Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года





Скачать 416.32 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года
страница1/4
Дата публикации06.08.2014
Размер416.32 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

В 2012 году отмечается несколько важных дат, в том числе – 1150-летие российской государственности и 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. Эти исторические юбилеи в соответствии с Указом Президента РФ от 9 января 2012 г. «О проведении в Российской Федерации Года российской истории» включены в перечень официальных дат. Целью проведения мероприятий Года российской истории, как сказано в указе Президента РФ, является привлечение внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе. [http://президент.рф/acts/14238]. В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. Общество и государство ведут поиск путей преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду – Отечественная война 1812 года, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания.

В Российской Федерации на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение патриотического воспитания в школах, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности. О значимости победы в Отечественной войне 1812 года свидетельствует включение даты Бородинского сражения в перечень дней воинской славы (Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России» № 32 – ФЗ от 13 марта 1995 года, новая редакция: № 98-ФЗ от 21.07.2005 г.).

Цель изучения событий 1812 г. состоит в осмыслении значимости этого события для истории России и мировой истории в целом.

При этом решаются следующие задачи:

  • расширение исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;

  • актуализация сведений о роли российского народа в событиях Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии, о массовом героизме, о подвигах военнослужащих и гражданского населения;

  • широкое использование краеведческого материала в целях патриотического воспитания;

  • формирование у школьников представления о сложности и неоднозначности исторических явлений, роли личностей в истории;

  • развитие умений сравнивать, сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы; находить различные варианты решения поставленных проблем; оценивать свою работу и работу группы и т.д.;

  • актуализация использования методов исторической реконструкции в урочной и внеурочной деятельности;

  • повышение роли гражданско-патриотического воспитания в системе общего образования; воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Рекомендуются следующие формы проведения Дня знаний и последующих мероприятий, посвящённых 200-летию Победы России в Отечественной войне 1812 год:

Для начальной школы:

  • устные журналы, беседы «Страницы славного 1812 года», «Герои Отечественной войны 1812 года», «Наш край в 1812 году» и т.д.

  • викторины, конкурсы рисунков, стихов, рассказов; конкурсы чтецов и т.д.

Для основной школы:

  • устные журналы, беседы (о военачальниках, рядовых русской армии, партизанах в Отечественной войне 1812 года). Формы проведения занятий: уроки-реконструкции, уроки-презентации, уроки-дискуссии и другие;

  • краеведческие уроки по теме: «1812 год и наш край». Формы проведения занятий: педагогические гостиные, уроки-реконструкции, круглые столы, пресс-конференции и другие; а также интегрированные уроки истории, литературы, ИЗО (отражение событий Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы - М.Ю. Лермонтова, Д.В. Давыдова, Л.Н. Толстого, К.Н. Батюшкова и др.) и живописи (на примере творчества В.В. Верещагина)



Для старшей школы:

  • уроки проблемного характера («Дискуссионные вопросы истории Отечественной войны 1812 года», «Значение Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории», «Значение Отечественной войны 1812 года для системы международных отношений»). Желательно, чтобы темы уроков имели метапредметный характер, предполагали элементы исследовательской деятельности;

  • интегрированные уроки истории, литературы, МХК в рамках которых школьники могут обращаться к произведениям об Отечественной войне 1812 года Ф.Н. Глинки, М.Н. Загоскина, Г.П. Данилевского, К.Н. Батюшкова, В.В. Верещагина и др.;

  • занятия с привлечением краеведческого материала

Рекомендуемые формы: «круглые столы», уроки-презентации, уроки-дискуссии, «историко-литературные гостиные», «пресс-конференции» и другие;

Внеурочные мероприятия:

Возможны следующие формы внеурочных мероприятий:

  • тематические викторины («Военачальники русской армии в Отечественной войне 1812 г.», «Боевые действия в 1812 году», «Партизанское движение в 1812 году», «Культурно-историческое значение Отечественной войны 1812 года», «Мои земляки в Отечественной войне 1812 года» и др.);

  • постановки литературно-исторических композиций по произведениям Д.В. Давыдова, Ф.Н. Глинки, Н.А. Дуровой, М.Н. Загоскина, Г.П. Данилевского и др.;

  • ученические тематические конференции (тематика: «1812 г. в жизни России»). На конференциях целесообразно рассмотреть следующие вопросы: роль личности в истории, оценка исторических событий современниками, роль народных движений, комплексный взгляд на события Отечественной войны 1812 года (с точки зрения представителей противоборствующих сторон, в оценках историков, роль жителей Вологодского края в событиях войны 1812 года);

  • организация и деятельность школьных клубов военно-исторической реконструкции событий 1812 г.4

  • проведение конкурсов творческих работ школьников (докладов, рефератов, эссе, сочинений) по тематике Отечественной войны 1812 года

  • проведение дебатов (н-р, «Отечественная война 1812 года была неизбежна»)

  • создание информационных ресурсов (сайтов и др.), посвящённых Отечественной войне 1812 года;

  • общешкольные конкурсы строевой песни;

Список рекомендуемой литературы:

Интернет-источники:

  • http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу);

  • http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)

  • http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»);

  • http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции);

  • http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)

Дополнительно:

  • http://army.armor.kiev.ua/hist/gusar.shtml

  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/

  • http://goodcoins.narod.ru/ordena/medali1812.htm

  • http://hero-1812.narod.ru/p9.html

  • http://ru.wikipedia.org/wiki

  • http://www.1812panorama.ru/

  • http://www.bibliotekar.ru/istoriya/205.htm

  • http://www.childlib.ru/dep-resourses/hero-pages-1812-0-main.htm

  • http://www.hrono.ru/1812ru.php

  • http://www.notabene.ru/history/1812.html

  • http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/127-otechestvennayavojna-

  • 1812-goda.html

  • http://www.patrio.ru/

  • http://www.rusempire.ru/voyny-rossiyskoyimperii/

  • http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/118/

Литература для школьников:

Бородинское поле. 1812 год в русской поэзии. – М.: Детская литература, 1989.

Ушаков А.В. Справочник школьника по отечественной истории Х1Х- ХХ веков. М., 1997.

Энциклопедия для детей «История России». Т.5.- М., 1997.

История России ХУШ – Х1Х вв.: Школьная энциклопедия. – М.: Олма-Пресс, 2003.

Воспоминания современников:

  1. Бородино в воспоминаниях современников. – М., 2001.

  2. Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий, Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. – М., 1985.

  3. 1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников. – М., 2001.

  4. Михайловский-Данилевский А.И. Отечественная война 1812 года. Воспоминания современников. – М., 2004.

  5. Лоссберг Ф.-В., фон. Письма вестфальского штаб-офицера. – М., 2003.

  6. Наполеон в России глазами иностранцев. В 2-х кн. – М., 2004.

  7. Росс Г. С Наполеоном в Россию. – М., 2003.

  8. Сегюр Ф.-П., де Поход в Россию: Записки адъютанта Наполеона I. – М., 2003.

Научная литература:

  1. 1812 год. Бородинская панорама. – М., 1982 (1989).

  2. Брагин М. В грозную пору. 1812 год. – М., 1969.

  3. Бородино. 1812. – М. 1987.

  4. Фролов Б.П. «Да, были люди в наше время…» - М., 2005.

  5. Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. – М., 1974.

  6. Жилин П.А. Отечественная война 1812 года. – М., 1988.

  • Залесский К.А. Наполеоновские войны 1799 – 1815. Биографический энциклопедический словарь. – М., 2003.

  • Исдейл Ч. Наполеоновские войны. – М., 1997.

  • Клаузевиц К. 1812 год. – М., 2001.

  • Коленкур де, Арман. Поход Наполеона в Россию. – М., 1991.

  • Лашук А. Наполеон. Походы и битвы. 1976 – 1815. М., 2004.

  • Оливер М., Патридж Р. Армия Наполеона. – М., 2005.

  • Орлик О.В. Гроза двенадцатого года. – М., 1987.

  • Подмазо А.А. Большая Европейская война 1812 – 1815. Хроника событий. М., 2003.

  • Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. – М., 2004.

  • Полководцы России. – М., 2005.

  • Сироткин В. Наполеон и Александр I. – М., 2003.

  • Смирнов Д.Н. Нижегородская старина. – Н. Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1995.

  • Тарле Е.В. 1812 год. – М., 1994.

  • Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. – М.,  2002.

Методическая литература:

  • Вяземский Е.Е. Год российской истории и общеобразовательная школа //Просвещение. Общественные науки. 2012. № 1.

  • Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Год российской истории и историческое образование //Преподавание истории и обществознания для школьников». 2012. № 2-3.

  • Игры и занимательные задания по истории. / Авт.-сост. Субботина М.А. и др. – М., 2003.

  • Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.


Стихи и цитаты об Отечественной войне 1812 года

«Новая Россия начинается с 1812 года»

А. И. Герцен

«Уж постоим мы головою за Родину свою».

М. Ю. Лермонтов

«...Каждый горел усердием. Каждый превосходил себя».

А. П. Ермолов, генерал, участник войны 1812 г.

«Ну, ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи...»

М. Ю. Лермонтов

«И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой».

М. Ю. Лермонтов


«С потерей Москвы не потеряна Россия».

М. И. Кутузов

«Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России...».

В. Г. Белинский

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый».

М. Ю. Лермонтов

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!».

М. Ю. Лермонтов

«Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою».


А. С. Пушкин

«Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою».


А. С. Пушкин

«Горжусь, что я русский! От храброго российского гренадера никакое войско в свете устоять не может».

А. В. Суворов

«Земля тряслась, как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Смелись в протяжный вой...».

М. Ю. Лермонтов

«Ничто не устоит против русского оружия — мы сильны и уверены в себе».

А. В. Суворов
«Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой».

Наполеон

«Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Наполеон

«Говорю вам: война — сестра печали, и многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту...».

Из древнего манускрипта.


Кутузов Михаил Илларионович (полная фамилия — Голенищев-Кутузов) (1745-1813)

Михаил Илларионович Кутузов родился в Петербурге. Был одним из образованнейших людей своего времени. Он знал немецкий в совершенстве, изучил шведский, английский, турецкий, латинский язык, любил историю, литературу, усвоил инженерное дело и артиллерию, особенно же увлекался математикой. В 16 лет окончил инженерно-артиллерийскую школу с первым офицерским чином прапорщика и был оставлен при школе преподавателем арифметики и геометрии. Образованность и знания не умоляли его храбрости, твердости, спокойствия.

Свою строевую службу Кутузов начал в Астраханском полку, которым командовал А. В. Суворов, командиром роты. В боевых действиях Кутузов впервые принимал участие в Польше в 1764 г. В 1770 г. был послан на Дунай, в армию Румянцева, сражавшуюся с турками. За боевые заслуги Кутузов был произведен в полковники. Но успешная служба был прервана внезапно. Кутузов, поощряемый веселым смехом товарищей, очень искусно изображал Главнокомандующего. Нашлись люди, сообщившие об этом Румянцеву, который обиделся. Только безупречная служба спасла Михаила от наказания, но Румянцев немедленно изгнал его из Дунайской армии. Кутузову пришлось перейти в Крымскую армию, где он принял участие во многих боях.

Летом 1774 г. турки высадили десант и укрепились на южном берегу Крыма, около Алушты. Со знаменем в руках Кутузов во главе солдат ворвался в турецкий укрепленный лагерь и захватил его вместе с пушками и знаменами. Преследуя бегущего врага, отважный командир был тяжело ранен: пуля, попав в левый висок, вышла у правого глаза, к счастью не задев мозга. Личная отвага в бою и тяжелое ранение принесли Кутузову славу храброго офицера и Орден Святого Георгия 4-го класса. В Крымской войне Кутузов семь лет служил под руководством Александра Васильевича Суворова.
В 1784 г. Кутузов уже был генерал-майором. Ему было поручено формирование и обучение корпуса егерей. Егерские полки в те времена были передовыми частями русской пехоты и блестяще показали себя в войне с турками. Кутузов разработал особую инструкцию для егерей и прекрасно подготовил свой корпус.

Кутузов был образованнейшим человеком своего времени. Он, пользуясь отпуском после ранения, ездил по странам Европы, изучал их историю и нравы. Встречался с выдающимися учеными, беседовал с иностранными полководцами, познавая их военное искусство.

В 1787 г. началась новая война с турками. Положение в начале войны в русском лагере было очень тяжелым: свирепствовали болезни, от которых погибало множество солдат. В одной из битв, отражая атаку турок, Кутузов был тяжело ранен. Турецкая пуля пробила ему голову навылет почти в том же месте, в каком он был ранен в Крыму. Врачи думали, что Кутузов не выживет, но он поправился и вернулся в строй. Однако после этого ранения начал слепнуть правый глаз.

Особенно велики заслуги Кутузова были во время штурма неприступной крепости Измаил на Дунае. Измаил, находящийся недалеко от впадения Дуная в Черное море, был окружен мощными укреплениями и высоким валом. Назначая для связи офицеров, Суворов говорил: «Одному командиру надо будет приказать, другому растолковать, Рибасу намекнуть, а Кутузову и говорить нет нужды, — он сам все поймет...». (Итальянец де Рибас был одним из генералов русской армии, он был известен своей хитростью). Кутузов командовал колонной, которая одной из первых поднялась на ров неприступной крепости. Суворов назначил Кутузова комендантом крепости, когда она была еще в руках неприятеля. Это назначение он объяснял так: «Кутузов знает Суворова, а Суворов Кутузова. Если бы мы не взяли Измаила, Суворов бы умер под его стенами и Кутузов тоже». Суворов высоко оценивал военные таланты Кутузова и говорил об его участии в штурме Измаила так: «Он шел на левом фланге, но был моей правой рукой». За взятие Измаила Кутузов получил чин генерал-поручика и Орден Георгия 3-го класса за личную храбрость. В 1791 г. Кутузов выполнил блестяще свою первую крупную самостоятельную боевую операцию против турок. 28 июня 1791 г. командующий армией князь Репнин, представляя Кутузова к Георгию 2-го класса, так доносил о нем Екатерине II: «Расторопность и сообразительность генерала Голенищева-Кутузова превосходит всякую мою похвалу».

После окончания войны с Турцией Кутузов получил мирное поручение  — его назначили русским послом в столицу Турции Константинополь, где он обеспечивал русское влияние при дворе турецкого султана и добивался выгодных предложений для России. В 1798 г. Кутузов получил чин «генерала от инфантерии», т.е. полного генерала пехотных войск. Судьба, военная биография Кутузова не была безоблачной. Несмотря на военный талант, победы, у Кутузова (не по его вине) не складывались отношения с Александром I. Русский император часто вину за свои неудачные действия перекладывал на Кутузова. У Кутузова и Суворова были схожие судьбы. Их отлучали от войск, когда не было войн, и снова призывали, когда России угрожала опасность, когда русской армии становились нужны истинные полководцы.

Когда началась Отечественная война 1812 г. и Наполеон взял Смоленск, Александр I вынужден был, вопреки своей воле, назначить Кутузова Главнокомандующим. Старый полководец (ему уже было 67 лет, и жить оставалось менее года) быстро собрался и помчался к армии. 29 августа под Царевом-Займищем Кутузов верхом на донском коне появился перед войсками. Солдаты обрадовались, увидев любимого полководца, которому верили. Повсюду стали говорить: «Приехал Кутузов бить французов». Огромная ответственность легла на плечи Кутузова, ему была вверена судьба России, и он оправдал это доверие. Это были невиданные доселе сражения. Французы и русские сражались насмерть. Перед деревней Шевардино был построен редут, пятиугольное укрепление, опоясанное мелким рвом и низким земляным валом. На нем стояло 12 пушек. 24 августа (5 сентября) начался бой за Шевардинский редут. Французы овладели им, но победа досталась им очень дорого. Около 6 тысяч французов легло на подступах к редуту и в его укреплениях. Когда на следующий день Наполеон делал смотр войскам, сражавшимся под Шевардином, видя отсутствие одного батальона, Наполеон спросил, куда он девался. Ему ответили: «Он в редуте». Батальон французов целиком был уничтожен. Тогда Наполеон попросил показать ему пленных русских солдат. Напрасно. Их не было. Мертвые русские артиллеристы лежали у своих орудий.

Вот так сражались русские и французы, только французы за победу и окончание войны, а русские за свою родную землю. Бородинский бой грянул 26 августа (7 сентября). Французы захватили деревню (в центре поля Бородино). Барклай-де-Толли отошел. Но Наполеон захватил деревню Бородино, чтобы отвлечь внимание русского командования от левого фланга. Главный удар Наполеон нанес на левом фланге (деревня Семеновское) — у семеновских флешей. Сюда против войск Багратиона двинулись за артиллерийским обстрелом лучшие французские войска. Восемь раз семеновские флеши переходили то к русским, то к французам. Чтобы французы не обошли с левого фланга, у деревни Утицы, стоял отряд генерала Тучкова, который не дал врагу выполнить план. Центр был защищен батареей Раевского, поставленной несколько южнее и восточнее села Бородино. Французы называли эту батарею «редутом смерти», страшным редутом или центральным редутом. Внезапные нападения казаков и кавалеристов под руководством Уварова и Платова, Барклая наводили панику и страх на неприятеля. Именно здесь, у сожженной русской деревни Семеновское, Наполеон понял и почувствовал то, что потом говорил на острове Святой Елены, куда был сослан: «Из всех сражений, мною данных, самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

Кутузов был смелым полководцем и мудрым политиком. Многие его современники считали, что немыслимо, преступно даже вести разговоры о сдаче Москвы. Какую же смелость надо было иметь, чтобы издать приказ о сдаче Москвы во имя спасения армии. Что пережил Кутузов? Многие офицеры плакали от стыда и горя, рвали на себе мундиры. Но Кутузов не мог так поступить. Это были самые горькие дни его жизни и самые великие дни его славы: «Да нет же! Будут они лошадиное мясо жрать, как турки!». Эти его слова оказались пророческими. Наполеон ждал ключи от города на Поклонной горе, но «не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар — она готовила пожар нетерпеливому герою». (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»).

Оставление Москвы не означало, что Наполеон победил, выиграл войну. Гений Кутузова не доставил ему этой радости. Бои в Тарутине, Малоярославце, отступление французов по голодной Смоленской дороге, битва под Вязьмой привели к разгрому Наполеоновской армии и позорному бегству непобедимого полководца. Десятки французских знамен были склонены к ногам императора Александра I в знак победы над врагом. Александр I наградил Кутузова высшим военным отличием — Георгиевский крест I степени, который давался только за  исключительные заслуги. Но Александр I сделал это только потому, что так хотел народ. Сам он по-прежнему не любил героя и считал, что он не сделал ничего особенного, что все его успехи были навязаны ему.

Начальником Кутузовского главного штаба император назначил своего приближенного князя Волконского, который должен был строго следить за исполнением главнокомандующим всех приказов императора. Нарядные, блестящие офицеры оттеснили на задний план скромно одетых, сурово и просто живших сотрудников Кутузова. Роскошный стол, щегольские экипажи стали обычными в главной квартире русской армии. Однако Кутузов не оставил командования, он добился того, что все распоряжения императора посылались ему на просмотр и утверждение. Он сам повел русскую армию в заграничный поход, «довершить поражение неприятеля на собственных полях его» и освободил большую часть Европы. Немецкое поселение восторженно встречало русских освободителей. Прусский король не только пожаловал «великому старику» орден Черного орла, но и табакерку стоимостью 20 тысяч рублей. Но фельдмаршал Кутузов был слишком горд, чтобы принимать денежную помощь от иностранцев, хотя семья его нуждалась в деньгах. Когда прусский король обещал пожаловать Кутузову имение в Пруссии, он ответил: «Государь сам не оставит меня и детей». Но ни награды, ни победы русских войск, ни желания Александра I не вызвали у старого полководца стремлений к быстрым успехам. Когда генералы настаивали на немедленном наступлении на Эльбу, Кутузов возражал против быстрого движения русских войск. «Самое легкое дело — идти теперь на Эльбу, но как воротимся? С рылом в крови», — с раздражением однажды сказал Михаил Илларионович, и он опять был прав. Наполеон уже успел стянуть больше силы для отпора. И союзники, потерпев несколько поражений, вынуждены были под ударами Наполеона снова отступить на восток за Эльбу. Да, Кутузов умел ценить и беречь жизнь солдат и в этом тоже его гениальность.

В апреле 1813 г. в Силезии, на пути в Бунцлау, в туманный весенний день с мокрым снегопадом фельдмаршал, выйдя из своей дорожной кареты, поехал верхом. Приехав в Бунцлау, он слег. Простуда, тяжелые военные походы, раны — все это сказалось на его здоровье. 16(18) апреля 1813 г. русского полководца не стало. Тело покойного фельдмаршала было набальзамировано и отправлено в Петербург для погребения в Казанском соборе. Тысячи людей встречали и провожали от деревни к деревне, от города к городу прах спасителя России. «Надо было видеть, — писал очевидец, — этот наплыв народа из города и окрестностей, воодушевление его, не допустившее, несмотря на постоянные просьбы и даже приказы властей, чтобы катафалк везли лошади. За две версты от города выпрягли лошадей, и до Казанского собора не было недостатка в гражданах, чтобы нести гроб на плечах и двигать катафалк. Блеск и пышность церемонии не смогли сравниться с этим зрелищем».

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconОбластные краеведческие чтения «Год славы России 1812-й», посвященные...
Важнейшим направлением в работе Белгородского государственного историко-краеведческого музея и его филиалов (бгикм) было проведение...
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconКонкурс «Юный краевед» 2011 2012 гг. «Щит России: Псковский край в военной истории»
К 770-летию Ледового побоища и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мероприятия и уроки посвящены 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 г
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconМетодико-библиографическое пособие, посвященное 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Отечественной войне 1812 года / Нац б-ка им. А. М. Амур-Санана рк, Информ библиогр отдел; сост. А. К. Манджиева; ред. О. Е. Аргунова....
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обновление экспозиции посвященной 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытие экспозиции, посвященной 200- летию Победы России в Отечественной войне 1812 г
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconОтчет о проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию...
Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошли во всех учреждениях социальной сферы, потребительского...
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сценарий праздника, посвященному 200 –летию победы русского народа в Отечественной войне 1812 года
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconУдмуртской Республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования"
Республиканская интернет-викторина «Истории славные страницы», посвященная 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconРекомендации по организации посещения тематических выставок, посвященных...
«О проведении Дня 1150-летия славянской письменности и культуры в образовательных учреждениях 24 мая 2013г.»
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconПлан воспитательной работы гбоу сош с. Выселки на 2012-2013 учебный год сентябрь
Выставка цветов, даров природы, посвященный 200-летию Победы в отечественной войне 1812 года 1-11 кл
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconКонкурс "Лучший сценарий массового мероприятия"
Методические рекомендации к проведению урока к 68-летию победы советского народа в великой отечественной войне
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областной фестиваль детского и юношеского художественного и технического творчества «Юные таланты Московии», посвящённый 200 летию...
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconПраздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только...
Методические рекомендации к проведению урока к 68-летию победы советского народа в великой отечественной войне
Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях области Дня знаний, посвященного 1150-летию российской государственности и 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года iconР екомендации по проведению единого урока (дня) в образовательных...
Рекомендации по проведению единого урока (дня) в образовательных учреждениях-организациях государств-участников снг, посвященных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск