Конкурс методических разработок уроков по литературе на тему «Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель»
Целищева Ольга Николаевна
ГУ «СОШ № 1 им.А.Н.Ёлгина» села Теренколь
Качирского района, Павлодарской области,
Республики Казахстан.
Тема: А.А.Фет. Основные мотивы лирики. Класс: 10 «А» класс Учебно-методическое обеспечение: Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного направления/Г.Г.Лукпанова, В.В.савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с
Время реализации занятия: 45 минут. Цель урока: формирование у учащихся базовой компетенции «Умение учиться» с помощью техники «Карточки устного сообщения» (Приложение 2) Задачи урока: формирование составляющей компетенции «Как работать с текстом, данными, таблицами». «Цель урока – это тот пункт назначения, куда в конце урока должны «приплыть» все ученики. Современный урок ориентирован на формирование компетенций (навыков, доведенных до автоматизма). Урок следует организовать так, чтобы в конце убедиться, что все учащиеся достигли цели. Достижение цели определяется оценками «да» и «нет». Цель не может быть чуть-чуть достигнута, она либо достигнута, либо нет! Во многих странах школьные программы (куррикулумы) отражают не содержание, а компетенции, которые следует сформировать на уроке. В школу стучится педагогика целей или компетентностная педагогика» [1 ] Тип урока: урок самостоятельного изучения нового материала Форма урока:
Урок самостоятельного выполнения учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума.
Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы для каждого ученика с учебными заданиями, разработанными в соответствии с таксономией Блума. План проведения урока:
Этапы урока
| Временная реализация
| I фаза: II фаза:
Выполнение учебных заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума
III фаза:
Подведение итогов урока.
Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
|
2-3 минуты
35 минут
5 минут
| Ход урока I фаза: Организационный момент:
Создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу:
(Вариант 1:комплимент каждому учащемуся;
Вариант 2: использование активного метода приветствия .
[ Приложение 1 ] “Поздоровайся локтями» или «Найди похожих». Сообщение ученикам целей урока и форм организации их деятельности и формы оценивания. Учитель должен говорить на уроке не более 5-7 минут.
II фаза:
Выполнение учебных заданий .
Учащиеся получают рабочий лист с учебными заданиями, разработанными в соответствии с таксономией Блума (Слайд ).
Учебные задания могут формировать следующие навыки:
Репетитивные навыки
| Когнитивные навыки
| Поведенческие навыки
| Задания 1-2 уровня
| Задания 3-5 уровня
| Задания 6 уровня
| Рекомендации к проведению 2 фазы:
Все ученики находятся в равных условиях: одни и те же задания, одно и то же время.
Учащиеся на уроке не мешают другу другу.
Если у учащегося возник вопрос, он поднимает руку, учитель подходит к нему и старается помочь при выполнении задания, но не дает готовых ответов. Учитель может указать путь нахождения ответа. Таким образом ученик учится на уроке сам добывать знания.
Ученик выполняет задания в своем темпе, учитель не должен задавать ученику определенное время на выполнение задания.
Переходить к выполнению следующего задания можно только после проверки правильности выполнения предыдущего задания. Способы проверки могут быть разными в зависимости от уровня обученности класса: проверка учителем, самопроверка по готовому ключу, взаимопроверка и т.д.
На таком уроке ученик работает в поте лица, а учитель является управляющим, менеджером урока, он в поте лица трудился дома, составляя задания в соответствии с таксономией Блума.
При подготовке учебных заданий учитель должен соблюдать определенные требования. (Приложение 3) Учебные задания к уроку
№ задания
уровень
| Учебные задания
| Форма работы учащихся/форма оценивания:
Работа в паре
Индивидуальная работа/ оценка учителя
|
| Учебное задание
| Примерные ответы, дидактические материалы
| 1 УРОВЕНЬ ЗНАНИЕ
| 1. Вспомни основные этапы жизни и творчества А.Фета и найди соответствия в 2 столбиках таблицы, соединив стрелками ответы:
Дат
|
Основные этапы жизни и творчества А.Фета
| 1. 29 октября 1820
| А . Сборник «Вечерние огни»
| 2. 1838-1841 гг.
| Б . Работа мировым судьей.
| 3. 1844 г.
| В . Женитьба на М.П.Боткиной
| 4. 1845-1852 гг.
| Г . Военная служба в Херсонской губернии.
| 5. 1857 г.
| Д . Пер
| 6. 1867-1877 гг.ый сборник стихов «Лирический пантеон».
| Е . Учеба в Московском университета на словесном отделении.
| 7. 1883-1891 гг.
| Ж . Родился в деревне Новоселки Мценского уезда.
|
|
| 2 УРОВЕНЬ
ПОНИМАНИЕ
| 2. Представь информацию на с. 31 «Эстетическая позиция А.Фета» в виде карточек устного сообщения.
| «Эстетическая позиция А.Фета»
План
Мир как красота в стихотворениях Фета.
Восклицательные зачины фетовских стихотворений как выражение и упоение красотой.
Стихами Фета очень хорошо объяснять, что такое поэзия.
|
| 3. Продемонстрируй с помощью карточек устного сообщения основные мотивы лирики А.Фета, прочитав учебник на стр. 34-36.
| Основные мотивы лирики А.Фета
Ночь и я, мы оба дышим…
План
Пейзаж души.
Одушевленный пейзаж.
Развернутые олицетворения в стихах Фета.
Художественные приемы для передачи чувств неразделенной любви.
| 3 УРОВЕНЬ
ПРИМЕНЕНИЕ
| 4. Выбери из текста на стр. 37-42 элементы новаторства поэтической речи А.Фета, представив их в виде карточек устного сообщения.
| Новаторство поэтической речи А.Фета.
План
1.В середине 19 века начал то, что позднее стали называть ассоциативной поэзией. (Например, «овдовевшая лазурь» здесь соединены внешний и внутренне-психологический планы: поблекла, утратила яркость и красоту, интерес к жизни (как женщина, потерявшая любимого мужа; «сирень в слезах дрожала»).
2.Синкретизм: слитность, нерасчлененность разноплановых характеристик в одном образе
3.Любил передавать переходные состояния, неуловимые движения, светотень, переливы в красках и звуках, в чувствах и настроениях: «томительно-сладким, безумно-счастливым/Я горем в душе опъянен», весенний «обморок» («Сердце ноет, слабеют колени./В каждый гвоздик душистой сирени, /Распевая, вползает пчела»).
4.В своем стремлении образно запечатлеть подвижный и изменчивый мир Фет предвещает импрессионизм (от фр. «впечатление»).
5.Собственно стиховое новаторство Фета: его «эксперименты» с метрикой, ритмом были не чем иным, как подготовкой дольника (пропуск или наращение слогов в трехсложных размерах).
|
| 5. Установи законы поэзии А.Фета, прочитав стихотворение «Поэтам», и преобразуй их в карточки устного сообщения.
| ПОЭТАМ
Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи и руки воздеты.
Здесь на коленях я снова невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.
В ваших чертогах мой дух окрылился,
Правду проводит он с высей творенья;
Этот листок, что иссох и свалился,
Золотом вечным горит в песнопеньи.
Только у вас мимолетные грёзы
Старыми в душу глядятся друзьями,
Только у вас благовонные розы
Вечно восторга блистают слезами.
С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть так радостно тонкие краски,
В радугах ваших, прозрачно-воздушных,
Неба родного мне чудятся ласки.
|
| 6. Руководствуясь прочитанными в хрестоматии стихотворениями А.Фета, представь комплекс художественных приемов, используемых автором, с помощью карточек устного сообщения.
| Анализ стихотворений «Майская ночь», «Восточный мотив», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди» ( хрестоматия, стр. 8-10)
| 4 УРОВЕНЬ
АНАЛИЗ
| 7. Докажи, что в стихотворениях А.Фета «Восточный мотив» и «Шепот, робкое дыханье» присутствует отдельный раздел русской грамматики, записав его название с помощью техники «Арабская грамота».
(Новое знание: новаторство А.Фета в области строения стихотворения опередило его время)
| В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» нет глаголов. Раздел грамматики: морфология. Запись с помощью «арабской грамоты» (без гласных): «мрфлг».
| 5 УРОВЕНЬ
СИНТЕЗ
| 8. Сформулируй особенности поэзии «чистого искусства», к которой причисляли А.Фета, с помощью таблицы, используя высказывания Ф.Достоевского. В.Брюсова, В.Кожинова о А.Фете (с. 27-30), а также информацию из книги «Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77»
(Новое знание: «поэзия чистого искусства» )
| Приложение 4
| 6 УРОВЕНЬ СИНТЕЗ
| 9. Аргументируй с помощью техники «Синквейн» ценность поэзии А.Фета для твоей семьи и планеты Земля в целом.
| Синквейн на тему «ФЕТ»
|
| Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение А.Фета (на выбор)
|
|
III фаза:
Подведение итогов урока
Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.
Оценка «3» - задания 1-3 уровня
Оценка «4» - задания 4-5 уровня
Оценка «5» - задания 6 уровня
Используемые источники:
А.А.Жайтапова, Г.А.Рудик, Е.В.Белошниченко, А.С.Сатывалдиева. Педагогика 21-го века на пороге школы. (Информационно-методический дайджест). Алматы, 2009.
Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного напрпавления/Г.Г.Лукпанова, В.В.савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с
Копилочка активных методов обучения – http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
4. Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77.
Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. г.Костанай, 2010.
Г.А.Рудик. Современный урок. (Центр Современной Педагогики «Обучение без границ»). Монреаль, Канада, 2011.
Приложение 1
Активные методы знакомства
Метод «Найди похожих»
Цель: преодоление неловкости, создание весёлой, непринужденной обстановки, сплочение.
Количество участников: от 15 до 25.
Продолжительность проведения: 7-10 минут.
Материалы: широкий круг участников, сидящих на стульях.
Проведение:
Ведущий объясняет инструкцию: «Я буду говорить некоторые фразы – утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг».
Фразы:
Кто в семье старший?
Кто в семье младший?
Кто единственный?
Кто пришёл в брюках?
Кто пришёл в юбке?
Кто сегодня завтракал?
У кого есть часы?
Кто женат или замужем?
Кто холост?
У кого есть сотовый?
Всех, кто выходят в круг, необходимо одобрять и советовать посмотреть на тех, с кем он вышел, запомнить их.
Примечание:
Лучше придумать шуточные вопросы вперемешку с серьёзными. Первый вопрос лучше задать такой, чтобы сам ведущий тоже вышел в круг. Обязательно следить за тем, чтобы каждый участник вышел хотя бы раз, если не получается, то можно на ходу придумать вопрос, который точно подходит к нему. В конце можно попросить участников самим сформулировать фразу. Источник: Копилочка активных методов обучения – http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
Приложение 2 Техника «Работа с карточками для устного сообщения» А. Изучи проблему, используя различные информационные источники.
Б. Отбери необходимую информацию.
В. Расположи информацию в порядке предполагаемого изложения.
Г. Определи основные вопросы, которые ты будешь излагать устно.
Д. Запиши вопросы на карточки.
Е. Изложи на карточке каждый вопрос в виде подробного плана. Источник
Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения. Пособие для учащихся, студентов, педагогов и для всех тех, кто обучается на протяжении всей жизни. г.Костанай, 2010, С. 16.
Приложение 3
Требования к учебным заданиям, разработанным в соответствии с таксономией Блума
1.
| Правильность составления Каталога Компетенций
| 2
| Соответствие плана заданной форме
| 3
| Правильное отражение содержания урока
| 4
| Связь заданий 1 уровня с содержанием урока
| 5
| Связь заданий второго уровня с заданиями 1 уровня
| 6
| Соответствие цели урока заданий 2-3- уровней
| 7
| Количество заданий второго и третьего уровней не менее 5
| 8
| Указание в плане в заданиях 4 и 5 уровня новых знаний
| 9
| Руководство заданной триадой (я- где - когда) при разработке заданий шестого уровня*
| 10
| Составление учебных заданий по установленной триаде
| 11
| Четкость, полнота, обособленность и ясность учебных заданий
|
*Я – координата личности, которая отражает личностно-ориентированное обучение.
При описании в задании вершины «Я» - следует использовать соответствующие глаголы, указанные в таблице Блюма
Где – координата пространства /социума ( в семье, на море, в пустыне, в классе, в толпе, в Парламенте и т.п.);
Когда - координата времени (сейчас, летом, весной, на следующей неделе, в ближайшее время и .п.) Источник:
Г.А.Рудик. Современный урок. (Центр Современной Педагогики «Обучение без границ»). Монреаль, Канада, 2011. Приложение 4
Особенности поэзии «чистого искусства»
| Признаки
| 1
| Поэзия намеков, догадок, умолчаний.
| 2
| Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
| 3
| Искусство не должно быть связано с жизнью.
| 4
| Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
| 5
| Это поэзия для избранных.
|
Основные темы поэзии «чистого искусства»
Любовь
| Природа
| Искусство
| Лирику отличает богатство оттенков: нежность и душевная теплота
| Образность, нетрадиционность сравнений, эпитетов; очеловечивание природы, нахождение отзвука своим настроениям и чувствам.
| Певучесть и музыкальность
| Источник:
Литература в схемах и таблицах/ авт.-сост.Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2008. С.76-77. ПЛАН УРОКА №
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
| КАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙ
| ТЕМА:
|
1
| Базовая компетенция:
| А.А.Фет. Основные мотивы лирики.
| УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
| Дисциплина:
| 1.1
| Составляющая компетенция:
|
Русская литература
| Уметь работать с текстом, данными, таблицами и иллюстрациями
| Класс:
| 10 класс ОГН
| 1.1.18
| Метод, прием, операция, средство/цикл
| Преподаватель:
|
Уметь выполнять технику «Карточки устного сообщения»
| Целищева Ольга Николаевна
| Дидактическая степень/категория:
| 1 категория
| Социализация цели
| Учебное заведение:
| ГУ «СОШ № 1 им.А.Н.Ёлгина с.Теренколь Качирского района» Павлодарской области
| Базовый учебник:
| 1
| «Природа»
| Русская классическая литература и современность: Учебник для 10 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения общественно-гуманитарного напрпавления/Г.Г.Лукпанова, В.В.савельева, Г.М.Мучник, Г.М.Камбарбаева, Л.С.Рыгалова, Е.М.Лулудова, Е.А.Агушевич. – Алматы: Жазушы. – 2006. – 416с
|
| Содержание урока:
| 2
| «Общество»
|
Лирика, основные мотивы, новаторство поэта, поэзия «чистого искусства»
|
| 3
| «Я»
|
|
КЛАССИФИКАТОР
| ОРГАНИЗАЦИЯ
| №
| Учебное задание
| Таксономия учебных задач по БЛЮМУ(уровень)
| Время в мин.
| Организационная форма/ форма оценивания
| Общее время урока:
| 45
| 1
| Вспомни основные этапы жизни и творчества А.Фета и найди соответствия в 2 столбиках таблицы, соединив стрелками ответы:
Дата
| Основные этапы жизни и творчества А.Фета
| 1. 29 октября 1820
| 1. Сборник «Вечерние огни»
| 2. 1838-1841 гг.
| 2. Работа мировым судьей.
| 3. 1844 г.
| 3. Женитьба на М.П.Боткиной
| 4. 1845-1852 гг.
| 4. Военная служба в Херсонской губернии.
| 5. 1857 г.
| 5. Первый сборник стихов «Лирический пантеон».
| 6. 1867-1877 гг.
| 6. Учеба в Московском университета на словесном отделении.
| 7. 1883-1891 гг.
| 7. Родился в деревне Новоселки Мценского уезда.
|
| 1.21
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 2
| Представь информацию на с. 31 «Эстетическая позиция А.Фета» в виде карточек устного сообщения.
| 2.10
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 3
| Продемонстрируй с помощью карточек устного сообщения основные мотивы лирики А.Фета, прочитав учебник на стр. 34-36.
| 2.10
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 4
| Выбери из текста на стр. 37-42 элементы новаторства поэтической речи А.Фета, представив их в виде карточек устного сообщения.
| 3.0
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 5
| Установи законы поэзии А.Фета, прочитав стихотворение «Поэтам», и преобразуй их в карточки устного сообщения.
| 3.0
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 6
| Руководствуясь прочитанными в хрестоматии стихотворениями А.Фета, представь комплекс художественных приемов, используемых автором, с помощью карточек устного сообщения.
| 3.0
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 7
| Докажи, что в стихотворениях А.Фета «Восточный мотив» и «Шепот, робкое дыханье» присутствует отдельный раздел русской грамматики, записав его название с помощью техники «Арабская грамота».
(Новое знание: новаторство А.Фета в области строения стихотворения опередило его время)
| 4.10
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 8
| Сформулируй особенности поэзии «чистого искусства», к которой причисляли А.Фета, с помощью таблицы, используя высказывания Ф.Достоевского. В.Брюсова, В.Кожинова о А.Фете (с. 27-30)
(Новое знание: «поэзия чистого искусства» )
| 5.30
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 9
| Аргументируй с помощью техники «Шесть шляп мышления» ценность поэзии А.Фета для твоей семьи и планеты Земля в целом.
| 6.20
| 5
| Индивидуальная/проверка учителя
| 10
|
|
|
|
|
РЕЗУЛЬТАТ УРОКА
| Порядковый номер уч-ся по журналу
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| 19
| 20
| 21
| 22
| 23
| 24
| 25
| 26
| 27
| 28
| 29
| 30
| Задание какого уровня выполнено в полном объеме за урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Оценка за урок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шаблон урока:
Г.А.Рудик. Современный урок. (Центр Современной Педагогики «Обучение без границ»). Монреаль, Канада, 2011. |