Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир»





Скачать 372.28 Kb.
НазваниеКачественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир»
страница1/4
Дата публикации31.10.2014
Размер372.28 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Закирова Оксана Вячеславовна



КАЧЕСТВЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ

РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО

«ВОЙНА И МИР»
.

Специальность 10.02.01 – русский язык




Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Казань – 2007
Работа выполнена на кафедре русского языка ГОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Чернова Светлана Владимировна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент

Бочина Татьяна Геннадьевна

ГОУ ВПО «Татарский государственный

гуманитарно-педагогический

университет»
кандидат филологических наук, доцент

Виноградова Татьяна Юрьевна

ГОУ ВПО «Казанский государственный

университет им. В.И.Ульянова-Ленина»
Ведущая организация – ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет»


Защита состоится «28» декабря 2007 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.04 при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Татарстан, д. 2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» «27» ноября 2007 г.

Режим доступа: http://www.tggpu.ru

Автореферат разослан «27» ноября 2007г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент Сафонова С.С.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Как известно, в последние десятилетия XX в. в науке о языке произошел сдвиг интересов от лингвистики структурной к лингвистике антропологической. На первый план выдвинулись вопросы о том, как отражается в языке человек, его мысли, чувства, различные виды его деятельности. Познать человека через посредство языка помогает художественная литература, на страницах которой человек предстает многосторонним и одновременно целостным. Реферируемая работа выполнена на материале языка художественной литературы и является исследованием антропологической направленности. В диссертации получил отражение лингвистический аспект анализа литературного персонажа.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в центр анализа в нём выдвигается понятие образ литературного персонажа, которое, будучи плодом воображения писателя, тем не менее позволяет обсуждать одну из центральных проблем лингвистики – проблему реконструкции образа человека с опорой на данные языка. Эта проблема еще далеко не решена в современной науке, поэтому каждое новое исследование способствует накоплению фактического материала и уточнению теоретических основ для описания языковых фактов в означенном направлении.

Объектом исследования в настоящей диссертации является язык романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Языку художественного произведения посвящали свои работы крупные отечественные ученые. Ср., напр.: Виноградов 1936, 1959, 1961, 1963, 1976; Винокур 1943; Ларин 1974; Потебня 1976; Шкловский 1978; Шкловский 1978 и др.

Сегодня литература в этой области огромна. Художественный текст исследуется в разных направлениях, под различными углами зрения. Назовем лишь некоторые из работ современных исследователей, которые посвящены характеристике текста вообще и языку художественных произведений в частности. Ср., напр.: Болотнова 2006, Гальперин 1981; Николина 2003; Новиков 2003; Долинин 1985; Лукин 1999; Новиков 1988; Шанский 1990.

Предметом характеристики являются качественные прилагательные как средство создания Л.Н. Толстым образов литературных персонажей. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» около 600 действующих лиц. В настоящей диссертации рассматриваются только главные герои романа: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский, Элен Безухова, Кутузов, Наполеон.

Цель диссертации – показать роль качественных прилагательных в создании образов персонажей романа Л.Н.Толстого «Война и мир», продемонстрировав, в какой степени и как смысловой потенциал данной части речи реализуется в основных для нее синтаксических позициях – атрибутивной и предикативной.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать представление об образе как объекте изучения различных наук, особо выделив лингвистические параметры его характеристики;

2) рассмотреть аспекты характеристики качественных прилагательных в научной литературе;

3) произвести тематическую классификацию качественных прилагательных, характеризующих персонажи Л.Н.Толстого;

4) показать, какие лексико-семантические группы качественных прилагательных используются Л.Н.Толстым для создания образа каждого из рассматриваемых в диссертации персонажей, выявив специфику адъективных слов, характеризующих тот или иной образ;

5) представить функционально-семантическое описание качественных прилагательных в соотнесении с синтаксическими позициями, занимаемыми ими в составе высказывания.

Новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые как средство создания образа литературного персонажа рассматриваются качественные прилагательные в основных для них синтаксических функциях – атрибута и предиката.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что она демонстрирует роль такой морфологической единицы, как качественные прилагательные в создании образа литературного персонажа и вносит определенный вклад в изучение как образа человека по данным языка, так и образа литературного персонажа.

Практическая значимость исследования в том, что содержащиеся в нём наблюдения и выводы могут быть использованы в курсах «Современный русский литературный язык» и «Филологический анализ текста». Материалы диссертации могут быть положены в основу спецкурса, посвященного анализу языка Л.Н. Толстого.

Материал исследования включает 3543 примера высказываний, содержащих качественные прилагательные, характеризующие основных персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский, Элен Безухова, Наполеон, Кутузов).

Методы исследования. Работа строится с опорой на индуктивный метод анализа материала: конкретные наблюдения над языковыми фактами систематизируются и обобщаются в теоретические положения и выводы. Главенствующая роль принадлежит семантико-стилистическому методу, который направлен на анализ смыслов, выражаемых качественными прилагательными, и «пересекается с компонентным и контекстологическим анализом, поскольку у них общий объект – семантика контекстуального употребления» [Болотнова 2006, с. 602]. Используются также статистический метод, учитываются данные языкового эксперимента.

В каждом конкретном случае предпочтение отдается тому методу или приему, который позволяет характеризовать изучаемое явление с наибольшей строгостью и объективностью.

Апробация работы. Результаты работы изложены в 11 публикациях. Они обсуждались на заседаниях кафедры русского языка Вятского государственного гуманитарного университета, а также на конференциях в г. Кирове.

Положения, выносимые на защиту.

1. Образ литературного персонажа есть авторское представление об ирреальном персонаже, подобном субъекту действительности. Образ персонажа воплощается в совокупности внешних и внутренних характеристик человека, выраженных языковыми средствами, пронизывающими все уровни языка.

2. Качественные прилагательные, выступая как средство характеристики образов литературных персонажей, по-разному реализуют свой грамматический и семантический потенциал в атрибутивной и предикативной функциях. В атрибутивной позиции разносторонняя характеристика образов персонажей дается автором романа благодаря лексическому разнообразию полных форм качественных прилагательных, занимающих позицию согласованного определения. Качественные прилагательные используются в указанной синтаксической позиции преимущественно как средство вторичной номинации персонажа (метонимия и метафора). В предикативной позиции, употребляются как полные, так и краткие формы качественных прилагательных. Семантика прилагательных в таких случаях обнаруживает зависимость от типа связочного глагола (отвлеченная связка, полузнаменательная связка, знаменательная связка), а также от значения определяемого существительного. Будучи компонентом составного именного сказуемого, качественные прилагательные обычно используются в прямом значении.

3. Наиболее развернутая и глубокая характеристика с опорой на качественные прилагательные дается Л.Н. Толстым только двум персонажам – Пьеру Безухову и Наташе Ростовой. При характеристике и Пьера Безухова и Наташи Ростовой на первое место в атрибутивной позиции выдвигаются качественные прилагательные, обозначающие их эмоциональное состояние. Наиболее частотными среди прилагательных данной группы являются прилагательные радостный (Пьер) и счастливый (Наташа). Наименее развернутым является описание интеллектуальных способностей Пьера и Наташи. В предикативной позиции для характеристики обоих персонажей чаще всего используются конструкции со связочным глаголом быть и краткой формой прилагательного (ср.: Наташа была счастлива и взволнованна…; Пьер рад был, что никто там не видел его лица…). Как и в атрибутивной позиции, в функции предиката наиболее высокой частотностью отличаются качественные прилагательные, дающие характеристику эмоциональному состоянию Пьера и Наташи.

4. С опорой на анализ качественных прилагательных, характеризующих Пьера Безухова и Наташу Ростову, прослеживаются различия социальных ролей мужчины и женщины в XIX веке (гендерный аспект анализа).

5. Качественные прилагательные, используемые Л.Н.Толстым для создания образов Андрея Болконского, Кутузова, Наполеона, Элен Безуховой, дают представление об индивидуальных качествах каждого из персонажей. При характеристике Болконского преобладают прилагательные новый, молодой, радостный (атрибутивная позиция), живой, счастливый (предикативная позиция). Кутузов предстает как старый (атрибутивная позиция) и слабый (предикативная позиция). При характеристике Наполеона и в атрибутивной, и в предикативной позициях самым частотным является прилагательное великий. Элен Безухова характеризуется как красивая (атрибутивная позиция), о ней говорится «хороша» (предикативная позиция).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается выбор темы, выделяется предмет исследования, определяются цель, задачи и материал исследования, раскрываются актуальность, новизна, теоретическая значимость и практическая ценность работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В Главе I «Образ как объект изучения различных наук» раскрывается понимание образа в психологии, философии, литературоведении. В центре внимания оказывается характеристика образа в лингвистической литературе.

В лингвистике существует несколько подходов к понятию образ. Традиционно под образом понимается переносное значение слова. В «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой обнаруживаем понятие «значение образное», то есть «значение слова, функционирующего в качестве тропа» [Ахманова 1966, С.163]. В данном аспекте образ рассматривается в целом ряде лингвистических работ. Ср., напр.: Дожбинская 2000, Еремин 2002, Мерзлова 2002, Павлович 1995, Сандакова 2001, 2004, Чудинов 2001 и т.д.

В последние годы в лингвистике описание образа сместилось в сторону антропоцентричной парадигмы. Образ рассматривается как экспликация в языке объекта реальной действительности. Особенно значимой в ряду работ такой направленности является статья Ю. Д. Апресяна «Образ человека по данным языка: попытка системного описания» [Апресян 1995]. Ю. Д. Апресян рассматривает образ человека как своеобразную схему человека, выделяет восемь функциональных систем человека и делает попытку, объединив эти системы воедино, воссоздать образ человека по данным языка путем анализа различных пластов лексики.

С собственно лингвистических позиций образ рассматривается и в исследованиях Н. А. Илюхиной [Илюхина 1998] и В. М. Богуславского [Богуславский 1994].

Н. А. Илюхиной образ рассматривается «как единица, которая, имея в своей основе обобщенное чувственно-наглядное представление (эмпирический образ реалии) и аккумулируя разнообразные признаки этой реалии, во всем их многообразии эксплицируется соответствующими, прежде всего специализированными, лексико-фразеологическими средствами, образующими ассоциативно-семантическое поле» [Илюхина 1998, С.6].

Предметом исследования в работе В. М. Богуславского являются способы языкового означивания в русском языке ОВ [образ внешности – О.З.] посредством лексических единиц и других средств выражения…» [Богуславский 1994, С.7].

Понятие образ используется также при изучении языка литературного произведения, когда под формой образа понимается  совокупность языковых средств художественного произведения. В данном случае объектом изучения является также понятие художественный образ. Д. Н. Шмелев в своей работе «Слово и образ» пишет, что образы, которыми «мыслит» писатель, доступны нашему пониманию постольку, поскольку они нашли свое воплощение в словах реального языка, поэтому, «исследуя «язык» художественного произведения, мы исследуем не все стороны его художественной формы, а только речевые средства, использованные писателем для оформления художественного образа. Следовательно, язык художественного произведения анализируется не сам по себе, а как форма образа; другими словами, исследуется то, как общеязыковые средства используются автором для создания индивидуально-неповторимой образной структуры конкретного произведения» [Шмелев 1964, С.16].

Художественный образ с опорой на анализ литературного произведения рассматривался такими учеными, как В. В. Виноградов [(Виноградов 1959, 1980], Г. О. Винокур [Винокур 1991], В. В. Кожинов [Кожинов 1964], А. А. Потебня [Потебня 1989], Н. М. Шанский, Ш. А. Махмутов [Шанский, Махмутов 1999], Д.Н. Шмелев [Шмелев 1964] и многими другими.

Из разнообразных подходов к изучению образа с лингвистических позиций в работе выделяется направление, в русле которого главным является характеристика образа литературного персонажа. В понятии образ литературного персонажа сочетаются литературоведческое понятие образа (образ как индивидуальный тип), определение образа в философии (образ как отражение реальной действительности) и лингвистике (образ человека в понимании Ю. Д. Апресяна).

В диссертационном исследовании образ литературного персонажа понимается как авторское представление об ирреальном персонаже, воплощенное в совокупности внешних и внутренних характеристик человека, выраженных языковыми средствами, пронизывающими все уровни языка лексический, словообразовательный, фразеологический и грамматический уровни языка.

Проведенный в работе анализ лингвистической литературы, посвященной качественным прилагательным, показал, что качественные прилагательные как средство экспликации образа персонажа художественного произведения исследователями ранее не рассматривались.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconУчебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета...
В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconВ чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»?
...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconУрок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики...
Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» icon«Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А»
И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconТема: Творческая история создания романа – эпохи «Война и мир» (1863-1869)...
Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы 7 лет. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставлять...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconКонкурс методических разработок по литературе «Литература это когда...
Настоящий пакет дидактического материала составлен для блочного изучения романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconМодуль 7 Л. Н. Толстой (1828-1910) вопросы и задания
Внимательно и серьезно отнеситесь к заданиям по работе с текстом романа «Война и мир». Идейная и композиционная сложность романа,...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Анализ эпизода "Лунная ночь в Отрадном" из романа Л. Н. Толстого "Война и мир"(10 класс)
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconУрок №1 Тема. История создания произведения. Смысл заглавия романа Л. Н. Толстого
На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией Л. Н. Толстого, с этапами творческого пути писателя
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconКонспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года...
«Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю»
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconМоу «Лицей №6»
Цель: показать ценности семьи и семейные тради­ции в русской классической литературе на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconПо итогам каждой части романа даны обобщающие вопросы, способствующие...
А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», роман-эпопея Л. Н. Толстого...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наглядные пособия и оборудование: портрет Л. Н. Толстого работы художни­ка И. Е. Репина (1887) и другие портреты писателя; выставка...
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир»
Качественные прилагательные как средство создания образов персонажей романа л. Н. Толстого «война и мир» iconМеня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя!
Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л. Н. Толстого «Война и мир»;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск