Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 152.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации13.03.2014
Размер152.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
«Я ИДУ НА УРОК ИСТОРИИ»

НОМИНАЦИЯ «УРОК ИСТОРИИ»


Человек и война.

«Мы узнали самих себя».

урок в 8 классе

Данные об авторе конкурсной работы


Фамилия, имя, отчество

Уварова Елена Владимировна

Дата рождения

18 / 09 / 1970

Место рождения

г. Апостолово Днепропетровской области

Образование

Высшее

Паспорт

19 03 788528 Выдан 19. 02. 2003 Сямженским РОВД Вологодской области

СПС

065 – 787 – 500 – 06

ИНН

351600582088

Адрес

162241 Вологодская обл., Сямженский р., п. Гремячий ул. Советская 25 / 2

Адрес ОУ

162241 Вологодская обл. Сямженский р., п. Гремячий

ул. Пионерская, 2

Контактный телефон

817 – 52 – 41 – 1 – 06 (д.) 817 – 52 – 41 – 1 – 21 (р.)

Электронный адрес

mugshkla@rambler.ru



2010

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Человек и война. «Мы узнали самих себя».

  1. Методическое обоснование темы урока:

Ступень общего образования – II (основная школа)

Курс истории – Отечественная история

Уровень исторического образования – базовый

Класс – 9

Место в учебной теме - 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг».

Урок построен на материалах рубрики «Пыль веков» газеты История:

Д. Фибих. Мы узнали самих себя // История. – 2009. - № 8. - С. 20 – 27

Оборудование и материалы:

  • Аудиозапись «Священная война»

  • Презентация в формате Power Point (смотреть приложение)

  • Газета «Сямженский ударник» // 1943 - № 48.

Актуальность темы:

2010 год – год 65-летия Великой Победы над фашизмом. Вспомнить события этих суровых испытаний сегодня – это не только дань памяти тем, кто пролил свою кровь за наше счастливое настоящее и будущее, а и важность осмысления необходимости сохранения мира в современном мире. Сегодня, когда сняты грифы секретности с ряда архивных документов, мы имеем возможность прочувствовать эту войну изнутри, задуматься о том, как человек смог выжить в этой войне, чего это ему стоило, и все ли могли достойно выйти из создавшихся ситуаций, и не только выжить, но и победить. И сегодня, когда мы говорим об идентичности России, когда на первый план в историческом образовании выходят ценностные ориентиры, это очень важно.

С целью подготовки учащихся к новой форме аттестации (ЕМЭ и ЕГЭ), для закрепления материала разработана трёхкомпонентная система закрытых и открытых заданий, которая может быть использована как на уроке, так и в качестве домашнего задания.

Связь с обязательным минимумом – тема является одной из предметных тем, обязательных для изучения.

2. Целевая установка:

  • Воспитание патриотизма, уважения к истории Отечества, формирование активной гражданской позиции

  • Развитие критического мышления, умения сопоставлять; совершенствование навыков работы с историческим документом и умений составления кластера

  • Углубление знаний о Великой Отечественной войне, осмысление моделей поведения человека в войне, их истоков и последствий; выявление приоритетных моделей поведения на войне.

(В соответствии с ФК ГОС по истории 2004 г, приказ министра образования № 1089)

3. План изучения новой темы

1. Вхождение в урок.

Задачи: быстрое вхождение в урок; эмоциональный настрой; взаимопонимание (положительная аура, в которой учащийся чувствует себя нужным); понимание исходного состояния учащихся перед изучением темы.

Звучит отрывок песни В.И. Лебедева – Кумача «Священная война»

2. Вызов.

Задачи: актуализировать полученные ранее и имеющиеся у учащихся знания, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности.

1) Слово учителя:

Великая Отечественная война действительно была народной. Народ сумел перенести все её тяжести, совершал героические подвиги во имя победы и победил. А как же жилось в это ужасное время каждому отдельному человеку? Что человек, лежащий в окопе, или бросающийся под танк с гранатой, или отдающий последний кусок мяса солдату на фронт думал, что он чувствовал, и, в зависимости от этого, какие совершал поступки? То есть какая у него складывалась модель поведения? Сегодня на уроке на тему «Человек и война. "Мы узнали самих себя"» мы попытаемся найти ответы на данные вопросы.

(Слайд № 1)

2) Учащимся предлагается методом мозгового штурма на основе собственного видения составить кластер на тему «Человек и война», в котором отразить поведение человека на фронте и в тылу в военное время.

Здесь акцентируется внимание на понятии «поведение».


Человек и война












Вывод: Таким образом, мы видим, что в военное тяжёлое для страны время, когда перед всем миром стояла угроза установления фашизма, люди вели себя по-разному.

Учащимся сообщается, что в ходе работы на уроке они дополнят, уточнят, и, возможно, редактируют свой кластер, выведя из отдельных поступков модели поведения человека на войне. Акцентируется внимание на понятии «модель поведения» - Слайд № 2.

3. Осмысление: работа по изучению нового материала.

Задачи: получение новой информации, осмысление её, соотнесение с уже имеющимися знаниями.

План изучения новой темы:

  1. Даниил Фибих. Война в судьбе, судьба в войне.

  2. Особенности жизни в тылу и их влияние на поведение человека.

  3. Передовая: обстановка → чувства + ? → поведение

  4. Какие эпизоды фронтовых будней говорят о сформировавшейся модели поведения человека на войне?

  5. Размышление на тему «Мы узнали самих себя…»


Работа в соответствии с планом.

1. Даниил Фибих. Война в судьбе, судьба в войне.

Сообщение учащегося на основе материалов газеты «История» № 8 / 2009. Сопровождение – слайды №№ 3 – 5.
2. Особенности жизни в тылу и их влияние на поведение человека.

А) Литературное чтение учителем отрывка из дневника Д. Фибиха. Задача: Выявить на основе услышанного особенности жизни в тылу и их влияние на поведение человека.

ДОКУМЕНТ № 1. «ТЫЛ»

«Жители города возмущаются тем, что евреи бросились бежать из Москвы в первую очередь, вместо того, чтобы остаться защищать её.

Уже сложился своеобразный быт военной Москвы. Хотя налёты стали гораздо более редкими, многие регулярно ночуют в бомбоубежищах. Здесь завязываются знакомства. Убежища превратились в своеобразные клубы. Много квартир пустует». Д. Фибих, январь 1942 г.

Б) Работа в группах по решению поставленной задачи.
3. Передовая: обстановка → чувства + ? → поведение.

Работа с источником.

«ФРОНТ: ПЕРЕДОВАЯ»

… Измученные, голодные, подавленные всем виденным, бредём назад в мёртвую страшную деревню. Выбираем наиболее уцелевший дом. В темноте натыкаюсь на что-то, лежащее у самого порога. Убитый. На втором этаже избы в разгромленной холодной комнате двое бойцов. Лица закопчены, вид неряшливый… Оказывается, студенты из Ташкента. Были автоматчиками. Тон горечи, упадничества. "Получили диплом, а теперь приходится шагать по человечине"… Что-то подозрительное в поведении студентов: их обособленность от других, опустившийся вид. Может быть дезертиры? Тягостно было в этой разгромленной холодной избе, в обществе с этими отщепенцами…». Д.Ф.Фибих,26 февраля 1942 г.

  1. Как называется документ, и к какому виду источников он относится?

  2. Когда был создан документ? Какие известные вам события войны происходили в это время?

  3. Какая обстановка окружает участников событий? Какие чувства они испытывают?

  4. Почему участники событий в одинаковых условиях проявляют себя по-разному? Что лежит в основе их поведения?

  5. Какие модели поведения наблюдаются в документе?

  6. Предположите, как модели поведения героев документа могут отразиться на их судьбе? Какова роль данных моделей в судьбе других фронтовиков, военного подразделения, страны?

  7. От лица каких субъектов, причастных к данному историческому действию, можно интерпретировать события? Изменятся ли модели поведения? Ответ аргументируйте.

  8. В тексте документа найдите слова, передающие отношение автора к бойцам-студентам. Насколько, на ваш взгляд, это отношение справедливо и объективно?

  9. Предположите, как бы автор документа описал события, если бы он был ровесником студентов?

  10. Попытайтесь объяснить поведение студентов и мнение автора. Представьте себя в ситуации, описанной автором, и предположите возможные модели своего поведения.

  11. Что нового помог узнать документ о страницах Великой Отечественной войны и о моделях поведения человека на войне?

  12. Зачем сегодня изучать подобные документы?


4. Какие эпизоды фронтовых будней говорят о сформировавшейся модели поведения человека на войне?

Активный тренинг.

Задача: из предложенных эпизодов (из дневников Д. Фибиха ) выбрать те, которые говорят о сформировавшейся модели поведения человека на войне. Сделать вывод.



Эпизод

Выбор

1

«Сотрудники мне рассказывали, что им приходилось делать, добывая материал, по 30, по 50 километров пешком …»




2

«Мороз свирепый. Усы, бороды, ресницы людей, меховые опушки шапок – всё седое от инея. Над рядами бойцов стоит непрерывный топот ног и хлопанье руки об руку – народ греется как может. Все ждут высокого начальства. Но никакого недовольства, досады. Наоборот, люди как будто радуются морозу – каково немцам сейчас? А нам-то что, мы – народ привычный, перетерпим как-нибудь …»




3

«Некому было вручать ордена – награждённые в земле или в лазаретах»




4

«Он спрятался во время боя … по его вине в штаб армии были доставлены неверные сведения. В результате наша рота … наткнулась на сильный огонь и отошла с потерями. Молодой развязный парень врёт, что всё время был в бою»




5

«Есть выполнить приказ, отвечает офицер связи и не трогается с места. Человек выбился из сил. Сколько ночей он не спал? Потом, выйдя в сени, я увидел его. Он стоял, прислоняясь к столбу, и спал …»





5. Размышление на тему «Мы узнали самих себя…»

Учащимся предлагается фраза из размышлений Д. Фибиха (Слайд № 6):

«Прошедший … год был годом великих испытаний. Мы перенесли их с честью. Мы многое узнали, многому научились. И, прежде всего, - мы узнали самих себя …»

Вопросы и задания:

  • О каком этапе Великой Отечественной войны говорится в источнике?

  • Назовите основные события данного этапа.

  • Почему автор в своих размышлениях утверждает, что испытания перенесли с честью? Приведите примеры, подтверждающие утверждение автора.

  • Что имеет в виду автор, говоря о том, что «мы узнали самих себя»?

  • Что вы узнали о себе сегодня на уроке?

В ответах используется информация источника, а также знания из курса истории

4. Рефлексия: целостное осмысление, обобщение добытой информации, получение нового знания, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

1. Дополнение, уточнение и завершение кластера «Модели поведения человека в войне», показывающего причины, способствующие выработке определённых моделей поведения, сами модели поведения и поступки, совершённые в рамках разных моделей.

Учащиеся самостоятельно формируют модели поведения, они могут быть различными. В итоге могут быть сформулированы следующие модели: героизм, стойкость, неустойчивость, трусость, предательство и др.





Человек и война
















Критерии проверки:

  1. знание субъективных и объективных причин и факторов, влияющих на поведение человека

  2. построение моделей поведения человека в войне

  3. соответствие поступков моделям поведения

  4. полнота выполнения задания

  5. дополнение и расширение кластера

  6. умение аргументировать, доказывать взаимосвязи элементов кластера при устном ответе


2. Интеграция содержания темы с региональным компонентом содержания исторического образования

1) Учебный материал: А. Калинина. Сямженцы в бою и труде // Сямженский ударник – 1943 - № 48.

«… за время войны 120 человек нашего района получили правительственные награды за геройство и мужество в борьбе с нмецкими захватчиками … Высокую заботу и любовь проявляют наши люди о Красной Армии. За время войны они послали 2829 посылок с подарками бойцам и командирам Красной Армии. В них послано 675 кг сливочного масла, 1557 кг жаренного мяса, 2585 кг крупы, 620 кг пряников, 1964 кг пшеничных сухарей, 197 кг варенья, 1402 шт яиц, 3996 носовых платков3629 кисетов и многое другое …»

2) Вопросы и задания к статье в «Сямженском ударнике»

  • Охарактеризуйте поведение сямженцев в войне. Ответ аргументируйте.

  • Проанализируйте цифры и факты источника. Подумайте, как жили люди Вологодской области в годы войны? Можем ли мы судить об этом по одной газетной заметке?

  • Зачем мы обращаемся к газетам военных лет? О чём сегодня нам надо задуматься?


3. Обобщающая дискуссия

Вопросы и задания к обобщающей дискуссии:

  • Что на уроке узнали нового?

  • Можно ли судить по одному источнику о сформировавшейся модели поведения? Ответ аргументируйте.

  • Какие модели поведения человека в войне вы бы выделили после изученного материала? Каковы их истоки и последствия?

  • Какие модели в Великой Отечественной войне были приоритетными? (возвращаемся к словам песни «Священная война»)

  • Могут ли модели поведения изменяться, и что для этого нужно? Ответ аргументируйте.

  • О каких страницах войны и соответствующих моделях поведения мы сегодня не упоминали? О каких вы бы хотели поговорить? Ответ обоснуйте.

  • Какие модели поведения нужны обществу в период глобализации? Ответ аргументируйте.

  • Выбрать тему и выполнить исследовательскую работу моделей поведения в войне в тех ситуациях, которые не были раскрыты на уроке.


4. Закрепление изученного материала

Задания выполняются учащимися вариативно. Задания могут быть использованы в конце урока или для актуализации знаний на следующем уроке. Также могут быть предложены в качестве домашнего задания.

Трёхкомпонентная система закрытых и открытых заданий.

Часть А.

  1. В каком году началась Великая Отечественная война?

1) 1918 2) 1939 3) 1941 4) 1942
2. 1943 год в судьбе Д. Фибиха – это

1) год ухода писателя на войну

2) год ареста

3) год женитьбы

4) год реабилитации и восстановления в правах
3. Что из названного относится к Великой Отечественной войне?

1) «брусиловский прорыв»

2) белое движение

3) успехи в боях с первых дней войны

4) героизм народа
4. Прочтите отрывок из дневников Д.Фибиха и определите место событий:

«Никогда я не забуду этой дороги смерти, дороги нашего наступления от Соколово до Бородино. Белый искрящийся на солнце снег, лазурное небо и трупы, трупы, трупы … Все наши. Они лежали по обеим сторонам шоссе, застывшие в самых разнообразных позах, в растёрзанной белой одежде…»

  1. передовой фронт

  2. тыл

  3. госпиталь

  4. оккупированная территория


5. Укоренившиеся ценности, принятые нормы, используемые средства, найденные жизненные стили – это

1) норма права

2) традиции

3) модели поведения

4) поступки
6. Что может стать причиной трусости на войне?

1) героизм однополчан

2) воспитание патриотизма со школьной скамьи

3) волевой характер

4) несформированность характера
7. О какой модели поведения человека на войне идёт речь в отрывке Д. Фибиха?

«Ночью переправа через бурную реку. Пушки на руках. Вода уносит людей, лошадей… Переправились на тот берег – и дивизия растаяла. Совершенно голые бойцы, кто пешком, кто на лошади – бельё их унесло водой. И всё же, несмотря на панику, уверенность в победе не покидала людей. "Ну ещё немного отойдём, соберёмся с силами – а там будем наступать"».

  1. героизм

  2. неустойчивость

  3. трусость

  4. предательство


8. Каким героям принадлежат слова «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!»

1) героям-панфиловцам

2) героям Сталинградской битвы

3) защитникам Брестской крепости

4) жителям блокадного Ленинграда
9. Какова роль советской поэзии в годы Великой Отечественной войны?

1) помогала мужественно переносить невзгоды военных лет

2) создавала упадническое настроение на передовой

3) показывала недостатки советского строя

4) способствовала усилению антисеминтизма
10. За что был репрессирован Д.Фибих?

1) за дезертирство

2) за антисоветскую статью в газете

3) за критические высказывания в личном дневнике

4) за неподчинение приказу

Часть В.

1. Прочтите отрывок из дневника Д.Фибиха и напишите два основных качества, которыми обладали капитан и инструктор.

«Страшный, внезапный удар немцев. Все растерялись, оглушены. Хаос. Дивизия окружена, генерал, командовавший частью, убит, комиссар и начдив исчезли неизвестно куда. В лесу, в овраге все собрались, что делать? Куда идти? Какой-то капитан берёт на себя командование дивизии, инструктор по информации вызывается стать комиссаром…»

Ответ:_________________________________
2. Прочтите отрывок из дневника Д.Фибиха и напишите модель поведения, свойственную бойцам.

«На другой день с 11 часов утра батальоны выстроились для парада на площади перед белой каменной церковью… Мороз свирепый. Усы, бороды, ресницы людей, меховые опушки шапок – всё седое от инея. Над рядами бойцов стоит непрерывный топот ног и хлопанье руки об руку – народ греется как может. Все ждут высокого начальства. Но никакого недовольства, досады. Наоборот, люди как будто радуются морозу – каково немцам сейчас? А нам-то что, мы – народ привычный, перетерпим как-нибудь…»

Ответ: __________________________________
3. Напишите номер приказа, в котором впервые упоминаются заградительные отряды, чья задача в неустойчивых дивизиях «в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизий расстреливать на месте паникёров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной»?

Ответ: __________________________________
4. Установите соответствие между именами героев и их подвигами. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Герой

А) В..Талалихин

Б) А. Панкратов

В) Е. Фомин

Подвиг

  1. защитник Брестской крепости

  2. закрыл своим телом амбразуру пулемёта




  1. совершил таран вражеского самолёта

  2. участник обороны «Дома Павлова»

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В












5. Расположите в хронологическом порядке следующие героические события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

А) подвиг добровольца Юрия Смирнова

Б) героическая гибель Зои Космодемьянской

В) подвиг земляка Александра Румянцева

Г) подвиг 84-летнего крестьянина Матвея Кузьмина

Ответ:














Часть С.

Прочитайте отрывок из дневника Д.Ф.Фибиха и выполните задания 1, 2, 3, 4. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

«Прошедший .. год был годом великих испытаний. Мы перенесли их с честью. Мы многое узнали, многому научились. И прежде всего – мы узнали самих себя…»

  1. О каком этапе Великой Отечественной войны говорится в источнике?

  2. Назовите основные события данного этапа.

  3. Почему автор в своих размышлениях утверждает, что испытания перенесли с честью? Приведите два примера, подтверждающие утверждение автора.

  4. Что имеет в виду автор, говоря о том, что «мы узнали самих себя»?


Выполните задания 5, 6, 7, относящиеся к истории Великой Отечественной войны.

Важнейшие страницы истории России – это героические и трагические страницы Великой Отечественной войны.

  1. Назовите не менее двух факторов, способствовавших победе в войне.

  2. Приведите два примера проявления героизма в годы войны.

  3. Сформулируйте две причины, влияющие на поведение человека в войне.

ПРИЛОЖЕНИЕ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск