Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы





Скачать 433.65 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы
страница1/5
Дата публикации20.11.2014
Размер433.65 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Методические рекомендации по подготовке и проведению

в образовательных учреждениях Оренбургской области

мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы

Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании, подготовке и проведении в 2013-2014 учебном году мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы.

Адресованы специалистам муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующим вопросы воспитания; заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

В связи с 70-летием победы в Курской битве рекомендуем в образовательных учреждениях Оренбуржья в план воспитательной работы на 2013-2014 учебный год включить мероприятия, посвященные этой дате.

С первоначальной справочной информацией о Курской битве, командующих, об оценке планов и силах сторон, роли разведки, о ходе оборонительных и наступательных операций, итогах битвы, потерях и перечень литературы рекомендуем ознакомиться в Интернет-ресурсах «Курская битва – Википедия».

Материалы в помощь педагогу

70-летие разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве – важнейшее событие в жизни не только России, но и всего прогрессивного человечества. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства.

12 июля 2013 года исполнилось 70 лет со дня Победы советских войск над фашизмом в Курской битве. В героическом прошлом осталось лето 1943 года, когда после поражения в битвах под Москвой и на Волге гитлеровцы намеревались взять реванш в летнем наступлении. Начать его они решили окружением и уничтожением советских войск в районе Курска, фронт которых глубоко вдавался в расположение немецко-фашистских войск и получил название «Курская дуга».

В боевые действия было вовлечено более двух миллионов человек, применено 6 тыс. танков, около 30 тыс. орудий и минометов, до 4 тыс. боевых самолетов. Здесь развернулись невиданные до тех пор танковые и воздушные сражения. Военная история не знала столь массового применения бронетанковой техники. Вот почему Курскую битву по праву называют величайшим танковым сражением Второй мировой войны.

В советской и российской историографии принято разделять сражение на 3 части: Курскую оборонительную операцию (512 июля), Орловскую (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (323 августа) наступательные операции. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла операция «Цитадель». Сражение продолжалось 49 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа, и закончилось поражением немецко-фашистских войск.


Победа советских войск в Курской битве имела огромное политическое и военное значение. После завершения битвы Красная армия перешла к наступательным операциям. Битвой под Курском завершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. За величайшее мужество и героизм свыше 100 тыс. советских воинов-участников битвы на Огненной дуге - были награждены орденами и медалями, около 180 человек стали Героями Советского Союза.

В Оренбургской области в настоящее время проживает 151 участник Курской битвы. Оренбургская делегация приглашена губернатором Курской области на праздничные мероприятия, посвященные 70-й годовщине разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. В нашей области знаменательная дата отмечена памятными мероприятиями. В адрес ветеранов направлены поздравительные открытки от губернатора области Юрия Берга, и в рамках областной программы «Защитник Отечества» выплачены единовременные денежные средства в размере 3 тысяч рублей.

Чем дальше от нас уходят страшные годы войны, тем актуальнее становится потребность говорить о ней. Эти и другие вопросы находят отражение в ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В настоящее время вопрос гражданско-патриотического воспитания населения в России является одним из ключевых, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.

В связи с этим перед современной школой поставлена задача создания ценностных ориентиров у учащихся, соответствующих современным реалиям, обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи, которые предполагают претворение теоретических предложений в конкретные дела.

В последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса гражданско-патриотического воспитания, которые требуют от педагогов высокого профессионализма.

Эффективность той или иной выбранной формы работы зависит от многих факторов: это и приобщение учащихся к организации предстоящего мероприятия, и сочетание эмоциональных и рациональных начал в подготовке мероприятии, и сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания в проведении мероприятия. Поэтому необходимо соблюдать технологию организации и проведения мероприятия, которая включает в себя:

  • определение педагогом совместно с учащимися тематики мероприятия;

  • уточнение темы и цели, выбор формы проведения;

  • определение времени и места проведения;

  • определение ключевых моментов и разработка плана его подготовки и проведения;

  • подбор соответствующего материала, наглядных пособий, музыкального оформления по теме;

  • определение участников подготовки и проведения мероприятия;

  • распределение заданий между участниками;

  • проведение мероприятия;

  • анализ и оценку результативности по подготовке и проведению мероприятия.

При планировании воспитательных мероприятий необходимо учитывать процентное усвоение информации в зависимости от выбора форм ее передачи. Чем активнее форма передачи информации, тем активнее вовлечение в этот процесс участников:

  • лекция – 5%,

  • самостоятельное чтение – 10%,

  • дидактические и видеоматериалы – 25%,

  • дискуссии и мозговой штурм – 50%,

  • ролевая игра – 70%,

  • обучение других – 90%.

Существует великое множество форм воспитательных мероприятий. Они бывают массовыми, групповыми и индивидуальными, а также:

  • словесными (собрания, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.),

  • практическими (деловые игры, экскурсии, конкурсы, вечера, праздники и т.д.),

  • наглядными (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды, наглядная агитация и т.п.).

Прежде чем перейти к выбору формы работы, необходимо рассмотреть методические условия успешного проведения мероприятия:

  • опора на справочную и историческую литературу, местный материал, включение в содержание фактов участия в войнах местных жителей, выпускников школы;

  • возможность использования семейных архивов учащихся (фотографий, писем и т.д.);

  • приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников локальных войн и других боевых действий;

  • использование социокультурных возможностей города при проведении мероприятий;

  • максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметов быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», фрагментов документальных и кинофильмов о войнах;

  • использование театрализации, разнообразных форм речевого исполнительства: монологов в стихах и прозе, парной и хоровой декламации, декламация в лицах, использование песен военных лет, хореографических зарисовок, музыкального сопровождения, что послужит своеобразным фоном для рассказа или игрового эпизода;

  • включение в мероприятия минуты памяти;

  • возложение цветов к школьным мемориальным доскам;

  • знакомство с экспозициями школьных музеев.

Дополнением к оформлению могут стать предварительно подготовленные обучающимися информационные листы, стенды, стенные газеты. В заключение можно рекомендовать такие элементы, как вручение наказа ветеранов школьникам, ответное слово ребят и вручение ветеранам сувениров и подарков, сделанных своими руками, цветов.

Результатами проведенного мероприятия могут стать публикация в газете, размещение информации на сайте школы; создание фотогазеты, фотоальбома, видеофильма, рукописного журнала из ученических работ; выставка детских рисунков и проектов.

Подводя итоги мероприятия, следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям. Одним из показателей удавшегося мероприятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, оказание помощи ветеранам войны и тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию школьниками Оренбуржья себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции.

В данных рекомендациях мы представляем некоторые формы работы, которые вы можете использовать в своей воспитательной деятельности при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Формы работы

Урок мужества, гражданственности и патриотизма – одна из распространенных и интересных форм работы. Урок мужества проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также в связи с годовщинами важных военно-исторических дат: Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России и др. На уроках мужества воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны. Уроки мужества проводятся в специальных помещениях: музеях, комнатах боевой славы, символических местах города или области. Если это учебный кабинет, то он должен быть соответствующим образом оформлен.

Линейка (торжественная церемония)ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Для проведения линейки необходимо подготовить афишу-приглашение, ведущего, выступающих, исполнителей ритуальных действий (вынос знамени, подъем государственного флага, награждение), пригласить почетных гостей. В содержание линейки могут быть включены награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение цветов, смена почетного караула и т.д. Необходимо помнить, что данная форма скоротечна, т.к. проводится при общем построении детей.

Лекторий это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы и составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 месяцев вперед. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся.

Диспут публичный спор на научную или общественно важную тему. Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

  • выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;

  • проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;

  • выбранная проблема должна допускать различные способы решения;

  • проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Диспут позволяет решать многие педагогические задачи:

  • ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях;

  • школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его;

  • дети приучаются к диалогу, т.е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы;

  • чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться;

  • уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Дискуссия специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Это форма демократического общения, которая имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения. Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. В школьных условиях дискуссии могут быть следующих видов:

Дискуссия-диспут. Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.

Прогрессивная дискуссия. Её цель групповое решение проблемы с одновременной тренировкой участников в соответствующих коммуникативных умениях и навыках.

Этот вид дискуссии состоит из 5 этапов:

  1. Зарождение идеи (участникам дается время на выдвижение идей о путях решения данной проблемы).

  2. Все предложения выписываются на доске.

  3. Обсуждается каждый предложенный вариант.

  4. Рассматриваются наиболее подходящие варианты, затем они располагаются по степени значимости, т.е. осуществляется верификация идей.

  5. Руководитель организует дискуссию, в результате которой остаются решения, получившие наибольшее количество голосов, из них и выбирается окончательное.

Подобная форма дискуссии помогает вырабатывать умение быстро и эффективно принимать групповое решение.

Дискуссия-соревнование. Все участники делятся на команды. Выбирается жюри, определяющее критерии оценивания предлагаемых решений: глубина решения, его доказательность, логичность, чёткость, адекватность поставленной цели. Согласовывается тема дискуссии и система баллов.

Вести дискуссию в данном случае может сам учитель. В конце проводится коллективное обсуждение предложенных вариантов решения проблемы или проблемной ситуации. Затем жюри объявляет результаты, комментирует их.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconМетодические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы
Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных...
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconПлан основных мероприятий по подготовке и проведению празднования...
«Круглый стол», посвящённый 70-летию Сталинградской и Курской битвам в рамках работы Белгородского военно-исторического общества
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconОтчет по планированию и проведению тематических уроков, посвященных...
Межведомственное взаимодействие в ходе подготовки и проведения тематических уроков
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курганской области, плана мероприятий Отдела образования Администрации Каргапольского района направляем Вам рекомендации по организации...
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconОтчет о проведенных тематических уроках, посвященных 70-летию Курской...
Великой Отечественной войны, показать связь нашего героического прошлого с современностью, осмыслить роль нашей страны в мире в годы...
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconОтчет о проведенных тематических уроках, посвященных 70-летию Курской битвы в мбоу сош №20

Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconОтчет о проведении уроков, посвященных 70-летию Курской битвы в мбоу «Абалачевская сош»

Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...

Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План культурно-массовых мероприятий, посвященных, посвященных 70-летию Сталинградской битвы
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению празднования...

Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconК 70-летию курской битвы!
Курской битвы, ведь Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля...
Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных учреждениях Оренбургской области мероприятий, посвященных 70-летию Курской битвы iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск