Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 211.84 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.11.2013
Размер211.84 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Конспект открытого урока

по курсу «История России XIX века» (8 класс)
Тема урока: Крымская война (1853-1856)

Цели урока:

  • Изучить причины, ход и последствия Крымской войны. Подвести учащихся к пониманию значения материально-технического потенциала в войне. Показать, что Крымская война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, дала новый толчок модернизации страны.

  • Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать факты, делать выводы.

  • На примерах мужества и героизма защитников Севастополя воспитывать чувство гордости и чувство любви к Родине.

  • Приобретение опыта выступления от лица исторического героя.

Средства обучения, оборудование: ПК, проектор, экран, презентация «Крымская война», учебник «История России XIX век» А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, рабочие тетради на печатной основе.

Новые понятия и даты: Крымская война (1853-1856гг.), Синопское сражение (18 ноября 1853 г.), Оборона Севастополя (сентябрь 1854 г. – август 1855 г.).

Персоналии: Адмирал Корнилов В.А., адмирал Нахимов П.С., адмирал Истомин В.И., инженер Тотлебен Э.И., хирург Пирогов Н.И., матрос Кошка П.М., первая медсестра Дарья Севастопольская.

Опережающее задание: Подготовить выступление от имени адмирала Нахимова П.С. о причинах победы в Синопском сражении. Подготовить инсценировку «Говорят герои Севастополя» - краткие эмоционально-окрашенные выступления от имени героев Севастопольской обороны (Корнилов В.А., Истомин В.И., Нахимов П.С., Кошка П.М., Тотлебен Э.И., Пирогов Н.И., Дарья Севастопольская) или выразительное чтение стихотворения «Солдатская песня» А.Н. Апухтина.

Подготовка к уроку: Руководство подготовкой инсценировки. Установка проектора, проверка колонок, запуск презентации.

План урока.

  1. Причины и повод к войне.

  2. Участники войны. Силы сторон.

  3. Ход военных действий.

  4. Парижский конгресс.

  5. Причины поражения и значение войны.


Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

- Мы продолжаем изучение темы История России в период правления Николая I. На прошлом уроке мы говорили о внешней политики России во 2-й четверти XIX века. Назовите итоги внешней политики Николая I. (Россия – «жандарм Европы», успешные войны на восточном направлении. Россия – ведущая европейская держава. Ее активная политика вызывает недовольство других европейских стран. Военное столкновение неизбежно.)

Переход к изучению нового материала.

- Столкновение произошло в начале 50-х годов XIX столетия. Крымская война (1853-1856гг.). Слайд № 1.

  • Записать в тетрадь тему урока и хронологические рамки войны.

Мотивация и целевая установка.

  • Беседа. С опорой на анимированную схему. Слайд № 2.

- Как соотносятся факты: могущество России при Николае I и поражение в Крымской войне (Противоречие).

- На какой вопрос надо ответить, чтобы объяснить это противоречие (почему Россия проиграла Крымскую войну?).

- Цель нашего урока: выяснить причины поражения России в Крымской войне.

  • Составляем план изучения темы вместе с учениками. Слайд № 3.

  1. Причины и повод к войне. Слайд № 4.

    • Беседа с опорой на анимированную карту. Слайд № 5.

- Вспомните, что такое «восточный вопрос» в международных отношениях во второй половине XVIII – XIX вв.? (Борьба европейских держав за раздел слабеющей османской империи.)

Слайд № 6. Закрепление: правильная формулировка ответа и слова Николая I.

- Какие цели преследовала Россия, участвуя в решении восточного вопроса? (Оборона южных границ, расширение своего влияния на Балканском полуострове и в Закавказье, контроль над проливами Босфор и Дарданеллы.)

- Как складывались в связи с этим русско-турецкие отношения? (Русско-турецкие войны.). Слайд № 7 - анимированная карта.
Вывод: Стремление России к усилению в регионе (Балканы, Закавказье, проливы) – причина начавшейся в 1853 г войны между Россией и Турцией.


  • Краткий рассказ учителя о поводе к войне. Слайд № 8.




  1. Участники войны. Силы сторон. Слайд № 9.

    • Беседа по тексту учебника с. 94-95 с опорой на анимированную схему. Слайд № 10.

- В решении восточного вопроса принимали участие и другие европейские державы. Какие обстоятельства создавали у Николая иллюзию их невмешательства в войну России и Турции? Почему эти надежды не оправдались? Какие страны принимали участие в Крымской войне?


    • Выполнение задания № 1 в рабочей тетради по тексту учебника с 96. (Заполнение таблицы «Страны-союзники и сочувствующие Турции страны в Крымской войне».)


Вывод: Россия оказалась в изоляции против коалиции европейских держав.


    • Игра «Исторические пазлы». Слайд № 11. На экране – пять фактов, характеризующих состояние российской армии. Учащимся получают список из пяти причин, объясняющих данные факты.

Задание: выбрать пары, связанные между собой как причина и следствие. На основании полученной информации охарактеризовать состояние российской армии накануне войны.

    • Заполнение сравнительной таблицы «Армии» (устно). Слайд № 12.

- Что могла Россия противопоставить союзникам? Сравниваем готовность к войне России и союзников.
Вывод: Военно-техническая отсталость России и отсутствие союзников делают ее шансы на победу низкими.


  1. Ход военных действий. Слайд № 13.

Первый этап – русско-турецкие военные действия.

    • Начало заполнения таблицы №3 по видеофрагменту «Синопское сражение». Слайд № 14.

    • Выступление учащегося от имени адмирала Нахимова, рассказ о причинах победы.

Вывод: первый этап войны складывался удачно для России.
Второй этап – вступление в войну Англии и Франции.

  • Считывание информации по анимированной карте. Слайд № 15.

- Как изменился характер военных действий после вступления в войну Англии и Франции? (военные действия ведутся на нескольких фронтах одновременно).

  • Записать в таблицу: высадка десантов союзников.

  • Комментарий учителя. Основной театр военных – Крым. Слайд № 16.

  • По анимированной карте оценить маневр А.Меньшикова – отход войск к Бахчисараю. (Севастополь остался без защиты с суши, окружен англо-французскими войсками). Слайд № 17.

  • Беседа по видеофрагменту. Слайд № 18.

- Какие меры, были предприняты для обороны Севастополя. (Затоплены корабли, построены редуты и бастионы)

- Какую тактику применили союзники для захвата города? (Бомбардировки).

- После какого события, дальнейшая оборона стала невозможной? (После захвата Малахова кургана, т.к. это господствующая высота над городом.)

  • Записать в тетрадь: сентябрь 1854 – август 1855 оборона Севастополя.

  • Инсценировка «Говорят герои Севастополя». Слайды № 19-23.

- Что позволило защитникам Севастополя 11 месяцев удерживать город против превосходящего по численности и вооружению врага? (Самоотверженность, любовь к родине). Кто они, защитники Севастополя? Пусть расскажут о себе сами. Слово героям Севастопольской обороны.

  • Краткий рассказ учителя о военных действиях в Закавказье с опорой на анимированную карту. Слайд № 24.


Вывод: военные действия развивались для России крайне неудачно. И только самоотверженность солдат и офицеров Севастополя ускорила заключение мирного договора и спасла честь страны.


  1. Парижский мирный договор. Слайд № 25.

    • Самостоятельная работа с учебником с. 99. Назовите условия мирного договора с опорой на анимированную схему. Слайд № 26.

    • Записать условия мира в тетрадь.


5. Причины поражения и значение войны. Слайд № 27.

  • Беседа. Слайд № 28.

- Почему Россия проиграла Крымскую войну? Как вы понимаете эту фразу «Чувствовалось, что Европа победила нас не храбростью, не доблестью, а посредством умственного развития» (причины поражения: военно-техническая отсталость, коррупция, бездарность командования и т.д.)

- Чем объясняется военно-техническая отсталость России (общей экономической отсталостью от Запада)

- Что мешает развитию экономики страны? (крепостное право и самодержавие)

  • Записать в тетрадь: Причины поражения: военно-техническая отсталость  экономическая отсталость крепостное право

Домашнее задание.

Значение войны. Слайд № 29

  • Беседа. Слайд № 30

- Как поражение повлияло на международное положение России? (утрата престижа).

- Что делать, чтобы предотвратить дальнейшее отставание и поражения? (необходима модернизация страны).

  • Записать в тетрадь значение войны.


Домашнее задание. Слайд № 31.

Параграф № 14 прочитать, вопросы устно, р.т. № 4,5,7 с. 45.
Приложение 1. Раздаточный материал.
Пазлы

«Состояние российской армии накануне Крымской войны»


  1. Рекрутская система формирования армии

(Содержание армии численностью более 1 миллиона человек)


  1. Из 21 военного корабля черноморской эскадры – 7 судов паровые, остальные – парусные.




  1. Плохое техническое оснащение армии. Преобладают гладкоствольные ружья (прицельная стрельба 100-300 м). Нарезных ружей (прицельная стрельба 800-1000 м) – 1880 шт. на 42 тыс. солдат.




  1. Отсутствие дееспособного генштаба. В.А. Догоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю».




  1. Отсутствие разветвленной системы железных дорог.


Приложение 2.

Материалы для подготовки инсценировки.
Карточка 1

Подготовить краткое эмоциональное выступление от имени героя на основе текста.

Примерный план:

1. Происхождение

2. Участие в обороне Севастополя

3. Награды

4. Жизнь после войны
Петр Маркович Кошка.
П.М.Кошка родился в 1828 г. в одной из деревень Каменец-Подольской губернии в семье крепостного крестьянина. В 1849 г. он был отдан в рекруты, служил на кораблях Черноморского флота. В дни обороны Севастополя вместе с другими матросами Кошка был направлен на сушу, сражался на одной из батарей, сразу же показав себя отважным и находчивым солдатом, и вскоре стал одним из тех "охотников" (т.е. добровольцев), которым особенно по душе пришлись отчаянные ночные вылазки в стан противника.
В одну из вылазок, хорошо зная местность, он незаметно подкрался к неприятельскому оцеплению, и, взяв в плен трех французов, привел их на бастион. А в начале 1855 г. он совершил новый подвиг, который сделал его знаменитым. По дороге в казарму Кошка надумал заглянуть в ближайшие английские траншеи, где увидел, что англичане врыли в землю, его товарища, погибшего накануне, и используют как цель для стрелков. Отважный моряк решил избавить тело товарища от поругания и принести его к своим. Незаметно подкравшись к убитому, он вырыл его, взвалил себе на спину, на глазах изумленных англичан, пополз и благополучно добрался до своего бастиона.
Матрос 30-го флотского экипажа Петр Кошка участвовал в восемнадцати таких вылазках и возвращался с ценными сведениями о противнике. Также находчивый матрос Кошка однажды спас жизнь адмиралу В.А.Корнилову, бросив в котел с кашей вражеское ядро, залетевшее в окоп.
За храбрость, находчивость и ловкость он был произведен в матросы первой статьи, а затем в квартирмейстеры. За свои подвиги русский матрос заслужил солдатского "Георгия" IV ст. и несколько медалей. П.М.Кошка также должен был получить "Георгия" III и II ст., но представления не дошли до нужных инстанций (позже генерал С.А.Хрулев помог моряку получить заслуженного им "золотого Георгия" II ст.).
В октябре 1855 г. после ранения герой-матрос получил продолжительный отпуск, а в 1863 г, был вновь призван на флот и служил на Балтике. Когда срок службы истек, Петр Кошка вернулся в родную деревню, женился и занялся крестьянским трудом. Его имя по праву стало легендарным и вошло в отечественную историю как символ яркого народного характера и олицетворение лучших качеств русского солдата.

Материалы сайта «Русская линия» / URL http://rusk.ru/news_rl/2008/02/26/tot_den_v_russkoj_istorii/


Карточка 2
Подготовить краткое эмоциональное выступление от имени героя на основе текста.

документа.

Примерный план:

  1. Происхождение

  2. Роль в обороне Севастополя (назвать особенности оборонительной системы Тотлебена)

  3. Окончание жизни


Тотлебен Эдуард Иванович (1818-1884). Военный инженер. Его талант проявился в полной мере в Крымскую войну.

В августе 1854 г. он был направлен в Севастополь. Тотлебен внимательно изучил укрепления города. Со стороны моря признал их удовлетворительными. Но с суши он обнаружил их едва обозначенными. За недостатком времени нельзя было и помышлять о возведении сильных и правильных укреплений; приходилось работать одновременно на всех пунктах, пользуясь всякими средствами. Укрепления строились из мешков и корзин, наполненных песком. На них устанавливались снятые с кораблей пушки. Работа велась беспрерывно днем и ночью. В короткое время там, где незадолго до того неприятельская разведка обнаруживала лишь слабые укрепления с большими ничем не защищёнными промежутками, выросла сплошная оборонительная линия из бастионов, редутов, соединенных траншеями. На бастионах устанавливались артиллерийские батареи, траншеи служили для ружейной обороны. Особой заботой Тотлебена стал Малахов курган - главный объект атак противника, здесь устраивались батареи, обеспечивавшие перекрестный огонь, укреплялись подступы к высотам.

Тотлебен проявил выдающийся инженерный талант при строительстве укреплений, не позволивших взять город атакой и заставивших противника перейти к осаде. Попытки взорвать севастопольские укрепления натолкнулись на подготовленные Тотлебеном сети минных галерей.

Строительство и восстановление укреплений требовали изнурительной и опасной работы, и не все командиры хотели помогать главному военному инженеру, но когда один из них пришел жаловаться на него Нахимову, тот отреагировал немедленно: "На Тотлебена-с?! Извольте идти вон-с". Славный адмирал не раз повторял: "А без Тотлебена мы пропали бы, непременно-с пропали бы". В марте 1855 г. Эдуард Иванович был произведен в чин генерал-майоpa.

8 июня 1855 г. Тотлебен был ранен в ногу пулей навылет, но, несмотря на болезненное состояние, продолжал руководить оборонительными работами, пока состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он был вынужден оставить Севастополь.

19 июня 1884 г. он скончался в местечке Зоден близ Франкфурта-на-Майне. Тотлебен был похоронен в Риге, но через несколько месяцев, с согласия семьи, его прах был перевезен в Севастополь и захоронен на Братском кладбище, рядом с могилами других героев Крымской войны.

Использованы материалы кн.: Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.


Карточка 3

Подготовить краткое эмоциональное выступление от имени героя на основе текста. Примерный план:

1. Происхождение, звания.

2. Роль в обороне Севастополя.

3. Отношение к подчиненным. Понимание своего долга перед Родиной.

4. Обстоятельства гибели.
Корнилов Владимир Алексеевич. (1806-1854), вице-адмирал русского флота.

К началу Крымской войны фактически командовал Черноморским флотом. С сентября 1854 года возглавил оборону Севастополя. После поражения русских войск на Альме, Корнилов получил приказ от главнокомандующего в Крыму князя Меньшикова затопить корабли флота на рейде, чтобы использовать матросов для обороны Севастополя с суши. Корнилов собрал на совет флагманов и капитанов, где сказал им, что поскольку, из-за наступления вражеской армии положение Севастополя практически безнадежно, флот должен атаковать противника на море, невзирая на огромный численный и технический перевес врага. Пользуясь беспорядком в расположение английских и французских кораблей у мыса Улюкола, русский флот должен был напасть первым, навязав противнику абордажный бой, взрывая, если потребуется, свои корабли вместе с кораблями противника. Это бы позволило нанести вражескому флоту такие потери, что дальнейшие его операции были бы сорваны. Отдав приказ готовиться к выходу в море, Корнилов отправился к князю Меншикову и объявил тому свое решение дать бой. В ответ князь повторил отданное приказание — затопить корабли. Корнилов отказался повиноваться приказу. Тогда Меньшиков распорядился отправить Корнилова в Николаев, а командование передать контр-адмиралу Станюковичу. Ответ Корнилова вошел в историю: «Остановитесь! Это — самоубийство… то, к чему вы меня принуждаете… но чтобы я оставил Севастополь, окруженный неприятелем — невозможно! Я готов повиноваться вам». Корнилов нашел в себе силы не только выполнить приказ, но и объяснить морякам необходимость этого поступка. Корнилов организовал оборону Севастополя, где особо ярко проявился его талант как военного руководителя. Командуя гарнизоном в 7 тыс. человек, он показал пример умелой организации активной обороны. Личным примером вдохновляя солдат, он всегда был в самых опасных местах. Его слова поднимали боевой дух войск: «Будем драться до последнего! Если кто из начальников прикажет бить отбой – заколите такого начальника! Если я прикажу бить отбой – убить меня!» Геройски погиб на Малаховом кургане 5 октября 1854 во время первой бомбардировки Севастополя.

Материалы сайта «Википедия» / URL http://ru.wikipedia.org/wiki

Карточка 4

Подготовить краткое эмоциональное выступление от имени героя на основе текста. Примерный план:

1. Происхождение, звания.

2. Роль в обороне Севастополя.

3. Отношение к подчиненным. Понимание своего долга перед Родиной.

4. Обстоятельства гибели.
Истомин Владимир Иванович (1809 – 7.3.1855,) русский контр-адмирал.

18 ноября 1853 г. В. И. Истомин, командуя кораблём «Париж», отличился в Синопской битве. После сражения командующий эскадрой Нахимов П.С. докладывал: "Нельзя было довольно налюбоваться прекрасными и хладнокровными действиями корабля "Париж"... " За доблесть при Синопе Истомин 28 ноября 1853 г. был произведен в контр-адмиралы.

Адмиральские эполеты ему вручили офицеры "Парижа", и растроганный их вниманием Владимир Иванович обещал никогда с этими эполетами не расставаться. Как и Нахимов, Истомин не снимет своих адмиральских эполет в продолжении всей осады Севастополя, с ними же его опустят в могилу.

Когда началась осада Севастополя, Истомин был назначен начальником штаба адмирала Корнилова. Ему была поручена наиважнейшая, четвертая оборонительная дистанция, опиравшаяся на Малахов курган. Не зная ни сна, ни отдыха, Владимир Иванович находился на передовых позициях, ободряя и вдохновляя своих подчиненных.

20 ноября 1854 г. Истомин был награждён орденом св. Георгия 3-й степени.

Находясь на самом жарком участке защиты города, Истомин каждый день подвергался смертельной опасности. Гренадеры Бутырского полка, дольше других находившиеся под его командой на Малаховом кургане, говорили: "Наш адмирал как будто о семи головах, в самый кипяток так и лезет". В свою очередь Истомин восхищался героизмом своих подчиненных, в одном из писем к брату он писал: "Просто не могу надивиться на наших матросов, солдат и офицеров. Такого самоотвержения, такой геройской стойкости пусть ищут в других нациях со свечой!

Истомин погиб вблизи Малахова кургана, на Камчатской высоте. Это случилось 7 марта 1855 г. В этот день противник вел интенсивный обстрел русских позиций, и Владимир Иванович пал, сраженный ядром в голову.

Смерть контр-адмирала Истомина стала большой потерей для защитников Севастополя, всего русского флота. Герой Севастополя, покрытый кормовым флагом "Парижа", был похоронен в соборе святого Владимира, рядом с могилами адмиралов Лазарева и Корнилова.

Использованы материалы кн.: Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописания знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М. 1997 г.


Карточка 5

Подготовить краткое эмоциональное выступление от имени героя на основе текста.

Примерный план:

  1. Происхождение

  2. Роль в обороне Севастополя

  3. Награды

  4. Окончание жизни


Дарья Севастопольская (1837-1892)

Среди сестер милосердия было немало таких, которых по праву можно считать героями этой войны, наравне с солдатами и офицерами, удостоенными этого звания. Особо прославилась своим самоотверженным, бескорыстным служением раненым Дарья Лаврентьевна Михайловна. Она родилась в деревне Ключищи возле Казани в семье матроса. Ее отец погиб в 1853 г. во время Синопского сражения. Семнадцатилетняя девушка продала дом и все свои вещи, купила подводу с лошадью, бинты, одеяла, фляги для воды и отправилась на фронт. Она оказывала помощь раненым во время кровопролитного сражения на реке Альме, во время которого российская армия пыталась остановить продвижение англо-франко-турецких войск. Во время обороны Севастополя она под огнем противника приносила защитникам бастионов воду, вытаскивала раненных из-под огня в лазарет. Так Даша стала первой сестрой милосердия, первой медсестрой в российской армии. У неё не было медицинского образования, но она действовала, опираясь на народный опыт, зная, например, что обеззараживать раны лучше водой с уксусом, что женская забота и тепло женских рук успокаивают раненых, вселяют в них надежду… Не зная ее фамилии, ее называли Даша Севастопольская. Вслед за Дашей ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки – жены, сестры и дочери участников обороны. А Великая княгиня Елена Павловна, вдова младшего брата императора Николая I, обратилась к женщинам России с призывом помочь раненым в осажденном Севастополе. В том же 1854 году Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, а уже в ноябре первый её отряд приехал в осажденный Севастополь. Не только оказывала медицинскую помощь, но и, переодевшись в мужскую одежду, участвовала в боях и ходила в разведку. За особые заслуги она была единственной из низшего сословия награждена золотой медалью на владимирской ленте «За усердие».

В 1892 году она вернулась в родное село, но никого из родных там уже не осталось. Пожертвовав местному храму икону Николая Чудотворца, которая была с ней в Севастополе, она уехала в село Шеланга (Татарстан) и через полгода скончалась. Её могила на местном кладбище не сохранилась.

Карточка 6

Подготовить краткое эмоциональное выступление от имени героя на основе текста.

документа.

Примерный план:

  1. Происхождение, звания.

  2. Роль в обороне Севастополя


Николай Иванович родился в Москве в 1810 году. Шестнадцатилетним мальчиком поступил на медицинский факультет Московского университета. Получив диплом, ещё несколько лет учился за границей. К профессорской деятельности Пирогов готовился в университете города Дерпта. В то время этот университет считался лучшим в России. Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в возрасте всего лишь двадцати шести лет был избран профессором Дерптского университета. Через несколько лет Пирогов был приглашён в Петербург, где возглавил кафедру хирургии в Медико-хирургической Академии. Одновременно Пирогов руководил организованной им клиникой госпитальной хирургии. Поскольку в обязанности Пирогова входило обучение военных хирургов, он занялся изучением распространённых в те времена хирургических методов. Многие из них были им в корне переработаны; кроме того, Пирогов разработал ряд совершенно новых приёмов, благодаря чему ему удавалось чаще, чем другим хирургам, избегать ампутации конечностей.

Во время Крымской войны Пирогов добровольцем приехал в Севастополь и был главным хирургом осаждённого города. Оперируя раненых, Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, дав начало сберегательной тактике лечения ранений конечностей и избавив многих солдат и офицеров от ампутации. Во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов руководил обучением и работой сестёр Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. Это тоже было нововведение по тем временам.

Важнейшей заслугой Пирогова является внедрение в Севастополе совершенно нового метода ухода за ранеными. Метод этот заключается в том, что раненые подлежали тщательному отбору уже на первом перевязочном пункте; в зависимости от тяжести ранений одни из них подлежали немедленной операции в полевых условиях, тогда как другие, с более лёгкими ранениями, эвакуировались вглубь страны для лечения в стационарных военных госпиталях. Поэтому Пирогов по справедливости считается основоположником специального направления в хирургии, известного как военно-полевая хирургия

Несмотря на героическую оборону, Севастополь был взят осаждающими, и Крымская война была проиграна Россией. Вернувшись в Петербург, Пирогов на приёме у Александра II рассказал императору о проблемах в войсках, а также об общей отсталости русской армии и её вооружения. Царь не захотел прислушаться к Пирогову. С этого момента Николай Иванович впал в немилость.

Материалы сайта Википедия. / URL - http://ru.wikipedia.org/wiki

Карточка 7

1) Подготовить сообщение о причинах Синопского сражения от имени адмирала Нахимова.
Синопское сражение (18 ноября 1853) вошло в историю как последнее крупное сражение парусных флотов. Русский флот под командованием адмирала П.С. Нахимова одержал блестящую победу над турецким флотом.

Турецкая эскадра под командованием Осман-паши (7 фрегатов и 9 других судов) направлялась к побережью Кавказа для высадки крупного десанта. По пути она укрылась от непогоды в Синопской бухте. Здесь 18 ноября 1853 г. ее блокировала российская эскадра под командованием адмирала Павла Степановича Нахимова (6 линейных кораб­лей, 2 фрегата). На стороне русских было преимущество в корабельной артиллерии (720 орудий против 510), на стороне турок — наличие паровых кораблей и береговых батарей (38 орудий). Тем не менее, Нахимов решил атаковать здесь турецкий флот. Русские корабли столь стремительно вошли в бухту, что береговая артиллерия не успела нанести им существен­ный урон. Этот маневр оказался неожиданным для турецких судов, которые не успели занять правильную позицию. Расположившись веером вдоль берега, они закрывали своим береговым батареям линию огня. В результате береговая артиллерия не могла в начале боя вести точный огонь, опасаясь задеть своих. Тактический замысел Нахимова сводился к тому, чтобы как можно быстрее ввести свои корабли на Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать противника одновременно всеми линейными кораблями. Для каждого корабля заранее была назначена огневая позиция. Установленная Нахимовым дистанция кораблей на Синопском рейде и дистанция боя обеспечивали эффективное использование артиллерии всех калибров и ведение сосредоточенного огня нескольких кораблей по одной цели.

Стрельба русских кораблей отличалась высокой точностью и большим темпом. За три часа русская эскадра уничтожила 15 кораблей противника и заставила замолчать все его береговые батареи. Только одному пароходу "Таиф", которым командовал английский офицер А.Слейд, советник турецкого флота, удалось спастись. Русские парусные фрегаты, оставленные Нахимовым в подвижном дозоре, пытались преследовать турецкий пароход, но безуспешно. В данном случае капитану Слейду помогла паровая машина, против которой парус оказался бессильным.

Таким образом, Синопское сражение закончилось полной победой русского флота. Турки потеряли 15 кораблей из 16 и около 3 тысяч убитыми и ранеными. В плен были взяты командующий турецкой эскадрой адмирал Осман-паша, три командира корабля и около 200 матросов. Русская эскадра не имела потерь в кораблях, но многие из них получили серьезные повреждения, особенно в рангоуте и парусах. Потери в личном составе составляли 37 убитыми и 233 ранеными.

Использованы материалы книги: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

2) Подготовить краткое эмоциональное выступление от имени героя на основе текста. Примерный план:

1. Происхождение, звания.

2. Роль в обороне Севастополя.

3. Отношение к Севастополю..

4. Обстоятельства гибели.
Сподвижники Нахимова с некоторых пор начали догадываться, что он решил погибнуть вместе с Севастополем. У адмирала появилась опасная привычка выходить на бруствер и подолгу наблюдать в подзорную трубу за неприятельским позициями. «Ждет свинца» - с тревогой говорили солдаты. Под вечер 28 июня он приехал на Малахов курган, по обыкновению вышел на вал. Его золотые эполеты блестели в лучах заходящего солнца. «Они сегодня довольно метко стреляют», сказал он когда одна пуля попала рядом с ним в мешок с песком. Другая попала ему в голову. Через день он умер, не приходя в сознание.

По материалам учебника «История России XIX век» Зырянова П.Н.

Приложение 3.
А.Н. Апухтин

Солдатская песня о Севастополе.
1. Не веселую, братцы, вам песню спою,

Не могучую песню победы,

Что певали отцы в Бородинском бою,

Что певали в Очакове деды.

Я спою вам о том, как от южных морей

Поднималося облако пыли,

Как сходил враги без числа с кораблей

И пришли к нам и нас победили.

А и так победили, что долго потом

Не совались к нам с дерзким вопросом,

А и так победили, что с кислым лицом

И с разбитым осталися носом.
А.Н. Апухтин

Солдатская песня о Севастополе.
2. Я спою, как росла богатырская рать,

Шли бойцы из железа и стали,

И как знали они, что идут умирать,

И как свято они умирали!

Как красавицы наши сиделками шли

К безотрадному их изголовью,

Как за каждый клочок нашей русской земли

Нам платили враги своей кровью;

Как под грохот гранат, как сквозь пламя и дым,

Под немолчные, тяжкие стоны

Выходили редуты один за другим,

Грозной тенью росли бастионы,
А.Н. Апухтин

Солдатская песня о Севастополе.
3. И одиннадцать месяцев длилась резня,

И одиннадцать месяцев целых

Чудотворная крепость, Россию храня,

Хоронила сынов своих смелых…

Пусть не радостна песня, что вам я пою,

Да не хуже той песни победы,

Что певали отцы в Бородинском бою,

Что певали в Очакове деды.

Вариант изучение вопроса о состоянии русской армии.

Работа с документами.

Документ 1

«Право, грустно становится, когда подумаешь, как вообще мы дурно вооружены – и солдаты, и офицеры. Саблю нашу совестно обнажить: она гнется, как проволока, пистолеты у нас только у верховых, и то своей тяжестью и неуклюжестью отвращают от изучения искусства цельной пистолетной стрельбы. … У наших врагов дело другое: они с особенной ловкостью владеют своим оружием, тогда как у нас в целой дивизии едва найдется один офицер, который умел бы рубиться, и едва найдется пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов…

Ружья у нас были гладкоствольные; французские пули Минье, введенные у нас во время осады, после двух или трех выстрелов не входили в дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по шомполу; шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается… солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало… Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».

Участник Крымской кампании П.В. Алабин
Документ 2

«… Оказалось, что армия, которую Незабвенный (Николай I) считал образцом военного совершенства, потому что она выучена была отлично маршировать и маневрировать, не может, не взирая на беззаветное мужество солдат и офицеров, бороться с армиями европейскими по причине непроходимой глупости генералов. Незабвенный, одаренный от природы особенным даром отыскивать и выводить людей бездарных, умел разогнать все, что было способного; при нем чины превратились в настоящий парник дураков. Администрация являла зрелище необузданного грабежа, дозходившего до разбоя, особенно в администрации военной… На русской земле, в Крыму, войска французские, английские и пьемонтские вдали от своей родины не нуждались ни в чем, а русские солдаты умирали с голоду, гибли в госпиталях без призора, без помощи, даже без одежды, и когда хоронили мертвых то чиновники и подрядчики военного министерства воровали даже их гробовые саваны!»

П.В. Долгоруков
Документ 3

«В самом начале Восточной войны армия… столь хорошо дисциплинированная с внешней стороны, оказалась без хорошего вооружения, без амуниции, разграбленная лихоимством и взяточничеством начальников, возглавляемая генералами без инициативы и без знаний, финансы оказались истощенными. Пути сообщения через огромную империю непроездными, и при проведении каждого мероприятия власть наталкивалась на трудности, создаваемые затруднениями и хищениями».

А.Ф. Тютчева

«При дворе двух императоров. Воспоминания»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск