Скачать 191.1 Kb.
|
Методические рекомендации по подготовке и проведению празднования 65-летия Победы в ВОВ в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области В мае 2010 года будет отмечаться славная дата – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. В период подготовки и празднования этого знаменательного события в жизни нашего народа и всего человечества гражданско-патриотическое воспитание молодежи приобретает особую актуальность. Необходимо организовать работу так, чтобы приближающийся праздник оставил неизгладимое впечатление в сознании молодых людей, что и через шестьдесят пять, и через сто лет мы будем помнить наших дедов и отцов, их подвиг во имя Отчизны. Основными нормативно-правовыми документами, определяющими воспитательную работу с молодежью в этом направлении, являются:
Министерством образования и науки также разработан, утвержден и направлен в учреждения образования план мероприятий по празднованию 65-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Департамент образования и науки Кемеровской области к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне проводит плановые мероприятия, посвященные 65-летию Победы, среди которых областной заочный конкурс детского литературного творчества «Живая память Кузбасса», акция «Расскажи нам о войне» и др. Чрезвычайно важно, чтобы в широкомасштабную подготовку и празднование 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне включилось каждое учреждение образования. В настоящее время важнейшей целью образования является формирование у учащейся молодежи гражданской зрелости; привитие любви к своей Родине, устойчивого желания способствовать ее процветанию. Реализация поставленной цели зависит от выполнения конкретных задач гражданско-патриотического воспитания:
В период подготовки к празднованию 65-годовщины Победы в Великой Отечественной войне необходимо активизировать работу по созданию в каждом образовательном учреждении системы гражданско-патриотического воспитания, предполагающей формирование и развитие социально значимых ценностей учащейся молодежи, направляющих их личностное, социальное и профессиональное самоопределение, а именно:
Содержание гражданско - патриотического воспитания в образовательном учреждении может группироваться вокруг базовых национальных ценностей, которые определены в Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России:
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
В плане учреждения образования по подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне важно обеспечить реализацию комплексно - деятельного подхода к гражданско - патриотическому воспитанию во всех видах деятельности школьников: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно-полезной. Программы по гражданскому и патриотическому воспитанию и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию. Учебная деятельность формирует когнитивный компонент российской идентичности, поэтому опора на воспитательный потенциал учебных дисциплин является педагогически значимой при подготовке к празднованию 65-ой годовщины. Героические примеры отечественной истории должны стать прочной основой гражданско-патриотического воспитания молодежи, особенно при преподавании историко-общественных дисциплин. Содержание исторического образования - проблема огромной важности. Знание истории своей страны предполагает формирование у подрастающего поколения высших духовных и социально значимых ценностей и таких качеств, как патриотизм, долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Мероприятия внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, коллективные творческие дела и т. д.) должны организоваться образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и обучающиеся, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т. д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности обучающегося. Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение при реализации программ гражданско-патриотической направленности. Формы работы с учащимися могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали воспитанию гордости за историю своего города, села, региона, страны и ее знаменитых людей. Несомненно, следует, руководствоваться уровнем развития детей, их возрастным особенностям. Так, например, для обучающихся I ступени обучения можно выделить:
В начальной школе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Так, например, для учащихся 1-4 классов в рамках учебных предметов и дисциплин могут проводиться ”уроки мужества“, тематические конкурсы, викторины, беседы. Тематика данных мероприятий может быть различна, например: ”Героев знать, на них держать равнение“, ”Детство, опаленное войной“ ”С чего начинается память о войне“, ”Далекой войны солдат“; викторина ”Знаешь ли ты о юных героях Великой Отечественной войны?“. Для детей 7-9 лет интерес вызывают заочные путешествия: ”Дорогами войны“, ”Перелистывая страницы истории“, ”Там, где была война“, ”Искусство, опаленное войной“. Актуальным будет и проведение интегрированных уроков, тематических недель, декад, месячников, которые дадут возможность многостороннего обсуждения с учащимися событий и последствий Великой Отечественной войны. Особое место в организации воспитательной и учебной работы с учащимися 5-11 классов необходимо отвести проведению акций «Герой живет рядом», операций «Открытка ветерану», конкурсов поэтов и чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна»; конкурсов рисунков и плакатов «Мир глазами детей», «Помнить больно – забыть нельзя», «Великой Победе – 65!»; подготовки исследовательских проектов: «История семьи – история России», «Память, которой не будет конца», «Помни имя свое», встречам с ветеранами: «Гордимся славою отцов», «Спасибо деду за Победу». В основной школе выбор надлежит отдавать комплексу познавательных и практических заданий и исследовательских работ «Вспомним всех поименно», «Если б не было войны; подготовке и написанию сочинений, рефератов и эссе по истории Великой Отечественной войны, созданию учебных кейсов на военно-патриотическую тематику. Актуальным будет проведение интегрированных уроков, тематических недель, декад истории Победы, которые дают возможность «сквозного» и многостороннего обсуждения с учащимися событий и итогов Великой Отечественной войны. В рамках изучения учебных дисциплин могут проводиться «уроки мужества» с участием представителей государственных органов власти и ветеранов, военнослужащих Вооруженных Сил России. С целью формирования гражданского отношения к Отечеству, рекомендуется проведение «Масштабных дней призывника», желательна организация писем в воинскую часть выпускникам школы; писем матерям, чьи дети не вернулись из армии, выполняя свой долг; писем солдатам подводной лодки «Кузбасс» и Кремлевского полка. В старшей школе лучше избрать поисково-исследовательской метод и социально - деятельностную практику, дискуссионные и лекционные мероприятия по тематике Великой Отечественной войны, информационные часы, диспуты, устные журналы, пресс-конференции, тематические лекции, написание исследовательских работ ”Вспомним их поименно…“, «Поклонимся великим тем годам» и др. В процессе работы учащиеся должны уметь находить требуемую информацию в различных источниках, интерпретировать и систематизировать ее, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы. Важно научить учащихся отличать факты от мнений, субъективную информацию от объективной, достоверное от сомнительного; распознавать основные приемы, используемые при фальсификации истории: необоснованные обобщения, превращение отдельных фактов в тенденции; замалчивание важных событий, выдача следствий тех или иных событий за их причины и наоборот; культивирование распространенных стереотипов и штампов; выдача гипотез и легенд за достоверные факты; смешивание фактов и мнений. В приведенных видах деятельности школьников целесообразно:
Педагогически значимую роль при подготовке к празднованию 65-летия Победы играют школьные музеи. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, воспитательным центром, развивающим сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Работа школьных музеев тесно связана с краеведческой деятельностью. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении важнейших периодов истории России, ее героического прошлого. Для повышения эффективности просветительской деятельности предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в музее, и использовать музейные материалы в соответствии с учебной программой, и работой над исследовательскими проектами по истории. Музей только тогда себя оправдывает, когда он становится организатором историко-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музея в организации мероприятий гражданско-патриотической направленности: экскурсий и походов по местам боевой славы «Летопись Великой Отечественной войны»; проведении дней и месячников защитника Отечества; встреч с ветеранами; организации и проведении "Вахт памяти", поисковых мероприятий, конкурсов творческих работ, военно-спортивных игр и т.д. Важная роль в подготовке к празднованию Победы отводиться школьным библиотекам. Библиотеки систематически и целенаправленно работают по формированию патриотического сознания подрастающего поколения, способствуют воспитанию готовности к выполнению патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Задача библиотек не только сохранить, но и передать молодому поколению россиян то богатство, которое определяется как “историческое наследие”, научить дорожить им. Формирование у преподавателей и обучающихся любви к Отечеству, своей истории, личной ответственности за происходящее вокруг – одно из приоритетных направлений работы школьных библиотек. В систему работы школьных библиотек должны быть включены темы защиты Родины, Великой Победы. Одной их основных форм работы школьной библиотеки может стать проведение дней воинской славы России. Федеральный закон установил дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в Истории Отечества, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни государства и общества. Такие мероприятия раскрывают героизм, мужество воинов России, показывают примеры трудового подвига народа. Они знакомят учащихся с историческими событиями, как страны, так и своего региона и оказывают значительное влияние на воспитание патриотических чувств. Девиз к проведению мероприятий по ознакомлению обучающихся с Днями воинской славы и памятных дат России может быть следующим: «История России богата знаменательными событиями. Во все героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства». Рекомендуемая тематика Дней воинской славы (победные дни) России: 27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944г.) 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.) 23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками в Германии (1918 г.) – День защитника Отечества; 18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.) 9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов (1945 г.) 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра Первого и над шведами в полтавском сражении (1709 г.) 9 августа – День первой в российской истории победы русского флота под командованием Петра первого над шведами у мыса Гангут (1714 г.) 23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943г.) 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием .И. Кутузова с французской армией (1812 г.) 11 сентября - /День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.) 21 сентября – день победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.) 4 ноября – День народного единства. 7 ноября – День проведения военного парада на Красной площади в г. Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 г.). Яркими и неповторимыми формами работы являются встречи ветеранов и молодежи. При организации работы образовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо активно привлекать различные общественные организации, являющимися субъектами гражданской деятельности. Среди них:
Совместно с этими организациями можно провести книжные и фотовыставки «Герои Советского Союза и России», «Материалы о Великой Отечественной войне: 65-летие Великой Победы», «Дети-герои» и др., торжественное получение паспортов, проводы в армию выпускников школ, организацию акции «Посылка солдату», «Дни воинской славы», вечера – встречи молодежи с представителями армейских служб, ветеранами войн и т.п. Важным направлением в подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне является организация туристско-краеведческой и поисковой деятельности. В учреждениях образования она должна осуществляться через функционирование патриотических клубов и объединений «Поиск», «Патриот», «Следопыт» и др., участие в туристических слетах, в походах по местам боевой славы, во главе с педагогами, представителями воинских частей, родителями. В походах по местам боевой славы необходимо предусмотреть изучение истории родного края, боевых подвигов народа, посещение мест бывших сражений, сбор сведений о своих земляках, которые прославились, защищая Родину, участие в сборе материалов о военнослужащих, оказавшихся в плену, пропавших без вести, пополнение экспозиций музеев учреждений образования, уход за братскими могилами, встречающимися в походах. Забота о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны всегда была первоочередной задачей государства. Но проявление внимания и участия в делах людей, прошедших войну, должны стать обязанностью не только государства, но и каждого гражданина нашей страны. Необходимо уделять должное внимание развитию тимуровского движения учащихся, проведению благотворительных и трудовых акций, направленных на целенаправленную помощь семьям, пострадавшим в годы Великой Отечественной войны. Тимуровские отряды должны оказывать помощь ветеранам войны и труда в заготовке топлива, обработке приусадебных участков, уборке квартир, заготовке овощей на зимний период, в ведении хозяйства. Забота об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла и семьях погибших военнослужащих должна проявляться также через шефство учащихся над местными домами престарелых, организацию для ветеранов концертов, изготовление для них сувениров, поздравление с памятными и юбилейными датами. Ветеранов войны с каждым годом становится все меньше. В целях увековечения и пропаганды героических подвигов народа в Великой Отечественной войне учреждениям образования рекомендуется продолжить работу обучающихся и педагогов школ над созданием сборника воспоминаний ветеранов и их близких. Подобная работа - возможность еще раз подчеркнуть искреннее уважение учащейся молодежи к боевым и трудовым заслугам ветеранов, своеобразный памятник им, прошедшим трудными и долгими дорогами войны. Память о Холокосте. Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Холокост - от Holocaust, что по-гречески значит ”всесожжение“ - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе. Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, это была попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов: евреи были объявлены ”антирасой“, ”недочеловеками“. Это событие отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр. Учащиеся должны знать и названия мест, которые стали символами трагедии еврейского народа: Минское гетто, Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинку, Понары, Майданек, Освенцим и др. Для усвоения важности уроков Холокоста, в ходе поисковой и краеведческой работы целесообразно обратить внимание на исследование тем: «Праведники народов Мир», «Холокост. История и современность», «Холокост и история семьи». Воспитательная работа по данному направлению поможет лучше понять реалии сегодняшнего дня, научит терпимее относиться к различиям между людьми разных национальностей, рас и цвета кожи. Интерес и внимание учащихся учреждений образования к теме Холокоста будет способствовать воспитанию у подрастающего поколения гражданско-патриотических чувств, ненависти к насилию, геноциду и стремлению не допустить повторения Холокоста. Большое внимание при подготовке к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне необходимо уделить проведению торжественных мероприятий. Рекомендуется организовать в образовательных учреждениях широкомасштабное празднование Дня Победы (9 Мая). Торжественность обстановки и серьезный, деловой тон, организационная четкость проведения - необходимые условия результативности данных мероприятий. При организации торжественного празднования необходимо сделать акцент на интернациональный аспект Победы. Победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся против фашизма. С этой целью рекомендуется создание фотовыставки «Города-герои», «Помнит мир спасенный», организовать вечер-встречу с участниками войны, тружениками тыла и бывшими узниками концлагерей. Целесообразно при проведении торжественных мероприятий в учреждениях образования использовать государственную символику, атрибуты, ритуалы в соответствии с письмами Министерства образования РФ «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» и «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации». При проведении праздников, посвященных Дню Победы, как правило, необходимо предусмотреть торжественную часть (поздравление с праздником, встречу с ветеранами, подведение итогов предыдущей работы) и художественную (открытие новой экспозиции в музее учебного заведения, проведение праздничного концерта и др.). В дни торжеств предлагается продолжать традицию несения Вахты у Поста № 1 у Вечного огня. Общероссийское движение Постов Памяти ведет свою историю с 1965 (гг. Волгоград (первая веха), Новокузнецк, Новороссийск, Брянск, Пятигорск и др.). Пост у Вечного огня – важное направление в работе взрослых по приобщению детей и молодежи к героике прошлого и настоящего, воспитанию юной смены защитников Отечества, школа гражданственности и зрелости, формирования таких нравственных качеств как мужество, доброта, милосердие, это яркая форма работы с подростками, которая оказывает большое эмоциональное воздействие на школьников. В помощь организаторам торжественных мероприятий на сайте КРИПКиПРО в разделе «65-лет Победы в Великой Отечественной войне» будут размещены разработки уроков, сценарии праздников и других мероприятий, подготовленные педагогами школ Кемеровской области на областной конкурс, посвященный формированию гражданственности и сохранению исторической памяти народа в свете 65-летия со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Каждому учреждению образования важно заблаговременно принять активное участие в проведении Всероссийских мероприятий и акций, инициированных Министерством образования и науки Российской Федерации. |
Методические рекомендации по подготовке и проведению празднования 69-летия Победы в ВОВ В настоящее время важнейшей целью образования является формирование у подрастающего поколения гражданской зрелости; привитие любви... | План работы по подготовке празднования 65-летия победы в великой отечественной войне Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению празднования 250-летия основания г. Моздока Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | Состав комиссии кгту им. А. Н. Туполева по подготовке и проведению... | ||
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию... Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы... | Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока... Ской Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением... | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования | Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... | ||
План мероприятий по подготовке и проведению празднования 20-летия... План мероприятий по подготовке и проведению празднования 20-летия Конституции Российской Федерации | План мероприятий по подготовке и проведению празднования в Шумерлинском... Улучшение социально-экономических условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и военной службы | ||
Распоряжени е В соответствии с распоряжением правительства Свердловской области от 7 декабря 2011года №2170-рп «Об утверждении плана основных мероприятий... | Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного... Методические рекомендации по подготовке единого классного часа, приуроченного к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной... | Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных... Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,... |