Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей»





Скачать 143.54 Kb.
НазваниеРеферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей»
Дата публикации01.11.2014
Размер143.54 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат
Реферат

«Марийская песенная культура»

Выполнил: Никифоров Александр, обучающийся 10 класса МОУ «Коркатовский лицей» Моркинского района

Руководитель: Васильева В.Н., учитель обществознания

Коркатово

2013

Введение
На земном шаре проживает около 2-х тысяч народов и национальностей, которые отличаются друг от друга по языку, обычаям, традициям, а так же по культуре, в том числе и по музыкально – песенной. Причина этих отличий имеет глубокие исторические факторы заселения различных территорий, их жизненного уклада. Анализируя фольклорную музыку народов, которые принадлежат к различным культурам, мы можем увидеть, что музыкальная культура являлась самобытной, неповторимой, в то же время подчиняется общим закономерностям, выработанным на протяжении многих столетий. Как известно мелодия – это живой организм со своими особенностями и закономерностями. Мелодия развивается таким образом, что отдельные ее частицы находясь во взаимоотношении друг с другом, проходят определенные этапы развития, основываясь на закономерностях внутренней логики. Вероятно, здесь трудно определить что является основным, что второстепенным. Песни, находя путь к сердцу слушателя, не смотря на свою простоту и небольшой объем, содержат в себе генетический код, который является средоточием памяти народа. Подтверждение сказанному мы находим в устном народном творчестве разных народов, в пословицах, поговорках, сказках, где проявляются такие же черты.

Актуальность работы заключается в том, что марийцы один из старейших этносов Республики Марий Эл. В год культуры хочется больше узнать о наших марийских композиторах.

Задачи исследования:

  • Познакомиться с композиторами России по национальности- Марийцами.

  • Обработать собранный материал.

Методы исследования: изучение разных источников: книг, материалов Интернета.

1. Марийцы.

Cамоназвание мари, марий («человек», «мужчина»), дореволюционное официальное название черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929 г.), а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.

Cамоназвание мари, марий («человек», «мужчина»), дореволюционное официальное название черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929г.), а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях. По данным переписи населения 2002 года, количество марийцев составляет 604 298 человек.

Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкирии, куда они переселились в XVI- XVIII вв.).

Относятся к субуральскому типу уральской расы. В марийском языке, относящемся к волжско-финской группе финно-угорских языков, выделяются горное, луговое, восточное и северо-западное наречия. Распространен также русский язык. Письменность создана на основе русского алфавита.

Ядром формировавшегося в 1 тыс. н. э. в Волго-Вятском междуречье древнемарийского этноса были финно-угорские племена. В Х в. марийцы упоминаются в хазарском документе как ц-р-мис (черемисы). Большую роль в развитии этноса играли тесные этнокультурные связи с тюркскими народами. Значительное влияние, особенно усилившееся после вхождения марийцев в состав Русского государства (1551-1552), оказала русская культура.

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие. Подсобное значение имели огородничество, разведение лошадей, крупного рогатого скота и овец, охота, лесные промыслы (заготовка и сплав леса. смолокурение и др.), бортничество, а позднее - пасечное пчеловодство, рыболовство. Развиты художественные промыслы: вышивка, резьба по дереву, ювелирное дело.

Разбросанная планировка селений во II половине XIX в. стала сменяться уличной. Традиционное жилище - срубная изба с двускатной крышей, состоящая из жилой части и сеней или жилой части, сеней и клети. У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу - стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери - деревянная кровать или нары, над окнами - вышитые полотенца. У восточных марийцев интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.). Летом жили в кухне - срубной постройке с земляным полом, без потолка, с двускатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма, и открытым очагом с подвесным котлом. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом, на первом этаже которых хранили продовольствие, на втором - одежду и утварь.

Традиционная одежда: богато вышитая рубаха туникообразного покроя, штаны, распашной летний кафтан, поясное полотенце из конопляного холста, пояс. Мужские головные уборы: войлочная шляпа с небольшими полями и шапка; для охоты, работы в лесу использовался убор типа накомарника. Обувь - лапти с онучами, кожаные сапоги, валенки. Для работ в болотистых местах к обуви прикрепляли деревянные платформы. Для женского костюма характерны передник и обилие украшений из бисера, раковин каури, блесток, монет, серебряных застежек-сюльганов, а также браслеты, кольца. Очень разнообразны женские головные уборы - конусовидные колпачки с затылочной лопастью; сороки, заимствованные у русских, головные полотенца с очельем, высокие лопатообразные уборы на берестяном каркасе. Верхней одеждой были прямые и отрезные на сборке кафтаны из черного или белого сукна и шубы. Традиционные виды одежды частично бытуют среди старшего поколения, используются в свадебной обрядности.

Основная традиционная пища- вареники с начинкой из мяса или творога, вареная колбаса из сала или крови с крупой, слоеные блины, творожные сырники, напитки - пиво, пахта, крепкий медовый напиток.

Семьи - преимущественно малые, встречались и большие неразделенные. Женщина в семье пользовалась хозяйственной и правовой самостоятельностью. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а они отдавали за дочерью приданое.

Обращенные в XVIII в. в православие, марийцы сохраняли языческие верования. Характерны общественные моления с жертвоприношениями, устраиваемые в священных рощах перед началом сева, летом и после уборки урожая. Среди восточных марийцев есть мусульмане.

В народном искусстве наиболее своеобразна резьба по дереву и вышивка. Богатством форм и мелодичностью отличается марийская музыка (инструменты - гусли, барабан, трубы). Из фольклорных жанров выделятся песни, среди которых особое место занимают "песни печали", сказки, предания.
2. История музыкальной культуры марийцев

Фольклор марийцев представлен такими жанрами, как исторические предания, мифологические рассказы, пословицы, поговорки и т.п. Среди самобытного творчества марийцев особо выделяют обрядовые мелодии, их исполняли при семейных обрядах, проводах в солдаты и т.д.

Особенность марийского фольклора – особый характер напева. Особенно разнообразны свадебные песни, которые сопровождают каждый этап свадебного обряда.

Прогрессируют марийские напевы с протяжной интонацией. Ритмично исполнялись плясовые песни и частушки. Марийские частушки на родном языке очень схожи с русскими. Марийцы сохранили древние инструменты, традиция игры на которых отличает их от других народов. Инструментальное творчество тесно связано с песенным и хореографическим творчеством. Музыканты считались самыми дорогими гостями на свадьбах и других деревенских праздниках. Позднее гармонь затмила все остальные инструменты. И сейчас она играет значимую роль в праздничной и семейно – обрядовой жизни марийцев.

Песенное творчество и народная инструментальная музыка составляют важнейшую часть традиционного искусства мари. Музыкально-песенная культура марийцев весьма своеобразна, в ней прослеживаются и финно-угорские корни, и влияние тюркской музыки, и воздействие русской песни.

Первые попытки гармонизации марийских мелодий были предприняты в начале XX века.

Музыкальная культура мари была представлена исключительно народным творчеством. Основным жанром музыкального фольклора с далёких времён является лирическая песня.

В основе своей она одноголосна и лишь в современном песенном творчестве наблюдается зарождение многоголосия. В силу историко-географичических условий народной песни делятся на 3 основные группы:

а) горную

б) луговую

в) восточную

Песни этих групп различны в ладовом, ритмическом отношениях, по форме, диапазону и т.д. Большинство марийских песен основано на бесполутоновой пентатонике. Для восточных песен характерно сочетание пентатоники с другими диатоническими ладами. Большинство мелодий горных песен включает квартово-квинтовые, секстовые интонации без заполнения. Характерной особенностью протяжных марийских песен являются нерегулярно-переменные метры; для плясовых мелодий обычны чёткий ритм и постоянный размер.

В марийских песнях мелодии очень схожи, часто на одну мелодию накладывают разные слова и исполняют.
Марийские композиторы России

Первым марийским композитором стал Иван Степанович Ключников-Палантай, который в дальнейшем стал основоположником профессиональной музыки. Родился он в небольшой деревушке Кокшамары, расположенной на берегу Большой Кокшаги 11 апреля (24 апреля по новому стилю) 1886 года. Отец его, Степан Петрович, большую часть своей трудовой жизни проработавший на сплаве леса на Волге, обладал характером жизнерадостным, энергичным и волевым. А от матери Анастасии Яковлевны Ключниковой, он унаследовал большую музыкальность, искренность и чистоту души. Иван рос добрым, жизнерадостным мальчиком. Был рослым, крепким, с кудрявыми волосами. Рано научился играть на гармошке и гуслях.

По образованию он –школьный учитель (окончил инородческое училище в г.Уфе) и регент (окончил регентские классы при музыкальном училище Русского музыкального общества в г.Казани и Высшие регентские курсы при Придворной Певческой капелле в г.Санкт-Петербурге им.С.В.Смоленского).

Всю свою сознательную жизнь посвятил музыке – в школе пел в хоре, позже всегда организовывал и работал с хорами – в Кокшамарах (1904-1905, после окончания училища), в ссылке в г.Вельске Вологодской губернии (1906-1908, из-за участия в восстании в родном селе Кокшамары), в гг..Усолье и Лысьва Пермской губернии (1909-1918, после окончания регентских курсов). Это были церковные хоры с традиционным культовым содержанием и светские хоры, в репертуаре которых – произведения русских композиторов.

Кульминационной точкой его дирижерской деятельности, а также началом его разносторонней музыкально-просветительской и композиторской деятельности стал последний период жизни (1919-1926), связанный с работой в Краснококшайском (ныне – г.Йошкар-Ола) педагогическом техникуме. Для расширения репертуара организованного им хора техникума и, главное, насыщения его произведениями ярконационального содержания Иван Степанович стал обрабатывать марийские народные песни и сочинять хоры на стихи марийских поэтов. Его хор в 1923 году успешно выступил на Всероссийской олимпиаде народных хоров в г.Москве, исполнив произведения своего руководителя на национальном языке.

Его лучшие произведения – обработки «Выдшы йога» («Воды текут»), «Кусле» («Гусли»), хоры «Йывырте» («Радуйся», сл.О.Шабдара) и др. заложили основы марийской профессиональной музыки и указали пути ее дальнейшего развития.

И.С.Ключников-Палантай стоял у истоков марийского музыкального образования – способствовал открытию первого специального музыкального образовательного заведения. Именем Палантая названа улица в Йошкр-Оле, на доме, где жил композитор, устанвлена меморильная доска. В столице республики, а так же в родной деревне - Кокшамары стоят памятники Палантаю. Его имя носит  Йошкар-олинский колледж искусств, дом №25 по ул. Льва Толстого стал домом-музеем композитора.

Алексей Искандарович Искандаров, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Заслуженный деятель искусств МАССР, Член Союза композиторов МАССР, Лауреат Государственной премии РМЭ.

Родился 21 марта 1906 года в д. Ирсаево Мишкинского района, в Башкирской АССР. Образование получил в начальной земской школе в соседней деревне Митяево, затем в двух классном инородческом училище в деревне Сахарово, которое вскоре реорганизуется в детский дом. В 1920 году группу учащихся в том числе А. Искандарова переводят в Николо-Березовский педтехникум, а затем в 1924 году в педтехникум г. Бирска. С 1925 года он продолжил обучение уже в Краснококшайском педтехникуме. Сочинять музыку Алексей Искандаров начал, будучи студентом Краснококшайского педагогического техникума. Он был участником хора руководимого И.С. Ключниковым-Палантаем. Встречи и общение с первым марийским композитором определили жизненный и творческий путь юноши. Заметив музыкальную одаренность своего ученика, его великолепное знание марийских песен, Палантай поручал Искандарову проведение уроков пения, хоровых репетиций. Знания и навыки хормейстера, полученные от Палантая, помогли Искандарову самостоятельно руководить хором педагогического техникума после кончины учителя.

С именем Искандарова связано возникновение в республике первого музыкального учебного заведения - Марийского музыкально-театрального техникума в Йошкар-Оле (1931), реорганизованное затем в музыкальное училище, носящее имя И.С. Палантая. В техникуме Искандаров стал первым заведующим учебной частью и преподавателем хоровых дисциплин. На протяжении трех десятилетий он передавал учащимся свои знания и богатый опыт хормейстера.

За годы обучения на дирижерско-хоровом отделении Московской консерватории в классе А.В. Александрова он приобрел профессиональное мастерство, знания в области русской и зарубежной музыки. Это позволило Искандарову организовать первый профессиональный хоровой коллектив в республике - Марийскую хоровую капеллу (1933).

Первый состав капеллы состоял из 24 человек, который постепенно увеличился до 45. Репертуар капеллы был разнообразным и довольно обширным. За период с 1933 по 1939 годы в нем было около 200 произведений.

Позднее, капелла была преобразована в Государственный Ансамбль песни и пляски, художественным руководителем которого, долгое время оставался А. Искандаров (1939-1954). Начало композиторской деятельности А.И. Искандарова относится к 1928 году, когда он обработал для хора несколько марийских мелодий. За долгие годы в различных районах Башкирской, Марийской, Татарской и Удмуртской автономных республик он записал более двухсот народных песен. Его замечательные обработки демонстрируют творческий подход к народной песне. Следуя традиции Палантая, композитор не только «одевает» одноголосные напевы в хоровой «наряд», но стремится дать им новую современную образную трактовку.

С 1953 года по 1956 год Искандаров был председателем Правления Союза композиторов МАССР, а с 1956 по 1964 годы – ответственным секретарем.

Творчество Искандарова связанно главным образом с областью лирической песни. Близкие по мелодике и складу к народному творчеству, его песни получили широкое распространение. Им созданы: хоры, ансамбли и песни (более 100) на слова современных марийских поэтов. Наиболее популярные песни и многочисленные обработки народных песен А. Искандарова объединены в сборники: «Черемуха цветет», «Расцветает наша жизнь» и «От всего сердца».

Среди крупных произведений композитора – Кантата «Родной край» и «Колхозная молодежная вокально-хореографическая сюита», написанные совместно с Л.Н. Сахаровым на слова И. Осмина.

За заслуги в области музыкального искусства и значительный вклад в развитие, и пропаганду хорового пения, указом президента Республики Марий Эл Владислава Зотина в 1994 году Марийской государственной хоровой капелле присвоено имя Алексея Искандаровича Искандарова.

За заслуги в области развития марийской музыки А. Искандаров награжден: орденом «Знак Почета» (1946 г.), медалями «За трудовую доблесть» (1951 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1960 г.).

Умер композитор 2 января 1999 года на 93-м году жизни.
Кузьма Алексеевич Смирнов (1917-1963)

Родился 10 октября в деревне Шихмамат Медведевского района РМЭ. Рос в крестьянской семье. После окончания Йошкар-Олинского музыкального училища поступил в Ленинградскую консерваторию. Его педагогами в области композиции были профессор Х.С.Кушнарёв, Д.Д.Шостакович, Б.А.Арапов.

Во время учебы в училище, консерватории и особенно в годы работы в МарНИИ – сначала заведующим сектором искусств, а затем – научным сотрудником по музыкальному фольклору (1943-1947) – Смирнов много ездит по Марийской республике, Башкирской, Татарской АССР, Кировской и Пермской областях с целью записи музыкального фольклора. Им было собрано и обработано около 700 марийских народных мелодий.

Своеобразием и оригинальностью отличаются обработки народных песен Смирнова, основанные на сочинении приемов народного творчества и профессионального искусства. К.Смирнов впервые в истории марийской музыки обращает к крупным симфоническим жанрам. Им созданы две симфонии, фантазия на горномарийские темы, музыкальные картины, поэма и др. Музыка к драматическим спектаклям, романсы, произведения для фортепиано, для скрипки и фортепиано – таков далеко не полный перечень жанров, свидетельствующий о широте творческих интересов композитора.

Значительный вклад в развитие национального искусства отмечен присвоением его имени ДМШ в посёлке Медведево.

Я́ков Андре́евич Эшпа́й (фамилия при рождении — Ишпайкин; 18 октября 1890, Кокшамары — 20 февраля 1963, Москва) — советский и российский композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог.

Родился в 1890 году в деревне Кокшамары (ныне — Звениговский район Республики Марий Эл), расположенной у впадения Кокшаги в Волгу. Мариец. Заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1941). Отец композитора Андрея Яковлевича Эшпая. Супруга — Валентина Константиновна Тогаева (1898—1982), уроженка чувашского села Акулево (Шемшер) Чебоксарского уезда, племянница композитора Анатолия Тогаева, учительница русского языка и литературы, знаток русских, марийских, чувашских, мордовских песен.

Был создателем первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений. Записал и обработал более 500 народных мелодий. В 1920 году вместе с двоюродным братом И. С. Палантаем (Ключниковым) и В. М. Васильевым участвовал в экспедиции по сбору и записи песен горных мари. Кандидат искусствоведения (1946).

Награждён орденами Красной Звезды (1946) и Знак Почёта (1951), двумя медалями.

Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Андрей Эшпай.есня композитор сборник

Андрей Эшпай родился в г. Космодемьянске на р. Волге. Годы жизни 1925г.-… . Марийский советский композитор, хоровой дирижёр, педагог, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Mapийской АССР (1941). В 1930 окончил Московскую консерваторию (класс Г. Э. Конюса), в 1933-аспирантуру. Кандидат искусствоведения (1946). В 1913-27-преподаватель пения, музыкант, хормейстер. Написал музыку к спектаклям Марийского театра: "Шурно" Шкетана, "Мукш отар" (совместно с Л. Н. Сахаровым) и "Марийская рота" Чавайна (1934) и произведения других жанров .

По натуре Андрей Эшпай - человек энергичный, порывистый, остроумный, обаятельный (и внутренне, и внешне), невероятно работоспособный и целеустремленный. А за всем этим - глубокий ум, ранимость, душевная чистота. Он мгновенно проникает в суть сложнейшего вопроса и непременно находит верное решение, он открыт и прост в общении, всегда протянет руку помощи, окажет поддержку.

На формирование творческой личности Андрея Эшпая - выдающегося композитора современности, ярчайшего представителя российской музыкальной культуры, основное влияние, несомненно, оказали родители. В семье Эшпаев музицирование было любимым времяпровождением

Отец, Яков Андреевич Эшпай (1890-1963), композитор, музыковед-фольклорист, хормейстер и педагог. Он был разносторонне одаренным человеком, прекрасно рисовал и является автором проникновенных акварельных зарисовок. Яков Эшпай - создатель первых марийских инструментальных произведений для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, для скрипки и фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных сочинений.

Мать Андрея Эшпая, Валентина Константиновна (1898-1982), учительница русского языка и литературы, знаток родных русских песен, а также марийских, чувашских, мордовских, которые с юности пела в учительском хоре.

Андрей Эшпай закончил музыкальную школу, а затем училище имени Гнесиных по классу фортепиано у преподавателя В. Листовой. С 1948 г. по 1953 г. Эшпай – студент Московской консерватории, где его учителями были профессор Н.Я. Мясковский, затем профессор Е.К Голубев и профессор В.В. Сафроницкий. В аспирантуре Эшпай занимался в классе А.И. Хачатуряна.

Марийский фольклор с первых сочинений властно захватил фантазию молодого композитора.

Популярным композитором он стал после написания его известных ныне произведений: «Отчего, почему?», вальс – романс «В нескучном саду», «Песня о дружбе» и др.

Ряд сочинений Эшпая удостоен наград на Международных фестивалях.

Песня «Йошкар-Ола» на слова Л. Дербенёва посвящается родному городу композитора. В ней он выразил всю свою любовь к Родине. По жанру это патриотическая песня.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconПрограмма предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина»
Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии...
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconПредседатель Управляющего совета
«О правах ребенка», федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с...
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Виа. Инструментальный ансамбль моу «Лицей №2» 09: 53. 48 Мультфильм. Правила безопасного поведения детей на природе 09: 59. 46 Детский...
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconАлександр Никонов Конец феминизма
Т. Алексеев, К. Хийема, Т. Кала и др. Человек, культура, общество. Часть Учебник по истории для 11 класса. Коолибри,2002
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconПравила поведения учащихся моу лицей
Настоящие Правила поведения учащихся составлены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Типовым положением об образовательном...
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconБелая ворона
Автор: Вертипрахов Илья, учащийся 11а класса, моу лицей №1, г. Кунгур, Пермский край
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconПроекта
Автор: Поздина Екатерина, учащаяся 8а класса моу лицей №1 городского округа город Волгореченск Костромской области
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7 (моу лицей №7), г. Новочеркасск
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconПрограмма «Основы самопознания и культура общения»
Название оу: Педагогический лицей – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (мбоу педагогический лицей)
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconКлассный час на тему: Есть такая профессия – Родину защищать
Разработан Романчук Ириной Анатольевной, классным руководителем 9 класса моу лицей №6 г. Уфы рб
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconМоу «Хохольский лицей» Хохольского района за 2010 2011 уч год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей» инновационное учебное заведение
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconНа правах рукописи удк 544. 032. 65 Никифоров Александр Михайлович...
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconВнеклассное мероприятие по информатике и краеведению о бобщение,...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» (моу «Кировский лицей»)
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconМатериалы научно-практической конференции учащихся медико-биологических классов
МО, г. Мытищи моу лицей №23. Работа учениц 11м класса: Яцыной Д. С., Поляковой А. А., Косаревой А. В, Панченко Л. А. Руководитель...
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconИсследовательская работа на тему: «лики ладоней» выполнили: Колядин...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3 г....
Реферат «Марийская песенная культура» Никифоров Александр, обучающийся 10 класса моу «Коркатовский лицей» iconРеферат «паукообразные»
Ученица 3 «г» класса моу сош №39 Илюхина Вероника Пахомова О. В


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск