Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»





Скачать 110.1 Kb.
НазваниеУрок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
Дата публикации18.10.2013
Размер110.1 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Литература > Конспект

Конспект урока по повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»




Провела Птахина Н.Е. – учитель русского языка и литературы УКП при ИК-9 с. Талицы



прямоугольник 245 прямоугольник 6 прямоугольник 7

МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Южи

Урок  по повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»

Птахина Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы.
Тема: «Культура, природа, человек. Проблемы и пути их решения (по повести «Прощание с Матёрой»)
Эпиграф: "Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится".
Цели:

-установка на восприятие темы - чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

- на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию личности через понятия памяти, соборности, рода, любви к малой родине, ответственности за свои слова, поступки.

 - продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;

 - способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем  проблемных вопросов;

 - ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

 - способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;
Оборудование:

1  Выставка книг В.Г.Распутина 

2 Слайды к уроку

3 Эпиграф на доске
Ход урока:

 1. Организационный момент.

 2. Беседа - установка на восприятие темы.

 3 Беседа по содержанию.

4. Обобщение.

 5. Подведение итогов урока.

 6. Комментарий оценок.

 7. Домашнее задание.

Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР - В. Распутине и о его произведении "Прощание с Матёрой".

( Слайд 1 )

Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: "Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…

 В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров".

В.Распутин окончил историко-филологический факультет Иркутского университета, мечтал стать учителем, не помышлял о писательской деятельности; в поисках заработка попал

В местную газету «Советская молодёжь».

По окончании университета В.Г.Распутин работал специальным корреспондентом на крупнейших стройках 60-х годов. В 1965-1967 годах были опубликованы первые рассказы и очерки В.Г.Распутина о жизни строителей, охотников и звероловов. В этих произведениях сразу же обозначилась основная проблематика творчества писателя: столкновение отжившего и нарождающегося, традиционного и нового.

Широкую известность писателю принесли повести: «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой».
 «Прощание с Матёрой» — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

( Слайд 2 )

Матёра, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище – все это уйдет под воду навечно. А это – смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл. Всякий поступок стал говорить о человеке и мире как будто последней правды, потому что “истинный человек, - как пишет Распутин, - высказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните”
Вопрос: Что такое проблема и в чем видит проблему автор?

   

«Административные люди» не понимают чувств жителей Матёры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матёры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать…».

( Слайды 3,4,)
 Вопрос: Над чем  писатель заставляет задуматься?

 Будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?
Вопрос: как вы понимаете слова Дарьи о совести людской? Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. “Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!”  

( Слайд 5)

 Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матёра, уходит и душа этого мира.

 Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара.

( Слайд 6)
 Какое же это горе для стариков.

 Прожив всю жизнь в родной Матёре, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит,

 что “нам Матёру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”. А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками.

 Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться  чувство совестливости (прощание с совестью, прощание с душой, которая оберегает человека от беспамятства, варварства…)
Вопрос: можем ли мы утверждать, что это является позицией самого автора? А как думаете вы?
Доказательство выстраивается через лексический ряд слов, на антитезе:   Матёра и Дарья, как единое, неразрывное.
Конкретная жизненная ситуация-затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции, переселение людей на новые земли –приобретает обобщённо-символическое значение. Жанр повести определяется исследователями как философская притча. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой является Матёра, с тревогой размышляет писатель. Недаром возникает столько ассоциаций со словом «Матёра»: материк (земная твердь), мать сыра земля, мать, матёрый(здоровый, крепкий) народный уклад жизни.

(Слайды 7, 8)

Жизненная основа повести – затопление деревень и создание гигантских ГЭС и искусственных морей – непосредственно связана с биографией писателя. Его родина – деревня Аталановка на берегу реки Ангары – в 60-е годы стала ложем Братского моря. Повествование о последнем перед затоплением лете деревни Матёры на Ангаре точно изображает конкретные обстоятельства и детали подготовительных работ. Одновременно мир Матёры писателем поэтически преображён, возведён к красоте во всех проявлениях – быта, труда, природы. Этот мир целиком метафоричен, обращён к общечеловеческому смыслу бытия. Критики определяли повесть как «реквием уходящему миру тысячелетней крестьянской культуры». Старики прощаются с Матёрой как с живым существом. Уход её осмысляется как вмешательство неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. С исчезновением Матёры разрушается и гармония человеческих отношений, потому что нарушено единство человека, общества, природы. Уход Матёры равносилен концу света, но всё это очевидно только для старух, старика Богодула и самого автора.
Вопрос: охарактеризуйте отношение к затоплению Матёры представителями трёх поколений семьи Пинигиных(Дарьи, Павла, Андрея).
(Слайд 9)

Особенно тяжело переживает всё происходящее Дарья Пинигина, «самая старая из старух», главный «резонёр» повести. Она «видит на память» всю историю Матёры, и читатель смотрит её глазами, постепенно вживаясь в пространство острова. Образ Дарьи уникален по своей философичности и драматизму. Пафос философии Дарьи – в обращении к образам предков, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений. Оставили им свой духовный опыт. Она болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение могил «нечистью» из санэпидстанции становится для Дарьи и других старожилов Матёры глубокой психологической травмой. В.Г.Распутин устами своей Дарьи ведёт разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций.

(Слайд 10)

Она даже избу свою, в которой жили многие поколения предков, провожает в последний путь, как живую, отмывая и беля в последний раз.

(Слайд 11)

Писатель показывает, как от поколения к поколению ослабевают связи с Матёрой. Сын Дарьи, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. Он уже сомневается в правоте стариков яростно защищающих свой остров. А внук Андрей и вовсе не понимает, о чём речь. Он спорит с бабушкой о техническом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит смысла и согласен отдать его на электричество, тем самым отрекаясь от своей родины и объединяясь с чужими «официальными лицами», для которых жители Матёры – «граждане затопляемые». Андрей уверен, что память – это плохо, без неё лучше.

Дарья – своеобразный «идеолог» материнского мира, защитник его ценностей. Дарье нужно, чтобы горящая мельница увидела на прощанье родные лица; пихта на вырубленном острове «как-то сбереглась и показала Дарье себя».

(Слайд 12)

Символична та весть, которая побудила героев активно действовать, её принёс Богодул. Этот герой воспринимается не иначе как своеобразный дух Матёры (живёт он на острове одному Богу известно сколько).Войдя к сидящим за самоваром старухам. Он возвестил: «Мёртвых грабят».

(Слайд 13)

Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это. Когда добрались они до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали своё дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнём».Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище – нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья. «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребята лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?» Её поддерживает деревня…

Эта сцена в повести даёт повод для размышления. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. « Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - писал А.С.Пушкин.

Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая, и когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются.

Один из смысловых центров повести – сцена сенокоса.

(Слайд14)

Автор подчёркивает, что главное для людей не работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой.

Трагический финал повести предваряется рассказом о «царском листвене»- символе неувядаемости жизни.

( Слайд15 )

Не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру.

( Слайд16 )

Как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом « ответственные за переселение», построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка,- «жизнь… она все перенесет и примется везде, хотя и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если,- то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любым местом.

( Слайды17,18,19 )

Повесть Распутина воспринимается как предубеждение.

Это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека находятся в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.
Вопросы.

1. Для чего автор в самом начале повествования на первый план выводит и показывает нам особые черты матери – женщины, которая вырастила сына, внука через  сцены разлуки?

2.  С какой целью автор показывает расставание Дарьи с землей?

3. Почему автор приводит читателя к сцене разговора Дарьи со своими  предками? (своего рода панихида, чтобы услышали,  простили, позвали….. но не зовут….душа не готова…не снаряжена на тот свет, еще тяжелая, ….

4. Через какие эпизоды автор показывает последнее целование (последнее целование по обычаю, перед смертью, когда Батюшка отпускает грехи, причащение)   Моет и чистит дом, украшая цветами.

5. Всепрощение или прощание с Матёрой. 

Толковый словарь Ожегова. Всепрощение - полное прощение всех обид, зла.

Полное прощение всех, за всё Распутин связывает с Дарьей, которая несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна, и передавать родную землю некому. Жизнь сурова и итог печален…

Просить прощения у тех, кто жил по совести  и сберег для детей своих, для будущего поколения родину в самое трудное для нее время, у тех, кто отдал жизнь за святое, за наше, русское. Поэтому мы должны свято оберегать память ибо «Память есть сама жизнь»

В. Распутин. 

5. Подведение итогов урока.

 6. Комментарий оценок.

 7. Домашнее задание: напишите эссе на одну из тем: «Ушла ли под воду Матёра?»; «Символы вечности в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»; «Дарья и Андрей – два звена одной цепи».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconАвтором каких произведений является Валентин Распутин?
Без чего материнцы не могли представить свою деревню (повесть Валентина Распутина "Прощание с Матерой")?
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconУрок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина "
Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из опыта использования гуманно-личностной технологии на уроках литературы конспект урока в 10 классе по повети Распутина «Прощание...
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconУрок- c уд над главным героем повести В. Распутина «Живи и помни»
Оборудование: портрет писателя, выставка произведений Распутина, видеоролик о войне, книжка- раскладушка о жизни и творчестве В....
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconМетодические рекомендации к Открытому уроку по литературе по творчеству...
Управление образования администрации муниципального района имени Лазо направляет для организации работы методические рекомендации...
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее»
Художественная проза о трагедии людей, населяющих берега Ангары («Прощание с Матерой»)
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Прощание с Матёрой» запись песни Ю. Антонова "Крыша дома твоего" и песни "Родительский дом"
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconУрок – беседа по повести
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, слова В. Распутина : «У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти,...
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Нравственный закон, которым держится жизнь (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconУрока, урок 1 Тема урока : «Уроки французского» В. Распутина. Главный...
Конспект урока в младших классах (на примере рассказа В. Распутина «Уроки французского»)
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconУрок литературы (8 класс) Урок по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Рассмотреть и сопоставить героев повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия....
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconУрок литературы в 11 классе «Тема армии в повести А. И. Куприна «Поединок»
А. И. Куприна для осознания обществом кризиса всей русской жизни; гуманистический, антивоенный пафос повести
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconВнеклассное мероприятие к 140-летию курорта «Белокуриха»
...
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; показать жанровое своеобразие повести; познакомить...
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconМоу сош №24 города Подольска Прощание с букварем
Ведущий. Дорогие гости, первоклассники. Сегодня в нашей школе праздник «Прощание с букварем». Ученики 1 класса изучили первый учебник...
Урок по повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск