Скачать 82.06 Kb.
|
Урок по теме : «Крымская война 1853-1856г.г.» Учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Тепляковка Базарнокарабулакского муниципального района Саратовской области» Карпунина А.В. Цели урока:
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: 1. Карта “Крымская война 1853-1856 гг.”, 2. Мультмедийные презентации; 3. Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, 19 век: Учеб. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений. _ М.: Просвещение, 2007. 4. Раздаточный материал: тесты. Основные понятия и даты: «восточный вопрос», «интервенция»,1853-1856, 18 ноября 1853г.- Синопское сражение, сентябрь 1854-август 1855г – оборона Севастополя. План урока
Ход урока. Слово учителя. Сегодня мы проводим открытый урок. И наша общая задача показать умения и навыки применительно к предмету история: умения провести анализ исторического источника, учебных картин, умений выделять основное, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой. А самое главное соблюдать принцип историзма. Я заостряю на этом ваше внимание не случайно. На уроке речь пойдет о событиях войны. И как говорил Козьма Прутков: «Когда народы между собой дерутся, это и называется войной, и что здесь хорошего?» Хорошего мало и тем более Россия потерпела поражение. Итак, тема урока «Крымская война 1853-1856г.г.»( Записывается на доске) Эпиграфом урока послужат слова Л.Н. Толстого «…вопрос нерешенный дипломатией еще менее решается порохом и кровью» Отсюда вытекает основополагающий вопрос: «Поражение России в Крымской войне: случайность или неизбежность?» Выделим три проблемы: 1. Нашла ли Россия себе союзников накануне войны? 2. Готова ли Россия к войне? 3. А каков был русский солдат? Для того, чтобы ответить на основной вопрос необходимо вспомнить схему- памятку «Изучение материала о войне». Работаем активно, вспоминаем шаги.(Класс отвечает, на слайде появляются положения памятки, затем в печатном виде раздаются ученикам. Слайд1. Памятка «Изучение материала о войнах» Учитель. Как нам известно из курса новой истории, в середине 19 века страны Западной Европы ищут новые колонии, рынки сбыта, сферы влияния. Это приводит к крайнему обострению противоречий между главными капиталистическими державами. Интересы их столкнулись в решении так называемого “восточного вопроса”. Противоречия, связанные с “восточным вопросом” продолжались более чем столетие, с русско-турецких войн XVIII века до конца XIX века. Вспомните: 1. Что такое «восточный вопрос»?( Карточка на доске). -Это вопрос о влиянии европейских держав на Балканском полуострове и Ближнем Востоке. 2. В результате каких войн к России отошло Черноморское побережье? (Русско-турецкая война 1828-1829 гг., территория от Сухуми до Поти, а также войн 1768-1774г.г. 1783-1791). 3. Какие территории Балканского полуострова получили автономию и независимость? (Автономию получили Сербия, Молдавия и Валахия, независимость – Греция). 4. Вспомните, а каков режим проливов Босфор и Дарданеллы? ( По Лондонской конвенции 1841 проливы поставлены под международный контроль, принцип закрытия их для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. ) 5. А что это означало для России? ( Изоляция ее флота в Черном море, отсутствие уверенности в безопасности южных границ). Итак, в середине XIX века происходит обострение “восточного вопроса”, вызванное ослаблением Османской империи, которая в то время включала в себя Северную Африку, значительную часть Балканского полуострова и страны Ближнего Востока. Исходя из вышесказанного, что мы можем определить? смотрим в памятку. Запишем «Причины войны» (Слайд2, записи появляются поочередно) Попробуем сформулировать. 1. Противоречия между европейскими странами. 2. Стремление России укрепить позиции на Балканах, установить контроль над Босфором и Дарданеллами, закрытие этих проливов для иностранных судов, обеспечить выход российских кораблей в Черное и Средиземное моря и т.о, обезопасить южные границы России. 3. Реакционная политика, усиление угнетения вызывали недовольство народа. Необходимо было отвлечь народ успехами во внешней политике. ( Тоже присуще и другим государствам) Учитель. Обратимся к первой проблеме. Нашла ли Россия себе союзников? Было дано опережающее задание - провести мини-исследование по данной проблеме. Послушаем. Презентация 1 группы учащихся.Слайд 4-9 Рассмотрим вторую проблему. Готова ли Россия к войне? Презентация 2 группы учащихся.Слайд10-18 Учитель. О чем говорят результаты исследований? Ученики. Россия оказалась в полной изоляции. К войне была готова недостаточно. Учитель. Назовите следующий этап работы. Ход событий. Определим повод к войне. Открываем учебник с.84-85.Прочитайте и назовите событие, послужившее поводом. Учитель. События войны делились на два этапа. Запишем. Слайд19. Первый этап- октябрь- 1853г. – апрель 1854г: русско-турецкие военные действия. Второй этап – апрель1854г. – февраль 1856г. Англо-французская интервенция в Крыму. Появление военных кораблей Западных держав на Балтике, Камчатке и Белом море. Учитель. Что означает термин «интервенция»? Учитель По ходу изучения нового материала вы должны заполнить таблицу. «Главные сражения Крымской войны».
В октябре 1853 года Николай1 отдал приказ о введении войск в Дунайские княжества. Турция объявляет России войну. Война на двух фронтах: На Балканском и Закавказском. На Балканах переменный успех. В Закавказье Турки захватили пост св. Николая. Но потерпели поражение под Карсом. Самым ярким событием этого периода стала Синопская битва. Слайд20. 18 ноября отряд кораблей под командование П.С. Нахимова в течение 3-х часов разгромил турецкий флот. Тем временем Англия и Франция заключили союз с Турцией и в марте 1854г объявили России войну. В Черное море введен флот союзников. Начинается второй этап войны. Смотрим на карту. Удар со всех сторон. На Балтике, Белом море, Одесса атакована. Петропавловск- Камчатский. Но русские отразили все попытки, десанты не были высажены.. Турки разбиты на Закавказье. Но Николай 1 выводит войска из Дунайских княжеств, сразу заняты австрийцами. А. и Ф. переносят военные действия на территорию Р. В сентябре 1854г. 60 тыс. армия высаживается в Крыму в районе Евпатории .Цель – Севастополь. Работаем с картой. Главнокомандующий Меншиков приказывает отвести войска в глубь Крыма. Севастополь оказался обреченным. Слайд 21. Оборона Севастополя длилась 349 дней. 13сентября 1854г- 29 августа 1855г. Слайд 22. Заслушаем сообщение о героях Севастополя. Будьте очень внимательны, так как нам нужно решить третью проблему – а каков был русский солдат? Ученик подготовил презентацию «Герои Малахова кургана». Учитель. Каков же был русский солдат? Ученики. Мужественный, герой. Учитель Проанализируем отрывок из письма Л. Толстого, участника событий.( ученики читают вслух)Чем вы можете объяснить дух русского солдата, который проявился в дни севастопольской обороны? Ученики. Любовью к Родине. Патриотизмом. «За Русь!» – гремит народа глас. «За Русь!» - по ратям клик идет… И Никитин. Учитель. Ребята! Выпрямите спины, расправьте плечи. Проникнитесь чувством гордости за свой великий народ.Проведем связь времен. 1942г.- фашисты в Севастополе. Морские пехотинцы вновь защищают Малахов курган до последней капли крови. И сейчас в Крыму с памятниками воинской славы 19 в. находятся мемориалы героям великой Отечественной войны. И защитники Севастополя в 1942г. награждены орденами адмирала Нахимова. Слайд23.(Звучит песня «Севастополь»). Встаньте и почтите память защитников Севастополя. Учитель. Горечь от поражения в Севастополе смягчили победы в Закавказье. Посмотрите на карту. Взят Карс, открыта дорога на Эрзерум. В марте 1856г. Подписан Парижский мир. Читаем карту. Условия мира.Записываем Самое болезненное, что Р. запрещалось иметь флот и укрепления на Черном море. Учитель. Пришло время ответить на главный вопрос. Поражение России в Крымской войне случайно или неизбежно? Ученики. Неизбежно, так как техническая отсталость России. Бездарность руководства. Запишем. Появляется слайд.24 Учитель. Действительно. Это все вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров. Проигрыш в войне показал необходимость реформ, и в первую очередь отмену крепостного права. О великих реформах речь пойдет на следующем уроке. Закрепление. Тесты. Учитель. Каждый из вас должен уметь давать себе оценку, критически мыслить. Тест «работа на уроке». Оценки за урок. Д.з. §14, Сообщения «Подвиг врачей в Крымскую войну» Создание панорамы «Оборона Севастополя» |
Крымская война 1853- 1856г г Подвести учащихся к выводу о причинах поражения в войне и о значениях этих событий | Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация... | ||
Тема: «Крымская война 1853-1856 гг.» Южное направление внешней политики России («Восточный вопрос») в середине XIX в | Нашего урока: «Крымская война 1853 1856 гг.» Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работой медиков в труднейших условиях осажденного... | ||
Урок по теме «Крымская война» Цель урока: закрепить знания и представления об основных событиях Крымской войны | Истории в 8 классе с использованием информационных технологий по... Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» | ||
Крымская война (1853-1856 гг.) Цель урока: сформировать представления у обучающихся о причинах Крымской войны, целях задачах России в войне, об основных этапах... | 1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века Окончание Крымской войны (1853-1856 гг.) привело к коренному изменению ситуации в Европе. Поражение крепостной России подорвало ее... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творчество Л. Н. Толстого. Роман «Война и мир». Повторительно-обобщающий урок по роману «Война и мир», урок контроля знаний (последний... | Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития... | ||
Урок в 8 классе Внешняя политика Николая Крымская война Цель урока:... Цель урока: показать, что «консервирование» внутренних проблем и экспансионистская внешняя политика могут привести к национальной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место в учебной теме 10 урок из 12 в теме «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг» | ||
Причины Крымской войны «Крымская война является одним из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внутренней и внешней... | Урок по теме «Русско-японская война» Цели Урок включает в себя дополнительный материал, таблицы, схемы, документы, дающие возможность значительно активизировать учебную деятельность,... | ||
Тарле Евгений Викторович Крымская война Россией и Россией народной, известное игнорирование связи между фронтом и тылом являются недостатком этого в целом выдающегося исторического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Крымской войны. Подвести учащихся к пониманию значения материально-технического потенциала в войне. Показать, что Крымская война... |