Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»





Скачать 371.91 Kb.
НазваниеКонкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»
страница1/3
Дата публикации28.09.2014
Размер371.91 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3



Кабанова Т.В.

учитель МБОУ «Первоманская СОШ»


Конкурс методических разработок по литературе

«Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»
Кабанова Татьяна Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Первоманская средняя общеобразовательная школа»

п.  Первоманск, Красноярский край, Манский район.


АННОТАЦИЯ

Настоящий пакет дидактического материала составлен для блочного изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Работа на уроках строится по типу коллективных учебных занятий, во время которых в парах сменного состава изучается теоретический материал, а дома учащиеся читают главы романа, соответствующие изучаемым в классе темам.

Материал разбит на 3 блока:

А – «Проблематика романа»,

Б – «Герои романа»,

В – «Анализ эпизодов».
Блоки А и Б представляют собой тексты, предназначенные для изучения по методике Ривина.

Блок В - «Анализ эпизода» - составляют вопросы для групповой работы. Вход в блок сопровождается вводной лекцией учителя.

К пакету прилагается список глав для домашнего чтения, вопросы для его проверки, на которые учащиеся отвечают по мере готовности.

Материал имеет практическое значение для формирования надпредметных умений и навыков, развития речи учащихся, более глубокой проработки отдельных вопросов творчества Л.Н.Толстого, подготовки к сочинению.
БЛОК А

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

  1. Изучи теоретический материал по своей теме.

  2. Выясни непонятные мысли, слова

  3. Составь план текста в тетради.

  4. Подготовь тему к передаче.

  5. Найди напарника с другой темой.

  6. Расскажи тему напарнику по абзацам, пользуясь планом.

  7. После каждого абзаца задавай вопросы напарнику на понимание.

  8. Проверь, как напарник понял то, что ты ему рассказал

  9. Выслушай рассказ напарника по его теме.

  10. Уточни то, что не понял.

  11. Обменяйтесь темами.

  12. Поблагодарите друг друга за работу.

  13. Работайте по пунктам 1-12.


ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ

«ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА Л. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

«Война и мир» - произведение многоплановое. Разные исследователи по-разному определяли главную художественную мысль романа.

Шкловский: «Автор интересуется вопросом о степени свободы человека, о значении народного сознания и о месте человека в общем потоке истории. Наташа, Пьер, Андрей, Долохов, Тимохин проходят через роман не только как герои романа, но и как примеры, на которых познаётся сущность исторического процесса».

Бычков: «Пафос «Войны и мира» - в утверждении великого жизнелюбия и великой любви русского человека к родине».

Ермилов: «Пафос – в утверждении общения и единения людей и отрицании разобщения и разъединения».

Всё это сводится к высказыванию Толстого: «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль. Так в «Войне и мире» я любил «мысль народную». Именно эта мысль позволяет говорить о тех проблемах, которые автор решает в романе, о тех нравственных уроках, которые он даёт для читателя.

Именно эта мысль сводит воедино два мира, находящихся в разных пространственных измерениях:

Микромир – психика героев, их быт, нравственные искания

Макромир – передвижения народов, столкновение между ними, участие великих личностей в историческом процессе.

Из этой мысли исходят следующие проблемы и идеи:

  1. Проблема народа и русского национального характера

  2. Проблема войны и истинного и ложного патриотизма и героизма

  3. Проблема наполеонизма и движущих сил истории

  4. Семейные и социальные проблемы

  5. Проблемы поиска смысла жизни


ТЕМА 1-А «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

«Я старался писать историю моего народа», - говорил Л.Толстой, поэтому «мысль народная» одна из главных в романе и образ народа занимает особое место. В этом образе воплощён толстовский идеал «простоты, добра и правды». Автор поэтизирует народ как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях в отличие от толпы, единство которой держится на индивидуалистических инстинктах.

«Мысль народная» проявляется в романе в двух аспектах. В первом - историко-философском -утверждается, что народ - движущая сила истории. Во втором аспекте - морально-психологическом -утверждается, что народ - носитель лучших человеческих качеств.

«Война и мир» - это картина нравов, построенная на историческом событии», - писал Толстой. Тема подвига русского народа в войне 1812 года стала главной в романе. Во время этой войны произошло объединение нации: независимо от сословной принадлежности, пола и возраста нее были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой называл «скрытой теплотой патриотизма», проявившимся не в громких словах, а в поступках, приближающих победу.

В огне народной войны происходит проверка людей, и мы видим две России: Россию народную, объединенную общими устремлениями, и Россию «военных и придворных трутней», поглощённых своей карьерой и безразличных к судьбам родины. Эти люди утратили связь с народом, их ложный патриотизм проявляется в высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных делах. Россия народная представлена теми героями, которые связали свою судьбу с судьбой нации. Толстой говорит о народном чувстве как о мериле нравственности человека.

Все любимые герои Толстого — частичка людского моря, составляющего народ, и каждый из них по-своему духовно близок народу. Но не сразу возникает это единение. Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». И только на Бородинском поле каждый из них понимает, что истина там, где «они», то есть простые солдаты. Семья Ростовых с ее крепкими нравственными основами жизни, с простым и добрым восприятием мира и людей переживала те же патриотические чувства, что и весь народ. Они оставляют в Москве все свое имущество и отдают все подводы раненым.

Глубоко, всем сердцем понимают русские люди смысл совершающегося. Народное сознание как воинская сила вступает в действие при приближении врага к Смоленску. Начинает подниматься «дубина народной войны». Создаются кружки, партизанские отряды Денисова, Долохова, стихийные партизанские отряды под предводительством старостихи Василисы или какого-то безымянного дьячка. которые топорами и вилами уничтожали великую армию Наполеона. Купец Ферапонтов в Смоленске призывал солдат грабить его же лавку, дабы врагу не досталось ничего.

Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты смотрят на него как на общенародное дело. «Всем народом навалиться надевают чистые рубахи, солдаты не пьют водки -«не такой день». Для них это был священный момент.

«Мысль народная» воплощена Толстым и во множестве индивидуализированных образов. Тимохин со своей ротой так неожиданно атаковал врага, «с такой безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Те человеческие, моральные и воинские качества, которые Толстой всегда считал неотъемлемым достоинством русского солдата и всего русского народа — героизм, сила воли, простои; и скромность, - воплощены в образе капитана Тушина, являющемся живым выражением народного духа, «мысли народной». Под непривлекательной внешностью этого героя скрывается внутренняя красота, нравственное величие. Тихон Щербатый -человек войны, самый полезный боец в отряде Денисова. Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все то бунтарское, смелое, что писатель обнаруживал в крепостном крестьянине, он собрал воедино и воплотил в образе Тихона. Платон Каратаев вносит мир в души окружающих людей. Он совершенно лишен эгоизма: ни на что не ропщет, никого не обвиняет, кроток, добр к каждому человеку.

Высокий патриотический дух и сила русской армии принесли ей нравственную победу, и наступил перелом в войне.

Выразителем патриотического духа и подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Мудрость его заключается в том, что он понял закон о невозможности одному человеку управлять ходом истории. Главная его забота — не мешать событиям развиваться естественно, вооружившись терпением, подчиняться необходимости. «Терпение и время» - таков девиз Кутузова. Он чувствует настроение масс и ход исторических событий. Князь Андрей перед Бородинским сражением говорит о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, всё поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее воли... А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский...»

Рассказав правду о войне и показав человека в этой войне. Толстой открыл героику войны, показав ее как испытание всех душевных сил человека. В его романе носителями подлинного героизма явились простые люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, «грешница» Наташа, добившаяся подвод для раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов, - именно тот народ, который, забывая о себе, спасал Россию в годину трудных испытаний.
ТЕМА 2-А «Мысль историческая» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

«Мысль историческая» в романе «Война и мир» связана с проблемой влияния личности на ход истории. Героями, на примере которых автор решает эту проблему, являются Кутузов и Наполеон. В романе ярко видна крайняя противоположность этих персонажей. «Поединок» Кутузова и Наполеона трактуется как противоборство двух мировоззрений, рассматривается в аспекте истинного и мнимого величия личности в истории.

Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества, и поэтому стал во главе освободительной войны. То народное чувство, которое он носил в себе, придало ему нравственную свободу, стало источником его прозрения. Оно же внушило ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию крови. Это чувство объединило Кутузова с солдатами и разъединило с высшими чинами армии.

Наполеон же, благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию нравственного чувства, был поставлен историей во главе захватнической войны. Он стал выразителем печальной исторической необходимости - - «движения народов с запада на восток», в результате которого произошла гибель французской армии. Наполеон, по словам Толстого, предназначен был «провидением на печальную несвободную роль палача народов», исполнял «ту жестокую, пе­чальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена».

Таким образом, один воображает себя героем, властителем народов, от воли которого зависят их судьбы, другой не думает о себе, не играет никакой роли, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска.

Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах и который благодаря народному нравственному чувству является, по мнению Толстого, классическим воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Центробежные, нисходящие силы истории воплотил в себе Наполеон, этот «сверхчеловек». Он верит в силу своей единичной воли, воображает себя творцом истории, вождем и повелителем народов, но в действительности является лишь «игрушкою судьбы», «ничтожнейшим орудием истории». Он возглавляет исторические силы, идущие ложным путем, и потому обречен. Толстой увидел внутреннюю несвободу индивидуального сознания, выраженного в личности Наполеона потому что подлинная свобода связана с исполнением закона, с добровольным подчинением своей воли «высшей цели». Толстой разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводил к культу сильной и гордой личности.

Великий человек в изображении Толстого получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу. Он крепко связан с массой «обыкновенных людей) общенародными целями и действиями, любовью к России. Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова. «И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».Толстой видит достоинства Кутузова как полководца в том, что деятельность его неизменно была нам ран.юна к одно! цели, имевшей общенациональное значение. «Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа». Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск.

Наполеона Толстой не признает великим, потому что тот не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и са­молюбие. Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира. лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости. Он «никогда, до конца жизни своей, не мог понимать... ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого».

Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла событий, г. ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости. «Для нас, - рассуждает Л.Н. Толстой, — с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Толстой, утверждая, что движущей силой истории является народ, вроде бы отрицает значение личности для хода исторических событий. Но вместе с тем показывает, что история сама выдвигает отдельных людей на роль вождя. Значение личности Кутузова как раз в том и заключается, что является не просто выразителем воли масс, а их вождём, организатором. Он, познавая закономерности исторического движения и перспективы, ведёт вперёд. Вожди, как Наполеон, утратившие связь народом, рано или поздно теряют и своё историческое значение.

ТЕМА 3-А «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

В романе «Война и мир» автор показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России. Значительное внимание в романе уделяется семье как основе основ. В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Вместе с этими семьями мы переживаем все события от начала до конца, видим их трудные и счастливые минуты.

Первый раз мы встречаемся с семейством Ростовых на именинах графини. Сразу же попадаешь в атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как «в доме Ростовых любовный воздух». Граф и графиня - добрые и простые люди, всей душой и сердцем открытые детям. Они рады каждому, кто приходит в их дом. Жить в таком доме, где царят мир взаимопонимание и уважение, - это счастье. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети в семье чувствуют ро­дительскую нежность и ласку.

Наташа - искренняя, бескорыстная, очаровательная девочка, готовая любить весь мир. Младший сын Петя - добрый, честный... и по-детски наивный. Соня - девушка нежная и чувст­вительная. Несмотря на то что она не родная дочь в этом доме, ей здесь очень уютно, потому что ее так же трепетно любят, как и других детей. Эта семья - удивительный мир, хотя ей далеко до полной гармонии. Странное, холодное и эгоистическое поведение старшей дочери Ростовых Веры никак не вяжется с обстановкой в семье. «Что-то графинюшка намудрила». - считает отец. По роману мы знаем, что в молодости лучшей подругой графини была княгиня Друбецкая. Ее влияние чувствуется в воспитании Веры (своего сына Бориса она воспитала эгоистичным, хо­лодным человеком). Видимо, своего первого ребенка мать воспитывала так, как того требовал свет, а не по велению собственной души.

Толстой показывает нам эту семью и в тяжелые минуты их жизни, когда их судьбы тесно переплетаются с судьбами тысяч, русских дворянских семей во время войны 1812 года. До последней минуты Ростовы остаются в Москве. Но наступает час, когда нужно принять решение: ехать или остаться. Ростовы решают уезжать, дано распоряжение грузить подводы. Но в доме остаются раненые, люди, защищавшие город. И перед старшим Ростовым встает вопрос: как поступить оставить нажитое добро (приданое детей) и отдать подводы армии или уехать с добром, не обращая внимания на душераздирающие просьбы и стоны раненых. Но вмешательство Наташи решает проблему. Она кричит с искаженным лицом, что гадко и стыдно оставлять беспомощных людей на милость врага. Ростовы уезжают без вещей, взяв только самое необходимое, а подводы отдают под раненых.

Иную картину представляет семья Болконских. Толстой показал три поколения этой семьи: князь Николай Андреевич, его дети — Андрей и Марья и внук Николенька. Из поколения в поколение передавались в этой семье такие качества, как чувство долга, понятие чести, благородство, патриотизм. Но эта семья строится на ином основании, чем семья Ростовых. В семье Болконских царит разум, а не чувство. Старый князь Болконский, считающий, что на свете «есть только две добродетели деятельность и ум», всегда следует своим убеждениям. Он постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью.

Эти черты присущи и его сыну, князю Андрею. Желание принести пользу людям заставляет князя Андрея участвовать в работе со Сперанским, вести преобразования в деревне и постоянно искать свое место в жизни. От отца, участника походов Суворова, князю Андрею передался дух патриотизма. Старший Болконский, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь своей стране. Он, несмотря на возраст, становится главнокомандующим ополчения и отдается этому делу всей душой. У Андрея любовь к Родине и жизнь слиты воедино, он хочет совершить подвиг во имя России. Во время войны 1812 года князь Андрей становится в строй, воюет на передовой.

Отношения княжны Марьи с отцом складываются по-другому. Николай Андреевич очень любил свою дочь, но всячески скрывал свои чувства, порой слишком сурово обращаясь с ней. От такого отношения к себе княжна Марья очень страдала. Только перед смертью, в последние минуты жизни, в первый и последний раз Николай Андреевич ощутил то высшее и одновременно мирское родство с дочерью, которое, по мнению Толстого, и есть духовность и которое без душевной боли за себя и других никому просто так не дается. Марья воплощение удивительной, самоотверженной любви. Воспитание, данное ей отцом, приучило ее жертвовать всем, что у нее есть, ради других людей.

Третье поколение Болконских - Николенька, сын князя Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, и в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли.

Что же касается семьи Курагиных, то они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Лживые и эгоистичные, Курагины сеют вражду и раздор между людьми. Глава этой семьи, князь Василий, насквозь фальшивый, неестественный, алчный, порой даже грубый. Он живет в атмосфере лжи, светских сплетен и интриг. Самое главное в его жизни - деньги и положение в обществе. Он готов ради денег даже совершить преступление (сцена смерти старого графа Безухова). Мир Курагиных - мир светской черни», автор, используя прием антитезы, прямо противопоставляет им семьи Ростовых и Болконских

Только тем, кто жаждет единения. Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстают счастливые семьи Наташи и Пьера, Марьи и Николая. В них соединились лучшие черты лучших семейств. Наташа своей любовью к мужу создает ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой ее чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними гармонию. В семье Ростовых Николай - хороший хозяин, опора семьи. Графиня Марья вносит в семью свою духовность, доброту и нежность. Их брак так же счастлив, как и брак Пьера и Наташи.

Мы видим, что в своем романе Толстой уделяет достаточно много внимания «мысли семейной», так как считает, что прочная семья — основа государства, России.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconI международный конкурс методических разработок учебного занятия
Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconЛитература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconПриказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconКонкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса...
Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconКонкурс «Страна Безопасности»
Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир"
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconЛитература 10 класс
По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconКонспект интегрированного урока (математика литература)
По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconПоложение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков...
Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconРайонный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:...
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением»
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, виды и жанры....
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconПлан-конспект урока литературы
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconТактика и техника лыжного похода
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconКонспект Учебно-тренировочного занятия
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Конкурс методических разработок по литературе «Литература это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» iconДвадцать лет, которые потрясли россию
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск