Урока-проекта





Скачать 272.82 Kb.
НазваниеУрока-проекта
Дата публикации07.07.2014
Размер272.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Всероссийский конкурс школьных проектов, посвящённый 20-летию Конституции Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дмитро-Титовская СОШ» Кытмановского района Алтайского края

История становления Конституции РФ и её основные положения

(разработка урока-проекта)
Выполнила:

Ходакова Антонида Ивановна,

учитель истории и обществознания

МБОУ Дмитро-Титовская СОШ

Кытмановского района Алтайского края

Высшая квалификационная категория

2013 г.

Оглавление: стр.

Введение ………………………………………………………….…………….. 3-4

Основная часть: ………………………………………………………...…..….. 5-11

Пояснительная записка ……………………………….…………...….……….. 5-6

Технологическая карта урока …………………………………………………. 7-11

а) Мотивационно - целевой этап: вызов ……………….………...………………. 7

б) Целеполагание …………………………………………………....………….. 7- 8

в) Организационно - деятельностный этап: осмысление ………....…………. 8-9

г) Рефлексия ………………………………………………………...………….. 9-10

д) Мотивация на следующий урок ………………………………...…. …………10

е) Оценивание …………………………………………………...………………... 11

ж) Домашнее задание ……………………………………………...……………... 11

Список источников и литературы …………………………………...…………. 12

Приложения …………………………………………………………..……....... 3-14

Введение.

В настоящее время одним из социальных заказов в области общего образования является задача учить детей в школе тому, что нужно в жизни.

Приоритетной целью образования становится уже не передача суммы знаний, а создание условий для полноценного развития личности каждого ученика, обладающего нравственной и правовой культурой, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом. Вклад учителя в достижение этой цели состоит в базовой подготовке и социализации учащихся.

Актуальность данного урока состоит в использовании системно-деятельностного подхода. Что позволяет развивать критическое восприятие учащимися окружающей действительности, помогает определить собственное отношение к различным явлениям жизни.

Цель урока определяется принадлежностью к первой ступени исторического образования: создание оптимальных условий для овладения учебными действиями по «открытию» и освоению общих способов решения учебной цели и приемов определения условий их применения, развития коммуникативной культуры учащихся.

Формы и методы отобраны с учетом профессионального уровня учителя, степени подготовленности класса и обеспечения информационным материалом. Развивающий потенциал урока связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно – историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления.

Основа содержания урока – использование проектного метода, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Урок предусматривает различные виды самостоятельной деятельности: анализ исторических источников, документов, сопоставление их содержания с информацией из соответствующих разделов учебника, диалог с элементами дискуссии, работа в малых группах, использование ИТ.

Учащиеся:

- привлекаются к процессу целеполагания, структурированию урока, рефлексии;

  • на уроке создается положительный эмоциональный фон, диалоговый обмен мнениями;

  • реализуется критическое восприятие учащимися окружающей действительности,

  • предпринимается попытка осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Учителю отводится роль не информатора, а организатора и консультанта.

Мультимедийная презентация, используемая на уроке, позволяет сэкономить время, сделать урок истории наглядным и современным.

Урок «История становления Конституции РФ и её основные положения» - является составной частью программного раздела «Право». На данный раздел в 9 классе рекомендуется шестнадцать часов учебного времени. На тему предусматривается 3 часа.

Урок обладает внутренним единством, сохраняя при этом условия для вариативного построения урока.

Тема урока: «История становления Конституции РФ и её основные положения»

«Я требую, чтобы государство защитило не только меня,

но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу –

и мою собственную, и всех окружающих людей». Карл Поппер
Дидактическая цель: создание условий для усвоения и осмысления знаний в системе, закрепления и применения знаний в новой ситуации.

Цель по содержанию: создать условия для усвоения истории создания и основных положений Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества.

Задачи:

  • проанализировать по группам историю создания и основные положения Конституции РФ;

  • выделить основные положения;

  • составить сложный план ответа;

  • создать текстовой вариант проекта;

  • провести групповую защиту подготовленного вопроса;

  • осмыслить полученную информацию, составить собственную точку зрения по данным вопросам;

  • в форме домашнего задания создать модель проекта в виде электронно-образовательного пособия;

  • провести рефлексию и сделать вывод об итогах проделанной работы.

Воспитывающая цель: воспитывать осознанное уважение к основному закону государства, праву, к заложенным в Конституции РФ базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства; пробудить интерес к самостоятельному решению задач, созданию продукта, который будет востребован в воспитании правовой культуры; вызвать чувство удовлетворения от собственной проделанной работы.

Развивающие цели: создать условия для формирования умений самостоятельно определять задачи своей деятельности; осуществлять поиск и отбирать наиболее значимый материал; полученную информацию анализировать, творчески переосмысливать и преобразовывать в новую форму.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

1) историю создания Конституции РФ.

2) основные положения Конституции РФ.

3) Конституция обладает высшей юридической силой.

4) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – главная цель Основного закона.

Учащиеся должны понимать:

1) Конституция – главный Закон страны;

2) в Конституции заложены базовые общечеловеческие и российские ценности, и основы построения правового государства;

3) перед Конституцией стоят три задачи:

а) закрепит и гарантировать фундаментальные права человека;

б) упорядочить государственную власть;

в) утвердить правосудие.

Учащиеся должны уметь:

1) раскрывать историю создания Конституции РФ и её основные положения;

2) анализировать информацию, интерпретировать результаты и составлять план ответа;

3) создавать и презентовать электронную модель проекта.

Выход урока: 2 проекта (мини - методического пособия) по изучению Конституции РФ: а) История создания Конституции РФ; б) Основные положения Конституции РФ (Презентация проектов).

Тип урока: урок осмысления и закрепления новых знаний, применение их на практике.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: исследовательский, метод-проекта.

Средства обучения: учебник, карточки-инструкции, раздаточный материал (фрагменты текста исторических источников по истории создания Конституции РФ, Конституция РФ), компьютер, проектор.

Структура урока:

  1. Мотивационно - целевой этап (вызов).

  2. Организационно - деятельностный этап: осмысление.

  3. Рефлексия.

  4. Мотивация на следующий урок.

  5. Оценивание.

  6. Домашнее задание.



Действия учителя

Предполагаемые действия учащихся

Методические комментарии

Мотивационно - целевой этап: вызов.

Обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе;

Создать условия для самостоятельного определения учащимися целевых ориентиров учебного занятия.

Ребята, вы 9-классники, вам сегодня всем, практически, исполнилось 14 лет.

Какой вы получили документ, который удостоверяет вашу личность?

Какую информацию можно извлечь из паспорта.

Какой документ будет подтверждать ваше положение ученика?

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ?

Воспринимают, осмысливают информацию (паспорт, свидетельство о рождении)

(ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

(дневник)
( Конституция)


Прием - ведение диалога по личным вопросам, активизирует внимание всех участников.

Прием побуждает интерес к предмету разговора, выводит на проблему.

Целеполагание проводится совместно с учащимися.

1.Проанализируйте смысл нашего диалога, эпиграф на доске, оглавление параграфа, литературу на ваших столах, сформулируйте тему.
2.Формулирует наводящие вопросы: а) что вы знаете об истории создания Конституции нашего государства;

б) полистайте текст Конституции и сделайте вывод о её структуре;
в) легко ли изучать данный политико-правовой документ.
3.Предложите форму и методы изучения темы, учитывая, что к данному вопросу мы будем возвращаться ещё не раз.


Учащиеся, опираясь на различные факторы, формулируют тему:

Конституции РФ.
В процессе составления ответов определяют область незнания (мало знают об истории создания Конституции, политико–правовой документ сложен по структуре и тяжело воспринимаем). Дополняют формулировку темы: История создания Конституции РФ и её основные положения.

Определяют познавательную цель, задачи урока (цель урока).

Отмечают сложность изучения документа, предлагают организовать работу по группам и в форме построения проекта. (Работа по группам. Каждая группа анализирует один из вопросов темы, готовит устный проект, а затем презентацию).

Использование данных приёмов создаёт условия для самостоятельной формулировки темы учащимися.

Формулировка темы, наводящие вопросы позволяют учащимся проанализировать сложившуюся ситуацию, определить область незнания. Выделить проблему, определить цели.

Сложность изучения документа, определяет форму и методы изучения темы и достижения цели.

Результат:

- осознанно изученный вопрос;

- методическое пособие в виде электронно-образовательной модели проекта.

Организационно - деятельностный этап: осмысление.

Создать возможность учащимся увязать имеющиеся знания с новой информацией, активно отслеживая свое понимание.

Учитель организует самостоятельную работу в группах.

Деятельность учителя носит консультативный характер.



Работа в группах по карточкам-инструкциям: 1-ая группа составляет историческую справку создания Конституции РФ; 2-я группа - основные положения Конституции РФ; определяют позитивные стороны документа.

Работы по группам предполагает активное погружение и проживание текста параграфа и фрагментов исторических текстов, что ведет к осознанию роли ситуации выбора.

Предлагает в группах составить:

- сложный план ответа;

- затем создать текстовой вариант проекта.

Составляют сложный план ответа, создают текстовой вариант проекта: а) история создания Конституции РФ; б) основные положения Конституции РФ.

Использование исторических материалов, Конституции РФ, электронные пособия вызывают эффект новизны, эмоциональную привлекательность, способствует актуализации личного жизненного опыта каждого ученика.


- группой провести защиту подготовленного вопроса;

- осмыслить полученную информацию;

- составить собственную точку зрения по данным вопросам

Готовят и проводят защиту устного проекта, слушают одноклассников, соотносят с имеющимися знаниями, формулируют собственную точку зрения по данным вопросам.

Организует итоговое коллективное обсуждение по вопросам и помогает сформулировать вывод.

Вывод: Конституция - основной юридический закон, который прошёл трудный этап становления.

Конституция России – это путь к правовому государству.

Учащиеся, на основе полученных знаний, высказывают предположения, свои мнения по истории и значению Конституции, формулируют вывод

Данный приём (анализ исторической справки) позволяет раскрыть место конституции в системе законодательства государства.

Формирование знаний от внешнего облика к целостной характеристике, способствует осмыслению исторической значимости документа, от которого зависит судьба страны.

Предложенная форма работы позволяет проявить каждого участника по сформулированной проблеме.

Рефлексия: осмысление и обобщение полученных знаний и умений

Предлагаю обсудить:

-уровень полученных знаний;

-форму избранной нами работы;

-что вам понравилось, где вы испытывали затруднения, в чём преимущество данной формы;

-предложения по обеспечению жизнеспособности составленных вами устных проектов.

Высказывают мнения:

-полученные знания более осознанные;

-знания, перенесённые в новую ситуацию (составление проекта), получают практическую направленность.

Прием позволяет учащимся осмысленно обобщить изученный материал в собственном контексте, применить к новым условиям, выразить собственную позицию.

Работа по вопросам:

- докажите, что Конституция – это основной закон страны;

- используя знания о структуре и сущности документа, объясните, почему основной Закон страны называется «Конституция»

и схеме.

Вы неплохо воспринимаете отдельные эпизоды материала, Предлагаю установить связь изучаемого материала с предыдущим (гражданское общество) с помощью схемы.

Составить кластер (опорный конспект).

а) в середине слова написать ключевое слово, отражающее суть нашей темы;

б) запишите три основных элемента в структуре Конституции РФ;

в) записать названия глав.


Заполняют схему, объясняют свою позицию, защищают точку зрения, подтверждают фактами, аргументами.

Конституция

Преамбула

Раздел первый: гл1.Основы конституционного строя.

гл2.Права и свободы человека и гражданина.

гл3.Федеративное устройство

гл4.Президент РФ

гл5.Федеральное Собрание

гл6.Правительство РФ

гл7.Судебная власть

гл8.Местное самоуправление

гл9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Раздел второй. Заключительные и переходные положения.

Использование кластера позволяет учащимся создать целостную картину, заставляет учеников думать, актуализировать знания, полученные не только на данном уроке, но и на предыдущих.

Через кластер осуществляется обратная связь с учителем.
С помощью кластера происходит оценивание не только знаний, но и умений ребенка: если ученик может построить, воспроизвести и объяснить кластер, это значит, что он обладает знаниями, умениями и способен ими оперировать. Что сегодня актуально.

Мотивация на следующий урок: создание ситуации, вызывающую потребность зафиксировать изученный материал.

Используя устный проект, создает ситуацию, когда возникает желание свои знания и наработки выразить в каком-либо продукте, и получить применение


Учащиеся, используя созданные устные проекты по данной теме, выказывают желание составить проекты в электронном виде

Проектный способ позволяет учащимся закрепить полученные знания. Формируется потребность дальнейшего решения вопроса.


Оценивание: воспитание критического отношения учащихся к себе, к окружающим, с целью коррекции собственных умений.

Предлагает оценить свою деятельность на уроке по десятибалльной системе с позиции «Я», «Мы», «Дело».

Оценивают свою деятельность по десятибалльной системе с позиции «Я», «Мы», «Дело».

«Я»

«Мы» «Дело»

«Я»: как работал? Допускал ли ошибки?

«Мы»: насколько мне помогли учитель, одноклассники, а я им.

«Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше?

Самостоятельная оценка учащихся своей деятельности помогает учителю корректировать свои действия с позиции ЛО педагогики.

Домашнее задание: Обеспечение понимания учащимися, что от качества выполнения домашнего задания зависит усвоение материала; побуждение интереса к данной теме; развития умения использовать ИКТ для поиска информации и оформления работы.

Рекомендуется материал для прочтения: *12-13.

Воспроизвести правила составления проекта

Составить проект в электронном варианте

Записывают д/з

Воспроизводят правила по составлению проекта

Готовят шаблоны для будущего проекта


Домашнее задание строится по результатам самооценки и потребностям учеников, что обеспечивает ситуацию успеха.

Жизнеспособность результатов урока

2 проекта (мини - методические пособия) по изучению Конституции РФ: а) История создания Конституции РФ; б) Основные положения Конституции РФ.


Литература:

1. Данилов А. А. История России, XX – начало XXI века. учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений // А.А Данилов, Л.Г. Косулина, М. Ю, Брандт, - М.: Просвещение, 2008. с. 271 – 288.

2. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб, 2003.

3. Конституция РФ. - Новосибирск: Норматика, 2012 год. - 32 с.

4. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. – М.: Юрид.лит., 2008. – 128 с.

5. Корольков Е.С. Нравственный смысл некоторых проблемных заданий // ПИОШ. 1998. №3.

6. Никитин А.Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права: Учеб.пособие. – М.:АСТ, 2006. – 128 с.

7. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений // под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева; - М.: Просвещение, 2010. 223.

8. Обществознание: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень/под ред. Л. Н. Боголюбова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – стр. 252.

9. Островский С.Л.Как сделать презентацию к уроку?//Первое сентября. 2010.

10. www.strana.ru/ - информационная служба «Политика

11. www.qarant.ru – правовая информация «Гарант»

Приложение №1

История создания конституционного строя в России

1. Середина XIX в. – первый проект Конституции России (не был реализован).

2. 17 октября 1905 г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровал гражданские права и свободы, а также Государственную думу.

3. 1918 г., 1924 г., 1936 г., 1977 г. – советские Конституции.

4. 12 декабря 1993 г. – первая демократическая Конституция в истории России

  Конституция» в переводе с латинского означает «устройство», «постановление». Необходимо возвратиться в прошлое, чтобы проследить путь развития конституционного строя в России. С середины XIX в. начинается медленный процесс вызревания конституционного строя. Наиболее активно этот процесс пошел в период царствования Александра II, именно в годы его правления был разработан проект Конституции, которая должна была даровать стране парламент, ограничивающий власть царя (но этот проект так и не был реализован). Россия XIX в. Не была еще готова к переходу от царского самодержавия к установлению власти права и закона, т.е. того, что должна была установить Конституция. В годы правления Александра III развитие конституционного строя было остановлено. Следующий серьезный шаг на пути к Конституции был сделан в начале XX в, в годы правления последнего императора, НиколаяII. 17 октября 1905 г. Николай II вынужден был подписать Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал населению страны гражданские права и свободы, а также орган законодательной власти – Государственную думу. Из предыдущих уроков вы знаете, что в октябре 1917 г. произошел октябрьский переворот, повлекший приход большевиков к власти. В 1918 г. большевики принимают 1-ю Конституцию Советской России, после которой еще три – 1924 г., 1936 г., 1977 г. Все советские Конституции в основном выполняли пропагандистские функции, что помогало скрывать существенное ущемление прав граждан Советского Союза. Вся система права, закона и правосудия были отброшены назад, деформированы. Положение в стране меняется после путча в августе 1991 г., после которого в стране начались радикальные преобразования. В сложившихся условиях только принятие новой Конституции могло стабилизировать обстановку в стране. Огромным количеством ученых был разработан проект Конституции. Этот проект был вынесен на референдум. 12 декабря 1993 г. новая Конституция России была принята, т.о. была принята 1-ая демократическая Конституция в истории России (при каком президенте была принята Конституция?).

Приложение №2

Структура Конституции РФ

Конституция РФ достаточно сложный и большой документ: он состоит из преамбулы, основной части (1 раздел), заключительных и переходных положений (раздел 2). В 1-м разделе 9 глав, 137 статей. Т.к. Конституция принималась не на один или два года, то предусмотрено для дальнейшего совершенствования Конституции. Это раздел 2-й, который включает 9 частей. В них устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних. Она так и называется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока-проекта iconНазвание проекта
Небольшое исследование на уроке, в результате которого рождается проект. В ходе проектного (фрагмента урока) присутствуют все этапы,...
Урока-проекта iconСодержание экологического проекта по трудовому воспитанию Содержание проекта
Ребята, скажите, с какими материалами мы с вами работали вот уже два урока? (нитки, клей, картон)
Урока-проекта iconПлан график изучения курса «Управление проектами» по специальности пгс
Основные понятия: проект, программа, цели и стратегии, структура проекта, управление проектом Критерии успехов и неудач проекта,...
Урока-проекта iconУрока: 40 минут Цели урока: Организационные
Тема урока Обобщение знаний об имени существительном. Презентация учебного проекта «За страницами учебника» (Раздел «Части речи....
Урока-проекта iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Информационная карта проекта Социальный паспорт участников проекта Диагностическое обоснование проекта
Урока-проекта iconПояснительная записка I 0 введение 0-1 0 описание проекта 0-1 1 История...
Состояние окружающей среды и социально-экономические условия развития области 1-1
Урока-проекта iconИ краткое описание проекта. Цели и задачи проекта
Автор и руководитель проекта Вялков А. В., соавторы: Шипулина Анастасия, Щербинина Анастасия, ученицы 10 класса
Урока-проекта iconТема проекта
Создание мини-групп в классе, распределение тем проекта по группам, определение ответственных в каждой группе за выполнение каждой...
Урока-проекта iconКонспект урока-проекта по теме «Два состояния вещества»
Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение их в знакомой и новой учебной ситуации, привлечение...
Урока-проекта iconТема проекта
Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации проекта
Урока-проекта iconОтчет 140 с., 5 ч., 1 прил. Часть 1 Наименование проекта Анализ потенциала...
Цель данного проекта заключается в создании необходимой научной основы для производства биоэнергии и строительства биоэнергетических...
Урока-проекта iconПроекта Описательное или творческое название проекта Жизненно важные вещества Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Урока-проекта iconПроекта Описательное или творческое название проекта Хороша ли жизнь в тишине? Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Урока-проекта iconКраткое содержание проекта При реализации проекта Мост «Золотые Ворота»
Результат полученных знаний закрепляется в виде презентаций и рефератов. Таким образом, решаются основные вопросы по теме данного...
Урока-проекта iconТемы вашего учебного проекта
Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили...
Урока-проекта iconТемы вашего учебного проекта
Завершится работа по проектированию защитой творческого проекта и демонстрацией готовых швейных изделий. Юбки, которые ученицы выполнили...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск