Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой»





НазваниеМетодические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой»
страница1/4
Дата публикации11.10.2014
Размер0.56 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4



АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ИМЕНИ ЛАЗО

Хабаровского края

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ



ул. Постышева, д. 15, р. п. Переяславка, 682910

Тел./факс (8-421 54) 21 – 1 – 01

ОКПО 40915608, ОГРН 1022700778451

ИНН / КПП 2713005326 / 271301001

___24.02.2012___№___9-4/288__

На_________________________от_____________

О проведении открытых уроков по литературе, посвящённых юбилею В.Г Распутина


Руководителям общеобразовательных учреждений





Уважаемые руководители!
Управление образования администрации муниципального района имени Лазо направляет для организации работы методические рекомендации к открытому уроку по литературе.

В рамках юбилейных мероприятий, посвящённых 75-летию писателя В.Г. Распутина, в период с 01 по 15 марта 2012 года в общеобразовательных учреждениях муниципального района необходимо провести открытые уроки по литературе для старшеклассников.

Информацию о проведённых мероприятиях направить в Управление образования до 19.03.2012 года (отдел информационно-методического обеспечения).

Приложение: на 49 л. в 1 экзм.


Начальник Управления образования О.Г. Бунбунова


Шматкова Анна Геннадьевна

8 42154 21268

Методические рекомендации к

Открытому уроку по литературе по творчеству В.Г.Распутина (к 75-летию писателя)

«Прощание с Матерой»



Работа с произведением в классе зависит от многих обстоятельств, учитель может выбрать один из предлагаемых вариантов проведения дискуссии.

***

Вариант 1.

Предлагается проведение круглого стола на тему «Матера – российская Атлантида? (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»)».

При подготовке круглого стола необходимо заранее ознакомить обучающихся с темой обсуждения, а также с предлагаемыми вопросами. Технология проведения круглого стола связана с двумя обязательными требованиями. Первое требование касается обучающихся: в дискуссии должно высказаться максимальное количество участников. Второе требование касается роли ведущего, которая заключается в том, чтобы предоставить всем равные возможности, следить за временем, комментировать выступления, следить за тем, чтобы участники не уходили в сторону от поставленных вопросов. Обычно, ведущий заявляет проблему круглого стола и передает слово каждому из участников, в конце круглого стола ведущий (или ведущие) должен подвести итоги и сформулировать основные выводы.

К концу занятия ученики должны уметь:

  • Определить основную идею повести «Прощание с Матерой».

  • Связать представление о теме и идее произведения с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен, определяемых научно-техническим прогрессом.

  • Охарактеризовать отношение к затоплению Матеры представителями трех поколений семьи Пинигиных (Дарья, Павел, Андрей).

  • Выразить свое понимание значения образов-символов в повести (Листвень, Хозяин, Матера).

Ход урока - круглого стола.

Учитель (ведущий) комментирует формулировку темы дискуссии «Матера – российская Атлантида?», призывает к обсуждению главного вопроса через последовательное осмысление предложенных заранее вопросов и заданий. Обучающиеся, заранее разделенные на группы и подготовленные к рассуждению по каждому конкретному вопросу (1- 4 вопросы и задания), освещают свое понимание конкретного фрагмента. Пятый вопрос о понимании финала произведения обращен ко всему классу: обучающиеся высказывают личное мнение. Шестое задание - сформулируйте свое понимание идеи повести – дается как групповое задание. После короткого обсуждения представители каждой группы дают краткие формулировки идеи произведения, которые желательно записать в тетради.

Примерные вопросы и задания к уроку.

1. Почему, на ваш взгляд, В.Распутин написал повесть «Прощание с Матерой»? Как связано это произведение с реальной жизнью в Сибири?

2. Как описываются в повести остров Матера и его жители? Кто более запомнился и почему? Дайте характеристику членам семьи Пинигиных, подругам Дарьи, Богодулу, Петрухе и другим жителям Матеры.

3. Кому противостоят жители Матеры в своем стремлении достойно проститься с родиной? Охарактеризуйте действия и образ жизни «пожогщиков» и «обсевков». Каково отношение к ним автора?

4. Прочитайте фрагменты текста, в которых говорится о подготовке Дарьей своей избы к уничтожению. Каковы мотивы поведения Дарьи? Чье поведение по отношению к родному дому противопоставляется поведению Дарьи? Как оценивает автор разные типы отношения к дому? В чем это выражается?

5. Как вы понимаете финал произведения? Как в финале выявляется авторская позиция по отношению к изображаемому?

6. Сформулируйте свое понимание идеи повести.

Домашнее задание: напишите эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матера?»; «Как я понимаю традицию»; «Символы вечности в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»; «Дарья и Андрей – два звена одной цепи».

***

Вариант 2 (2 часа - для класса с углубленным изучением литературы).

Предлагается проведение диспута (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами), на тему «Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка?».

Диспут – лат. «рассуждать, спорить». Технология проведения диспута: диспут предваряет вводное выступление, которое ставит проблему или же показывает определенный взгляд на проблему, а в дальнейшем обсуждается само выступление, а через него (опосредованно) и проблема. В школьном преподавании диспут можно открыть после коротких выступлений обучающихся, которые получили задание подготовиться заранее. В процессе диспута необходимо соблюдать правило: участники должны относиться и обращаться не к самим выступающим, а к изложенной информации (их сообщениям).

Ход урока-диспута.

Поэтому в начале урока заслушиваются два сообщения: «Повесть «Прощание с Матерой» на перекрестке мнений» и «Образная система повести. Эволюция героев. Дарья и ее подруги». В первом сообщении обобщаются критические представления о повести. Во втором – дается развернутая характеристика образной системы по следующему плану:

1. Три поколения семьи Пинигиных в их отношении к происходящим событиям.

2. Архетипы в повести. Взаимовлияние художественных образов в повести: Дарья – Листвень, Богодул – Хозяин.

3. Поиск истины: Дарья и Павел в начале и конце повести.

Таким образом, обучающиеся знакомятся с разнообразием мнений критиков о повести, систематизируют свои представления об образной системе повести. Содержание сообщений позволяет сформулировать вопрос, определяющий дальнейшую работу в классе: «Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка?».

Итоговые рассуждения по вопросу будут включать мысли о независимости развития истории от отдельной человеческой воли, об осознанности автором собственной позиции относительно происходящих на его родине перемен. Прежде всего – о необходимости исполнения людьми своего долга перед родной землей, перед предками и потомками, перед самими собой, о силе правды и памяти, о трагизме миропонимания автора. Наконец, о потребности и способности Валентина Распутина попрощаться с родной землей, родной рекой от имени всех, кто пережил трагедию затопления.

К концу занятий ученики должны уметь:

  • Сформулировать свое понимание проблем, поднятых в повести, ее идеи, выразить свое отношение к ним.

  • Характеризовать образы персонажей, определить систему персонажей в соотношении с основным конфликтом повести (жители Матеры – пожогщики; Дарья – «обсевки»; Дарья – Павел – Андрей).

  • Выявить основные архетипы повести, охарактеризовать их, объяснить природу их существования в повести.

  • Объяснить публицистичность как выражение авторского сознания в повести.

может направляться с использованием следующих вопросов.

Дискуссия по главному проблемному вопросу урока - Конец существования Матеры – историческая неизбежность или человеческая ошибка? - может выстраиваться в ответах на вопросы:

1. Как долго существует деревня Матера? Как автор характеризует остров Матеру? Какое время изображается в повести? Как автор передает ощущение времени перед затоплением? (пространство и время в повести).

2. Кто и как осуществляет подготовку острова к затоплению? Каково отношение жителей Матеры к пожогщикам? Куда должны уехать жители деревни? Почему новый поселок менее пригоден для жилья, чем старая деревня?

3. Можно ли считать В.Распутина противником прогресса?

4. Какова сверхзадача автора произведения? Почему и ради чего им написана повесть?

5. Можно ли говорить о стремлении автора создать определенное общественное мнение относительно поднимаемых им проблем? В чем выразилась публицистическая основа повести? Какие идеи выражены публицистическим стилем?

6. Чем стала повесть «Прощание с Матерой» для каждого из вас лично?
Приложение 1

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconУрок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconУрок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни»
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В....
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconАвтором каких произведений является Валентин Распутин?
Без чего материнцы не могли представить свою деревню (повесть Валентина Распутина "Прощание с Матерой")?
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта использования гуманно-личностной технологии на уроках литературы конспект урока в 10 классе по повети Распутина «Прощание...
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconПоложение о проведении регионального этапа Всероссийского конкурса...
Летию со дня рождения писателя, философа А. Н. Радищева, 200-летию со дня рождения поэта М. Ю. Лермонтова, 110-летию со дня рождения...
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconПлан работы Муниципального образования «Птичнинское сельское поселение» на март 2012 года
Выставка – портрет «Писатель выставки сибиряк» к 75 летию писателя Валентина Распутина
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее»
Художественная проза о трагедии людей, населяющих берега Ангары («Прощание с Матерой»)
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconВнеклассное мероприятие к 140-летию курорта «Белокуриха»
...
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconМеждународный конкурс «Купель» 2012 – 2013 года по произведениям...
Цель: знакомство с основными фактами биографии карельского писателя А. Костюнина и его произведениями, входящими в сборник «В купели...
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Прощание с Матёрой» запись песни Ю. Антонова "Крыша дома твоего" и песни "Родительский дом"
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconПрограмма по литературе (экстернат) Содержание учебного курса
Темы сочинений даны в конце программы. Вам необходимо выбрать одну тему по творчеству каждого писателя
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconМетодические рекомендации. Урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова
Портрет С. В. Михалкова, выставка книг С. В. Михалкова, выставка иллюстраций к произведениям писателя, показ мультфильмов, просмотр...
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconК 120-летию со дня рождения методические рекомендации
Диалог культур и времени. О. Э. Мандельштам : Методические рекомендации / Липец. Оунб; науч метод отдел; сост. Е. М. Огнева; ред...
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconМетодические разработки работников мбоу спортивный лицей №82 Непогодина...
Методическое пособие по литературе «Воспитание интереса к предмету (литературе) на основе внеклассных мероприятий» (5-8 кл)
Методические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству В. Г. Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой» iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск