Скачать 87.65 Kb.
|
Семья и семейные ценности (интегрированный урок литературы и психологии в 11-м классе) СМИРНЯГИНА Майя, педагог- психолог Татьяна СОКОЛОВА, учитель литературы, МОУ «Лицей № 6», г. Миасс, Челябинская область Цель: показать ценности семьи и семейные традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях семьи, помочь в осознании семейных ценностей; создать информационное поле о благополучной семье. Время проведения: 2 часа. Что нужно для счастья ? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям. Л.Н. Толстой 1. Вступление Как появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала земля... Но Еве сказал перед свадьбой Адам: — Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя? И Ева тихонько ответила: —Я. —Кто их воспитает, царица моя? И Ева покорно ответила: —Я. —Кто пищу сготовит, о, радость моя? И Ева все так же ответила: —Я. —Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя! —Я... Я... — тихо молвила Ева, —Я...Я... Сказала она знаменитых семь Я. Вот так на земле появилась семья. Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.) 2. Упражнение «Ассоциация» У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? •Если семья — это постройка, то какая... •Если семья — это цвет, то какой... •Если семья — это музыка, то какая ... •Если семья — это геометрическая фигура, то какая... •Если семья — это название фильма, то какого... •Если семья — это настроение, то какое... Обсуждение возникших ассоциаций. 3. Формирование понятия Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья. С социальной точки зрения, семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью. В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях. Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни! А где можно найти примеры такого единения? Конечно, в литературе. Когда говорится об изображении семьи в литературе, то у каждого из вас, я думаю, перед глазами проходят герои романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Итак, цель нашего урока — проанализировать семейные ценности и традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», а также осознать собственные семейные ценности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы выстроите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест. 4. Беседа по роману Какой, по мнению Толстого, должна быть семья? Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям». А теперь посмотрим, как реализует эту мысль Толстой в романе «Война и мир». Семей в произведении несколько, но мы остановимся на трех — Болконские, Ростовы и Курагины. Какие ценности в семье Ростовых? Почему в их семье нельзя быть другим? Чем похожи семьи Болконских и Ростовых? Как на примере этих семей Толстой доказывает мысль: нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях? Брак по расчету... Станет ли такая семья счастливой в толстовском понимании этого слова? А какое истинное чувство, по мнению автора, перерождает человека? Действительно, это любовь. Так что же делает красивыми героев романа Толстого? Мы говорили о семьях Болконских, Ростовых и Курагиных. К какой семье вы бы присоединились и почему? 5. Обсуждение в группах А теперь мы предлагаем вам обсудить в группах и составить семейные заповеди, которые основаны на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы. (Обсуждаем и вывешиваем на доску заповеди каждой группы.) Какие заповеди оказались общими для каждой группы? Вот какие семейные заповеди рекомендуют психологи: •Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе. •Решай вместе с человеком, а не вместо человека. •Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера. •Будь другом друзей супруга. •Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай. •Спеши сделать доброе дело и не жди награды. •Не верит тот, кто сам обманывает. •Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене. •Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга. •Смейся вместе, а не над... •Ищи в супруге хорошее, говори о его достоинствах. •Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе. •Не давай советов, если тебя не просят. •Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт. •Любовь и взаимопонимание — основа вашего счастья! Как вы думаете: ситуация финансового кризиса скажется на семейных отношениях? Ситуация на работе не может не сказаться на семейной жизни. Потеря работы может разрушить брак, но может, напротив, укрепить его, научить супругов поддержке и взаимопомощи. Судя по результатам опроса, проведенного исследовательским центром среди россиян, состоящих в зарегистрированном браке, большинство наших сограждан дорожат своими «половинками» и в сложной ситуации постараются максимально их поддержать и не дать пасть духом. Треть (33%) опрошенных россиян готовы оказать своим супругам посильную помощь в поиске нового места работы. «Вместе посидим, подумаем, что нам нужно, и будем двигаться в выбранном направлении. Но право выбора, конечно же, останется за супругом»; «Я уважаю свою жену, следовательно, поддержу морально и помогу в поисках, если это потребуется», — комментируют респонденты. Однако среди женщин готовность помочь супругу в трудоустройстве демонстрируют 40%, тогда как среди мужчин — только 26%. Как вы думаете, в чем психологические причины появления неблагополучных семей? 6. Психологические особенности Неблагополучных семей (по Вирджинии Сатир) Как вы думаете, почему эти особенности могут привести к семейным проблемам? •Заниженная самооценка одного или обоих супругов. (Неуверенность в себе приводит к подозрениям и ревности.) •Неумение общаться. (Проблемы не обсуждаются, а замалчиваются, или копятся обиды.) •Надуманные неизменные правила, которые вынесли супруги из родительской семьи. (Каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. Например, в одной принято говорить вполголоса, в другой по любому поводу возражать, в одной чистота и аккуратность возведены в культ, в другой на это не обращают внимания. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой — пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.) Решение избавиться от проблем с помощью развода абсурдно. Человек, который не сделал правильного вывода о реальных причинах развода, снова допустит подобные ошибки. Чтобы избежать семейных конфликтов, необходимо: •Вести конструктивные переговоры (обсуждается только данная ситуация, учитываются интересы обеих сторон). •Выражать свои чувства в спокойной обстановке. •Регулярно обсуждать накопившиеся проблемы. 7. Упражнение «Словарь Здоровых партнерских отношений» Психолог называет понятие, а учащиеся объясняют его применительно к семейной жизни. •Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.) •Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.) •Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.) •Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.) •Компромисс. (Умение уступать друг другу.) •Признание. (Уважение и благодарность.) •Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.) •Любовь. (Нежная забота друг о друге.) •Верность. (Преданность друг другу.) •Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.) •Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.) •Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.) •Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.) •Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.) •Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.) Таким образом, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях. В неблагополучной семье все наоборот — психологически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимоотношениях, проявляется безответственность по отношению друг к другу, психологическая и другие виды зависимостей от членов семьи. 8. Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях? Выступления детей. 9. Итог урока Сегодня вы вспомнили героев Толстого, их семьи. Идеалом семьи для писателя являются Ростовы с их патриархальным укладом жизни, авторитетом родителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам. Притча «Пятьдесят лет вежливости» Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне». Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал: - Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь. Любви и счастья вам в семейной жизни! |
Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина» Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии... | Председатель Управляющего совета «О правах ребенка», федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виа. Инструментальный ансамбль моу «Лицей №2» 09: 53. 48 Мультфильм. Правила безопасного поведения детей на природе 09: 59. 46 Детский... | Правила поведения учащихся моу лицей Настоящие Правила поведения учащихся составлены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Типовым положением об образовательном... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7 (моу лицей №7), г. Новочеркасск | Моу «Хохольский лицей» Хохольского района за 2010 2011 уч год Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей» инновационное учебное заведение | ||
Внеклассное мероприятие по информатике и краеведению о бобщение,... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей») | Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся... Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» Моркинского района | ||
2013 моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Твой выбор твоё будущее Твой выбор – твоё будущее: Методическое пособие для старшеклассников, в помощь классным руководителям и учителям обществознания /... | Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей») | ||
Образовательной программы моу «Лицей №174» г. Зеленогорска на 2011... Образовательная программа начального общего образования мбоу «Лицей №174» на 2011-2015 годы | Анализ деятельности моу «Южно-российский лицей казачества и народов... Самоанализ деятельности моу «Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска за 3 года | ||
Итоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов «сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош... | «Курсы повышения квалификации в рамках перехода на фгос ооо» Левина... «Обновление содержания курса преподавания математики в свете требований фгос» Фролова Л. В, учитель математики и информатики моу... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ородской области №1964 от 2 октября 2008г в общеобразовательных учреждениях города Белгорода моу сош №№31, 36, 4, 46, 17, 18, 27,... | Основная образовательная программа среднего (полного) образования... Лицей – это учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие... |