Белая ворона





Скачать 253.94 Kb.
НазваниеБелая ворона
страница1/2
Дата публикации06.12.2014
Размер253.94 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы
  1   2

II-я Всероссийская дистанционная ученическая Конференция

Центр дистанционного образования «Эйдос».

БЕЛАЯ ВОРОНА.

Предмет: психология, исследование.

Автор: Вертипрахов Илья, учащийся 11а класса, МОУ лицей №1, г.Кунгур, Пермский край.

Руководители: Дмитриева Ульяна Сергеевна, педагог-психолог, МОУ лицей №1, г.Кунгур.

Вертипрахова Светлана Анатольевна, учитель, МОУ лицей №1, г.Кунгур, vertiprahova-sa@yandex.ru

Web-адрес: http://lyceum-kungur.narod.ru/Vertiprahov.doc

Почему я выбрал эту тему.

Впервые о существовании Белых ворон я задумался после прочтения книги "Чайка по имени Джонатан Левингстон", где главный герой - типичная "Белая ворона"…

Я выбрал тему "Белой вороны", так как многие люди пытаются "задавить" всё то, что не такое как "должно быть". И мне захотелось обратить внимание общественности на эту проблему. Развитие общества не должно ограничиваться мнениями авторитетов, модой и стандартами. Уничтожая индивидуальность, мы уничтожаем прогресс.

Цели и задачи работы - рассмотреть психологические особенности «Белой вороны».

Ход работы:

1. Изучить вопрос в психологических и социально-педагогических источниках.

2. Опросить учащихся лицея об отношении к «Белым воронам» и качествам личности, характерным данному типу людей.

3. Составить психологический портрет «Белой вороны» в совокупности всей информации и собственных наблюдений.

Главная идея, проблема работы.

По моим наблюдениям, в каждом классе есть «Белые вороны». Это люди, которым порой очень неуютно в коллективе, жить в обстановке непонимания. Им неимоверно тяжело сопротивляться мнению большинства и при этом оставаться самими собой. Мне захотелось разобраться, кто они – «Белые вороны», как общество относится к ним, почему не принимает и как можно помочь «Белым воронам» сохранить свою индивидуальность. Все эти вопросы определили тему моего исследования – «Белая ворона».

Гипотеза: Если общество осознает присутствие «Белых ворон» и их право на существование в рамках свойственной им индивидуальности, то:

1)Белым воронам будет комфортнее в социуме, так как знание и понимание даст больше возможности для принятия;

2)Больше внимания будут уделять «Белым воронам» значимые взрослые, постараются осознать их особенности и поработают над повышением их статуса в малом сообществе;

3)Я сам смогу лучше разобраться в себе, так как я тоже «Белая ворона».

Глава 1. Обзор и анализ источников.


Для понимания феномена «Белой вороны» мне было необходимо познакомиться с социально-психологическими понятиями, лежащими в его основе, а также найти материалы по заявленной теме. Я поработал со многими информационными источниками, наиболее интересными для меня оказались следующие:

  1. «Психологический словарь»: Москва, «Педагогика-пресс».- 1996г., Под ред. В.П. Зинченко, п 86; Б.Г. Мещерякова. – отсюда я взял понятия личности и индивидуальности, в формулировках этих понятий раскрыты природа явлений, методы и направления его изучения.

  2. Журнал "Лидеры образования", №1-2 2005. Директор Института психологии РАН, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук профессор Анатолий Журавлев размещает здесь статью ««Белая ворона» в коллективе», в которой рассказывается о разделении ролей в рабочем коллективе («не быть изолированным!»). Автор рассказывает как не отрываться от коллектива и быть полезным его членом. Предлагаются советы страдающим от подобных проблем.

  3. В статье «Экологический аутсайдер» С.Степанова описывается проблема отверженных в коллективе, объясняется причина этой отверженности.

  4. Московский Государственный Социальный Университет, Институт Социологии, Реферат «Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность» студента 3 курса факультета социологии Иванова Михаила Сергеевича – здесь раскрывается понятия личности, воли, индивидуальности.

  5. «Социально политический журнал». 1996г. №3 С.Г.Спасибенко, Л.К. Дубровина. «Творчество в процессе взаимодействия общества и личности» - в этой статье говорится о взаимодействии творческой личности и общества, о реализации личности в искусстве.

  6. «Социально политический журнал». 1994г. №1-2. «Деятельность в жизни человека и общества» - раскрыта проблема реализации человека в обществе, рассмотрены необходимые элементы и условия развития социума.

  7. «Социально политический журнал». 1994г. №2. В.Ч. Сперанский «Основные виды конфликтов, проблемы классификации» – немного о конфликтах между людьми, попытка их классифицировать.

Глава 2. Основные теоретические понятия.

Изучение социально-психологических источников показало мне, что основными темами, определяющими понятие «Белая ворона», являются «Личность», «Индивидуальность», «Проблемы развития и становления личности», «Личность в коллективе».

Личность.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социальной среде в процессе совместной деятельности и общения. В психологии личность – это совокупность устойчивых социально значимых свойств человека.

В гуманистических, философских, психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.

При всём многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы: многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определённом этапе их развития; несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются психофизиологией индивидуальных различий, психогенетической психосоматикой, нейропсихологией, геронтологией, психоэндокринологией и сексологией.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии.

В центре внимания исследователей персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений занимается общая психология личности, разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется некоторая схема детерминации развития личности под влиянием двух факторов – среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.

Социальная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, она несёт те общественные нормы, ценности, роли, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение её к культуре.

В рамках системно-деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психологических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своём развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребёнка осуществляются в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребёнка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребёнок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личность. Первая фаза – адаптация – предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым, до некоторой степени, уподобление индивида другим членам этой общности. Вторая фаза – индивидуализация – порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации. Третья фаза – интеграция – определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют её совершенствованию и тем самым развитию его самого как личности. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо её вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии её развития.

Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой общности у индивида формируются гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе и другим и т.п. В связи с тем что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различие группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складываются устойчивая структура личности.

Особо значимым периодом в возрастном развитии личности являются отрочество и ранняя юность, когда развивающаяся личность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Первоначально оценивая окружающих, он использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку, которая становится основной самовоспитания. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается прежде всего тем, что человек должен осознавать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни, в его социальном статусе. В случае, если между уровнем потребностей личности и её возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и, прежде всего оценка родителями, педагогами и сверстниками. Это предъявляет серьёзные требования к педагогическому такту родителей и учителей и делает необходимым индивидуальный подход к каждой развивающейся личности.

Индивидуальность.

Индивидуальность личности – одна из наиболее характерных её сторон. Это неповторимое, уникальное сочетание психологических особенностей личности: характера, темперамента, воли, чувств, мотивов деятельности, способностей. Понятие «индивидуальности» используется в психоло­гии при описании двух явлений.

1.При анализе индивидуальных разли­чий индивидуальность понимается как своеобразие психо­логических свойств человека, проявляю­щееся в разных сферах. В этом контексте индивидуальность противопоставляется «среднему» челове­ку, т. е. проявления свойств отдельного че­ловека противопоставляются их типич­ным проявлениям (среднегрупповым тен­денциям).

2. При анализе иерархической органи­зации психологических свойств человека индивидуальность выступает, как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — лич­ность — индивидуальность. В этом случае индивидуальность является отно­сительно закрытой системой и представ­ляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность — «глуби­ной» личности. Целостность индивидуальности в этом случае определяется единством свойств, отно­сящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Социализация.

Великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу социализации.

Данная проблема давно волновала умы человечества и не только представителей общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы, очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификации, индивидуализации, персонолизации. Эти процессы не происходят автономно, а взаимно дополняют друг друга, однако в начале становления личности все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и ее объектом и ее предметом.

На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек.

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа, трудовой коллектив и общество в целом. Поэтому процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, мира и всего человечества. При этом многие авторы большое значение придают влиянию влияние культуры, сложившейся в том или ином обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого начала жизни через коммуникативные каналы усваивает нормы и ценности принятые в данном обществе. Все проявления индивидуальности в той или иной мере наказуемы.

Таким образом, социализация – это последовательная смена состояний стадий социального развития, процесс формирования, становления личности.

Личность и коллектив.

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Среда представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Непосредственным проводником влияния общества на человека являются малые группы, среди которых, на мой взгляд, самыми значимыми можно считать семью, класс или компанию, в которой часто находится подросток.

Одни и те же члены группы в различных характерных для неё системах отношений обычно занимаю неодинаковое положение. Для характеристики места каждого человека в структуре групповых отношений пользуются понятиями «позиция» (это официальное положение человека в группе), «статус» (это степень действительной авторитетности в данной группе), «внутренняя установка» (это субъективное восприятие человеком своего собственного статуса), «роль» (нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека).

В некоторых источниках вместо понятий «группа» и «роль» используются понятия «экосистема» и «ниша», хотя, на мой взгляд, речь идет об одном и том же.

Для любой группы характерно определённое сочетание социальных ниш (ролей), которые, если они пустуют, группа стремится заполнить, а если они перенаселены, то подвергаются усечению. При вступлении в группу новичок либо имеет возможность занять «вакансию», либо вытесняет кого-то из уже заполненной ниши, заставляя его переместиться в другую. Роль может определяться официальной должностью, может избираться самим членом группы (например, роль лидера или шута). В этом процессе личные качества индивида играют важную, но не решающую роль, гораздо важнее социально-психологическая структура группы. Войдя в определенную роль в данной группе, человек постепенно привыкает к ней, и сами члены группы начинают ожидать от него поведения, соответствующего заданной роли. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

В структуре практически каждой группы имеется определенная категория – отвергаемые (изгои или аутсайдеры). Рассмотрим их подробнее, ведь именно в этой роли чаще всего существуют «Белые вороны».

В роли отвергаемого чаще всего оказывается человек, обладающий определёнными особенностями, которые не находят одобрения у других членов группы. Однако следует сказать, что такого рода особенности выступают не столько причиной, сколько поводом для отвержения. Подлинной причиной оказывается наличие «вакансии» изгоя в структуре группы. Если эта ниша уже кем-то занята, то другому, скажем - новичку, надо обладать чрезвычайно сильно выраженными негативными особенностями, как у «штатного» аутсайдера, могут уже и не вызвать отвержения. В своём составе группа может иметь двух-трёх изгоев. Дальше наступает перенаселение ниши, которому группа начинает препятствовать: если в составе группы слишком много недостойных членов, это снижает её статус. Некоторые другие ниши, которые, похоже, тоже существуют в структуре группы и представлены ролями неформального лидера, «шута», «первой красавицы», могут быть заполнены лишь одним человеком. Появление нового претендента на такую роль приводит к острой и довольно кратковременной конкуренции, которая неизбежно вскоре завершается вытеснением проигравшего в другую нишу.

Однако вернёмся к аутсайдеру. Чем продиктована необходимость этого человека в структуре группы? Можно предположить, что человек, наделённый в группе социометрическим статусом изгоя, выступает своего рода козлом отпущения. Эта фигура необходима для самоутверждения остальных членов группы, для поддержания на достаточно высоком уровне их самооценки. Если эта ниша пустует, то члены группы оказываются лишены возможности выигрышного сравнения себя с кем-то менее достойным. Аутсайдер, обладающий выраженными негативными чертами, служит удобным оправданием для всех, кто так же не лишён этих черт. Своей явной или, чаще, искусственно акцентированной ущербностью он фокусирует на себе проекцию всего группового «негатива». Такой человек служит необходимым элементом баланса всей социально-психологической «экосистемы».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Белая ворона iconПузыри на воде рыканский поворот белая ворона легионеры трясины сладкая кража
Сквозное, вешнее солнце легкими серебряными отлива­ми поигрывало на вымытых городских панелях города, в щелястых межреберьях которых...
Белая ворона iconКонспект урока особенности жанра басни (на примере басни И. А. Крылова...
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Белая ворона iconТолерантность. Интеграция. Равноправие : итоги месячника «Белая трость-2012»...
Толерантность. Интеграция. Равноправие : итоги месячника «Белая трость–2012» / Ставроп краев б-ка для слепых и слабовидящих им. В....
Белая ворона iconБелаякнига
Единый государственный экзамен. Белая книга. М.: Факультет журналистики мгу, 2008
Белая ворона icon140055, Московская обл., г о. Котельники, мкр. Белая Дача, д Тел/факс 559-96-00, 559-86-09
Московская обл., г о. Котельники, мкр. Белая Дача, д Тел/факс 559-96-00, 559-86-09
Белая ворона iconПрограмма «Школа России» 4 класс
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Белая ворона iconТема: Иван Крылов"Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории
Цели: организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством И. Крылова
Белая ворона iconКонспект урока внеклассного чтения
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Белая ворона iconКонкурс «Методическая шкатулка-2012»
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Белая ворона iconТема урока Домашнее задание
Поэтическая тетрадь. Саша Черный "Что ты тискаешь утенка”,"Воробей","Слон". А. Блок "Ветхая избушка","Сны","Ворона"
Белая ворона iconСелезнёва Ольга Евгеньевна. Тип урок
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Белая ворона iconКонспект урока По русскому языку в 9 классе
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости
Белая ворона iconУрок подготовила: учитель начальных классов
Цель урока: продолжить знакомство жанровыми признаками басни на примере басни «Ворона и Лисица»
Белая ворона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ басни И. А. Крылова «Ворона и лисица» с целью научить учащихся выразительно её читать
Белая ворона iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ворона явилась к Delphi когда он выполнял домашнее задание, полученное на уроках в школе
Белая ворона iconКонкурс «Лучшая методическая разработка с использованием икт 2011»
И. А. Крылов «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск