Скачать 208.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАМА ДИСЦИПЛИНЫ Б1.ДВ5.1 Мировая художественная культура ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ 100400.62 Туризм профиль "Технология и организация туроператорских и турагентских услуг" Утверждено на заседании кафедры культурологии и межкультурной коммуникации, теории языка и журналистики факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций (протокол № 1 от 29 августа 2012 г.) Зав. кафедрой _______________________________
2. Составитель программы: кандидат культурологии, доцент МГГУ Терещенко Е.Ю. 3. Рецензенты: Сапрыкин В.П., директор Мурманского областного краеведческого музея, к.п.н., доцент. Вагинова Л.С., доктор культурологии, профессор МГГУ 4. Цели освоения дисциплины Цель учебной дисциплины: дать представление о художественной культуре как части духовной культуры человечества, познакомить с выдающимися достижениями искусства в разных странах в различные исторические периоды. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору. Знания, полученные в рамках данной дисциплины будут востребованы в практической деятельности специалиста по туризму 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: В ходе изучения курса студент должен знать: особенности культурного развития общества, основные достижения культурного развития и творчество лучших представителей культуры и искусства, историю культуры стран. В ходе изучения курса студент должен уметь оценивать достижения культуры, анализировать отдельные произведения искусства. 7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)). Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы; 72 часа.
8. Содержание дисциплины (модуля) Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины (модуля) Тема 1. Введение в художественную культуру. Искусство в системе культуры Понятие культуры и характеристика ее структуры. Понятие художественной культуры. Художественная культура личности и общества. Искусство как явление культуры. Роль искусства как самосознания культуры. Художник и своеобразие его творческой деятельности. Произведение искусства как система художественных образов и целостная индивидуальность. Проблема восприятия. Виды искусства, их взаимосвязь. Понятия "стиль", "жанр", "творческий метод", "художественный вкус". Тема 2. Художественная культура первобытного общества Синкретическая целостность культуры первобытного общества. Формирование мифологического сознания, его основные характеристики. Типы и разновидности «мифологических моделей мира» народов Востока и Запада. Генезис искусства и основные этапы развития изобразительной деятельности. Понятие традиционной культуры. Типы традиционных культур в современном мире. Тема 3. Художественная культура Древнего периода Культура Древнего Египта. Мифология и религия, их связь с изобразительным искусством и архитектурой. Этапы развития архитектуры. Символический язык древнеегипетского искусства. Особенности жанрово-видовой системы искусств арабо-мусульманского мира. Принципы древнекитайской живописи. Музыка и театр. Влияние культурных традиций Китая на становление художественной культуры Японии и других стран Азии. Общие черты художественной культуры стран восточного мира. Генезис античной культуры и основные этапы ее развития. Греческая мифология. Сравнительный анализ греческой и римской мифологии. Античный космос и художественная картина мира. Образ человека. Скульптура и трагедия в Греции, архитектура и зрелищные искусства в Риме: искусство как самосознание культуры. "Телесность" космоса, античная философия как эстетика. Тема 4. Художественная культура Средних веков Падение римской империи, роль феодализации и христианизации, возникновение городов. Хронология и периодизация средневековой культуры. Субкультуры: религиозная, светская, карнавальная, городская, рыцарская. Карнавал и площадной театр, повествовательный принцип в театре, формы и жанры. "Малые формы" в средневековом искусстве. Храм как образ мира. Литургия как синтез искусств. Замок, его структура, изменения во времени. Городской собор и гражданское строительство. Книгопечатание и его роль в развитии культуры. Утверждение новых ценностей, познавательная ориентация. Образование византийского государства, периодизация. Генезис византийской художественной культуры, ее философские основания: слово, свет, символ, образ, гностический смысл изображения, космогоническая символика храма. Сложение канона. Светская культура Византии. Христианство на Руси, взаимодействие языческой и христианской культур. Освоение византийского канона в живописи и архитектуре Древней Руси. Православная литургия. Русская литература, народная музыка. Тема 5. Западноевропейская художественная культура эпохи Возрождения Эпоха Возрождения и ее периодизация. Переходный характер эпохи Возрождения. Город и его развитие. Естественнонаучное освоение мира. Мир как картина и роль индивида. Антропоцентризм художественной картины мира. Апофеоз красоты и культ художественного творчества в искусстве. Синтез искусств. Теоретические трактаты об искусстве. Тема 6. Художественная культура Нового времени. Формирование новой парадигмы культуры: естественнонаучный переворот (от Коперника до Ньютона) и становление гносеологической философской парадигмы (Декарт). Антиномизм барочной картины мира. Понятие "барокко" и барочного синтеза. Взаимодействие искусств. Основные направления развития культуры эпохи, различие поэтики и стилистики. Становление профессионального искусства. Просвещение, понятие и роль эпохи; рационализм и индивидуализация сознания. Просветительское мировоззрение и синтез искусств. Доминирующая роль театра. "Совершенный человек" в искусстве Просвещения. Основные направления в искусстве: классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Становление и роль критики. Своеобразие русского Просвещения, его роль в развитии культуры страны. Развитие капитализма и "децентрализованность" духовного содержания художественной культуры. Романтизм и реализм как основные художественные направления. Сущность романтического умонастроения: понимание природы, культуры, истории; концепции гения в русском искусстве. Реалистический тип творчества и его формы, принцип типизации. Особенности национальных вариантов романтизма: идеализация Средневековья (Англия), доминанта музыки и становление философии (Германия), «героический» и «трагический» этапы становления русского романтизма. Романтическая концепция природы в литературе и живописи России, миф и сказка в музыке (М.Глинка, Н. Римский – Корсаков). Панорама художественной жизни России рубежа веков. Тема 7. Художественная культура ХХ-ХХI вв. Двадцатый век: изменение художественных ценностей, проблема тиражирования, становления массовой культуры. Визуализация современной культуры и технический прогресс. Художественное творчество и восприятие. Миф и культуре 20 века. Роль импровизации (музыка: джаз, рок, поставангард, светомузыка, технические усовершенствования). Искусство кино: тенденции и принципы. Основные направления и стили в архитектуре. Модернизм: понятие, характеристика, разновидности. Постмодернизм: принципы и формы. Диалогичность современной культуры. 10. Темы для самостоятельного изучения
11. Образовательные технологии Интерактивные формы занятий:
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Тема 1. Художественная культура первобытного общества План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: составить таблицу с указанием периодов истории первобытной культуры и краткой их характеристикой. Литература основная:
Литература дополнительная
Тема 2. Художественная культура Древнего периода План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: составить таблицу с указанием периодов истории культуры Древнего Египта и краткой их характеристикой. Подготовить рефераты (см. Темы рефератов) Литература основная:
Литература дополнительная:
Тема 3. Художественная культура Средних веков План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Подготовить рефераты (См. темы реферато) Литература основная: .
Литература дополнительная:
Тема 4. Художественная культура Эпохи Возрождения План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Вопросы для коллективного обсуждения: Подготовить рефераты (См. темы реферато) Литература:
Дополнительная литература
Тема 5. Художественная культура Нового времени План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: дать характеристику достижениям русской культуры XVIII века. Подготовить рефераты Литература:
Литература дополнительная
Тема 6. Художественная культура XХ – ХХI вв. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
. Задания для самостоятельной работы: дать краткую характеристику основным направлениям искусства XX века. Подготовить рефераты Литература основная:
Литература дополнительная:
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.8.1. Рекомендуемая литература Основная:
Дополнительная:
14. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения:
Интернет-ресурсы: http://yanko.lib.ru/gum.html — электронная библиотека Янко Славы (огромная коллекция оцифрованной литературы по культурологии, философии и др.); http://www.countries.ru/library.htm - сайт для специалистов (студентов, профильных специальностей, преподавателей) в области культурологии и смежных дисциплин); http://yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - раздел библиотеки Янко Славы, посвящённый культурологии (книги, учебники) http://www.auditorium.ru/ - сайт по социально-гуманитарному и политологическому образованию http://yanko.lib.ru/books/cultur/karmin-culturology.pdf - учебник по культурологии, Кармин, А.С. http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult.rar – учебник (в архиве) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С. http://yanko.lib.ru/books/cultur/kagan-vved_v_ist_mir_cult-8l.pdf - учебник (как файл pdf) Введение в историю мировой культуры (кн.1-2), Каган, М.С. http://www.philosophy.ru/edu/ref/vsk/index.html — культурологический словарь http://www.velikanov.ru/culturology/ - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия http://yanko.lib.ru/books/cultur/encyclopcultXX/all.html - Культурология ХХ век (в 2-х томах), энциклопедия. |
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлениям Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению... Фгос впо подготовки бакалавров по направлению 140400 Электроэнергетика и электротехника, утвержденным приказом Министра образования... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Основы эстетики» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлениям подготовки: 100100 – Сервис в индустрии моды и красоты | Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям: 080100 «Экономика» Основы профсоюзного движения. Учебно-методический комплекс курса подготовки бакалавров по направлениям 080100 «Экономика», 080500... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ооп) по направлению подготовки бакалавров 050100.... | Примерная основная образовательная программа высшего профессионального... Список профилей подготовки бакалавров по направлению физика Фундаментальная физика | ||
Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению «финская филология» Выпускник по направлению подготовки филология с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями | Основная образовательная программа высшего профессионального образования Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 081100. 62 Государственное и муниципальное... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение» и профилю... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 – «Филология» и профилю... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «Экономика» и профилям... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «экономика» и профилю подготовки... | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... Основная образовательная программа высшего профессионального образования одобрена Ученым советом института | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа), реализуемая кафедрой социальной психологии факультета... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по направлению подготовки 050703. 65 Дошкольная педагогика... | Пояснительная записка рабочая программа разработана в соответствии... Рабочая программа разработана в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования... |