Скачать 122.59 Kb.
|
Урок по теме: « Послевоенный мир. Холодная война». Цели урока: 1.Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики; 2.Развивать мыслительные навыки формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события; аргументировано доказывать свою точку зрения; 3.Развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи; 4.Отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи; 5.Формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность). Тип урока: урок изучения нового материала. Форма организации деятельности: работа в группах. Класс делится на 2 группы. Основные понятия: холодная война, экспансия, конфронтация. Оборудование урока: карта «Политическая карта мира»; карточки с заданиями для обучающихся, учебник А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев, учебник Евроклио. План урока: 1.Вводный этап (актуализация знаний предыдущей темы); 2.Объяснение нового материала (работа в группах, сообщения): А) понятие «холодная война»; Б) причины «холодной войны»; В) этапы «холодной войны»; Г) последствия развязывания «холодной войны» для развития мировой политики. 3.Заключительный этап (закрепление, подведение итогов, д/з) Ход урока: 1.Вводный этап А) Беседа с учениками: - Сформулируйте цели урока по названию темы. - Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны? - Что было сделано для сохранения мира после Второй мировой войны? Б) Вступительное слово учителя: Окончание Второй мировой войны и ее результаты поставили на повестку дня мировой политики проблему создания новой системы международных отношений. Закончилась самая тяжкая война. После нее казалась кощунственной сама мысль о новой войне. Было сделано как никогда много, чтобы она не повторилась: сотрудничество между странами антигитлеровской коалиции, которое проявилось в согласовании политических подходов, экономической взаимопомощи, координации военных действий. Главный урок, который вынесло человечество, – сохранить мир – нашел свое отражение в создании ООН, международной организации для поддержания мира и безопасности на планете. Объективное развитие ситуации вело, однако, к обострению противоречий между бывшими союзниками из-за стремления усилить свои позиции на мировой арене. Конфронтация бывших союзников начала нарастать уже в конце 1945 г. и отчетливо просматривалась к концу 1946 г. Появился и термин, обозначавший это противоборство, – «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945 г. известный английский писатель-фантаст ДЖ. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн». 2.Объяснение нового материала А) Понятие «холодной войны. Итак, задача первая – выяснить понятие «холодная война». Как вы понимаете, что такое «холодная война»? Ученики получают карточки для работы. Карточка 1 Задание: уяснить понятие «холодная война», выявить ее существенные признаки. А) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «холодная война»; Б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодной войны»; В) запишите признаки в схему; Г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «холодной войны» и запишите его в тетрадь; Д) подготовьте выступление по схеме. Вариант 1. «Холодная война» – это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия. Вариант 2. «Холодная война» – это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений. От каждой группы выступает один ученик, который отвечает, используя схему, что означает понятие «холодная война». Обучающиеся приходят к выводу о том, что «холодная война» – это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем. Б) Причины «холодной войны» Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) – СССР, третьи – обеим сторонам. Давайте выясним: кто виноват? Одна группа будет выступать в роли «западных» историков, другая – в роли «советских». Ученики получают карточки для работы. Карточка 2 (для «западных» историков) Задание: аргументировано докажите вину СССР в развязывании «холодной войны».
А) экспансию ССР после войны: - объясните понятие «экспансия» (словарь); - покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта); - на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны? - подтвердите свои факты воспоминаниями В.М.Молотова; Б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений: - испытание и усовершенствование ядерного оружия; В) практика усиления идеологической борьбы: - создание Коминформа; - доктрина А.А.Жданова; - цель Коминформа. 2. Сделайте вывод – начините словами: «Данные факты свидетельствуют, что…» 3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват? В колонку «СССР»: Таблица 1. Кто виноват?
4. Подготовьте аргументированное выступление по вопросу «Кто виноват?» Дополнительный материал: Документ. Из воспоминаний В.М.Молотова «В последние годы Сталин немножко стал зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал, – Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». – «А ты попробуй!» …Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!» Карточка 2 (для «советских» историков) Задание: аргументировано докажите вину стран Запада (США, Великобритании) за развязывание «холодной войны». 1. Для доказательств используйте следующие факты: - речь У.Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне; - доктрина Трумэна; - план Маршалла; - ядерный шантаж. 2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что …» 3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват? В колонку «Страны Запада»: Таблица 1. Кто виноват?
4. Подготовьте аргументированное выступление по вопросу «Кто виноват?» В ходе выступлений обучающиеся приходят к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности. Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие: - борьба идеологий. Идеологическая пропаганда. - экспансия СССР и США. Раздел сфер влияния. - нежелание подлинного разоружения. Гонка вооружений. - образование военно-политических блоков. В) Этапы «холодной войны» Напряжение в противостоянии блоков менялось. Наиболее острая её фаза приходится на период Корейской войны; с наступлением «оттепели» в СССР напряжение спадает, особенно период конца 1950-х гг., увенчавшийся визитом Хрущева в США; скандал с американским самолетом-шпионом У-2 (1961) привел к новому обострению, пиком которого явился Карибский кризис; под впечатлением этого кризиса вновь наступает разрядка. Выступление ученика по любому примеру. Брежнев, в отличие от Хрущева, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям. 1970-е гг. прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой было совещание в Хельсинки и совместный советско-американский полет в космос. Тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать все более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (и валютных кредитов с этой целью), Запад же в годы нефтяного кризиса был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении, базой «разрядки» был сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков. Новое обострение наступило в 1979 г. в связи с советским вторжением в Афганистан, которое на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Оно достигло пика весной 1983 г. , когда советским ПВО был сбит южнокорейский гражданский лайнер. Именно тогда президент США Р.Рейган пустил в обиход крылатое обозначение для СССР – «империя зла». США в этот период разместили свои ядерные ракеты в Западной Европе и начали разработку космической противоракетной защиты (так называемая программа «звездных войн»). Обе акции крайне нервировали СССР, тем более что у последнего, с большим трудом и напряжение для экономики поддержавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе. Выступление ученика по любому примеру. С приходом к власти Горбачева, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. В смысле военно-политическом, Горбачев поначалу пытался проводить политику в духе «разрядки» 70-х гг., предлагая программы ограничения вооружений, но довольно жестко торгуясь вокруг условий договора (встреча в Рейкьявике). Однако нараставший кризис советской системы и связанная с ним полная зависимость Горбачева от западных кредитов, сделали его более сговорчивым. В 1988 г. начинается вывод советских войск из Афганистана. Падение коммунистической системы в Восточной Европе в ходе революций 1989 г. привели к ликвидации советского блока, а вместе с ним – и к фактическому прекращению «холодной войны». Последовавшие затем, дезинтеграция и распад СССР, поставили окончательную точку в истории взаимоотношений двух систем. Г) Последствия развязывания «холодной войны» для развития мировой политики «Холодная война» оказала глубокое влияние на мировую историю, и не только на международные отношения, но и на внутреннее развитие государств. Карточка 3 (обеим группам) Задание: определите последствия «холодной войны» для мировой политики.
Таблица 2. Последствия развязывания «холодной войны»
3.Заключительный этап (закрепление, подведение итогов, д/з) Вопросы для закрепления: 1.Почему «холодная война» не переросла в «горячую»? 2. Историки считают, что «холодная война» завершилась с распадом СССР и социалистической системы в 19991 г. Согласны ли вы с этим утверждением? Выставление оценок, самооценка учеников. Д/З: проблемный вопрос: есть ли в «холодной войне» победитель? Продолжается ли «холодная война» сейчас? (аргументировать) Карточка 1 Задание: уяснить понятие «холодная война», выявить ее существенные признаки. А) внимательно прочитайте предложенные варианты понятия «холодная война»; Б) сравните эти понятия и выделите в них существенные признаки «холодной войны»; В) запишите признаки в схему; Г) на основании признаков сформулируйте собственное понятие «холодной войны» и запишите его в тетрадь; Д) подготовьте выступление по схеме. Вариант 1. «Холодная война» – это глобальное соперничество СССР и США: обе стороны готовились к «горячей войне», рассматривали друг друга как противника, соперничали во всех регионах и во всех видах оружия. Вариант 2. «Холодная война» – это идейно-политическое противостояние между бывшими союзниками, которое характеризуется: разделением мира на военно-политические блоки, ведением пропагандистской идеологической войны, активным участием в боевых действиях на периферии, гонкой вооружений. Карточка 2 (для «западных» историков) Задание: аргументировано докажите вину СССР в развязывании «холодной войны».
А) экспансию ССР после войны: - объясните понятие «экспансия» (словарь); - покажите по карте территории, вошедшие в состав СССР после войны (карта); - на какие еще территории претендовал Советский Союз после войны? - подтвердите свои факты воспоминаниями В.М.Молотова; Б) наращивание Советским Союзом гонки вооружений: - испытание и усовершенствование ядерного оружия; В) практика усиления идеологической борьбы: - создание Коминформа; - доктрина А.А.Жданова; - цель Коминформа. 2. Сделайте вывод – начините словами: «Данные факты свидетельствуют, что…» 3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите их в таблицу «Кто виноват? В колонку «СССР»: 4. Подготовьте аргументированное выступление по вопросу «Кто виноват?» Карточка 2 (для «советских» историков) Задание: аргументировано докажите вину стран Запада за развязывание «холодной войны». 1. Для доказательств используйте следующие факты: - речь У.Черчилля 5 марта 1946 г. в Фултоне; - доктрина Трумэна; - план Маршалла; - ядерный шантаж. 2. Сделайте вывод: «Данные факты свидетельствуют, что …» 3. Кратко сформулируйте тезисы и запишите в таблицу «Кто виноват? В колонку «Страны Запада»: 4. Подготовьте аргументированное выступление по вопросу «Кто виноват?» Карточка 3 (обеим группам) Задание: определите последствия «холодной войны» для мировой политики.
Таблица 2. Последствия развязывания «холодной войны»
Таблица 1. Кто виноват?
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний... | План урока: Проверка домашнего задания по теме «Внешняя политика СССР после ВОВ. Холодная война» Знакомство с новым материалом. Рассмотреть противоречия послевоенного развития СССР | ||
В чем состоит смысл заглавия романа Л. Н. Толстого «Война и мир»? ... | Тема: «Холодная война»: причины и последствия А. Болгария Б. Гдр в. Венгрия Г. Польша Д. Австрия Е. Китай Ж. Албания З. Румыния | ||
Александр Окороков. «Холодная война» Фултоне Уинстон Черчилль произнес речь, которая официально ознаменовала начало «холодной войны» | Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация... | ||
Учебное пособие Махачкала 2002 Печатается по решению Ученого Совета... В учебном пособии рассматриваются узловые вопросы, связанные с историей создания, жанровой структурой, проблематикой и поэтикой романа... | Конспект урока по теме: «Изображение Отечественной войны 1812 года... «Изображение Отечественной войны 1812 года в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Взгляд Толстого на историю» | ||
Урок по теме : «Крымская война 1853-1856г г.» Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать, что война оказала влияние на развитие международных отношений, обнажила... | Урок исследование ( на основе художественных произведений, публицистики... Занятие предусматривает 2 урока литературы в 10 классе после изучения романа Л. Толстого «Война и мир» и предполагает комплексное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная карта «Отечественная война 1812 года», отрывок из фильма С. Бондарчука «Война... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг» | Урок по литературе тема: «изображение русского общества начала XIX... Тема урока: «Изображение русского общества начала XIX века в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: выяснить и усвоить понятие “холодная война”, причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия... | «Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”» ученица 10 «А» И окажется, что эти вопросы интересуют не только героев классических романов, но и нас, простых смертных. Романы лишь помогают правильно... |