Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок





НазваниеПраздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок
страница1/14
Дата публикации26.09.2013
Размер1.25 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Военное дело > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА К 68-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


В 2013 году народ России будет отмечать 68-летие Победы в Великой Отечественной войне. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизации, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом. Во Вторую мировую войну было вовлечено 72 государства, представлявшие свыше 80% населения мира. В этих странах было мобилизовано около 110 млн. человек, погибло 62 млн. человек, из которых 27 млн. составляют граждане СССР.
Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Подрастающее поколение должно знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу. Современные школьники должны знать о важнейших вехах на пути к Победе. Это оборона Бреста и Могилева, битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, освобождение Советского Союза и стран Восточной Европы в 1944-1945 году. И о том, что 8 мая в предместье Берлина – Карлсхорсте, в присутствии представителей командований армий СССР, США, Англии и Франции представители поверженной Германии подписали акт о безоговорочной капитуляции. В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко–фашистских захватчиков, 9 мая 1945 г., было объявлено днем всенародных торжеств — Днем Победы.


Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок Великой Отечественной войны состоит в том, что лишь тот народ свободен и может противостоять любой агрессии, кто готов сражаться за свою свободу, за свою землю и за свое будущее до конца. Урок Великой Отечественной войны состоит еще и в том, что народ, чувствующий свою правоту в освободительной войне, непобедим.
Сохранение памяти о Великой Отечественной войне – часть основы дальнейшего развития России в XXI веке. Память истории, сочетающаяся с чувством гордости за свою историю, – основа достоинства нации, ее способности в реализации национальных интересов, ценностей и идеалов.
Целью уроков мужества, памяти, истории является создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Задачи урока включают:

  • воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;

  • воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам;

  • развитие познавательной деятельности обучающихся в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны;

  • формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.


Педагогическими и методическими условиями успешного проведения занятия являются:

  • раскрытие значимости Великой Победы;

  • создание конкретного образа опасности, нависшей над страной, массового героизма, проявленного защитниками Родины;

  • показ Победы как результата героических усилий единого многонационального и поликонфессионального СССР;

  • использование опыта старших поколений, героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла - людей разных возрастов, национальностей и вероисповедания для формирования человека культуры, гражданина, патриота;

  • опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в защите Родины сибиряков;

  • опора на семейные архивы учащихся (фотографии, письма с фронта и т.д.);

  • использование возможностей приглашения на урок ветеранов боевых действий Великой Отечественной войны, участников трудового фронта времен войны;

  • опора на знания учащихся по истории Отечества, литературе, краеведению, другим предметам, в которых были, пусть фрагментарные, материалы по истории Великой Отечественной войны;

  • использование социокультурных возможностей города, края при проведении занятия;

  • использование наглядного материала, фонозаписей.

Военная история России является яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой ратной славой за целостность и независимость родной земли. В периоды тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание людей. Дух народа оказывал решающее воздействие на боеспособность защитников Отечества. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Георгий Жуков и многие другие славные имена, и их дела останутся навечно в памяти народной.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти. О таких событиях и говорится в Федеральном законе № 32 от 13 марта 1995 года, который получил название «О днях воинской славы и памятных датах России».

Именно с таких событий и начинает отсчет 2013 год: 70-я годовщина разгрома фашистских войск под Сталинградом (2 февраля), 95 годовщина праздника, посвященного защитнику Отечества (23 февраля), который в разные годы назывался по-разному: День Советской Армии и Военно-морского флота, День защитника Отечества. К этим круглым датам можно прибавить и десятки других Дней воинской славы и памятных датах России (Приложение 1), которые являются неотъемлемой частью патриотического воспитания подрастающего поколения.

Сложилась хорошая традиция в образовательных учреждениях многих городов проводить месячник военно-патриотической работы.

Цель данного мероприятия: формирование патриотических чувств сознания у детей и подростков, популяризация технических и военно-прикладных видов спорта. О патриотизме надо говорить не только в этот период и поэтому необходимо обратить внимание и на другие знаменательные даты России и в течение всего года: это и праздник Победы 9 мая, и День памяти и скорби 22 июня (Приложение 1), и многие другие события военной истории России.

Целесообразно использовать воспитательные возможности музейной педагогики. В музеях можно организовать тематические выставки, приуроченные к наиболее значимым событиям времен Великой Отечественной войны; оформить экспозиции, созданные из документальных материалов и вещественных экспонатов, собранных во время туристских походов и путешествий непосредственно на местах, где проходили военные события; провести встречи с участниками событий, материалы о которых представлены в музеях, предусмотреть подготовку учащихся-экскурсоводов.
Основная цель урока – привлечение внимания учащихся к историческим событиям и памятным датам общенационального значения, воспитание любви и уважения к родной стране, ее истории и национальным традициям, формирование у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности и национального самосознания.

Предлагаемые методические рекомендации и дополнительные учебно-методические материалы призваны помочь педагогам организовать и провести единый классный час в соответствии с вышеуказанной тематикой с учетом педагогического мастерства учителя, уровня подготовки учащихся, специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.
В начальной школе (1- 4 кл.) у детей доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу. Поэтому учителю важно через слово, образ, иллюстрации, развивающие игры, инсценировки создать благоприятные условия для эмоционального восприятия школьниками учебной информации о памятных датах российской истории. Главными формами проведения единого классного часа могут стать рассказ, беседа, игра-путешествие, очные и виртуальные экскурсии с применением мультимедийных средств. В ходе урока рекомендуется использовать развивающие тесты, занимательные вопросы, а также организовать викторины и конкурсы.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 1 – 4 КЛАССАХ


Формы урока в начальной школе могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они были интересными и действенными, способствовали формированию гордости за историю своего города, страны и ее знаменитых людей, соответствовали возрасту учеников:

  • встреча-чествование ветеранов войны «Земной поклон Вам, герои Победы», «Поклонимся великим тем годам»;

  • беседы «Мир и война глазами детей», «С чего начинается память о войне», «Далекой войны солдат…»;

  • викторина «Знаешь ли ты юных героев Великой Отечественной войны?», «Галерея портретов полководцев», «Города - герои»;

  • посещение музея;

  • посещение мемориальных комплексов,

  • заочные путешествия с просмотром видеофрагментов или репродукций «Дорогами войны», «Перелистывая страницы истории», «Там, где была война», «Искусство, опаленное войной»;

  • конкурсы чтецов «Их подвиг будет жить в веках», «Память о героях священна», «Никто не забыт, ничто не забыто»;

  • конкурсы рисунков и плакатов «Мир глазами детей», «Миру - мир», «Помнить больно – забыть нельзя», «Нам не нужна война», и т.д.

На уроке возможно использование такого оборудования:

  • ксерокопии плакатов военных лет, продовольственной карточки, солдатский котелок;

  • треугольник фронтового письма, кусочек черного хлеба (размер нормы военного времени), вещмешок, кисет, каска или что-то иное;

  • «Галерея портретов» (полководцев, солдат, детей-участников войны, облика городов … военного времени);

  • творческие работы учащихся (2-4 классы): рисунки, сочинения, сообщения, проектные работы по тематике Великой Отечественной войны;

  • предметы быта военных лет; фотографии, предоставленные семьями учащихся для проведения школьных или классных мероприятий;

  • фрагменты кинофильмов: «Будь проклята война», «Стратегия победы», «Битва за Москву», «Военачальники. Георгий Жуков», другие;

  • настенная карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» и другие карты (отдельных сражений, показ действий второго фронта и т.д.);

  • выставки литературы по теме урока;

  • компьютерные программы, посвященные Великой Победе.

Ход урока.

Знакомство с темой.

Актуализация знаний. Вступительная беседа «Что мы знаем о войне?».

Сообщение: «События Великой Отечественной войны в документах и поэтических произведениях» (рассказать об основных событиях Великой Отечественной войны).
Материалы для учителя


1. Основные этапы и события Великой Отечественной войны.

Этапы Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.
Первый – 22 июня 1941 г -начальный

Второй – коренной перелом 19 ноября 1942 г.- декабрь 1943 г.

Третий – завершающий, победный -1944 г. - 9 мая 1945 г.
Битва за Москву (30 сентября – 5-6 декабря 1941 г.) – срыв план молниеносной войны.

Сталинградская битва (началась 25 августа 1942 г.):

19 ноября 1942 г. – контрнаступление Красной Армии;

2 февраля 1943 г. – окружение и разгром армии противника – начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Курская битва (июль-август 1943 г.).

Битва за Днепр и освобождение Киева 6 ноября 1943 г. – завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Снятие блокады Ленинграда (14-27 января 1944 г.).

Освобождение территории СССР (январь-сентябрь 1944 г.).

Берлинская операция (16 апреля-8 мая 1945 г.) (1мая взят Берлин);

Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии (8 мая 1945 г.).

Освобождение Праги (9 мая 1945 г.).

9 мая 1945 г. – День Победы советского народа над фашисткой Германией.

Материалы для учащихся
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.
1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.
7. Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.
8. Белорусская деревня Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.


СТИХИ О ВОЙНЕ
А. Безыменский
Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час,

Стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное.
***

Н. Добронравов
Война. Жестокая война

Не первый месяц длится…

Жизнь, как струна, напряжена

В опасности столица.
***

Ю. Коринец


Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой

Вечный свет негасим.

Вся страна сиротой

Наклонилась над ним.

Он не сдал автомат

И пилотку свою.

Неизвестный солдат

Пал в жестоком бою.

Неизвестный солдат -

Чей-то сын или брат,

Он с войны никогда

Не вернется назад.

Ярко звезды горят,

И в кремлевском саду

Неизвестный солдат

Спит у всех на виду.

Свет зажгли мы ему

Под стеною Кремля,

А могила ему –

Вся земля, вся земля.


***
М. Исаковский


Мы здесь не потому, что дата.

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя-

Великой Армии простой солдат.


БРАТСКИЕ МОГИЛЫ
В. Высоцкий


На братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букетик цветов

И Вечный огонь зажигает

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной

персональной судьбы -

Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов -

Сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов,

Но разве от этого легче?


ОБЕЛИСК НА СЕЛЬСКОЙ УЛИЦЕ

Г. П. Сычева
Обелиск на сельской улице: А старик сидит, внимает,

Серый в крапинку гранит, «Беломорканал» смолит.

У ограды кошка хмурится, Он нам вовсе не мешает,

И береза шелестит. А потом вдруг говорит:

Все знакомо и привычно. - … Я пришел, чтоб Поклониться

Без особой суеты Всем, кто с нами не дошел,

В День Победы, как обычно, Помянуть и извиниться-

Мы несем сюда цветы. Их ведь орден не нашел.

Ритуал такой привычный Шелестит березка мирно.

По утру нарушен был: Отдавая честь бойцу,

Посетитель необычный Класс застыл по стойке «смирно»,

За ограду заступил… Словно рота на плацу.

На траве расположился, Ничего не позабыто,

По-домашнему присел. И никто не позабыл,

Кто зайти сюда решился, Кем победа нам добыта,

Раньше нас прийти сумел? Кто в войну героем был.

Старичок простой и свойский, Старичок простой и свойский,

Лоб фуражкой не закрыт. Лоб фуражкой не закрыт.

С виду вовсе не геройский. С виду вовсе не геройский.

Орден лацканом прикрыт. Орден лацканом прикрыт

От гвоздик нарядно стало. Обелиск на сельской улице:

Песни спели, не одну. Серый в крапинку гранит,

И стихов прочли немало, У ограды кошка хмурится,

Про Победу и войну. И береза шелестит.
С. Михалков


Слава нашим генералам

И солдатам рядовым!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь, отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой!
Загляни ветерану в глаза,

И узнаешь о нем очень много:

В них военных раскатов гроза

И счастливая к дому дорога.

Пусть почаще сияют они,

Забывая беду и ненастье,

Чтобы праздничных залпов огни

Отражали в них радость и счастье!


В основной школе (5-9 классы) урок, посвященный Великой победе, нацелен на решение как познавательных, так и воспитательных задач.

При организации и проведении урока целесообразно использовать активные педагогические технологии: проблемные вопросы, познавательные задачи, игровые приёмы, театрализованные представления, практико-ориентированные ситуации и т.п. Формы проведения урока могут быть самые разнообразные: рассказ, беседа, школьная лекция с опережающими заданиями, урок – презентация с активным использованием мультимедийных материалов.. Эффективной формой классного часа могут стать виртуальные и очные экскурсии, интеллектуальные игры, компьютерные презентации учащихся и т.д. Выбор указанных форм определяется поставленными целями, возрастом учащихся, особенностями класса, техническими возможностями школы. В процессе классного часа возможно постоянное обращение к репродукциям картин, картам, схемам и другим наглядным пособиям, которые необходимо заранее подготовить для данного мероприятия.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 5 – 9 КЛАССАХ

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине.

Это гораздо больше.

Это – сознание своей неотъемлемости от родины

и неотъемлемое переживание вместе с ней

ее счастливых и ее несчастных дней
(А.Н.Толстой)
Формами урока в основной школе могут быть:

  • викторины, конкурсы, блицтурниры, способствующие формированию знаний о Второй мировой войне, о Великой Отечественной войне, о подвиге защитников нашей страны;

  • выпуск школьной стенной печати: боевой лист, классная стенгазета;

  • создание исторической карты или карты-схемы;

  • сообщения учащихся с использование мемуарной литературы;

  • рассказы школьников о воспоминаниях родственников, знакомых о том, в каких условиях жили люди военных лет, как выглядело их жилище, гардероб, кухня коммунальной квартиры, как они питались, проводили досуг, какое впечатление производили на них письма с фронта, рассказы участников строительства оборонных рубежей;

  • сообщения учащихся о походах, поездках или экскурсиях по местам боевой славы;

  • конкурс творческих работ учащихся: рисунков, антивоенных лозунгов, сочинений, эссе, интервью…;

  • конкурс чтецов;

  • выполнение пилотного проекта;

  • просмотр и обсуждение хроникально-документальных и художественных фильмов, посвященных Великой Победе;

  • компьютерные презентации: «Детство, опаленное войной», «История войны в судьбе моей семьи»;

  • представления визиток-портретов «Боевой путь моего дедушки, прадедушки», «Моя бабушка, прабабушка в годы войны»;

  • литературно-музыкальная гостиная «Поэзия войны священной», «Ради мира на Земле»;

  • организация выставок, тематических экспозиций художественно-публицистических изданий, посвященных героическим событиям истории.

При организации первого урока следует обратить внимание на необходимость интернационального воспитания учащихся, так как победа в Великой Отечественной войне является подвигом многих народов, сплотившихся не против немецкой нации, а против фашизма.
План урока.

1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).

2. Человек на войне.

3. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях (стихи прилагаются).
Ход урока.

1) Вступительная беседа может начаться с вопросов о датах начала и завершения Великой Отечественной войны (даты записываются на доске).

– Какие известные вам события можно вписать в этот промежуток между 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года?

По мере их перечисления учитель сам или силами заранее подготовленных учащихся кратко комментирует содержание этих событий, расставляет их в хронологическом порядке и при необходимости привлекает творческие работы учащихся, которые представлены на стенде.

Возможны аннотации к книгам по истории Великой Отечественной войны, просмотр фрагментов из кино – или видеофильмов о войне.

Далее целесообразно спросить учащихся:

Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете?

Имена каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?

Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?

Приведите примеры подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны вашими ровесниками

Заслушав ответы учащихся, учитель обратить внимание на то, что одной из черт гражданина является его благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа.

Павел Коган


Я слушаю далекий грохот,

Подпочвенный, неясный гуд

Там подымается эпоха

И я патроны берегу.

Я крепко берегу их к бою.

Так дай мне мужество в боях,

Ведь если бой, то я с тобою,

Эпоха громкая моя.


Пророческие строки стихотворения, в которых выражено ощущение надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом. Этим ощущением жило поколение тридцатых годов. Когда пришел час защищать Родину, советские люди сражались за каждую пядь родной земли, «чтоб лишних сто семьдесят два сантиметра легли в завоеванный счет».
Гитлеровское командование исчисляло сроки войны с СССР месяцами и неделями. Мужество, героизм, самопожертвование наших соотечественников сломили их планы.
Один из учащихся прочтет стихотворение Александра Плотникова
ОДА СОЛДАТУ


Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел: огонь и воду,

И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасенная Россия,

Как вечный памятник ему.

Это стихотворение может быть органичным переходом ко второму пункту плана.


2) Учитель отмечает, что самым молодым солдатом последнего призыва сегодня за семьдесят, и их не так много осталось в живых, а с каждым годом становится все меньше, и это с каждым годом становится все заметнее.
Сегодняшние школьники уверенно рассуждают о цене победы, прогнозируют дальнейшее развитие событий: что было бы, если бы…, дискутируют на тему: были ли героями Александр Матросов или Зоя Космодемьянская, имел ли право полководец посылать на смерть тысячи людей ради «точки на карте» и т.п. При этом есть довольно значительная часть учащихся, которые вообще не знают конкретных имен героев войны. «А ровесникам нынешних старшеклассников и ровесникам ваших родителей в те годы не приходилось рассуждать», – скажет учитель. – «Они получали приказ, и его необходимо было выполнить. Им надо было выстоять, выдержать, сражаясь не на жизнь, а насмерть и только благодаря тому, что большинство из них пошли на самопожертвование, отдали свои жизни, мы с вами живы и, сидя дома у телевизора или в светлом классе, можем спорить, вести дискуссии, рассуждать на темы войны и мира». А те люди воевали за нашу землю, за нашу Родину, за родных и близких людей, за наше с вами будущее, за нашу с вами жизнь.

Наверное, среди них были всякие: и негодяи, и трусы, и предатели, но не они решили исход войны. Не они 1418 дней и ночей своей жизни отдали тому, чтобы «пропахав пол-Европы по-пластунски», водрузить флаг над Берлином, сокрушив фашизм.

Следует включить рассказ о памятниках, городах героях.


3) Завершить занятие можно чтением следующих стихотворений, которые предварительно распределяются между учащимися. Они своим содержанием создают определенный эмоциональный фон, приподнятое настроение и могут быть достойным завершением занятия.
Возможен и другой вариант завершения занятия. Учитель прочтет сам или включит звукозапись песни А. Пахмутовой на слова М. Львова (эту песню исполняла великая русская певица Людмила Георгиевна Зыкина):
Поклонимся великим тем годам,

Всем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым.

Поклонимся и мертвым, и живым

Всем тем, которых забывать нельзя,

Поклонимся, поклонимся, друзья.

В старших классах (10-11 кл.), как известно, акцент делается на проблемный, диалоговый характер обучения, значительное внимание уделяется дискуссионным вопросам, которые неоднозначно воспринимаются и оцениваются в литературе и общественных кругах, что, в свою очередь, диктует необходимость применения активных методик и технологий, поисково-исследовательских подходов в образовательной практике.

Эти особенности необходимо учитывать при организации урока для старшеклассников по соответствующей проблематике.

Рекомендуются такие формы его проведения, как урок-дискуссия, урок-диспут, урок-исследование, моделирование исторической ситуации, урок-конференция, урок-круглый стол др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА В 10 – 11 КЛАССАХ

Патриотизм – это чувство сопричастности

к судьбам своей Родины,

готовности служить ей, защищать ее интересы
(Д.С.Лихачев)

Формами работы на уроке в старшей школе могут быть:

  • брейн-ринг: «Встреча с подвигом»; «Современные проблемы распространения фашизма в мире и его проявление в нашей стране»,

  • философский стол «Выполняя интернациональный долг», «Роль личности в истории страны», «Анти националистические движения в современной истории»;

  • диспуты: «Что такое Родина? Как связаны между собой понятия «Родина» и «патриотизм»?», «Почему важно хранить память о знаменательном событии прошедшей войны и тех, кто приближал «праздник со слезами на глазах?», «А должен ли я быть верным своей Родине? В чём это должно проявляться?»;

  • фотовыставки «Города-герои»;

  • презентация фотолетописи «И помнить страшно, и забыть нельзя», в которой можно собрать воспоминания, стихи, фотографии о трудных военных днях.

На основе осмысления старшеклассниками исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне необходимо создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, развития мировоззренческих убеждений старшеклассников, расширения их социального опыта, развития способностей сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.
При проведении урока целесообразно учитывать то, что учащиеся 10-11 классов в период их обучения в 9 классе изучали историю Второй мировой, поэтому им знакомы следующие факты, явления, процессы и личности: причины, участники, основные этапы военных действий во Второй мировой войне, итоги войны; создание и значение антигитлеровской коалиции, деятельность ее лидеров (Ф. Рузвельта, И. Сталина, У.Черчилля), роль СССР в коалиции; «новый порядок» на оккупированных территориях, политика геноцида, холокост;

движение Сопротивления.
Особое внимание в 9 классе уделялось изучению истории Великой Отечественной войны. Рассматривались темы:

  • этапы и крупнейшие сражения и итоги Великой Отечественной войны (Московское сражение, оборона Ленинграда, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, битва за Берлин);

  • вклад СССР в освобождение Европы;

  • деятельность выдающихся полководцев (Г.К. Жукова (1896 – 1974), А.М. Василевского (1895 – 1977), К.К. Рокоссовского (1896 – 1968);

  • героический труд народа в тылу;

  • политику фашистов на оккупированной территории и мужественную борьбу народа в тылу врага (партизанское движение, подполье);

  • главные факторы Великой Победы нашего народа.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconУрок памяти «Героические страницы истории Великой Отечественной войны»
Ребята, тема, предложенная вам сегодня не случайна. Наш урок, урок Памяти, мы проводим накануне праздника Великой Победы советского...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок icon5 апреля 2011 г. N 248-рп о подготовке и проведении праз- днования...
Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (далее 66-я годовщина Победы) согласно
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconПлан мероприятий, посвященных 70- й годовщине Победы в Великой Отечественной...
Тематические классные часы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1-11 классах
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодняшний урок посвящён знаменательной дате в истории нашего государства- 20-летию Российской Конституции. Это главный государственный...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодняшний урок посвящён знаменательной дате в истории нашего государства- 20-летию Российской Конституции. Это главный государственный...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Позвольте спросить, что же это за праздник такой? Масленица – семейный праздник, все собираются большой, дружной семьей, чтобы отметить...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconОтчет о проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию...
Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, прошли во всех учреждениях социальной сферы, потребительского...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя. Ежегодно наша страна отмечает великий праздник День Победы в Великой Отечественной войне. Эта война...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconВ нашей библиотеке ты сможешь взять любую из предлагаемых тебе книг...
Дорогой читатель! 2009-2010 учебный год посвящен Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconГу – Отделение пфр по Республике Марий Эл
Великой Отечественной войне. Всего в Марий Эл проживает 14 075 ветеранов ВОВ и тружеников тыла. Но среди них есть и те, для кого...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconПрограмма основных праздничных мероприятий, посвященных 70-й годовщине...
«Марафон Победы» торжественное чествование ветеранов Великой Отечественной войны Центрального района г. Сочи
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconСочинение «Моё любимое произведение о Великой Отечественной войне»
Происходит это благодаря человеческой памяти и книгам. К таким событиям относятся и страшные годы Великой Отечественной войны. О...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconПоложение о республиканской гражданско-патриотической акции «Салют,...
Республиканская гражданско-патриотическая акция «Салют, Победа!» проводится в образовательных учреждениях Чувашской Республики с...
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconУрок монтаж о Великой Отечественной войне
Создать условия для эффективного ознакомления учащихся со стихами о Великой Отечественной войне
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconПлан проведения общегородских мероприятий, посвященных 67-й годовщине...
Поздравление на дому участников Великой Отечественной войны – юбиляров, отмечающих 90 лет со дня рождения
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок iconВыступление Губернатора Новосибирской области В. Ф. Городецкого на...
Завтра − 9 мая − вся наша страна будет отмечать юбилей Победы в Великой Отечественной войне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск