Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры»
страница1/6
Дата публикации25.12.2014
Размер0.79 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. Я. ЯКОВЛЕВА»

Философия и Теория Культуры

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры»

для специальности 032900.00- «Русский язык и литература; культурология»

Чебоксары- 2006

Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич И.А.

-Чебоксары; Чувашгоспедуниверситет, 2006- с.

Печатается по решению ученого совета

ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева»


Рецензенты:


Статкевич И.А., 2006

ГОУ ВПО «Чувашский государственный

педагогический университет имени И.Я. Яковлева»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Теория и Философия культуры в сегодняшней образовательной системе высших учебных заведений представляет собой область культурологического знания. Философско-теоретический раздел курса среди основных задач ставит: рассмотреть историко-культурный, теоретический, философский материал, определить доминирующие в той или иной сфере аксиологические системы, смысловые значения, рассмотреть типологии и классификации культур, изучить основные направления методологии культурологического анализа. Среди задач также ставились: определить место теории культуры в методологической иерархии философских наук, изучить основные методологические подходы культурологического анализа, определить научные методы исследования, установить сущность проблемы культурогенеза и выражения ее в культурологической мысли и т.д. Особое внимание в изучении курса уделяется основным философским и культурологическим учениям, чьи концепты и исследования оказали значительное влияние на формирование теории культуры, оказали влияние и на становление нового социально-общественного и научного мировоззрения и на введение новых «образцов» онтологии, гносеологии, аксиологии. Данный курс призван показать студентам, постоянно происходящие с культурой, процессы обновления философских взглядов, «новых прочтений» ранее изученных концепций, самостоятельного воспроизведения «вечных» для философии тем, сформировать навыки определения типов философских позиций, развить способность самостоятельного анализа, осмысления мировоззренческих вопросов, имеющих особое значение для современного общества.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Всего часов – 102,5

Аудиторные работы – 74

Самостоятельная работа студентов – 28,5

Экзаменационные вопросы: (в конец):

  1. Основные подходы к определению культуры

  2. соотношение понятий «культура» и «цивилизация»

  3. Просветители о культуре и цивилизации (…

  4. Проблема культуры в классической немецкой философии

  5. Диалогическая концепция культуры (М. Бахтин)


1. Теоретико-понятийное определение культуры и его философское осмысление
Многообразие определений и понятий культуры. Феноменология культуры. Актуальность культурологического знания для современного общества. Культура как качественная характеристика жизнедеятельности человека и создаваемой им реальности («второй природы»). Человек как объект философского знания. Основные уровни познания человека и его мира. Философско-антропологический уровень. Социально-антропологический уровень. Ценностно-антропологический уровень. Существующая реальность как целостный культурный механизм. Трансформация понятий и определений культуры в человеческом сознании и культурологической мысли.

Культурная онтология, феноменология, гносеология, аксиология. Способы восприятия мира, типы познающего мышления, закономерности культурного процесса, объект научного познания. Объект и субъект культурологического исследования.




2. Основные культурологические направления (школы)

Традиционные подходы и классификационные типы.

Представители натуралистического (биологического) направления. Взгляды. Идеи. Этология. Карл фон Фриш, Кондрад Лоренц, Бронислав Каспер Малиноский. Социологическое направление. Т.С. Элиот, Питирим Сорокин, Альфред Вебер, Вильфредо Парето. Структурно-функциональное направление. Представители. Идеи, взгляды, научные исследования. Толкотта Парсонс. Общественно-историческое (историко-философское) направление. Кант, Гегель, Гумбольдт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Д. Тойнби. Направление психологическое. Вильгельм Макс Вундт, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Чезаре Ломброзо, В. Франклин. Символизм как культурологическое направление. Э. Кассирер, Ж. Лакан, А.Ф. Лосев. Структурализм. Фердинанд де Соссюр, Н. Хомский, Я. Мукаржовский, Р. Якобсон, Клод Леви-Строс, Ролан Барта, Мишель Фуко, Жак Лакан, Ю.М. Лотман. Теологическое направление. Мохаммед Икбала, П. Тиллих, Жак Маритен, Э. Жильсон, В.В. Розанов, Сергей Николаевич Булгаков, В.Н. Лосский, П.А. Флоренский, С.Л. Франк. Функциональное направление. Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р.К. Мертон. Антропологическое направление. Фридрих Ратцел, Л. Фробениус, Э. Сепира, А.Л. Кребер.


3. Культура и Цивилизация.

Соотношение понятий Культура и Цивилизация. Цивилизация и

культура в социально-общественном контексте. Принцип отождествления (культуры и цивилизации) З. Фрейд. Принцип противопоставления. Н. Бердяев, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др. Основные фазы эволюции культуры/цивилизации. Генезис понятий «культура» и «цивилизация». Взаимосвязь, взаимообусловленность понятий «культура» и «цивилизация». Критерии зрелости культуры/цивилизации. Культурно-цивилизационный прогресс.

Культурно-исторические типы европейской культуры (природно-символический (первобытно-магический), антропокосмический (античность), религиозный (средневековье), универсально-гармонический (Ренессанс), рационально-нормативный (классицизм), критико-просветительский (Просвещение), романтически-утопический, индивидуально-прогматический (буржуазный), тоталитарно-бюрократический, демократически-технотронный (современный).

4. Теории происхождения культуры:

Орудийно-трудовая концепция культуры. Ф. Энгельс «Роль труда в

процессе превращения обезьяны в человека» (1873-1876гг.). Социальная концепция культуры Б. Малиновского. Натуралистическая концепция культуры Ч. Дарвин, Г. Спенсер, К. Лоренц. Теория магического происхождения культуры Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги «О границах игры и серьезного в культуре», «Homo ludens»; Г.-Г. Гадамер. Концепция Символической природы культуры Э. Кассирер, К.Г. Юнг, М. Хайдеггер, П.А. Флоренский, С.С. Аверинцев. Концепция трансцендентальной природы культуры П.А. Флоренский, В.С. Соловьев. Космологические теории культурогенеза П.А.Флоренский, В.И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден, Л.Н. Гумилев. Теория пассионарности в основе концепции культурогенеза Л.Н. Гумилева. Гуманистически-демиургическая Н.А. Бердяев.

6. Методология изучения культуры

На сегодняшний день любая наука опирается на методологические методы освоения материала, представляющего для нее интерес. Теория культуры как область философского знания. Принцип единства исторического и логико-гносеологического анализа. Комплексный подход и его составляющие: философско-эстетический социально-психологический, семиотический, информационный. Аналитические аспекты: концептуальный (мировоззренческие доминанты); цивилизационный; формационный; природно-географический; по культурно-историческому типу и т.д. Традиционные (аналитические) методы исследования: философский (исходящий, главным образом, из онтологических, гносеологических, аксиологических, частично праксеологических аспектов), антропологический, культурологический, социологический, системно-структурный и т.д. Специфические (частнонаучные) методы (психология, семиотика, информатика, статистика, математика и т.д.). Различные направления анализа: формационное, цивилизационное, концептуально-мировоззренческое, концептуально-историческое, регионально-территориальное, этнонациональное, демографическое, по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традициям и др.

Методология в трактовках Шварцман Л. И., Э. Кассирер, О. Шпенглер, М. М. Бахтин, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Н. Смелзер и т.д.


7. Типология культуры

Типология культуры как качественно-содержательная характеристика. конкретно-исторических форм культурной онтологии. Понятие типологического принципа. Формационный принцип, цивилизационный принцип, концептуальный принцип, культурно-исторический принцип, этнонациональный принцип, демографический принцип, регионально-территориальный; колонизационный; аксиологический (по типу духовно-ценностного); натуралистический (по отношению к природе); ориентационный (по типу классических образцов); традиционный; структурный (по типу структурной сложности культуры- многосложный, многосоставный и т.д.); системный (интровертный; экстравертный).

Этнонациональный принцип. Регионально-территориальный принцип


8. Принципы периодизации культуры.

Цивилизационный принцип Н. Бердяева (три периода развития культуры): природно-органический (биогенный); собственно-культурный (духовно-культурный); технически-машинный, технотронный (господство над культурой). Формационный принцип (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, индустриальная, постиндустриальная формации). К. Маркс. Религиозный принцип (политеистический (языческий) и монотеистический.

9. Человек и Культура. Проблемы соотношения человека и его культурного бытия.
Культурная антропология. Социальная антропология. Антропологические взгляды на человека. Культурология и история культуры. Философские уровни проблемы человека как носителя культуры (человек как биосоциальный феномен). Понятие философского знания. Философско-антропологический уровень познания бытия и человека. Основные вопросы философии в культурологическом аспекте. Материалистический подход. Антиматериалистический (иррациональный) подход. Натурфилософское мировоззрение (Ж. Ламетри). Антропо-социальный путь познания (деятельность как ведущая категория). Антропо- аксиологический уровень познания. Субъект личности.


10. Философско-культурологические универсалии

Понятие философско-культурологическое аспекта в определении универсаний. Научное понимание универсалий (голографичность, антитетичность, цикличность, архитипичность). Общественно-социальные наромы (табуированные, частно-нормативные, обще-нормативные, ситуативные, общего порядка). Смысл и значение Образа (объективный и субъективный подходы). Культурологические понятия нравственности и морали. Морально-нравственные категории культуры. Структура морали, исходящая из понятий: мораль отношений: моральное сознание (самосознание); моральная деятельность. Понятие социальной морали. Морально-нравственные противоречия (понимание внешних и внутренних противоречий, понятие нравственной свободы). Нравственные ценности. Нравственный императив. Этический аспект культуры. Нормативная этика; социальная этика; индивидуальная этика; биоэтика и др. Этические категории. Категорический императив- этика Канта. Деонтология (И. Бентам).

11. Культурологическая универсализация современности как глобальный процесс.
Механизмы трансляции культуры. Факторы заимствования (фактор интенсивности; специфика межкультурных контактов; степень дифференциации; фактор восприимчивости. Универсализация и трансляция культуры в эпоху глобализации. Понятия культурной рутинизации и виртуализации (мондиализация; феномен постмодерна; универсализм и дифференциализм в постмодерне; альтернативные культурные проекты; медиакратия). Межкультурный диалог в глобализирующемся мире (сферы: коммуникативные, этнические, экономические и т.д.).
(стр. 99 исламгалиева)


12. Философско-культурологические категории-понятия Добра и Зла. Нравственность и культура.
Добро и Зло как морально-этические категории, фундаментальные понятия, архипитические универсалии. Материалистические и антиматериалистические (иррационалистические) подходы к определению и изучению. Аксиологические основания в культуре. Культурные ценности и нормы (институциональные; статистические; конвенциональные; эталонные). Природа «идеала» (Кант, Фихте, Камю, Гегель, Ницше, Шопенгауэр, Е.Н. Трубецкой, В. Соловьев и др.). «Идеальный тип» М. Вебера. Символический идеал Понятие ценностных систем. Нравственный императив. Нравственные противоречия и понимание «нравственной свободы». Универсальность эгоизма и двусмысленность альтруизма. Моральный релятивизм, уровни функционирования морали (конкретные, единичные; нормы «среднего» (срединного) уровня общности; абстрактные, внеисторичные, абсолютные принципы (котегорический императив».
(стр. 56 исламгалиева)

13. Глобализм и проблематика культуры

Глобализация как культурная реалия. Комплексные изменения системно-ценностных ориентиров (в рамках всего человечества). Противоречия между глобально-масштабной природой и глобально-масштабным человечеством. Межличностные, межнациональные, международные отношения в человеческом обществе как глобальный фактор. Глобальная интеграция. Учение Вернадского В. И. (теория о биохимической энергии). Учение о Ноосфере Е. ле Руа (концепции В.И. Вернадского и П. Тейяр-де-Шардена). Понятие «активной эволюции» (основные факторы: вездесущность человечества; единство человечества; массовость; возвышение науки). Знание и Мудрость в глобализирующемся мире. Понятия Знание и Мудрость от начала философии до интерпретации в современном глобализирующемся обществе. Понятие «интеллект» (социокультурная характеристика и трансформация глобаризирующегося общества).

14. Античность как культурный тип

Особенности мировоззрения античного человека. Древнегреческий космогонизм и космологизм. Фатализм, героика, понятие «человек золотой середины». Возникновение и трансформация древнегреческой философии. Мировоззренческие аспекты и воззрения. Объект интереса мыслителей. Философия физиса- постановка проблемы первоосновы бытия.- Фалес, Пифагор, Гераклит, Парменид, Зенон Элейский, Анаксагор, Демокрит, Протагор. Сократ (о человеческой природе, сути; о благе для человека). Платон (о познавательных возможностях человека; об идеальной реальности и идеальном социуме). Аристотель (энциклопедическая система), Диоген Синопский, Эпикур, Боэций. Проблема личности в период античности. Идеалы и Смыслы древнегреческой культуры (автаркия; пайдейя) ее место в историко-культурном развитии человечества. Греция и Рим. Проблематика преемственности культур. Мировоззренческие установки древнеримского общества (приктицизм, формализм, дидактизм).
15. Культура Средневекового периода.

Общая характеристика эпохи (понятия «послекультурное состояние», «историческое и культурное безвременье»). Культурная трансформация, ассимиляция, модификация. Основные черты средневековой «картины мира» (базовые черты средневекового мировосприятия: монотеизм, теоцентризм, креоционизм, антропоцентризм). Онтологический, гносеологический, аксиологический аспект средневековья как культурного типа. Теоцентризм как системный принцип средневековой философии. Представители философической мысли (апологетика Тертуллиана; патристика Августина, схоластика Боэция, Абеляра). Мировоззренческая позиции и влияние на культуру Ф. Аквинского. Философско-культурологические проблемы: тема свободы и волиизъявления; соотношение понятий «разум» и «воля», теодицея, вопросы о «теле» и «духе» (душе). Средневековые системы ценностей и понятие «высшего блага». Средневековая этика. Мировоззренческие установки.
16. Культурно-философские особенности эпохи Возрождения.

Принципы гуманизма и антропоцентризма. Пантеизм. Идеология Возрождения. Изменение социокультурной реальности. Характерные мировоззренческие особенности, проблематика индивидуальности, последовательные секуляризационные процессы. Э. Роттердамский, Б. Телезио, Н. Кузанский. Наутрфилософская ориентация в сфере познания. Л. Да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей. Заявка на формирование новой «картины мира». Человек как объект научного познания. Заявки на идеал человека. Анализ эпохи Возрождения посредством философских категорий.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс по модулю «философия культуры» Ф. 01...
Философия культуры должна стать основой профессионального мировоззрения студента
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconПрограмма вступительного испытания по специальной дисциплине Основная...
Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (Теория и история культуры) при приёме...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и...
Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и практика доказательств...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconРабочая программа дисциплины Философия и теория современного искусства...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51. 03. 01 «Культурология»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс соответствует требованиям к дисциплине...
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры Гражданско-правовых дисциплин протокол №
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине теория и методика обучения
«Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения иностранному языку»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология» разработан...
Усенко Н. М. Концепции современного естествознания: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист
Философия : учебно-методический комплекс / авт. А. Л. Анисин. – Тюмень : тф апу, 2010. – 132 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconПрограмма дисциплины «Философия и теория современного искусства»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Философия права»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, учебно-тематический план, конспект лекций, планы проведения семинарских...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск