Скачать 371.91 Kb.
|
Кабанова Т.В. учитель МБОУ «Первоманская СОШ» Конкурс методических разработок по литературе «Литература – это когда читатель столь же талантлив, как и писатель» Кабанова Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ «Первоманская средняя общеобразовательная школа» п. Первоманск, Красноярский край, Манский район. АННОТАЦИЯ Настоящий пакет дидактического материала составлен для блочного изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Работа на уроках строится по типу коллективных учебных занятий, во время которых в парах сменного состава изучается теоретический материал, а дома учащиеся читают главы романа, соответствующие изучаемым в классе темам. Материал разбит на 3 блока: А – «Проблематика романа», Б – «Герои романа», В – «Анализ эпизодов». Блоки А и Б представляют собой тексты, предназначенные для изучения по методике Ривина. Блок В - «Анализ эпизода» - составляют вопросы для групповой работы. Вход в блок сопровождается вводной лекцией учителя. К пакету прилагается список глав для домашнего чтения, вопросы для его проверки, на которые учащиеся отвечают по мере готовности. Материал имеет практическое значение для формирования надпредметных умений и навыков, развития речи учащихся, более глубокой проработки отдельных вопросов творчества Л.Н.Толстого, подготовки к сочинению. БЛОК А АЛГОРИТМ РАБОТЫ
ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ «ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА Л. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» «Война и мир» - произведение многоплановое. Разные исследователи по-разному определяли главную художественную мысль романа. Шкловский: «Автор интересуется вопросом о степени свободы человека, о значении народного сознания и о месте человека в общем потоке истории. Наташа, Пьер, Андрей, Долохов, Тимохин проходят через роман не только как герои романа, но и как примеры, на которых познаётся сущность исторического процесса». Бычков: «Пафос «Войны и мира» - в утверждении великого жизнелюбия и великой любви русского человека к родине». Ермилов: «Пафос – в утверждении общения и единения людей и отрицании разобщения и разъединения». Всё это сводится к высказыванию Толстого: «Чтобы произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль. Так в «Войне и мире» я любил «мысль народную». Именно эта мысль позволяет говорить о тех проблемах, которые автор решает в романе, о тех нравственных уроках, которые он даёт для читателя. Именно эта мысль сводит воедино два мира, находящихся в разных пространственных измерениях: Микромир – психика героев, их быт, нравственные искания Макромир – передвижения народов, столкновение между ними, участие великих личностей в историческом процессе. Из этой мысли исходят следующие проблемы и идеи:
ТЕМА 1-А «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». «Я старался писать историю моего народа», - говорил Л.Толстой, поэтому «мысль народная» одна из главных в романе и образ народа занимает особое место. В этом образе воплощён толстовский идеал «простоты, добра и правды». Автор поэтизирует народ как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях в отличие от толпы, единство которой держится на индивидуалистических инстинктах. «Мысль народная» проявляется в романе в двух аспектах. В первом - историко-философском -утверждается, что народ - движущая сила истории. Во втором аспекте - морально-психологическом -утверждается, что народ - носитель лучших человеческих качеств. «Война и мир» - это картина нравов, построенная на историческом событии», - писал Толстой. Тема подвига русского народа в войне 1812 года стала главной в романе. Во время этой войны произошло объединение нации: независимо от сословной принадлежности, пола и возраста нее были охвачены единым патриотическим чувством, которое Толстой называл «скрытой теплотой патриотизма», проявившимся не в громких словах, а в поступках, приближающих победу. В огне народной войны происходит проверка людей, и мы видим две России: Россию народную, объединенную общими устремлениями, и Россию «военных и придворных трутней», поглощённых своей карьерой и безразличных к судьбам родины. Эти люди утратили связь с народом, их ложный патриотизм проявляется в высокопарных фразах о любви к родине и ничтожных делах. Россия народная представлена теми героями, которые связали свою судьбу с судьбой нации. Толстой говорит о народном чувстве как о мериле нравственности человека. Все любимые герои Толстого — частичка людского моря, составляющего народ, и каждый из них по-своему духовно близок народу. Но не сразу возникает это единение. Пьер и князь Андрей идут по трудным дорогам в поисках народного идеала «простоты, добра и правды». И только на Бородинском поле каждый из них понимает, что истина там, где «они», то есть простые солдаты. Семья Ростовых с ее крепкими нравственными основами жизни, с простым и добрым восприятием мира и людей переживала те же патриотические чувства, что и весь народ. Они оставляют в Москве все свое имущество и отдают все подводы раненым. Глубоко, всем сердцем понимают русские люди смысл совершающегося. Народное сознание как воинская сила вступает в действие при приближении врага к Смоленску. Начинает подниматься «дубина народной войны». Создаются кружки, партизанские отряды Денисова, Долохова, стихийные партизанские отряды под предводительством старостихи Василисы или какого-то безымянного дьячка. которые топорами и вилами уничтожали великую армию Наполеона. Купец Ферапонтов в Смоленске призывал солдат грабить его же лавку, дабы врагу не досталось ничего. Готовясь к Бородинскому сражению, солдаты смотрят на него как на общенародное дело. «Всем народом навалиться надевают чистые рубахи, солдаты не пьют водки -«не такой день». Для них это был священный момент. «Мысль народная» воплощена Толстым и во множестве индивидуализированных образов. Тимохин со своей ротой так неожиданно атаковал врага, «с такой безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Те человеческие, моральные и воинские качества, которые Толстой всегда считал неотъемлемым достоинством русского солдата и всего русского народа — героизм, сила воли, простои; и скромность, - воплощены в образе капитана Тушина, являющемся живым выражением народного духа, «мысли народной». Под непривлекательной внешностью этого героя скрывается внутренняя красота, нравственное величие. Тихон Щербатый -человек войны, самый полезный боец в отряде Денисова. Дух непокорности и чувство любви к своей земле, все то бунтарское, смелое, что писатель обнаруживал в крепостном крестьянине, он собрал воедино и воплотил в образе Тихона. Платон Каратаев вносит мир в души окружающих людей. Он совершенно лишен эгоизма: ни на что не ропщет, никого не обвиняет, кроток, добр к каждому человеку. Высокий патриотический дух и сила русской армии принесли ей нравственную победу, и наступил перелом в войне. Выразителем патриотического духа и подлинным полководцем народной войны показал себя М. И. Кутузов. Мудрость его заключается в том, что он понял закон о невозможности одному человеку управлять ходом истории. Главная его забота — не мешать событиям развиваться естественно, вооружившись терпением, подчиняться необходимости. «Терпение и время» - таков девиз Кутузова. Он чувствует настроение масс и ход исторических событий. Князь Андрей перед Бородинским сражением говорит о нем: «У него не будет ничего своего. Он ничего не придумает, ничего не предпримет, но он все выслушает, все запомнит, всё поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то значительнее воли... А главное, почему веришь ему, — это то, что он русский...» Рассказав правду о войне и показав человека в этой войне. Толстой открыл героику войны, показав ее как испытание всех душевных сил человека. В его романе носителями подлинного героизма явились простые люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, «грешница» Наташа, добившаяся подвод для раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов, - именно тот народ, который, забывая о себе, спасал Россию в годину трудных испытаний. ТЕМА 2-А «Мысль историческая» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». «Мысль историческая» в романе «Война и мир» связана с проблемой влияния личности на ход истории. Героями, на примере которых автор решает эту проблему, являются Кутузов и Наполеон. В романе ярко видна крайняя противоположность этих персонажей. «Поединок» Кутузова и Наполеона трактуется как противоборство двух мировоззрений, рассматривается в аспекте истинного и мнимого величия личности в истории. Мудрый Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою волю «провидению», прозревал «высшие законы», управляющие движением человечества, и поэтому стал во главе освободительной войны. То народное чувство, которое он носил в себе, придало ему нравственную свободу, стало источником его прозрения. Оно же внушило ему отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию крови. Это чувство объединило Кутузова с солдатами и разъединило с высшими чинами армии. Наполеон же, благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию нравственного чувства, был поставлен историей во главе захватнической войны. Он стал выразителем печальной исторической необходимости - - «движения народов с запада на восток», в результате которого произошла гибель французской армии. Наполеон, по словам Толстого, предназначен был «провидением на печальную несвободную роль палача народов», исполнял «ту жестокую, печальную и тяжелую, нечеловеческую роль, которая ему была предназначена». Таким образом, один воображает себя героем, властителем народов, от воли которого зависят их судьбы, другой не думает о себе, не играет никакой роли, а лишь мудро руководит духом вверенного ему войска. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых событий в его национально-исторических пределах и который благодаря народному нравственному чувству является, по мнению Толстого, классическим воплощением центростремительных, восходящих сил истории. Центробежные, нисходящие силы истории воплотил в себе Наполеон, этот «сверхчеловек». Он верит в силу своей единичной воли, воображает себя творцом истории, вождем и повелителем народов, но в действительности является лишь «игрушкою судьбы», «ничтожнейшим орудием истории». Он возглавляет исторические силы, идущие ложным путем, и потому обречен. Толстой увидел внутреннюю несвободу индивидуального сознания, выраженного в личности Наполеона потому что подлинная свобода связана с исполнением закона, с добровольным подчинением своей воли «высшей цели». Толстой разоблачает тот идеал безграничной свободы, который приводил к культу сильной и гордой личности. Великий человек в изображении Толстого получает свою силу от народа, носит в своем сердце чувство, близкое народу. Он крепко связан с массой «обыкновенных людей) общенародными целями и действиями, любовью к России. Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова. «И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».Толстой видит достоинства Кутузова как полководца в том, что деятельность его неизменно была нам ран.юна к одно! цели, имевшей общенациональное значение. «Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волею всего народа». Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления, поднимает дух войск. Наполеона Толстой не признает великим, потому что тот не понимает значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь честолюбивые претензии и самолюбие. Ничтожество Наполеона состоит в том, что он, воображая себя правителем мира. лишен той внутренней духовной свободы, которая выражается в признании необходимости. Он «никогда, до конца жизни своей, не мог понимать... ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение. Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого». Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла событий, г. ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди, вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования исторической необходимости. «Для нас, - рассуждает Л.Н. Толстой, — с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Толстой, утверждая, что движущей силой истории является народ, вроде бы отрицает значение личности для хода исторических событий. Но вместе с тем показывает, что история сама выдвигает отдельных людей на роль вождя. Значение личности Кутузова как раз в том и заключается, что является не просто выразителем воли масс, а их вождём, организатором. Он, познавая закономерности исторического движения и перспективы, ведёт вперёд. Вожди, как Наполеон, утратившие связь народом, рано или поздно теряют и своё историческое значение. ТЕМА 3-А «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». В романе «Война и мир» автор показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России. Значительное внимание в романе уделяется семье как основе основ. В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Вместе с этими семьями мы переживаем все события от начала до конца, видим их трудные и счастливые минуты. Первый раз мы встречаемся с семейством Ростовых на именинах графини. Сразу же попадаешь в атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как «в доме Ростовых любовный воздух». Граф и графиня - добрые и простые люди, всей душой и сердцем открытые детям. Они рады каждому, кто приходит в их дом. Жить в таком доме, где царят мир взаимопонимание и уважение, - это счастье. В семье все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Все дети в семье чувствуют родительскую нежность и ласку. Наташа - искренняя, бескорыстная, очаровательная девочка, готовая любить весь мир. Младший сын Петя - добрый, честный... и по-детски наивный. Соня - девушка нежная и чувствительная. Несмотря на то что она не родная дочь в этом доме, ей здесь очень уютно, потому что ее так же трепетно любят, как и других детей. Эта семья - удивительный мир, хотя ей далеко до полной гармонии. Странное, холодное и эгоистическое поведение старшей дочери Ростовых Веры никак не вяжется с обстановкой в семье. «Что-то графинюшка намудрила». - считает отец. По роману мы знаем, что в молодости лучшей подругой графини была княгиня Друбецкая. Ее влияние чувствуется в воспитании Веры (своего сына Бориса она воспитала эгоистичным, холодным человеком). Видимо, своего первого ребенка мать воспитывала так, как того требовал свет, а не по велению собственной души. Толстой показывает нам эту семью и в тяжелые минуты их жизни, когда их судьбы тесно переплетаются с судьбами тысяч, русских дворянских семей во время войны 1812 года. До последней минуты Ростовы остаются в Москве. Но наступает час, когда нужно принять решение: ехать или остаться. Ростовы решают уезжать, дано распоряжение грузить подводы. Но в доме остаются раненые, люди, защищавшие город. И перед старшим Ростовым встает вопрос: как поступить оставить нажитое добро (приданое детей) и отдать подводы армии или уехать с добром, не обращая внимания на душераздирающие просьбы и стоны раненых. Но вмешательство Наташи решает проблему. Она кричит с искаженным лицом, что гадко и стыдно оставлять беспомощных людей на милость врага. Ростовы уезжают без вещей, взяв только самое необходимое, а подводы отдают под раненых. Иную картину представляет семья Болконских. Толстой показал три поколения этой семьи: князь Николай Андреевич, его дети — Андрей и Марья и внук Николенька. Из поколения в поколение передавались в этой семье такие качества, как чувство долга, понятие чести, благородство, патриотизм. Но эта семья строится на ином основании, чем семья Ростовых. В семье Болконских царит разум, а не чувство. Старый князь Болконский, считающий, что на свете «есть только две добродетели деятельность и ум», всегда следует своим убеждениям. Он постоянно трудится: то пишет новый военный устав, то работает на станке, то занимается с дочерью. Эти черты присущи и его сыну, князю Андрею. Желание принести пользу людям заставляет князя Андрея участвовать в работе со Сперанским, вести преобразования в деревне и постоянно искать свое место в жизни. От отца, участника походов Суворова, князю Андрею передался дух патриотизма. Старший Болконский, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь своей стране. Он, несмотря на возраст, становится главнокомандующим ополчения и отдается этому делу всей душой. У Андрея любовь к Родине и жизнь слиты воедино, он хочет совершить подвиг во имя России. Во время войны 1812 года князь Андрей становится в строй, воюет на передовой. Отношения княжны Марьи с отцом складываются по-другому. Николай Андреевич очень любил свою дочь, но всячески скрывал свои чувства, порой слишком сурово обращаясь с ней. От такого отношения к себе княжна Марья очень страдала. Только перед смертью, в последние минуты жизни, в первый и последний раз Николай Андреевич ощутил то высшее и одновременно мирское родство с дочерью, которое, по мнению Толстого, и есть духовность и которое без душевной боли за себя и других никому просто так не дается. Марья воплощение удивительной, самоотверженной любви. Воспитание, данное ей отцом, приучило ее жертвовать всем, что у нее есть, ради других людей. Третье поколение Болконских - Николенька, сын князя Андрея. Маленьким мальчиком видим мы его в эпилоге романа, но уже тогда он внимательно слушает Пьера, и в нем происходит какая-то особая, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли. Что же касается семьи Курагиных, то они оказываются способными только разрушать. Анатоль становится причиной разрыва искренне любящих друг друга Наташи и Андрея; Элен едва не разбивает жизнь Пьера, погружая его в пучину лжи и фальши. Лживые и эгоистичные, Курагины сеют вражду и раздор между людьми. Глава этой семьи, князь Василий, насквозь фальшивый, неестественный, алчный, порой даже грубый. Он живет в атмосфере лжи, светских сплетен и интриг. Самое главное в его жизни - деньги и положение в обществе. Он готов ради денег даже совершить преступление (сцена смерти старого графа Безухова). Мир Курагиных - мир светской черни», автор, используя прием антитезы, прямо противопоставляет им семьи Ростовых и Болконских Только тем, кто жаждет единения. Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстают счастливые семьи Наташи и Пьера, Марьи и Николая. В них соединились лучшие черты лучших семейств. Наташа своей любовью к мужу создает ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой ее чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними гармонию. В семье Ростовых Николай - хороший хозяин, опора семьи. Графиня Марья вносит в семью свою духовность, доброту и нежность. Их брак так же счастлив, как и брак Пьера и Наташи. Мы видим, что в своем романе Толстой уделяет достаточно много внимания «мысли семейной», так как считает, что прочная семья — основа государства, России. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | I международный конкурс методических разработок учебного занятия Электронное образовательное сми «Школа-21-века» проводит I международный конкурс авторских методических разработок учебных занятий... | ||
Литература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино» Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Приказ №1-366 г. Курск о проведении областного конкурса методических... Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конкурс предполагает индивидуальное участие. Участниками конкурса... Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и определения результатов регионального заочного конкурса методических... | Конкурс «Страна Безопасности» Конкурс учебно-методических разработок и внеурочных мероприятий в начальной школе "Я исследую мир" | ||
Литература 10 класс По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения... | Конспект интегрированного урока (математика литература) По итогам проведения областного конкурса методических разработок по организации работы с детьми по безопасности дорожного движения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведены следующие мероприятия: школьная педагогическая конференция «Педагогические технологии в работе учителя», методическая выставка... | Положение о районном заочном конкурсе методических разработок уроков... Конкурс методических разработок и внеурочных мероприятий для учителей истории и обществознания "Коренной перелом в войне" посвящен... | ||
Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий:... Районный конкурс методических разработок уроков, внеклассных мероприятий: «400-летие освобождения Москвы народным ополчением» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Закономерности литературного процесса. Литературные роды, виды и жанры.... | ||
План-конспект урока литературы Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Тактика и техника лыжного похода Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | ||
Конспект Учебно-тренировочного занятия Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... | Двадцать лет, которые потрясли россию Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс... |