Скачать 0.7 Mb.
|
Приложение № 1 Методические рекомендации по проведению уроков Семьи и семейных ценностей в общеобразовательных учреждениях Иркутской области В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Сознание школьников XXI века пронизано атмосферой, ценностями и символами современной, по преимуществу, массовой культуры. Новый век внес свои коррективы в восприятие, казалось бы, незыблемых основ жизни. Образ семьи, брака все больше дискредитируется молодежью, формируя легкомысленное отношение к ценностным основаниям бытия человека, которые отрабатывались веками и всегда были первостепенны и значимы. Важнейшей задачей школы становится вооружение школьников смысловыми ключами и нравственными основаниями жизнедеятельности человека, которые всегда лежали в плоскости общечеловеческих ценностей. Необходимы педагогические усилия для упорядочения и организации того хаоса впечатлений, представлений и знаний, которые обрушиваются на наших детей. Такое упорядочение становится возможным при условии актуализации ценностных, нравственно-эстетических, духовно значимых параметров жизни - представлений о Человеке, Смысле Жизни, Счастье, Свободе, Совести, Воле, Долге, Чести; на таких общих характеристиках достойной Человека жизни, как Добро, Истина, Красота. Подобно тому, как семья – начало начал в жизни каждого человека, так и первый школьный урок Семьи и семейных ценностей – побудительный импульс для нравственного осмысления жизни, формирования смысловых значений в определении субъектной картины мира, наконец, самоосмысления растущего человека. Сверхзадача учителя заключается в защите духовных ценностей человечества; привлечении внимания к родителям, предкам, прошлому рода; ценностям и традициям семьи (Любовь, Верность, Здоровье, Почитание родителей, Забота о младших и старших). Смысл урока - создать предпосылки для формирования ценностного отношения к семье как основе российского общества; понимания истинного значения семьи как важнейшего института общества; осознания значения семьи в развитии личности и общества. Цель урока - расширить представление о семье как о важнейшей человеческой ценности, естественной и основной ячейке общества; раскрыть ее значение для общества и каждого человека. Содержание урока – базовые российские ценности (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) Примерные темы для обсуждения:
Варианты представления темы:
Логика представления темы:
Ключевые понятия
Примерные методы и средства Взаимосвязь знания - чувства -поведения - важный принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития, стимулирующий их включение в опыт поведения. Рекомендуется избегать дидактизма, догматизма, механического усвоения и заучивания школьниками теоретических положений и понятий, важно инициировать духовную энергию школьника, стимулировать максимальное выражение его «я» «здесь и теперь», необходима педагогическая помощь ребенку в освоении мыслительных, рефлексивных механизмов, способствующих смыслообразованию. Побудительной основой «проживания», самоосмысления может стать эмоциональной насыщенный диалог учителя и учащихся. Урок планируется, организуется и проводится как очень тонкое психолого-педагогическое влияние, в котором педагог должен занять «скрытую педагогическую позицию». Это оказывается реальным только в том случае, когда он сам увлечен вопросами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием и участвует в совместной деятельности как один из участников коллективного размышления. Педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Рекомендуется при обсуждении такого рода информации инициировать и поддерживать внутригрупповые дискуссии, которые позволяют школьнику соотнести собственное отношение к рассматриваемому вопросу с отношениями других детей и могут способствовать коррекции этих отношений. Проблемно-ценностное общение затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей и может быть организовано в форме философских, этических бесед, дебатов, проблемно-ценностных дискуссий. Этическая беседа – это не лекция педагога по морально-нравственной проблематике. Это обращенное к детям развернутое личное высказывание учителя, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях или художественных текстах. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные варианты развития коммуникации. Выстраивание собственной позиции базируется на формулировании аргументов по степени важности для доказательства своей линии в обсуждении. Подтверждение своей позиции фактами, статистикой, цитатами известных людей. Практическая направленность общения (что важно для субъективного смыслообразования) обеспечивается использованием технологии «Студия», назначение которой - вооружение школьников умениями на основе знаний. При этом школьник обязательно ставится в субъектную позицию при помощи различных форм работы, заданий, способствующих созданию для ситуации выбора, успеха, при помощи «технологических» приемов, типа: «проекция результата», «положительное подкрепление», «оглашение мотива» и др. Самостоятельная деятельность является главным условием проведения студии. Алгоритм технологии «Студия» включает: Пролог (психологический настрой на предстоящую деятельность): обращение к группе (друзья, исследователи, мыслители и др.); обозначение темы (ее границ), цели (каким будет продукт); личностного смысла Этюд (образное представление явления) может разыгрываться, как ролевая игра, художественный образ (живопись, литература, танец и др.), факт из жизни великого человека, эпизод реальной жизни, графическое изображение, либо видео, аудиозаписи. Экспликацию (центральная часть студийной работы)
Практикум в форме ролевых упражнений, игрового воспроизведения реальной ситуации, деловой игры, сценической иллюстрации. Рефлексию (осмысление значимости проведенной работы)
Технологии организации групповой деятельности «Презентация мира» Предметное восприятие окружающего мира, свойственное ребенку (скамейка, человек, палка и т.д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. «Презентация мира» как форма групповой деятельности выступает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника духовную ценность материального предмета» смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность - стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной. Избирается предмет из окружающей школьника действительности (в контексте обсуждаемой темы) задается вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету. Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например из «Семейного шкафа»: на драпированном столике — очки, на красивом блюде — красное яблоко, через эпидиаскоп на экране — старый альбом с фотографиям, на демонстрационном кубе — пожелтевшая от времени газета и т.д. Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть, впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет только, «для писем»; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь «сосуд для молока» — это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, «почтовый конверт» служит «любви», «помощи», «поддержке другому человеку», а «кувшин» становится средством «добра», «общения», «заботы». Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Если группа небольшая по численности, возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересны индивидуальный выбор и веер таких выборов. Презентация объекта — это всестороннее рассмотрение явления с позиции жизненно-ценностной, обнаружение за предметной реальностью отношенческого мира. Коль скоро каждый волен видеть за объектом то, что он видит, и ничего другого, «презентация мира», таким образом, приобретает дополнительную функцию — быть формой диагностирования воспитанности детей, что дает возможность в последующем проводить тонкую и скрытую коррекцию поведения и формирующегося отношения. «Социодрама» Социодрама — это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры — носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается, так или иначе, в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры. Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, — а также способность предвосхищать результаты личного выбора. Назначение социодрамы — в упражнении духовных сил школьника по осознанию себя как личности в структуре общественных отношений. Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах — формирование мировоззренческих убеждений. Детское и юношеское воображение, обусловливают легкость, вовлечения школьника в сюжетно-ролевую игру, он сразу вступает в игру в заданной ему роли и последовательно ведет ход игровых событий. Этическая основа социодрамы в самоценности личностного выбора, в уникальности и неповторимости человеческих ситуационных решений, в единстве добра и зла,, не разъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, в правомерности жизненных выборов иногда и прямо противоположного характера. |
Методические рекомендации по подготовке и проведению «Уроков семьи... Предлагаемые методические рекомендации и учебные материалы, помогут педагогам, учитывая дефицит времени, разработать конспекты (сценарии)... | Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием... | ||
Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов предлагает... Ть в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и... | Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков... Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дошкольного и общего образования | ||
Викторина 3 09. 2012г время -09. 30 родителей-21, ребёнок-21 «Мама и я шагаем по дорожке» «Пензенского института развития образования» организована работа по проведению мероприятий в дошкольных и общеобразовательных учреждениях... | Формирование семейных ценностей в образовательных учреждениях В связи с этим в образовательных учреждениях 1 сентября 2012 года проведены «Уроки семьи и семейных ценностей», в рамках которых... | ||
Методические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей» Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление... | Методические рекомендации по проведению всероссийского «Урока семьи и семейных ценностей» Официально этот год стартовал 24 декабря 2007 года и проводится в рамках масштабной государственной программы, направленной на укрепление... | ||
Методические рекомендации по проведению общегородского родительское... О проведении общегородского родительского собрания «Формирование семейных ценностей» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Московской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании письма уполномоченного при Президенте Российской Федерации... | Методические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | ||
Урок семьи и семейных ценностей. Цель мероприятия Цель мероприятия: укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание; популяризация базисных семейных ценностей;... | Методические рекомендации по проведению тематических уроков, посвящённых 70-летию Курской битвы Российского организационного комитета «Победа» от 14. 11. 2012 №33 информирует о проведении в период с 1 по 15 сентября 2013 в общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области | Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных... Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области |