Скачать 0.69 Mb.
|
Твой выбор – твоё будущее 2013 МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей» Ухта Твой выбор – твоё будущее: Методическое пособие для старшеклассников, в помощь классным руководителям и учителям обществознания / Сост. Л.В. Кобец, ред. О.С. Яичниковой. – Ухта: МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей», 2013. – 28. с.: ил. Пособие раскрывает понятия «гражданин», «политическая культура», «выборы», «избиратель». Его содержание представлено информационными блоками, включающими проблемно сформулированные задачи. Такой подход способствует усилению познавательного интереса и познавательной активности со стороны учащихся. Представленный материал нацелен на:
СОДЕРЖАНИЕ
ЧТО ТАКОЕ «ГРАЖДАНИН»? Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства Ст. 2, Конституция РФ (1993). Одним из самых распространенных понятий современной лексики является понятие «гражданин». Это понятие широко распространено не только в юридической, общественно-политической лексике, но и в обыденной жизни. Оно многозначно. Попробуем исследовать содержание не всех значений этого понятия, а лишь тех, которые связаны с качествами человека как гражданина. [11] Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом? Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
Давайте сравним мнения российских и американских школьников (штат Камчатка) на вопрос «Кто является хорошим гражданином?» [15] Российские школьники о «ХОРОШЕМ ГРАЖДАНИНЕ» (16-17 ЛЕТ) «Хороший гражданин – законопослушный гражданин. Если ты отзывчив к окружающим тебя людям, уважаешь их права так же, как и свои, если ты осознаешь, что законом тебе предоставлены не только права, но и обязанности, которые ты должен соблюдать, то тебя можно назвать хорошим гражданином» Алатырева «Хороший гражданин – человек, который соблюдает все законы и конституцию, не нарушает свободы другого человека. Это тот, кто готов защищать свою страну. Но в нашей стране очень мало таких хороших граждан. Многие уклоняются от налогов, что приводит к плохим последствиям. Также он должен обеспечивать своих детей хорошим образованием и материально» Шильдлева Таня «Хороший гражданин обязан хорошо и честно работать, от этого зависит развитие страны, быть законопослушным и выполнять свои гражданские обязанности» Поворов «Хороший гражданин – это человек, любящий свою страну, соблюдающий ее законы и порядки. Хороший гражданин – это патриот, знающий историю своей страны и стремящийся сделать что-нибудь полезное для своих соотечественников и, конечно же, для самой страны» Иващенко Ксения «Хороший гражданин в наше время – это человек, который не нарушает законов, живет и зарабатывает честным трудом. Сейчас в мире мало таких добрых и честных людей. Если бы хороших граждан в нашей стране было бы больше, то и жизнь людей была намного лучше» Горбачева Анна «Хорошим гражданином можно назвать человека, который не только не нарушает конституцию своей страны, но и человека с высоким моральным уровнем, который помогает другим людям. Хороший гражданин – это не тот, кто заплатил все налоги своей стране, а тот, кто заплатил налоги своей совести» Соколов Роман Американские школьники о «ХОРОШЕМ ГРАЖДАНИНЕ» (16-17 лет) «Хороший гражданин активно участвует в жизни общества. Он ходит на выборы, соблюдает законы, осуществляет волонтерскую работу, служит высоким интересам общества» Джулия Гилберт «Хороший гражданин живет, работает, делает что-либо на благо общества: выражает протест, служит в армии, голосует, работает чиновником и т.п. Те, кто ничего не предпринимает, а только пользуется плодами работы других людей, являются плохими гражданами» Цирк Карн «Главное качество хорошего гражданина – участие. Здесь важно понимание механизма работы правительства, кто они – выбранные нами должностные лица, за что ты лично выступаешь, поддерживаешь или хочешь изменить политику государства. Участие – это не только голосовать на выборах, оно включает в себя работу присяжным, службу в армии добровольно и во время национального кризиса, работу в благотворительных организациях, даже выступление против государства, если тебя не устраивает его нынешняя политика» Райан Гарднер «Я считаю, быть хорошим гражданином – значит быть патриотом. Любить свою страну и гордиться ею, понимая при этом, что кроме хороших, есть также и плохие стороны. Если в стране не так хорошо, как хотелось бы, необходимо стараться сделать все, чтобы жилось лучше» Мишель Ким «Хороший гражданин делает все на благо общества, в котором живет, заботится о нем, не нарушает законы. Он/она ходит голосовать и выбирает того кандидата, который, по его/ее мнению, будет лучше управлять городом, штатом, страной. Они не обманывают, например, платят все налоги. Они просто работают, чтобы жизнь в их обществе была лучше» Джессика Библер
Ситуация сравнения особенно интересна ещё и потому, что обязанности американских граждан в Конституции США не зафиксированы. И многое из того, что назвали молодые люди, их никто не обязывает делать (например, волонтерская работа – дело добровольное!). В отличие от американцев, наши обязанности записаны в Конституции РФ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны… Дж. Кеннеди, президент США В условиях формирования правового государства особый интерес представляет процесс вхождения личности в политическую жизнь общества, когда действия гражданина связаны с реализацией государственных решений. Политическое участие гражданина проявляется через выбор, совершаемый на основе индивидуальных политических предпочтений. Политические роли личности многообразны. К ним относят: роль избирателя, депутата, члена какой-либо негосударственной политической организации, участника митинга и др. Глава II Конституции Российской Федерации закрепляет основные права и свободы человека и гражданина. Познакомимся с политическими правами и свободами граждан Российской Федерации [1] : Ст. 28. Свобода совести, свобода вероисповедания, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Ст. 29. Право на свободу мысли и слова. Право каждого человека любым законным способом искать, получать, производить и распространять информацию. Свобода массовой информации. Ст. 30. Право на объединения, включая право создания профсоюзов. Гарантирование свободы деятельности общественных организаций. Ст. 31. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Ст. 32. Право граждан РФ участвовать в управлении государством, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного управления. Право участвовать в референдуме. Ст. 33. Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Проблемные ситуации:
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан С. Смайлс, английский писатель Конституционная обязанность – это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Конституционные обязанности личности – лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон и общество возлагает на нее. Поговорим о гражданском долге каждого из нас, о наших гражданских обязанностях. 1. По Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме в 1993 г., россияне имеют широкий спектр прав и свобод, и весьма ограниченный круг обязанностей. Постарайтесь вспомнить и записать все известные вам обязанности российских граждан. 2. Сравните ваши записи со статьями Конституции Российской Федерации: Ст. 15 п. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ. Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Ст. 59 п. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Ст. 43 п. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Ст. 44 п. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Проведите самостоятельное ранжирование обязанностей с точки зрения важности каждой. Обдумайте и предложите возможные варианты дополнений в список наших с вами гражданских обязанностей. Используйте в работе материалы «Основы конституционного строя», размещённые на сайте «Государство и власть». [19] Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНИНА Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон – это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого В. Гюго, французский писатель Обязанности, как и права, должны быть предусмотрены законом. И тогда наша единственная обязанность – это соблюдать требования закона, или нести предписываемые законом обязанности. Существует положение, что природа закона – это ограничение абсолютной свободы. При этом обязанности, которые налагает на нас закон, должны быть достаточными, но в то же время минимальными и абсолютно необходимыми для того, чтобы общество могло функционировать как нормальный, здоровый организм, чтобы не было хаоса и того, что называется новым русским словом – «беспредел». Данное высказывание предполагает такой уровень отношений в обществе, при котором экономические, социальные и иные обязанности будут исполняться всеми настолько четко, настолько ответственно, что станет возможным удовлетворение всех прав. Другими словами, формирование гражданских качеств личности предполагает осознание каждым человеком своей гражданской ответственности перед обществом. В чем же состоит гражданская ответственность? Ваша гражданская ответственность – это:
Мы должны с вами почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – её гражданин. ВЫБОРЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Главным принципом любой конституции является положение о том, что верховная власть не может принять закона без одобрения представителей народа А. Керенский, русский политический деятель
Мировая история выборов насчитывает более 2 тысяч лет. История выборов в каждом государстве отлично иллюстрирует этапы развития общества, неизменно фиксируя социальные настроения, уровень развития экономики, права, изменения системы ценностей, мировоззрения и уровня жизни людей. Человеку и человечеству свойственно выбирать. Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Достаточно развитых форм достигла родовая демократия у древних германцев, саксов и франков.
Граждане Афин, составлявшие Собрание, олицетворяли и воплощали своими действиями прямую демократию. Они избирали девять архонтов, которые руководили Афинами, и членов Совета четырехсот, который подготавливал вопросы для народного собрания и формулировал проекты законов, которые народное собрание затем утверждало или отвергало.
В США вплоть до окончания Гражданской войны цветные американцы, за исключением незначительных групп негров в новоанглийских штатах, не участвовали в избирательном процессе. Не имели права голоса женщины и коренные индейцы. Некоторые штаты даже для белых устанавливали ценз грамотности, благонадежности и добропорядочности, вводился также имущественный ценз. Известный публицист и политик Томас Пейн (1737-1809) писал: «Вы требуете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью в 60 долларов. Хорошо, приведу пример. Пусть у человека есть осел, который стоит 60 долларов. Этот человек сегодня избиратель, он идет к избирательной урне и опускает свой голос. А завтра осел сдох, и когда человек идет голосовать без осла, его не допускают. Скажите
лосовать было возможно только после 21 года). Граждане США выбирают президента, членов конгресса. Выборы в США непрямые. Население выбирает выборщиков, которые затем голосуют за президента.
В период Московского царства для решения важных вопросов возникли Земские соборы. В 1549 году царь Иван IV созвал первый Земский собор – сословно-представительный орган, поддерживающий абсолютную власть. Представительство в соборе состояло из четырёх курий, в состав которых входили бояре, дьяки, дворяне, выборные от городов стрелецкие головы, гости. В 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, на Земском соборе в цари был избран его шурин Борис Годунов. Последний раз в цари выбирали Михаила Романова в 1613 году, к концу Смутного времени. Реальный шаг на пути развития избирательного права в России был сделан в 1864 г. после освобождения крестьян. С введением в действие Положения о губернских и уездных земских учреждениях бы-
дарственная дума являлась законосовещательным органом при императоре. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.
При изменении Положения о выборах в 1907 году число выборщиков от землевладельческой курии возросло с 31 до 50%, а от крестьянской – сократилось (с 42 до 22%).
Выборы по такому сценарию проходят во всех странах тоталитарного социализма. В некоторых странах (например, в Заире) список кандидатов в парламент просто зачитывался на собраниях граждан и восклицания одобрения считались избранием. Не во всех государствах выборы рассматриваются как подходящий способ избрания достойных. Например, в мусульманских странах, хотя и используют выборы, но явно ставят выше их совещание особо авторитетных лиц при главе государства – аш-шура. Эти лица не избираются, они «естественно» выдвигаются благодаря их личным качествам и приглашаются правителем в совет. В условиях военных режимов выборы не отвергаются, но их обещают провести, как только военный (революционный) совет наведет порядок в стране. Иногда выборы не проводятся в течение 10 и более лет. Существуют прогнозы, что в век компьютеризации выборы и голосования будут применяться все чаще, поскольку каждый избиратель будет иметь избирательный участок у себя дома – собственный компьютер и индивидуальный код.
Это право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять! ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме Статья 32 п. 2, Конституция РФ Все с детства слышали слова: «политика», «гражданин», «избиратель», «права избирателя», «референдум». О чём нам говорят эти понятия? Участие в выборах является важнейшим правом и обязанностью человека в демократическом обществе. Но граждане не всегда участвуют в голосовании. Прочитайте мнения подростков о выборах [17]: «На уроке истории мы до дыр затерли Флориду на карте США, следя за результатами выборов. Все учителя и ученики очень переживали поражение Гора» Ева М. (Калифорния, г. Сакраменто) «Мои родители не ходили на выборы президента. Мама пекла пирог на именины подруга, а папа сказал, что от одного ничего не зависит. Я же вообще не интересуюсь политикой, успею еще...» Марина А. (Россия, г. Орёл) Сравните:
Это небольшое сравнение отражает общую тенденцию в отношении к выборам граждан двух государств, и оно отличается. Отличаются и избирательные системы США и России, отличаются истории стран, традиции, уровень политической и правовой культуры. Попытаемся разобраться с некоторыми проблемами избирательного права и выборов. Используя материал раздела «Выборы в истории человечества», заполните таблицу:
Данное сравнение поможет вам проследить развитие правоотношений в обществе, зафиксировать существование различного рода цензов и борьбу за их ликвидацию. ЦЕНЗ – условие допущения лица к пользованию избирательными правами. [10] ЦЕНЗЫ оседлости образовательный половой возрастной имущественный Вопросы: 1. Какой из цензов существует в современном избирательном праве? 2. Выскажите свое отношение к идее введения избирательных цензов на современном этапе становления в России демократического общества. 3. Назовите категории граждан, лишенных избирательных прав по российскому законодательству. Современные выборы – это всегда важное событие в жизни страны. Особенно важное решение принимают граждане, когда выбирают своего президента (правителя). Каким образом проходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действия, алгоритм. Есть он и у избирательного процесса. ВЫБОРЫ в Российской Федерации – это выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов РФ, а также выборы в органы местного самоуправления. Выборы – важнейшее государственное мероприятие, поэтому их проведение регулируется законодательными актами:
Необходимо отметить, что существует определённая иерархия в системе выборов Российской Федерации. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ Выборы должностного лица муниципального образования Выборы депутатов муниципального образования ВЫБОРЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ Выборы глав исполнительной власти субъектов РФ Выборы депутатов законодательных органов субъектов РФ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ Выборы Президента Российской Федерации Выборы депутатов Государственной Думы
|
Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и Президента Российской Федерации «Твоя страна. Твой... | Г. Ухта, Республика Коми проезд Строителей, 15 моу дод «дмш №2» мого «Ухта» | ||
Программа «Основы самопознания и культура общения» Название оу: Педагогический лицей – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение (мбоу педагогический лицей) | Гагонин Сергей Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно | ||
Отчет по муниципальному образованию городского округа «ухта» С целью привлечения актива мого «Ухта» и решений проблем отрасли на заседании коллегии рассматривались вопросы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Прямое слово – истинное слово», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Обманщик глотает огонь», «Только вор крадёт твое имущество,... | ||
Конспект урока литературы учителя «моу сош №21 с углубленным изучением... ... | Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина» Программа предназначена для обучения учащихся 1 «А» класса моу «Лицей №3 им. П. А. Столыпина». Программа разработана в соответствии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Инновационный (творческий) педагогический опыт учителя технологии моу «Лицей №31» Козлова В. Д | Председатель Управляющего совета «О правах ребенка», федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-фз «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с... | ||
«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | О системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся ... | ||
Программа по профориентации учащихся «Мой выбор» Целевая программа по профориентации «Мой выбор» для учащихся моу «Харпская сош» на 2013-2015 годы» (далее Программа) разработана... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виа. Инструментальный ансамбль моу «Лицей №2» 09: 53. 48 Мультфильм. Правила безопасного поведения детей на природе 09: 59. 46 Детский... | ||
Рабочая программа на 2013 2014 учебный год Профориентационный курс... Все это определяет необходимость определять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути. В связи... | Правила поведения учащихся моу лицей Настоящие Правила поведения учащихся составлены в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Типовым положением об образовательном... |