Скачать 0.6 Mb.
|
Кафедра истории философии Философия в мировой художественной литературе Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100.62) и по направлению Культурология (031400.62), также и подготовки бакалавра УК №739 Москва 2009 Философия в мировой художественной литературе. Учебно-методический комплекс. / Сост. доктор философских наук, ординарный профессор Кантор В.К.. — М.: Государственный Университет – Высшая Школа Экономики— 56 с. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100.62) и по направлению Культурология (031400.62), также и подготовки бакалавра. Комплекс содержит организационно-методические указания для слушателей и преподавателей, программу дисциплины, распределение бюджета учебного времени, планы семинарских занятий, методические рекомендации по изучению дисциплины, темы контрольных работ и рефератов с методическими рекомендациями по их исполнению, тестовые задания, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, а также перечень рекомендованной для изучения литературы. Ответственный редактор: доктор философских наук, - ?. Всего пронумеровано 56 стр. Подписано к печати __________ г. Авт. л. ____ Усл. печ. л. ____ Заказ № _________ Тираж _400_ экз. Стоимость экземпляра ____ руб. Типография в/ч 33965 ВВЕДЕНИЕ Данный курс является авторским курсом и основан на теоретических разработках преподавателя, его публикациях в центральной научной печати (книгах и статьях), также лекциях и чтении студентами первоисточников – как собственно художественных произведений, так и классических трудов, их комментирующих. Сразу стоит оговориться, что в курсе не будет рассматриваться в философском контексте современная литература. Философ всегда имеет дело с вечными проблемами, он, как и историк, пророк, угадывающий назад (Фр. Шлегель). Возможно, пройдя эту школу, студенты сами смогут беспристрастно относиться к современности, ставить ей те высокие требования, на которые отвечает великая литература. Чем глубже в историю, тем меньше случайных текстов. Толстой как-то говорил, что история литературы напоминает пирамиду острием вниз. Чем глубже мы опускаемся, тем более значительные тексты мы открываем. Как писал Аверинцев: «История литературы – не просто предмет познания, но одновременно шанс дышать "большим временем", вместо того, чтобы задыхаться в малом». Живя в большом времени, студенты почувствуют, насколько это благодатная позиция, насколько она обогатит их Одна из задач курса - привить студентам умение работать самостоятельно над текстами художественной литературы, что несомненно увеличивает интеллектуальный кругозор и повышает их способность интуитивно-аналитического восприятия мира. Такая по сути дела практическая работа должна способствовать развитию творческих способностей слушателей. Если исходить из философского представления, что мир есть текст, то умение читать, видеть этот текст – одна из важнейших задач в воспитании будущего философа. Курс поможет воспитанию специалиста, который будет реально представлять, какие проблемы стоят и стояли перед философией в процессе освоения ею культурного пространства. В результате изучения курса обучаемые должны знать о тесной связи русской и мировой литературы, философские ходы в основных великих художественно-философских произведениях, основные понятия философско-художественного анализа, работы выдающихся философов, занимавшихся проблемами художественной литературы. уметь читать текст, уметь его анализировать, видеть неслучайность слов в великих произведениях, учиться видеть философское сцепление сюжетных линий, взаимосвязь эпизодов, применять в дальнейшей работе свои знания. ознакомиться с текстами мировой художественной литературы и их философской трактовкой в трудах отечественных и зарубежных мыслителей. Освоение философского наследия мировой и отечественной культуры в рамках учебной дисциплины требует не только добротной общеобразовательной подготовки и культурной эрудиции, но и мобилизации интеллектуальных усилий и творческого потенциала в различных формах самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности. Чтение курса «Философия в мировой художественной литературе» имеет своей целью: - дать слушателям знания, соответствующие современному уровню развития данной дисциплины и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Министерства образования РФ; - удовлетворение потребностей слушателей в развитии интеллектуального и творческого потенциала, в постоянном обновлении и обогащении своих знаний; - формирование навыков философского осмысления актуальных проблем их культурного, личностного и профессионального бытия, а также умения вырабатывать устойчивые нравственные ориентиры по отношению к мировой литературе . Задачи курса: - дать слушателю представление о многообразных способах литературно-философского осмысления мира и человека в мире; - раскрыть вопросы, связанные с обсуждением форм человеческого бытия и проблем искушения человеческого существа и воспитательной роли искусства; - представить структуру художественного знания и описать его различные типы и формы освоения человеческого бытия; - познакомить слушателя с современными методами научного исследования; - сформировать практические навыки философского и методологического анализа мировоззренческих проблем. В результате освоения достижений мировой и отечественной философской мысли, слушатель должен: - знать специфику философии как особого вида духовной деятельности; своеобразие понятий, категорий и форм философского мышления; назначение и функции философии, ее место в культуре; Изучение курса о роли философии в мировой литературе опирается на наличие у слушателей опыта чтения художественной литературы, на школьный курс литературы, на знание ключевых произведений мировой литературы, а также на знание базового курса истории философии, которая должна давать необходимый контекст для данного курса. В свою очередь, синтез знаний, полученных в процессе изучения роли философии в мировой литературе, призван помочь слушателям: - на системной мировоззренческой основе углублять и обогащать свое образование через осмысление неразрывной связи литературы и философии, где происходит взаимопроникновение двух способов овладения мировыми смыслами; - показать исток взаимосвязи литературы и философии как в античности (Платон), так и в Библии, где эта связь очевидна; - указать основные темы и проблемы, которые являются общими для литературы и философии; - понимать тесную взаимосвязь европейской литературы с русской, как русской философии с европейской; - успешно ориентироваться в сфере философского анализа литературного процесса при выполнении курсовых и дипломных работ; - использовать философскую культуру при определении фундаментальных литературно-мировоззренческих, жизнесмысловых и нравственных ориентиров для осуществления жизнедеятельности. Организационно-методические указания В соответствии с программой и тематическим планом изучение курса “Философия в мировой художественной литературе» предполагается в течение двух модулей. В конце первого модуль предусмотрена контрольный опрос студентов, в конце второго – зачет с оценкой по всему прослушанному курсу. Занятия по изучению литературы в контексте философии требуют систематичности, последовательности, повторения пройденного и четкого усвоения необходимых смыслообразов, объединяющих эти две сферы творческой деятельности человека. Основными формами изучения курса являются лекции, семинары, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа, зачеты и экзамены. Среди них важнейшее место занимает самостоятельная работа, включающая в себя внимательное чтение художественной и философской литературы, подготовку к семинарским занятиям, контрольным работам, написанию эссе и зачетам с оценкой. Рекомендуется готовиться к лекциям. Такая подготовка включает, прежде всего, повторение предыдущего материала; кроме того, весьма полезно перед предстоящей лекцией ознакомиться с основными вопросами ее темы по учебной и справочной литературе. Подготовка к семинарам (практическим занятиям) включает: - самостоятельное чтение рекомендуемой литературы и краткое конспектирование основных положений, идей; - определение своего мнения по обсуждаемым вопросам; - составление логически последовательного плана выступления по обсуждаемым вопросам. Самостоятельное изучение литературных источников с необходимостью предполагает использование различных видов записи. Без этого приобретаемые знания не отличаются четкостью, строгостью и определенностью. Существуют различные виды записи – планы, выписки, тезисы, конспекты. Средством глубокого и прочного усвоения изучаемого материала является конспект, т.е. краткое, сжатое, логически упорядоченное изложение содержания книги, статьи, лекции. В отличие от плана, наиболее краткой формы записи, содержащей лишь перечень рассматриваемых вопросов, от тезисов, в утвердительной и сжатой форме излагающих основные положения изучаемого материала, от выписок, дословно воспроизводящих отдельные наиболее важные идеи, обобщения, факты, конспект является наиболее совершенной формой записи, так как в нем основные идеи, положения и выводы статьи излагаются в их логической последовательности, в связном виде. Конспектирование рассматривается как один из эффективных видов записи, объединяющих в себе и план, и выписки, и цитаты, позволяющий не только глубоко изучить и осмыслить содержание изучаемого материала, но и выразить свое отношение к затронутым вопросам, раскрыть их значение для сегодняшнего дня. Конспект должен состоять из слов автора статьи, а не из слов конспектирующего. Последний может включить в свою работу еще одну рубрику «Мой комментарий», чтобы дать свою оценку прочитанному. Знания слушателя на зачете с оценкой определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», данными по десятибалльной системе, принятой в ГУ-ВШЭ. Оценка может быть выставлена либо на зачете, либо по результатам текущей учебной работы слушателя. Проведение зачета по курсу «Философия в мировой литературе» как основной формы проверки знаний слушателей предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих педагогическую эффективность оценочной процедуры. Важнейшие среди них: - степень охвата разделов учебной программы и понимание взаимосвязей между ними; - глубина понимания существа обсуждаемых конкретных проблем, а также актуальности и практической значимости изучаемой дисциплины; - диапазон знания художественной и философской литературы; - логически корректное, непротиворечивое, последовательное и аргументированное построение ответа на экзамене; - уровень самостоятельного мышления с элементами творческого подхода к изложению материала. Оценки «отлично» заслуживает ответ, содержащий: - глубокое и систематическое знание всего программного материала, а также содержания и новаций лекционного курса; - знание основной литературы и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой; - логически корректное и убедительное изложение ответа. Оценки «хорошо» заслуживает ответ, содержащий: - знание узловых проблем программы и основного содержания лекционного курса; - знание важнейших работ из списка рекомендованной литературы; - в целом логически корректное, но не всегда точное и аргументированное изложение ответа. Оценки «удовлетворительно» заслуживает ответ, содержащий: - фрагментарные, поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса; - неполное знакомство с рекомендованной литературой; - стремление логически определенно и последовательно изложить ответ. Оценка «неудовлетворительно» ставится при: - незнании либо отрывочном представлении учебно-программного материала; - неумении выполнять предусмотренные программой задания. Объем дисциплины и виды учебной работы |
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Тема урока: «Шекспир на все времена» (2 академических часа) Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология. Философия и теория культуры» Культурология: Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения факультета русской филологии/ Автор- составитель Статкевич... | Программа дисциплины «Историческая антропология» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | ||
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 68. "Философия"... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ||
Программа дисциплины «Современная массовая культура» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... |