Моу «Лицей №6»





Скачать 87.65 Kb.
НазваниеМоу «Лицей №6»
Дата публикации29.06.2014
Размер87.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Семья и семейные ценности

(интегрированный урок литературы и психологии в 11-м классе)
СМИРНЯГИНА Майя, педагог- психолог

Татьяна СОКОЛОВА, учитель литературы,

МОУ «Лицей № 6»,

г. Миасс, Челябинская область
Цель: показать ценности семьи и семейные тради­ции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; формировать представление о психологических особенностях се­мьи, помочь в осознании семейных ценностей; со­здать информационное поле о благополучной семье.

Время проведения: 2 часа.

Что нужно для счастья ?

Тихая семейная жизнь...

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой
1. Вступление

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

— Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила:

—Я.

—Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

—Я.

—Кто пищу сготовит, о, радость моя?

И Ева все так же ответила:

—Я.

—Кто платье сошьет, постирает белье, Меня приласкает, украсит жилье? Ответь на вопросы, подруга моя!

—Я... Я... — тихо молвила Ева,

—Я...Я...

Сказала она знаменитых семь Я.

Вот так на земле появилась семья.

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы детей.)

2. Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье. Какие ассо­циации с этим словом возникают у вас?

•Если семья — это постройка, то какая...

•Если семья — это цвет, то какой...

•Если семья — это музыка, то какая ...

•Если семья — это геометрическая фигура, то ка­кая...

•Если семья — это название фильма, то какого...

•Если семья — это настроение, то какое...

Обсуждение возникших ассоциаций.

3. Формирование понятия

Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в слова­ре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная се­мья, семья животных и птиц, языковая семья.

С социальной точки зрения, семья — это малая со­циальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

В произведении Юрия Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья»: семь — я. То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому что считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Издавна цифра «семь» считается многозначительной и особо счастливой, потому что означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта — это единение. Как же важно это сейчас, в наши дни! А где можно найти примеры такого единения? Конечно, в литературе. Когда говорится об изображении семьи в литературе, то у каждого из вас, я думаю, перед гла­зами проходят герои романа Льва Николаевича Тол­стого «Война и мир».

Итак, цель нашего урока — проанализировать се­мейные ценности и традиции в русской классической литературе на примере романа Л.Н. Толстого «Война и мир», а также осознать собственные семейные цен­ности. Скоро вы начнете самостоятельную жизнь, у вас будут свои семьи, дети, и очень важно, как вы вы­строите отношения в семье. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

4. Беседа по роману

Какой, по мнению Толстого, должна быть семья?

Толстовский идеал семьи в ее патриархальности, в святой заботе старших о младших, в умении каждого больше отдавать, чем брать. Не случайно эпиграфом к уроку стали слова Толстого, в которых и заключена толстовская формула счастья. «Что нужно для сча­стья? Тихая семейная жизнь... с возможностью делать добро людям».

А теперь посмотрим, как реализует эту мысль Тол­стой в романе «Война и мир». Семей в произведении несколько, но мы остановимся на трех — Болконские, Ростовы и Курагины. Какие ценности в семье Росто­вых? Почему в их семье нельзя быть другим? Чем по­хожи семьи Болконских и Ростовых? Как на примере этих семей Толстой доказывает мысль: нет нравствен­ного стержня в родителях, не будет его и в детях?

Брак по расчету... Станет ли такая семья счастливой в толстовском понимании этого слова? А какое истин­ное чувство, по мнению автора, перерождает чело­века? Действительно, это любовь. Так что же делает красивыми героев романа Толстого? Мы говорили о семьях Болконских, Ростовых и Курагиных. К какой семье вы бы присоединились и почему?

5. Обсуждение в группах

А теперь мы предлагаем вам обсудить в группах и составить семейные заповеди, которые основаны на тех семейных ценностях, которые для вас наиболее значимы.

(Обсуждаем и вывешиваем на доску заповеди каж­дой группы.)

Какие заповеди оказались общими для каждой группы?

Вот какие семейные заповеди рекомендуют психо­логи:

•Семья начинается с «мы», будь требовательнее к себе.

•Решай вместе с человеком, а не вместо человека.

•Не демонстрируй свое превосходство, уважай партнера.

•Будь другом друзей супруга.

•Не упрекай, критикуя, не обвиняй и не унижай.

•Спеши сделать доброе дело и не жди награды.

•Не верит тот, кто сам обманывает.

•Ревнует тот, кто сам допускает мысль об измене.

•Будь терпим, не спеши излить свой гнев, подумай, умей понять и простить супруга.

•Смейся вместе, а не над...

•Ищи в супруге хорошее, говори о его достоин­ствах.

•Если уверен, что виноват супруг, то ищи причину в себе.

•Не давай советов, если тебя не просят.

•Делай первым шаг навстречу, если возникает ссо­ра или конфликт.

•Любовь и взаимопонимание — основа вашего сча­стья!

Как вы думаете: ситуация финансового кризиса ска­жется на семейных отношениях?

Ситуация на работе не может не сказаться на се­мейной жизни. Потеря работы может разрушить брак, но может, напротив, укрепить его, научить супругов поддержке и взаимопомощи.

Судя по результатам опроса, проведенного иссле­довательским центром среди россиян, состоящих в зарегистрированном браке, большинство наших со­граждан дорожат своими «половинками» и в сложной ситуации постараются максимально их поддержать и не дать пасть духом. Треть (33%) опрошенных россиян готовы оказать своим супругам посильную помощь в поиске нового места работы. «Вместе посидим, поду­маем, что нам нужно, и будем двигаться в выбранном направлении. Но право выбора, конечно же, останет­ся за супругом»; «Я уважаю свою жену, следователь­но, поддержу морально и помогу в поисках, если это потребуется», — комментируют респонденты. Однако среди женщин готовность помочь супругу в трудо­устройстве демонстрируют 40%, тогда как среди муж­чин — только 26%.

Как вы думаете, в чем психологические причины по­явления неблагополучных семей?

6. Психологические особенности Неблагополучных семей

(по Вирджинии Сатир)

Как вы думаете, почему эти особенности могут при­вести к семейным проблемам?

•Заниженная самооценка одного или обоих супру­гов. (Неуверенность в себе приводит к подозрениям и ревности.)

•Неумение общаться. (Проблемы не обсуждаются, а замалчиваются, или копятся обиды.)

•Надуманные неизменные правила, которые вынес­ли супруги из родительской семьи. (Каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. Например, в одной принято говорить вполголоса, в другой по любому поводу возражать, в одной чистота и аккуратность возведены в культ, в другой на это не обращают внимания. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой — пересчиты­вать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.)

Решение избавиться от проблем с помощью разво­да абсурдно. Человек, который не сделал правильного вывода о реальных причинах развода, снова допустит подобные ошибки.

Чтобы избежать семейных конфликтов, необходи­мо:

•Вести конструктивные переговоры (обсуждается только данная ситуация, учитываются интересы обеих сторон).

•Выражать свои чувства в спокойной обстановке.

•Регулярно обсуждать накопившиеся проблемы.

7. Упражнение «Словарь Здоровых партнерских отношений»

Психолог называет понятие, а учащиеся объясняют его применительно к семейной жизни.

•Сопереживание. (Способность чувствовать друго­го человека, ощущать себя на его месте.)

•Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с ин­тересами друг друга.)

•Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

•Толерантность. (Умение принимать человека та­ким, какой он есть.)

•Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

•Признание. (Уважение и благодарность.)

•Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

•Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

•Верность. (Преданность друг другу.)

•Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

•Юмор. (Смех поддерживает физическое и психо­логическое здоровье.)

•Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)

•Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

•Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

•Совместное времяпрепровождение. (Нужно всег­да находить время для того, чтобы побыть наедине друг с другом.)

Таким образом, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вме­сте, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.

В неблагополучной семье все наоборот — психоло­гически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимо­отношениях, проявляется безответственность по от­ношению друг к другу, психологическая и другие виды зависимостей от членов семьи.

8. Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?

Выступления детей.

9. Итог урока

Сегодня вы вспомнили героев Толстого, их семьи. Идеалом семьи для писателя являются Ростовы с их патриархальным укладом жизни, авторитетом ро­дителей, заботой о детях. Вы, кроме того, осознали собственные семейные ценности, познакомились с тем, как избежать семейных проблем. И закончить наш урок хочется притчей. Нам бы хотелось, чтобы ее смысл каждый для себя определил сам.

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдава­ла ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

- Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел ниж­нюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Любви и счастья вам в семейной жизни!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Лицей №6» iconПрограмма предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»
Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии...
Моу «Лицей №6» iconПредседатель Управляющего совета
«О правах ребенка», федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с...
Моу «Лицей №6» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виа. Инструментальный ансамбль моу «Лицей №2» 09: 53. 48 Мультфильм. Правила безопасного поведения детей на природе 09: 59. 46 Детский...
Моу «Лицей №6» iconПравила поведения учащихся моу лицей
Настоящие Правила поведения учащихся составлены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Типовым положением об образовательном...
Моу «Лицей №6» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7 (моу лицей №7), г. Новочеркасск
Моу «Лицей №6» iconМоу «Хохольский лицей» Хохольского района за 2010 2011 уч год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей» инновационное учебное заведение
Моу «Лицей №6» iconВнеклассное мероприятие по информатике и краеведению о бобщение,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Моу «Лицей №6» iconРеферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся...
Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» Моркинского района
Моу «Лицей №6» icon2013 моу «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Твой выбор твоё будущее
Твой выбор – твоё будущее: Методическое пособие для старшеклассников, в помощь классным руководителям и учителям обществознания /...
Моу «Лицей №6» iconКонспект урока русского языка в 7-м классе: "Обобщение изученного...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Моу «Лицей №6» iconОбразовательной программы моу «Лицей №174» г. Зеленогорска на 2011...
Образовательная программа начального общего образования мбоу «Лицей №174» на 2011-2015 годы
Моу «Лицей №6» iconАнализ деятельности моу «Южно-российский лицей казачества и народов...
Самоанализ деятельности моу «Южно-российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска за 3 года
Моу «Лицей №6» iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Моу «Лицей №6» icon«Курсы повышения квалификации в рамках перехода на фгос ооо» Левина...
«Обновление содержания курса преподавания математики в свете требований фгос» Фролова Л. В, учитель математики и информатики моу...
Моу «Лицей №6» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ородской области №1964 от 2 октября 2008г в общеобразовательных учреждениях города Белгорода моу сош №№31, 36, 4, 46, 17, 18, 27,...
Моу «Лицей №6» iconОсновная образовательная программа среднего (полного) образования...
Лицей – это учреждение, реализующие общеобразовательные программы основного и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск