался, радовался, рухнул


Сикося (Сикорин)
1. Отец-уголовник, деньги, сарайка, грабёж, убийство

2. «конфетное дело», выгодный, наглый, «ушлый», звериный

3. «не дружился», «подваливал», «сколотил компашку», «подломил вагон с сигаретами», сидел (в колонии)




- Что объединяет таких разных людей? (Двор)

- Что принесла ребятам дружба с Сикориным? (Попали под его влияние. Воровали конфеты. Хотя и не осознавали это. Поход на склад для них приключение).

- Можно ли ребят назвать ворами? (Они совершили неоднократное хищение. В Уголовном кодексе есть статья за это преступление).

Когда их преступление раскрыто, ребята наказаны. Сикорин определён в спецшколу, Кочкарь и Гера поставлены на учёт в «детскую комнату» О младших промолчали.

- Правильно ли это? (Благородно. Они не попали в положение Юрки Гурова).

- Судьба героев после раскрытия преступления складывается по-разному. Почему? (Взрослые помогли направить «атомную энергию в мирное русло». Ребята стали все свободное время проводить в авиамодельном кружке. У Сикоси не оказалось мудрого наставника, он стал вором, потому что главное в их семье – деньги,

Вновь герои встречаются во дворе 13 июня после мобилизации из ВДВ. Кочкаря.

- Почему счастливое для автора число 13 принесло в этот день большое несчастье? (Сикосины всех судят по себе. Ради денег они готовы на всё. Страшно, что мать и сын не понимают всего ужаса своего положения. Рядом с ними опасно находится нормальным людям)
V «Вальс под гитару» (индивидуальное задание).
Рассказ «Вальс под гитару» прост, в нём нет интриги. Здесь рассказывается о мальчике, который, преодолевая все трудности (загруженность занятиями, усталость, непонимание товарищей), учится в музыкальной школе. Однажды, когда всё не ладилось, он задумал бросить музыкалку и даже написал заявление об отчислении. Но, успокоившись, он хорошо сыграл домашний этюд, заслужил похвалу строгой учительницы и поверил в себя. Теперь всё пошло по-другому. Он стал получать удовольствие от своих занятий, и всё наладилось.

На своём первом концерте он хорошо исполнил на баяне вальс «На сопках Маньчжурии». Теперь хочет поучится играть на гитаре, потому что отец его тоже играл. Он дорожит гитарой отца, «которая помнит его прикосновения», сохранил отцову песню.

Случайный попутчик, узнав о его затруднениях, подарил ему гитару. И мальчик снова радуется жизни и целеустремлённо идёт к своей цели.

Прочитав этот рассказ, я поняла, что трудностей не надо бояться. Нужно учится их преодолевать, тогда будешь сильнее, опытнее, житейски богаче.
VI Вывод.

Рассказы А. Костюнина о школе ставят серьёзные нравственные вопросы о том, каким должен быть человек и как следует относиться к людям, как воспитывать в себе лучшие человеческие качества, как противостоять тёмным силам действительности.

А начинается всё, конечно, с детских и отроческих лет…

Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Душа обязана трудиться…» (индивидуальное задание)

Международный литературный конкурс

«Купель» по произведениям А. Костюнина
Номинация:

Проза
Чтобы не было стыдно!
Базылева Юля 13 лет

Амурская область, г. Шимановск

МОБУ СОШ №1

Руководитель: Зубань Надежда Васильевна

2012 год

Чтобы не было стыдно!

На уроке литературы учительница прочитала нам рассказ Александра Костюнина «Рукавичка». Судьба Юрки Гурова потрясла всех.

Юрка не вор! Вор – это тот, кто бессовестно присваивает себе чужие вещи, не сгорая от стыда и мучении совести

Юрка взял чужое, да. Но язык не поворачивается назвать его вором. Он ребёнок! Он мальчик, ученик 1-го класса. Совсем недавно пришёл он в школу. Ещё многого не знает. Наверное, ему дома плохо объяснили, что брать чужое нельзя, даже если тебе очень нужна эта вещь. А может, и не объясняли вовсе? Ведь такие семьи, как его, называют неблагополучными. Это значит, что в них блага (т.е. добра) не получишь.

В нашем классе тоже было подобное происшествие. У учительницы на столе лежали два кубика шоколада. Когда она отошла недалеко, один мальчик взял этот кусочек и съел, пока никто не видел.

Этот любитель сладкого так и не сознался, но больше у нас ничего не пропадало. Наверное, ему было достаточно услышать, что так поступать некрасиво. Хорошо, что он избежал участи Юрки, к нему ребята относятся хорошо.

Осознал ли он свой поступок, осудила ли его совесть, можно только догадываться. Вроде, да. Но если он осознал, то где извинения?

Я думаю, что он должен испытывать стыд, как только зайдёт в магазин и увидит шоколад. И сладкий вкус шоколадки будет ему горек всю жизнь. Он сам наказал себя, ведь никто и никогда не изобретёт волшебного ластика, стирающего ошибки нашей жизни.

Жить надо так, чтобы потом не было стыдно!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск