Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель





НазваниеМетодические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель
страница1/7
Дата публикации03.01.2015
Размер0.79 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7



Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Кафедра проблем воспитания и дополнительного образования


Подготовка и проведение

занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области

(Методические рекомендации)


Автор-составитель:

Шевцова Маргарита Михайловна,

методист, старший преподаватель

кафедры проблем воспитания и

дополнительного образования


Кемерово 2012

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области.
Автор-составитель: Маргарита Михайловна Шевцова, методист, старший преподаватель кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО – руководитель регионального методического объединения педагогов дополнительного образования Кемеровской области.
В методических рекомендациях использованы методические материалы члена регионального методического объединения педагогов дополнительного образования Кемеровской области: Цибизовой Елены Борисовны, доцента кафедры начального и дополнительного образования МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка.
Кемерово, 2012. – 56 с.


Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования.

В рекомендациях представлены информационно-методические материалы по организации и проведению занятий, уроков семьи и семейных ценностей с детьми дошкольного и школьного возраста, включающие информационно-методические материалы по составлению семейного герба, генеалогического древа и исторического родословия семьи, обозначены основные формы работы с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений и обучающимися школьного возраста.

Рекомендации могут быть использованы при подготовке и проведении занятий и уроков семьи и семейных ценностей в образовательных учреждениях с детьми дошкольного и школьного возраста.

Содержание
Введение……………………………………………………………………….. 4

  1. Информационно-методические материалы по организации и

проведению занятий семьи и семейных ценностей с детьми

дошкольного возраста и их родителями………………………………….. 9

  1. Информационно-методические материалы «Как создать герб и

флаг своей семьи» с детьми дошкольного и школьного возраста…… 19

  1. Информационно-методические материалы «Составление

генеалогического древа и исторического родословия с детьми

дошкольного и школьного возраста»…………………………………….. 22

  1. Информационно-методические материалы по организации и

проведению уроков семьи и семейных ценностей с детьми школьного возраста……………………………………………………………………….. 31

Список литературы………………………………………………………….. 47
Приложения…………………………………………………………………… 49

Приложение 1 Задания к занятию по теме «7 х Я = Семья» для

обучающихся 1-х классов (дидактический материал)…………………… 49

Приложение 2 Тексты мини-сочинений к занятию по теме

«7 х Я = Семья» обучающихся 1-х классов (дидактический материал)……………………………………………………………………………. 50

Приложение 3 Методика «Моя семья» (для учащихся 4-11 классов)….. 51

Приложение 4 Анкетный материал для учащихся………………………. 54

Введение
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению к друг другу.

Семья как социальный институт выполняет ряд функций. Среди разнообразных функций семьи (репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая (экономическая), первичной социализации личности, оздоровительная, досугово-творческая, рекреативная или психотерапевтическая и др.) важное место занимает функция воспитания.

Воспитательная функция семьи заключается в духовном воспроизводстве населения. На всех возрастных этапах становления и развития личности семья является ведущим фактором воспитания и взрослых и детей.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. А в современных условиях в силу целого ряда причин семья становится одним из основных объектов внимания общества. Это объясняется тем, что все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действии в интересах детей на 2012 - 2017 годы» приоритетом объявлена семья и семейные ценности. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиции как основы основ российского общества, и государства.

Не случайно, сегодня в обществе деятельность социальных структур определяется приоритетами государственной политики и направлена на построение «образа семьи». «Образ семьи» - это отражение знаний о семье в сознании ребенка и то, что ребенок  видит на примере собственной семьи. Первичное формирование этого образа происходит во взаимоотношениях в собственной семье, в реализации особенностей межличностных отношений, семейных ценностей, традиций, в участии в семейных праздниках, участии в совместной трудовой деятельности и т.д.

В связи с этим в преддверии начала нового учебного года 1 сентября 2012 года в учреждениях дошкольного и общего образования Кемеровской области пройдут занятия и уроки семьи и семейных ценностей.

Урок – это не только основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. И не только учебная работа, заданная школьнику на дом, как отмечено в словаре русского языка С. И. Ожегова. Урок – это нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего [10]. А одним из определений Д. Н. Ушакова в толковом словаре русского языка является следующее понимание: урок – это еще учебный час (или иной период времени), посвященный отдельному предмету или проблеме (в школе или в домашнем обучении) и еще урок – это поучение, нравоучение, наставление. Вывод, следствие из чего-нибудь, могущие служить руководством на будущее время [13].

Таким образом, урок семьи – это учебный час (или иной период времени), посвященный проблеме формирования семейных ценностей у обучающихся.

Важнейшая цель первого урока семьи – воспитательная. Основные задачи его в рамках достижения поставленной цели следующие:

  • возвышать роль семьи, ее статус в нашем обществе;

  • укреплять у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;

  • усиливать желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых.

Предлагаемые рекомендации призваны помочь педагогическим работникам провести занятия и уроки семьи и семейных ценностей с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, учащихся образовательных учреждений, их возрастных особенностей и специфики воспитания и обучения на ступени дошкольного образования, начальной, основной и старшей школах.

В дошкольном возрасте важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности ребенка. Мы не ставим своей целью перечислять все эти особенности, а лишь напомним, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. В связи с этим, учет возрастных особенностей детей данного возраста требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Также необходимо помнить, о том, что большую часть времени дошкольник проводит не только в играх, но и в слушании сказок, занятиях рисованием, лепкой, конструированием. Значительное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность. Выбирая те или иные формы работы, педагогу необходимо ориентироваться на все выше перечисленное.

С детьми дошкольного возраста можно уже начинать работу по составлению генеалогического древа и герба своей семьи. Так как семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Основная цель при проведении занятий семьи и семейных ценностей с дошкольниками: формирование у ребенка полноценного «образа семьи» совместными усилиями семьи и детского сада.

Примерный перечень возможных форм по формированию у дошкольников интереса к своей семье, воспитанию любви и бережного отношения к членам своей семьи представлены ниже.

В начальной школе (1 - 4 классы) происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка. Поэтому основой для организации и проведения уроков семьи и семейных ценностей должен стать личностно – ориентированный подход. С другой стороны, у ребят этого возраста доминирует эмоционально – чувственное отношение к миру. Через слово и образ в детском сознании закрепляются важные ценностные ориентиры. Поэтому приоритетными формами проведения таких уроков могут стать рассказ, беседа, конкурсы рисунков и фотографий «Моя семья», игра – путешествие, создание совместных с родителями мультимедийных презентаций «Почитай мне папа книжку!» и др.

В основной школе (5-9 классы) урок семьи и семейных ценностей может в более полной мере, чем в начальной школе, решать задачи познавательного характера. Учащимся данного возраста будет интересно обратиться к семейной истории при составлении генеалогического древа и исторического родословия своей семьи.

Приоритетными формами проведения уроков семьи на данном возрастном этапе могут стать сюжетно-ролевые игры, беседы: «Традиции почитания старших у разных народов»; дискуссии: «Как построить взаимоотношения с «трудными родителями»; диспуты, вечера вопросов и ответов, конкурсы рисунков и фотографий: «История одной фотографии», «Загляни в семейный альбом»; викторины; просмотры видефильмов и видеофрагментов с их последующим обсуждением и др.

В старших классах (10-11 классы) можно в большей степени уделять внимание обсуждению вопросам проблемного характера и поисково-исследовательской деятельности учащихся. Важно помнить, что старший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания ценностного отношения к семье, которое включает в себя определенные знания о ценностях семьи, личностную заинтересованность в создании семейных отношений, стремление к идеалу поведения, проявляющего это ценностное отношение. В этом возрасте у учащихся появляется чувство «взрослости», происходят качественные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее; усвоенные в более ранние периоды привычки и установки, отношения к окружающим явлениям и людям постепенно складываются в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение; ярко выражена эмоциональная впечатлительность; более богатый, чем у подростков жизненный опыт – все это создает благоприятную основу для развития высокого уровня ценностного отношения к семье.

В частности, с помощью учителя школьники могут анализировать особенности семейных взаимоотношений, учиться находить пути выхода из конфликтных семейных ситуаций, вырабатывать собственную тактику принятия решений; развивать у себя навыки семейной дипломатии, умения убеждать собеседника, осмысливая своё мнение в ходе дискуссий. Благодаря чему у учащихся формируется активная позиция по данной проблеме, воспитывается (возникает) стремление создать в будущем духовно и физически здоровую семью. Поэтому приоритетными формами проведения уроков семьи и семейных ценностей могут стать философские круглые столы: «Семья и общество», «Моя семья – опора нации», «Семья – остров милосердия»; дискуссии: «Нравственные основы любви, семьи и брака», «Миссия семьи»; лектории семейных знаний, диспуты: «Трудные родители или трудные дети?», «Отцы и дети»; конкурсы и викторины, просмотры видеофильмов, видеофрагментов с их последующим обсуждением и др.

Примерные формы и тематика мероприятий, планы-конспекты занятия и мероприятия с детьми школьного возраста, представлены ниже.

Обращаем внимание педагогов, что для проведения урока семьи и семейных ценностей с детьми любого школьного возраста необходимо учитывать следующие методические аспекты, а именно:

  • осуществлять совместную работу классного руководителя и учащихся по подготовке первого урока, ориентировать школьников на творческий поиск активных форм проведения урока;

  • приглашать и привлекать родителей к организации и проведению первого урока;

  • использовать различные социокультурные возможности семьи (семейные фотографии; видеоматериалы и т.д.);

  • максимально возможно использовать наглядный, занимательный и игровой материал; литературные источники;

  • обращаться к творческим работам учащихся: их рисункам, сочинениям, докладам, эссе, интернет-проектам и др.;

  • осуществлять опору на имеющиеся положительные результаты проведенной диагностики по проблемам родительско-детских отношений в семье;

  • соблюдать корректность педагога в процессе ведения занятия в силу разного состава семей (возможного отсутствия одного из родителей в семье и т.д.).

При этом проведение урока семьи и семейных ценностей может включать в себя следующие этапы:

I. Подготовительный этап.

Чтобы урок стал ярким событием в жизни класса, необходимо сделать его приближение ожидаемым. С этой целью можно использовать следующие средства:

  • Реклама – задача привлечь внимание, вызвать интерес. Виды рекламы: плоскостная (афиша, объявление), объемная (шар, дом и др.), театрализованная (её носители глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов), почтовые отправления (телеграммы, письма и др.);

  • Приглашение. Среди необычных форм пригласительных билетов: билеты-эмблемы (с эмблемой Года семьи);

  • Репетиционные приготовления.

  • Секретные переговоры классного руководителя с родителями и учащимися в отдельности по поводу сюрпризных моментов.

II. Создание психологического настроя.

Эмоциональное состояние, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала урока. Средства для достижения этой цели:

  • Оформление помещения в соответствии с темой урока (стенды с тематическими рисунками учащихся, высказывания известных мыслителей о семье, семейные фотографии, пословицы и др.).

  • Музыкальный фон. Функции музыки: быть эпиграфом (визитной карточкой к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных этапов урока).

  • Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.

  • Специально подготовленное вступительное слово ведущего.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи...
Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconПрезиденте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает...
Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей...
Новый век внес свои коррективы в восприятие, казалось бы, незыблемых основ жизни. Образ семьи, брака все больше дискредитируется...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению празднования...

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconВикторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке»
«Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей»
Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации по проведению общегородского родительское...
О проведении общегородского родительского собрания «Формирование семейных ценностей»
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации для преподавателей … 15 2 Методические...
Изучается методология формирования финансовых планов территорий, муниципальных образований. Активно используется статистический материал...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconФормирование семейных ценностей в образовательных учреждениях
В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Московской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании письма уполномоченного при Президенте Российской Федерации...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconУрок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия
Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconРаспоряжение уполномоченный по правам ребенка в ивановской области
Ивановской области «Уроков семьи и семейных ценностей», руководствуясь Положением об Уполномоченном по правам ребенка в Ивановской...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области. Автор-составитель iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск