Скачать 52.43 Kb.
|
Конспект интегрированного урока (математика - литература). Тема. «Число есть слово неизреченное» (Законы математики и литературы в жизни). Цель. 1) установить связь между предметами; 2) увидеть эстетический потенциал в математике; 3) рассмотреть в литературе и жизни действие математических понятий, законов; 4) сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры. Задача. Ответить на вопрос: «Что полнее и объективнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни – литература или математика?» Оборудование. 1.Проектор, интерактивная доска. На доске – тема урока, утверждение. На парте – текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», учебник алгебры и начала анализа за 10 класс (профильный уровень) под ред. А.Г.Мордковича. Ход урока. Учитель литературы: Еще раз здравствуйте, дорогие 10-классники и гости урока. Вас приветствуют Левашова Марина Александровна – учитель русского языка и литературы и Янаева Ольга Николаевна – учитель математики. Сегодня у нас необычная встреча единомышленников, готовых к приятию и общению. Поприветствуем друг друга аплодисментами. Учитель математики: Позвольте напомнить основное правило урока:
Итак, начнем. Тема урока «Число есть слово неизреченное»(Законы математики и литературы в жизни) слайд 1 Слайд 2 Слово и число едины в мирозданье, Два величайших человеческих созданья! Учитель литературы: Такие разные… Неразделимые, как лодка и весло. Что их роднит, объединяет в вечность? Учитель математики: Наша задача – проследить «совместимость несовместимого». Попробуем увидеть это на элементарном, занимательном уровне. Учитель литературы: Вопросы Вам Ольга Николаевна. какие математические понятия кроются в поэтических виршах великих? Слайд 4 Спросил меня голос в пустыне дикой - Много ли в море растет земляники? - Столько же, сколько селедок соленых Растет на березах и елках зеленых. С.Маршак Учитель математики: пустое множество. Учитель литературы: Чем меньше женщину мы любим, Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. А.Пушкин Слайд 5 Учитель математики: прямая и обратная пропорциональность Учитель литературы: Как я хотел себя уверить, Что не люблю ее, хотел Неизмеримое измерить, Любви безбрежной есть предел. М.Лермонтов Слайд 6 Учитель математики: Предел функции Учитель литературы: Что Клав меня лечил, слух этот, друг мой, лжив: Когда б то было так, то как же б я был жив? П.Сумароков Слайд 7 Учитель математики: доказательство от противного. А теперь несколько вопросов и вам, уважаемые 10-классники. Слайд 8 Кому из великих русских писателей принадлежит высказывание: «В математике есть своя красота, как в поэзии»? (Ответ: А.С.Пушкин) Учитель литературы: В сказке «Конек-горбунок» есть строчка: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!» Сколько было народа? (Ответ: 10000) Учитель математики: Название какой кривой является литературным термином? (Ответ: гипербола) Учитель литературы: Кто из великих математиков имел отношение к литературе? (Ответ: Омар Хайям, М.В.Ломоносов, С.В. Ковалевская) Учитель математики: Кто из великих литераторов получил математическое образование?( Ответ: А.С.Грибоедов, Ф.М.Достоевский, Л.Кэрролл) Учитель математики: Какому пушкинскому герою принадлежит фраза: «Поверил я алгеброй гармонию» . (Ответ: Сольери) Пушкин прав. Это действительно так. Математика – стройная наука, где все гармонично…Среди логических умозаключений различают два вида: дедукция – переход от общих утверждений к частным и индукция – переход от частных утверждений к общим. Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек стремился к прогрессу, а значит , сама природа предначертала ему размышлять индуктивно. В чем заключается принцип математической индукции: Слайд 11 Если предположение, зависящее от натурального числа n, истинно для n=1 и из того, что оно истинно для n=k (где k-любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n=k+1, то предположение истинно для любого натурального числа n. Слайд 12 Составим алгоритм решения:
Рассмотрим пример: №6.7(а) Докажите, что при любом натуральном значении n выполняется равенство Доказательство: Метод математической индукции применяется в задачах на делимость на вступительных экзаменах в ВУЗы Пример: Слайд14 Итак, индукция – одна из форм расчета и умозаключения, прием исследования, применяя который от знания отдельных фактов приходят к общим положениям к гармонии и красоте при решении логических и жизненных задач. Возможно ли использование этого метода в литературе? Учитель литературы: На самом деле деление на физиков и лириков надуманно, условно. Законы математики тесно переплетены с законами жизни. Обратимся к роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» Слайд 15 - Кто из литературных героев и каким образом пользуется, сам того не осознавая методом математической индукции и делает своеобразное открытие? (Порфирий Петрович) - Метод же дедукции – общепринятый в жизни. Мы идем, определяя цель в жизни и способы достижения ее. Кто из героев виртуозно справляется с этим? (Лужин Петр Петрович) Слайд 16 Какие цели ставит? В каких областях жизни? В деловой жизни Цель: открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Слайд 17 В личной жизни Цель: жениться на Дуне
Слайд 18 Почему такой «деловой человек» не имел успеха в личной жизни? (валеопауза – видеоэпизод «Отказ Дуни» из х/ф 2007г.Святозарова) Почему Дуня отказала Лужину в итоге? Какие ошибки допустил Лужин в отношениях с Дуней? (собрать воедино факты, чтобы выявить основные черты характера Лужина) Почему себя так повел? Ведь не глупый человек, и сам понимает, что переборщил? (главная ценность – деньги). Слайд 19 При определенных обстоятельствах этот человек может потерпеть крах в бизнесе? Какой эпизод является подсказкой в этом? Почему? 9подлог Соне 100 рублей) Как складывается его дальнейшая судьба в романе? Почему? Итак, для характеристики одного из героев романа мы использовали один из методов логического умозаключения. Какой? (индукция) Заключение. Рефлексия. На какие размышления о жизни вас натолкнули математика и литература? Спасибо за внимание! |
Конспект интегрированного урока математика-информатика. Тема: «Доли. Сравнение долей» «Математика», Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва, 2008г | Конспект интегрированного урока (математика, история и культура Санкт Петербурга) Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска | ||
План-конспект открытого интегрированного урока (математика + история) Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,... | Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер" Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
Конспект интегрированного занятия для детей средней группы Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | План конспект интегрированного урока чтение краеведение. 2 класс... План конспект интегрированного урока чтение – краеведение. 2 класс (1-4) 2, 3 четверть | ||
Конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь... План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс) | Конспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема урока: Алфавит ... | ||
Конспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию... План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" | Конспект урока математики во 2 классе ... | ||
Методика интегрированного урока Процесс подготовки и проведения интегрированного... Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование... | Конспект урока по русскому языку 1 класс Тема: урок-игра «Правописание собственных имен» ... | ||
Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Конспект урока Математика 6 класс Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г. М.... | ||
Конспект урока по изобразительному искусству «Сказочная Гжель» Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия» | Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим тема "Бумажная фея" «Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством... |