Учебная программа по дисциплине «Культурология»
для студентов заочной формы обучения.
Раздел 1. Теории культуры. Тема 1. Культурология как наука.
Культурология в системе гуманитарных наук.
Междисциплинарные связи культурологии в изучении культуры как целостного явления.
Предмет культурологии.
Культурология как комплексная наука.
Основные разделы культурологии.
Методы культурологии. Категории культуры. Универсалии культуры.
Взаимодействие культур. Коммуникация и культура.
Культура в системе ценностей и проблемы понимания. Нормы культуры.
Тема 2. Культура как предмет философского анализа.
Культурология и философия культуры: поле взаимодействия.
Онтология культуры. Культура и природа. Формы культуры.
Духовная и материальная культура. Сферы культуры.
Три вида деятельности человека, как три сферы осуществления культуры.
Ценностное понимание культуры.
Тема 3. Типы культуры.
Понятия типа, типологии и типологизации культур.
Принципы типологизации культур.
«Цивилизация» как понятие.
Культура и цивилизация.
Формационный подход в понимании культуры.
Понятие прогресса в культурном измерении.
2 Раздел. История мировой культуры
Тема 4. Происхождение и ранние формы культуры. Культура ранних цивилизаций. Культура государств Месопотамии.
Социокультурные миры и исторические типы.
Исторические типы культуры как сменяющие друг друга эпохи в развитии общества.
Первобытная культура – самая длительная эпоха в истории человечества.
Первобытность есть первое бытие человека. Представление о первобытной культуре посредством анализа составных частей человеческой культуры (знаний, верований, искусства, техники, нравственности законов, обычаев и т. д.) на основании данных истории, археологии, этнографии, языка и других культурных артефактов.
Загадка рождения искусства. Появление различных видов изобразительного искусства.
Развитие фольклора. Истоки религии.
Первобытная религия и ее формы. Магия и магические действия.
Зачатки научных знаний.
Географический фактор и природные условия в развитии культуры Междуречья.
Шумеро-аккадская культура Междуречья. Вавилонская культура – наследница культуры древних этносов.
Археологические источники изучения.
Появление алфавита, клинопись. Формирование политической и правовой культуры в древних государствах.
Зарождение научно-практического знания. Достижения в медицине, астрономии, математике, естественных науках.
Тема 5. Античная культура. Культура Древней Греции. Римская цивилизация и культура.
Особенности становления и развития культуры в Древней Греции.
Мировоззрение и вера древних греков.
Мифы и религия в Древней Греции. Гесиод и Гомер. Пантеон олимпийских богов.
Зарождение демократии в Афинах. Древнегреческая философия. Появление новой письменности в 8 в. до н. э. Греческий алфавит.
Древнегреческое искусство. Характерные черты и особенности античного общества.
Полисная система ценностей: духовная жизнь, мораль и нравственность.
Права и обязанности гражданина, его отношение к государству.
Система воспитания и светского образования: цели, методы и формы.
Наука как составная часть греческой культуры. Рождение нового стиля мышления и знания.
Становление научной картины мира. Античные прообразы современных научных идей.
Развитие образования: математика, геометрия, физика, астрономия, медицина, риторика.
Рим, римская цивилизация и культура. Роль и место латинской культуры, ее преемственность и новаторство.
Римское право и его роль в политической культуре. Военное искусство римлян.
Мировоззрение и социально-психологический облик различных категорий населения.
Духовные ценности римлян, идеалы, специфика имперской ментальности.
Гражданственность и государственность как доминанты латинской культуры.
Рим - центр культурной жизни республики, империи, столица мира.
Особенности теории и системы воспитания и образования: государственная и личная шкала ценностей, подчинение личных интересов гражданскому долгу.
Особенности латинской мифологии, ее герои. «Золотой век» поэзии: Гораций, Вергилий, Овидий, Сенека.
Художественное мышление римлян, чувство жизни и красоты.
Тема 6. Культура Средневековой Европы. Культура эпохи Возрождения.
Особенности развития культуры европейского типа в эпоху Средневековья. Раннее Средневековье: рождение Европы.
Варварская культура и античное наследие. От античности к Средневековью: проблемы культурной преемственности (Софроний Евсевий Иероним (ок. 347-420), Северен Боэций (ок. 480-525), Флавий Кассиодор (ок. 490 - ок. 585), Исидор Севильский (ок. 570-636) Бенедикт Нурсийский (ок. 480/490-555/560).
Первые письменные «истории» как показатель роста самосознания варварских народов.
Становление культуры раннего Средневековья: синтез позднеантичной, христианской и варварской традиций.
Материальные основы Средневековой культуры, социальные основы Средневековой культуры.
Духовная культура Средневековья.
Факторы, способствующие культурному единству европейского региона в эпоху Средневековья.
Эпоха Возрождения в истории мировой культуры. Этапы Возрождения: 1) Проторенессанс (Предвозрождение) – 8 и 9 вв.; 2) раннее Возрождение – 15 в.; 3) высокое Возрождение – 80-е г. 15 в. – 30-е гг. 15 в..Утверждение принципов гуманизма.
Идея о безграничных возможностях человека. Интерес к познанию природы.
Обновление целей культурной деятельности.
Искусство Возрождения. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли, Микеланджело, Рафаэль.
Северное Возрождение. последующих эпох. Ренессансная культура и реформационная идеология. Формирование национальных культурных традиций.
Причины нисхождения ренессансной культуры. Значение Ренессанса в культуре
Тема 7. Культура Нового времени.
Эпоха Просвещения. Культ разума и знания.
Развитие естественных наук, распространение светских знаний.
Самосознание передовых людей 18 века.
Идеология, философские, педагогические, этические и эстетические представления эпохи Просвещения.
Архитектура, литература, музыка, театр, изобразительное искусство эпохи Просвещения.
Формирование культуры США, Канады, стран Латинской Америки.
Европейский романтизм. Особенности музыки, литературы, изобразительного искусства, театра в европейской культуре 19 века.
Натурализм. Критический реализм. Новые явления в европейской культуре и искусстве: импрессионизм, постимпрессионизм.
Раздел 3. История отечественной культуры Тема 8. Русское средневековье.
Христианство как культурно-исторический выбор: наследие духовного идеала.
Византийское влияние в культуре Руси.
Золотоордынское влияние: идея и образ власти.
Московское царство: содержание культурного феномена.
Эпоха Просвещения в русской культуре.Культурный переворот петровского времени. «Золотой век» русской культуры и творчество А.С. Пушкина. Поиск и варианты национальной идеи в интеллектуальной культуре XIX в. Литературоцентризм как механизм формирования русской культуры.
Серебряный век русской культуры. Художественные практики Серебряного века.
Модернизация и революционные процессы в русской культуре в начале ХХ века.
Отношение к революции в среде интеллигенции.. Проблемы изучения культуры русского зарубежья.
Центры культурной эмиграции. Тоталитарная идеология и культура.
«Моностилическая» модель советской культуры – как модель «разрешенной культуры».
Человек в системе тоталитарной культуры: трансформация идеала и системы ценностей. Инерционные процессы в развитии культуры.
Конец утопии и разоблачение мифов. Эффект «оттепели».
Контекст и пространство советской культуры в 70-е гг. Культурное «двоемирие» позднего советского общества. Феномен диссидентства.
Культурные тенденции и феномены постсоветского общества.
Тема 9. Культура России и современность.
Советская культура в годы «перестройки».
Распад единой культуры СССР на отдельные национальные культуры.
Духовная культура, как нравственный ориентир общества.
Тема покаяния в художественной культуре. Культура России в постсоветский период: характерные черты динамики постсоветского общества.
Новые задачи культуры: как обеспечить поддержку высокого уровня отечественной культуры в рыночных условиях и цивилизованными мерами регулировать распространение массовой культуры.
Современные культуротворческие процессы в России, в контексте общемирового культурного развития конца XX - начала XXI вв. Социокультурные проблемы перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, от «модерна» к «постмодерну».
Проблема идентичности в русской культуре и процессы глобализации.
Примерный перечень зачетных вопросов
Проблема определения культуры. Соотношение понятий "культура" и "цивилизация".
Структура, функции и типологии культуры.
Культурологические концепции Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
Проблемы культуры в теориях З. Фрейда, К. Юнга.
Теория осевого времени К. Ясперса.
Западноевропейские концепции игровой культуры. Й. Хейзинга.
Теория социокультурной динамики в работах П. Сорокина.
Первобытная культура и ее характерные черты.
Миф и символ в первобытной культуре.
Основные черты и достижения культуры Древней Греции.
Особенности и основные достижения культуры Древнего Рима.
Условия и истоки формирования средневековой культуры Западной Европы.
Романский и готический стили как отражение трансформации европейской средневековой культуры.
Основные черты культуры эпохи Возрождения и их отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана.
Основные истоки и достижения культуры Древнерусского государства (письменность, просвещение, литература, архитектура, живопись).
Древнерусская икона: символика, основные сюжеты. Расцвет русской иконописи в XIV−XV вв.
Отражение процесса централизации и укрепления самодержавной власти в русской духовной культуре (2-я половина XV − XVI вв.).
Русская культура XVII в. Возникновение светских элементов в культуре.
Основные черты культурного развития России первой четверти XVIII в.
Расцвет дворянской культуры России во второй половине XVIII в.
Культура России XIX в.: основные тенденции развития, достижения, имена.
Особенности западноевропейской культуры XVII−XVIII вв. Отражение мировоззрения эпохи в искусстве барокко и классицизма.
Культура России конца XIX − начала XX в. Творческие и идейные искания в литературе и искусстве.
Тоталитарная идеология и культура.
Массовая культура в XX в.: понятие и роль в современном обществе.
Постмодернизм в культуре XX столетия: идеи, имена, произведения.
Темы рефератов
Становление понятия «культура» от античности до наших дней.
Истолкование культурологами понятия «культура» и «цивилизация» (Н.А.Бердяев, О.Шпенглер, А.Вебер).
Культура как способ социализации личности.
Современная «молодежная культура»: особенности и проблемы.
Культурология как интегративная наука о культуре.
Общая и профессиональная культура инженера (ученого). Концепция локальных цивилизаций и замкнутых культур.
Неофрейдизм и теория «культурных архетипов» К.Г.Юнга.
Антропологический подход к изучению культуры: концепции Э.Б. Тайлора, Дж.Дж.Фрейзера, Л.Г.Моргана.
Ценность как основа и фундамент культуры: концепция культуры и культурных типов П.Сорокина.
Типология культуры О. Шпенглера и А. Тойнби: общее и особенное.
Архитектура и скульптура Древнего Рима.
Античная мифология. Проблема взаимоотношения бога и человека в античной культуре Древней Греции.
Воспитание нового человека Возрождения, идеал гражданственности.
Основные художественные направления в литературе и искусстве XIX века (романтизм, реализм, идеализм, модернизм – на выбор).
Творчество импрессионистов (на выбор: К.Пассарро, Э.Мане, Э.Дега, А. Сислей, К.Моне, О.Ренуа).
Современные течения в искусстве (конструктивизм, функционализм, минимализм).
Формирование нового языка в искусстве XX столетия (сюрреализм, кубизм, футуризм, фовизм, экспрессионизм, абстракционизм).
Спасение природы как социокультурная проблема.
Язычество как мифологическое восприятие неразрывной связи мира природы.
Роль христианской нравственности в формировании характера русского человека.
Христианские мотивы в творчестве выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов.
Эпоха средневековья как качественно новый этап в развитии культуры русского народа.
Основание Академии наук и развитие отечественной науки в первой половине XVIII в.
Культурный взлет России в XIX веке: истоки и реальность.
«Серебряный век» русской литературы и искусства: отличительные черты.
Выдающиеся достижения духовной культуры в советский период (литературы, кино, театра, балета, музыки и т.д.- на выбор).
Бездуховность как феномен современного российского общества.
Этнокультурный облик России: исторический опыт взаимодействия народов.
Контркультура как понятие.
Сущность, структура и основные функции культуры.
Компьютерный сленг и культура речи молодежи.
Русский модерн и авангард как феномен мировой культуры.
«Золотой век» римской культуры.
А. Рублев и его эпоха.
О. Фрезер о магии.
Э.Б.Тейлор-создатель школы эволюционизма.
Библия как культурологический источник.
Античная мифология. Проблема взаимоотношений бога и человека в античной культуре.
Будущее культуры: эра роботов или эра человека?
Византия и Русь: взаимодействие культур.
Влияние исламской культуры на европейскую.
Древнерусское церковное зодчество.
Знаки и символы: их место и роль в культуре.
Информационное общество и информационное закабаление человека.
искусство классической Греции.
История науки и культуры в лицах. Вклад в культуру таких деятелей, как Сократ, Платон, Аристотель, Архимед, Паскаль, Галилей, Коперник, Ньютон, Спиноза, Кант, Ницше, Маркс, Ломоносов, Вернадскийц, Лосев и др.
Концепция евразийства и культуры.
Культура Византии. Культура древних майа и ацтеков.
Культура и власть. культура и цивилизация.
Леонардо да Винчи-первый инженер.
Монастыри как центры культуры.
Уроки и историческое значение советской культуры для новых поколений, для духовного опыта человечества.
Наука и религия на современном этапе.
Наука и культура на современном этапе.
Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.
Отношение к женщине как показатель культуры.
Петр 1 и культура.
Пророк Мухаммед: жизнь и религиозная деятельность.
Современные течения в искусстве (конструктивизм, функционализм, минимализм, анимизм, фетишизм и др.).
Молодежная Интернет зависимость в виртуальных мирах: духовно-религиозный аспект.
Компьютерный сленг и культура речи молодежи.
Вопросы религии и культуры в работах В. Розанова.
Рекомендуемая литература
Маркова А.Н. История мировой культуры: Учеб. для вузов. М.: 2010.
Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009.
Гуревич П.С. Философия культуры. - М.: 2009.
программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru countries.ru - сайт «Библиотека по культурологии» ortlib.narod.ru - страничка «Теория и история культуры в персоналиях» сайт «Культуролог» - http://culturolog.ru |