История создания произведения Л.Н.Толстого «После бала». 8 класс
Тема:
История создания произведения Л.Н.Толстого «После бала». Особенности композиции рассказа. Цели:
Организовать самостоятельную поисковую деятельность учащихся, обеспечить возможности «погружения в текст».
Вызвать чувство сопричастности к историческому прошлому России.
Развивать умение характеризовать героя, анализируя средства выразительности, использованные автором.
Повторить изученное по теме «Композиция текста. Антитеза, портрет, пейзаж как приемы изображения состояния героев.
Оборудование:
Презентация по теме урока.
Аудиозапись «барабаны».
Раздаточный материал (тесты).
Ход урока: 1. Орг. момент.
Эпиграф к уроку:
Не бойся своих друзей: в худшем случае они могут тебя предать; не бойся своих врагов: в худшем случае они могут тебя убить -
бойся равнодушных:
только с их молчаливого согласия
рождаются на Земле предательство
и убийство. Бруно Ясенский.
Сегодня мы продолжим работу по произведению Л.Н.Толстого «После бала» (слайд 1 «Тема урока, цели»),
Л.Н.Толстой! Кто это? Расскажите, что вам известно об этом человеке (слайд 2 «Л.Н.Толстой»).
(Кадр 3) Прочитайте высказывания о Л.Н.Толстом. Какое из них вам ближе и почему? Н.А.Бердяев: «Прежде всего нужно сказать о Л.Н.Толстом, что он - гениальный художник и гениальная личность...»
В.В.Вересаев: «Глубоко серьезными глазами ребенка смотрит Толстой на жизнь...» Стефан Цвейг: «Для Толстого красота и истина - синонимы».
- Л.Н.Толстой велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность.
2. (Словесное рисование) - Представим Л.Н.Толстого за работой, например в 1900-е годы - время работы над произведением «После бала». Каким вы видите его? (слайд 4 «За работой»)
Что вам известно о том, как Толстой писал свои произведения?
Известно, что рассказ «После бала» написан в начале XX века (1903г.), хотя события возвращают нас в век 19-й к «Николаевской эпохе» - 40-м годам прошлого столетия. Что же послужило источником для создания данного произведения? Поразмышляйте, послушав ребят.
Индивидуальные сообщения ребят на тему «Николай I», «Николай Панкин» (слайд 5 «Николай I»).
- Прежде чем создать произведение, Толстой несколько лет собирал материал, создал историческое произведение «Николай Палкин».
3. - Что известно о жанре произведения?
Каковы его особенности?
В чем мастерство автора на данном этапе? (Рассказчик, все видится его глазами. Правдивость).
Чтобы разобраться, какова тема рассказа и его главная мысль, выполним тест. Тест 1:
Определи тему произведения «После бала»:
повествование о любви Ивана Васильевича. Б) рассказ о полковнике.
показ николаевской Руси. Тест 2:
Произведение заставляет задуматься о:
A) судьбе полковника.
Б) личной ответственности человека за жизнь общества.
B) любви Ивана Васильевича.
О чем данный рассказ заставил задуматься вас?
Какой эпизод вызвал большее количество переживаний?
4. - Назовите главных героев произведения.
Каковы ваши ассоциации, связанные с именем Варенька?
Проверим д/з: прочитайте вашу характеристику данной героини.
Кто такой Иван Васильевич? Петр Владиславович?
Кому из них автор уделяет внимания больше? Почему? (слайд 6 «Главные герои») Выборочное чтение:
Прочитайте материал на тему «Петр Владиславович, его сходство с Николаем I».
Какой художественный прием использует автор при создании образа?
Портрет?
Кем же вы видите полковника: хамелеоном или человеком, хорошо исполняющим свои обязанности?
Диспут.
- Как охарактеризуете Толстого в изображении образа полковника?
5. Практическая работа
«Средства художественной выразительности, использованные автором при создании образов произведения, их характеров». (Работа в парах).
Обсуждение полученных результатов, (слайд 7 «Средства выразительности»)
6. Итог урока.
В чем мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала"
Впечатления от работы мастера?
Д/з: подготовить материал на тему «Нравственность. Проблемы нравственности в рассказе» (сильные). Читать материал с.40 (слабые). |