Конспект интегрированного урока (математика литература)





Скачать 52.43 Kb.
НазваниеКонспект интегрированного урока (математика литература)
Дата публикации18.10.2013
Размер52.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Конспект интегрированного урока

(математика - литература).
Тема. «Число есть слово неизреченное» (Законы математики и литературы в жизни).
Цель. 1) установить связь между предметами;

2) увидеть эстетический потенциал в математике;

3) рассмотреть в литературе и жизни действие математических понятий, законов;

4) сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.

Задача. Ответить на вопрос: «Что полнее и объективнее отражает многообразную и противоречивую сущность человеческой жизни – литература или математика?»
Оборудование.

1.Проектор, интерактивная доска.

На доске – тема урока, утверждение.

На парте – текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», учебник алгебры и начала анализа за 10 класс (профильный уровень) под ред. А.Г.Мордковича.
Ход урока.

Учитель литературы:

Еще раз здравствуйте, дорогие 10-классники и гости урока. Вас приветствуют Левашова Марина Александровна – учитель русского языка и литературы и Янаева Ольга Николаевна – учитель математики. Сегодня у нас необычная встреча единомышленников, готовых к приятию и общению. Поприветствуем друг друга аплодисментами.

Учитель математики:

Позвольте напомнить основное правило урока:

  1. На уроке нельзя не работать;

  2. На уроке нельзя мешать другому работать

Итак, начнем. Тема урока «Число есть слово неизреченное»(Законы математики и литературы в жизни) слайд 1

Слайд 2 Слово и число едины в мирозданье,

Два величайших человеческих созданья!

Учитель литературы: Такие разные…

Неразделимые, как лодка и весло.

Что их роднит, объединяет в вечность?

Учитель математики: Наша задача – проследить «совместимость несовместимого». Попробуем увидеть это на элементарном, занимательном уровне.
Учитель литературы: Вопросы Вам Ольга Николаевна. какие математические понятия кроются в поэтических виршах великих?

Слайд 4 Спросил меня голос в пустыне дикой

- Много ли в море растет земляники?

- Столько же, сколько селедок соленых

Растет на березах и елках зеленых. С.Маршак
Учитель математики: пустое множество.
Учитель литературы: Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

А.Пушкин Слайд 5
Учитель математики: прямая и обратная пропорциональность
Учитель литературы: Как я хотел себя уверить,

Что не люблю ее, хотел

Неизмеримое измерить,

Любви безбрежной есть предел.

М.Лермонтов Слайд 6
Учитель математики: Предел функции
Учитель литературы:

Что Клав меня лечил, слух этот, друг мой, лжив:

Когда б то было так, то как же б я был жив?

П.Сумароков Слайд 7
Учитель математики: доказательство от противного.

А теперь несколько вопросов и вам, уважаемые 10-классники.

Слайд 8 Кому из великих русских писателей принадлежит высказывание: «В математике есть своя красота, как в поэзии»? (Ответ: А.С.Пушкин)
Учитель литературы: В сказке «Конек-горбунок» есть строчка: «Приезжаю – тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!» Сколько было народа? (Ответ: 10000)

Учитель математики: Название какой кривой является литературным термином? (Ответ: гипербола)

Учитель литературы: Кто из великих математиков имел отношение к литературе? (Ответ: Омар Хайям, М.В.Ломоносов, С.В. Ковалевская)
Учитель математики: Кто из великих литераторов получил математическое образование?( Ответ: А.С.Грибоедов, Ф.М.Достоевский, Л.Кэрролл)
Учитель математики: Какому пушкинскому герою принадлежит фраза: «Поверил я алгеброй гармонию» . (Ответ: Сольери)
Пушкин прав. Это действительно так. Математика – стройная наука, где все гармонично…Среди логических умозаключений различают два вида: дедукция – переход от общих утверждений к частным и индукция – переход от частных утверждений к общим. Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Мы начинаем с низшего, в результате логического мышления приходим к высшему. Человек стремился к прогрессу, а значит , сама природа предначертала ему размышлять индуктивно.
В чем заключается принцип математической индукции:

Слайд 11 Если предположение, зависящее от натурального числа n, истинно для n=1 и из того, что оно истинно для n=k (где k-любое натуральное число), следует, что оно истинно и для следующего числа n=k+1, то предположение истинно для любого натурального числа n.
Слайд 12 Составим алгоритм решения:

  1. Расчет (показываем, что доказуемое утверждение верно для некоторых простейших частных случаев , n=1)

  2. Предположение (предполагаем, что утверждение доказано для первых k случаев)

  3. Шаг (в этом предположении доказываем утверждение для случая n=k+1)

  4. Вывод (утверждение верно для всех случаев, то есть для всех n)


Рассмотрим пример: №6.7(а) Докажите, что при любом натуральном значении n выполняется равенство



Доказательство:


Метод математической индукции применяется в задачах на делимость на вступительных экзаменах в ВУЗы

Пример:


Слайд14 Итак, индукция – одна из форм расчета и умозаключения, прием исследования, применяя который от знания отдельных фактов приходят к общим положениям к гармонии и красоте при решении логических и жизненных задач. Возможно ли использование этого метода в литературе?
Учитель литературы: На самом деле деление на физиков и лириков надуманно, условно. Законы математики тесно переплетены с законами жизни. Обратимся к роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание» Слайд 15

- Кто из литературных героев и каким образом пользуется, сам того не осознавая методом математической индукции и делает своеобразное открытие? (Порфирий Петрович)

- Метод же дедукции – общепринятый в жизни. Мы идем, определяя цель в жизни и способы достижения ее. Кто из героев виртуозно справляется с этим? (Лужин Петр Петрович)

Слайд 16

Какие цели ставит? В каких областях жизни?


В деловой жизни

Цель: открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору.

Слайд 17
В личной жизни

Цель: жениться на Дуне

  1. Почему до сих пор не женился?

  2. Почему именно на Дуне хочет жениться?

  3. Почему Дуня согласна на брак с Лужиным?

Слайд 18



Почему такой «деловой человек» не имел успеха в личной жизни? (валеопауза – видеоэпизод «Отказ Дуни» из х/ф 2007г.Святозарова)

Почему Дуня отказала Лужину в итоге? Какие ошибки допустил Лужин в отношениях с Дуней? (собрать воедино факты, чтобы выявить основные черты характера Лужина)

Почему себя так повел? Ведь не глупый человек, и сам понимает, что переборщил? (главная ценность – деньги). Слайд 19

При определенных обстоятельствах этот человек может потерпеть крах в бизнесе?

Какой эпизод является подсказкой в этом? Почему? 9подлог Соне 100 рублей)

Как складывается его дальнейшая судьба в романе? Почему?

Итак, для характеристики одного из героев романа мы использовали один из методов логического умозаключения. Какой? (индукция)
Заключение. Рефлексия.
На какие размышления о жизни вас натолкнули математика и литература?

Спасибо за внимание!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект интегрированного урока математика-информатика. Тема: «Доли. Сравнение долей»
«Математика», Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений-Мнемозина, Москва, 2008г
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект интегрированного урока (математика, история и культура Санкт Петербурга)
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconПлан-конспект открытого интегрированного урока (математика + история)
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. М., «Дрофа»,...
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер"
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект интегрированного занятия для детей средней группы
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconПлан конспект интегрированного урока чтение краеведение. 2 класс...
План конспект интегрированного урока чтение – краеведение. 2 класс (1-4) 2, 3 четверть
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь...
План-конспект интегрированного урока по литературе и икт по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект урока по русскому языку. 1 класс. Тема урока: Алфавит
...
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект интегрированного занятия по познавательно речевому развитию...
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект урока математики во 2 классе
...
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconМетодика интегрированного урока Процесс подготовки и проведения интегрированного...
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование...
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект урока по русскому языку 1 класс Тема: урок-игра «Правописание собственных имен»
...
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект урока Математика 6 класс
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост. Г. М....
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект урока по изобразительному искусству «Сказочная Гжель»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
Конспект интегрированного урока (математика литература) iconКонспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим тема "Бумажная фея"
«Литература» для общеобразовательных учреждений, 7 класс, под редакцией В. Я. Коровиной, в 2-х частях, 2010 год. Рекомендовано Министерством...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск