Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации





Скачать 163.14 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации
Дата публикации07.07.2014
Размер163.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации


Методические рекомендации

по проведению урока, посвящённого

20-летию Конституции Российской Федерации

В декабре 2013 г. исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. 14 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением главы государства был образован организационный комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации и утверждён его состав.

Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной Закон страны утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – важнейшая обязанность государства.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.

В Посланиях к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин подчёркивал важнейшую роль Конституции Российской Федерации в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации и расширении прав и свобод граждан, в обеспечении социальных гарантий как основы для процветания общества в целом и каждого человека в отдельности.

Понимая особую значимость для подрастающего поколения знаний о Конституции Российской Федерации, на Всероссийском съезде учителей права и обществознания, который состоялся в мае 2013 года в Санкт-Петербурге, прозвучала инициатива об организации и проведении в образовательных учреждениях страны 2 сентября 2013 года Всероссийского открытого урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации (далее – Всероссийский урок).

Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало данную инициативу.

Главная цель Всероссийского урока – формирование у школьников российской гражданской идентичности посредством изучения Основного Закона России.

Задачи Всероссийского урока:

- формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

- развивать у школьников чувство гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

- развивать навыки ведения диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина, понимания механизмов их защиты и способов реализации;

- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в России;

- формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности; мотивировать обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Содержание Конституции Российской Федерации является сложным для восприятия обучающимися. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа педагогов, направленная на разработку методических сценариев учебных занятий по изучению текста Конституции Российской Федерации с учётом возрастных особенностей обучающихся, их социального опыта, региональных особенностей субъекта Российской Федерации, в котором находится общеобразовательное учреждение (организация), его специфики.

При изучении Конституции Российской Федерации преподавателям рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы содержания этого документа, которые необходимы для понимания значимости Конституции как основного закона Российской Федерации:

- основы конституционного строя Российской Федерации - России;

- права и свободы человека и гражданина;

- федеративное устройство государства;

-высшие органы государственной власти Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

- судебная власть;

- органы местного самоуправления.

Формы организации Всероссийского урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали формированию чувства гордости за страну и её главный Закон, за историю страны и ее выдающихся людей.

Актуальными для обучающихся будут следующие виды деятельности:

- встречи с представителями различных ветвей власти, юристами, людьми, добившимися успехов в различных сферах жизни;

- изучение истории российских конституций;

- дискуссии;

- «путешествия» по главам и статьям Конституции России;

- конкурсы рисунков и плакатов «Конституция глазами детей»;

- познавательные, ролевые игры и инсценировки на темы конституционных прав, свобод и обязанностей граждан России и т.д.

Всероссийский урок начинается видеороликом с участием первых лиц государства: выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина, председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкина, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина (ролик будет централизованно записан и предоставлен дополнительно)


После напутственных слов следует вступительное слово учителя.

Во вступительном слове учителя освещаются следующие моменты:

- Конституция Российской Федерации – Основной Закон нашей жизни;

- Конституция Российской Федерации имеет определённую структуру;

- Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам нашего государства многочисленные права и свободы, прежде всего – право на образование;

- быть гражданином Российской Федерации очень почётно;

-граждане Российской Федерации должны выполнять свои конституционные обязанности.

Важно, чтобы выступление учителя опиралось на содержание конкретных школьных предметов, усвоенное обучающимися к моменту проведения единого урока, что в наибольшей степени позволит им понять смысл и значение определённых конституционных норм.

Далее слово предоставляется приглашённым гостям (судьи Конституционного Суда Российской Федерации, представители органов местного самоуправления и т.д.), которые на доступном для детей уровне говорят об Основном Законе страны. (5-7 мин).

Вариативная часть урока на разных ступенях обучения имеет свою специфику. На вариативную часть отводится 15-20 мин. учебного времени.

Основная школа

5-7 классы «Мы – россияне!».

Главная мировоззренческая идея урока – показать, что объединяет всех россиян, чем гордятся и что ценят все россияне, независимо от различных форм идентичности – семейно-родственной, этно-конфессиональной, локально-региональной и др.

Основная работа ведётся вокруг Преамбулы Конституции Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Прорабатывается правовой статус такого понятия, как «многонациональный народ России» (см. также статью 3.1 Конституции Российской Федерации).

Основные вопросы для обсуждения:

  • Кто такие россияне и что их объединяет?

  • Как вы понимаете выражение «многонациональный народ России»?

  • Что означает выражение «соединённые общей судьбой на своей земле»?

  • Что такое гражданский мир и согласие?

  • Какие права и свободы имеются у всех граждан России?

  • Что означает фраза «принять судьбу Отечества как свою личную? Известны ли вам такие соотечественники?

  • Что такое национальные ценности?

  • Назовите людей, делами которых гордится вся Россия.

Отвечая на последний вопрос, школьники подбирают соответствующие примеры, раскрывающие идею общего вклада многонационального народа России в национальное достояние страны в различных сферах жизни. Поднимаются темы народного подвига в годы великих испытаний, совместного труда, достижений в покорении космоса, достижений в науке, искусстве, литературных произведений, спортивных достижений, организации спортивных соревнований, прославляющих имя России и создающих достойный имидж страны в мире.

В 5-7 классах максимально раскрывается тема единства россиян как общности, формирующейся на единой гражданско-правовой (конституционной) и духовно-нравственной (прежде всего патриотической) основе. Внимание школьников концентрируется на теме национального воспитательного идеала («высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России») и базовых национальных ценностей россиян (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, религия, наука, искусство, природа и т.д.).

На уроке также можно соотнести морально-нравственные нормы и правовые (конституционные) нормы. У обучающихся должно сложиться представление о том, что многие неблаговидные поступки людей осуждаются не только моралью, но и правом, а нарушая нравственную норму, человек нередко преступает и закон, и наоборот. Основными категориями на уроке должны быть права, свободы, моральный долг, моральная и правовая ответственность, обязанности, моральные и правовые запреты и предписания.

8-9 классы «Мы – граждане Российской Федерации».

Содержание урока базируется на содержании главы 3 Конституции Российской Федерации «Федеративное устройство» и главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Знакомство с главой 3 «Федеративное устройство» рекомендуется организовать в форме дебатов. Желательно, чтобы в дебатах принимали участие как школьники класса, так приглашённые гости.

Основные вопросы для обсуждения на уроке:

  • Сколько субъектов входит в Российскую Федерацию? (статья 65),

  • Какой язык является государственным языком Российской Федерации, какие вы знаете государственные языки республик Российской Федерации (статья 68)

  • На каком родном языке вы говорите? Каков его правовой статус (статья 68)?

  • Что вам известно о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования, о столице нашего государства (статья 70)?

  • Перечислите основные прерогативы федерального центра (статья 71).

  • Какова официальная денежная единица в Российской Федерации (статья 75)?

В ходе обсуждения школьники актуализируют знания об основных исторических этапах становления российской государственности и её символах, о вхождении различных народов в состав России, об изменении границ государства.

В дальнейшем школьники переходят к обсуждению второй главы Конституции Российской Федерации «Права и обязанности человека и гражданина». Изучение второй главы Единый урок Конституции Российской Федерации в 8 – 9 классах актуализирует правовые знания школьников и может быть посвящён линиям сопоставления Конституции Российской Федерации и Всеобщей декларации прав человека. Важнейшая идея этого урока – понимание того, что российское законодательство строится в полном соответствии с международными конституционно-правовыми нормами.
Старшая школа

10-11 классы «Конституция Российской Федерации и гражданское общество».

Единый урок Конституции Российской Федерации в 10-11 классах может быть проведён в форме занятия дискуссионного клуба, на котором обсуждается реализации конституционных прав и свобод в условиях гражданского общества.

Учитель или ведущий из числа обучающихся формулирует вопросы, которые задаются участникам дискуссионного клуба. Дискутанты могут задавать ведущему или товарищам встречные вопросы, которые не должны отклоняться от общей темы «гражданское общество – права человека».
Заканчивается единый урок для всех классов обобщающим словом учителя о значимости Конституции Российской Федерации и предложением учителя участвовать во Всероссийском конкурсе школьников на лучшее знание Конституции Российской Федерации (10 мин).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.- М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. то же. 2-е изд. М.: Изд-во РЮИД: Сашко, 2000.

  2. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Инфра-М, 1996.

  1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие.- М.: Изд-во Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-м - норма, 1997.

  1. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы/Авт. Е.В. Пчелов. М.: Русское слово. 2002.

  2. Герб, гимн, флаг моего Отечества. Плакат. М.: Просвещение. 2002.

  3. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений/ Под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО. 2002.

  4. Государственные символы России. Учебное пособие для основной школы/Авт. В.А. Клоков, В.В. Кружалов. М.: Новый учебник. 2002.

  5. Информационно-справочные материалы, предоставленные Государственной Думой.

  6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Издательство: Инфра. - М., 2007.

  3. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. - М., 2004.

  4. Моя Родина - Россия. Учебное пособие для основной школы/Авт. кол. Института военной истории Минобороны России. М.: Триада-Ф. 2002

  5. Российская государственная символика/Авт. Н.А. Соболева. М.: Владос. 2002.

  6. Символы российской государственности: история и современность. Методические рекомендации для учителей средней (полной) школы/Авт. В.К. Романовский. М.: Русское слово. 2002.

  1. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Изд. 4-5-е, перераб., доп. – Р-н-Д.: Феникс, 2008, 2012.


Приложение 1


Тезисы вступительной речи учителя начальной школы
Дорогие ребята, 12 декабря 2013 г. в нашей стране государственный праздник. Мы отметим важную дату в истории государства, в становлении и развитии демократического общества - 20-летие принятия Конституции Российской Федерации, Основного Закона страны.

Конституция Российской Федерации определяет его общественное и государственное устройство страны, закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства, утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России.

Вряд ли есть люди, которые бы не знали о том, что в нашем государстве есть Конституция.

Для чего человеку нужна Конституция? Прежде всего для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.е. ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать. Благодаря знанию Конституции, государственной символики происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание неповторимости родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.

«Пренебрежение Конституцией есть пренебрежение самими основами российской государственности» (политолог Федор Бурлацкий).

Сегодня наш первый урок посвящается Конституции Российской Федерации.
Тезисы вступительной речи учителя основной и старшей школы
Конституция 1993 года — Основной закон нашего государства. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе Российской Федерации. В ней закрепляются идеи определяющие характер общества и государства, базовые принципы экономической, политической, социальной и духовной сферы жизни государства.

В конституционных нормах российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах - и свою национальную идею.

Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму государства и структуру его устройства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина.

Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всей правовой системы, фундамент её развития.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула - это вводная часть, предшествующая тексту Конституции. Она не содержит правовых норм, однако имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и предопределившие ее содержание.

Преамбула констатирует, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества. В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

  • утверждение прав и свобод человека,

  • утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

  • сохранение исторически сложившегося государственного единства,

  • возрождение суверенной государственности России,

  • утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

  • обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции.

Конституция Российской Федерации состоит из двух разделов.

Первый раздел содержит собственно текст Конституции и включает девять глав:

  1. Основы конституционного строя. Глава закрепляет исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и недрами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии.

  2. Права и свободы человека и гражданина.

  3. Федеративное устройство. В этой главе развивается ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 "Основы конституционного строя". В частности, в ней указано, что наша страна является федерацией, что и закреплено в ее названии. Там же определено, что федеративное устройство Российской Федерации основано на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов, а также на равноправии и самоопределении народов Российской Федерации.

  4. Президент. В соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации именно Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внешней и внутренней политики государства, которые затем реализуются в соответствующих законах и подзаконных актах, принимаемых органами власти всех уровней. В этом, в частности, заключается смысл содержащегося в Конституции положения: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

  5. Федеральное собрание. Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей стране. Как установлено ст. 10, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

  6. Правительство Российской Федерации. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено в ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к этому федеральному органу в Конституции не употребляется. Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность.

  7. Судебная власть. В главе 7 утверждается понятие правового института судебной власти в действующем законодательстве. За органами судебной власти признаются самостоятельность и право действовать независимо от других ветвей власти.

  8. Местное самоуправление. В этой главе конкретизированы положения об основах конституционного строя, касающихся самостоятельного решения населением вопросов местного значения. Закрепленная в Конституции Российской Федерации модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института.

  9. Конституционные поправки и пересмотр конституции. В гл. 9 регламентируется порядок изменения действующей и принятия новой Конституции, призванный обеспечить стабильность конституционного строя и вместе с тем динамику его развития с учетом постоянно меняющихся общественных потребностей.

Второй раздел Конституции Российской Федерации носит название «Заключительные и переходные положения». Там юридически закреплены положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти.

Заключительное слово учителя
Сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические рекомендации по проведению Всероссийского открытого...
Методические материалы для проведения Всероссийского урока, посвященного 20-летию принятия Конституции РФ
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические рекомендации по организации и проведению открытого урока...
Ской Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением...
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические рекомендации по проведению занятий, посвященных 20-летию...
Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции в правовой системе Российского государства и обусловила выбор темы данного...
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconВ россии проводятся уроки, посвященные Конституции РФ методические...
...
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические разработки по изучению Конституции России (результат...
Республиканский этап Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20 летию Конституции Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...

Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconВладимирской области
Законе страны – Конституции Российской Федерации, в октябре 2013 года в Собинском районе состоялся муниципальный этап Всероссийского...
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconВсероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 летию Конституции...
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20 летию Конституции Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconРазработка урока в 9 классе по обществознанию на тему: Конституция Российской Федерации
На всероссийский конкурс школьных проектов, посвященных 20-летию Конституции Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Российской Федерации Д. В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием...
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconНа Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию...
На Всероссийский конкурс школьных проектов, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее положение утверждает порядок организации и проведения школьно-муниципального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов,...
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации iconУрока-проекта
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск