Скачать 365.58 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет ФилософииУчебно-методический комплекс Классический прагматизм как практическая философия для специальности 030100.62, философия, подготовки бакалавра Автор: Б.Н. Кашников, доктор философских наук, профессор кафедры практической философии Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Прагматизм». Программа разработана в соответствии с:
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Прагматизм » являются сформировать у студентов способности осмыслять сложные проблемы, анализом которых занимается прагматизм. Прагматизм в современной культуре имеет, по меньшей мере, два смысла. Первый из них это моральный прагматизм. Он означает этическую установку субъекта на достижение успеха, или практического результата. В некоторых случаях такой прагматизм может означать аморализм. Это происходит в том случае, если успех превращается в единственную цель деятельности, лишается моральных ограничений. Действительно, современная политика и бизнес имеют тенденцию к аморализму и прагматизму в этом смысле. Философский прагматизм это система философских методов, ценностей и знаний, которые ориентируют человека на успешную деятельность в этом мире, но не в смысле отказа от морали. Скорее наоборот, сама мораль в прагматизме рассматривается как необходимое условие успеха. При этом успех понимается в социальном смысле, как коллективное предприятие, имеющее глубокие общечеловеческие смыслы. Освоение прагматизма способствует освобождению разума и морали от догм. Прагматизм не знает ничего законченного и застывшего. Он призывает к бесконечному творчеству и пересмотру самих оснований наших знаний и ценностей в имя творчества и прогресса. Прагматизм глубоко проник в саму ткань современной культуры. Современная культура прагматична во всех своих проявлениях, даже если на ней и не стоит ярлыка «прагматизм». Умение различать это свойство культуры и отделять истинных прагматизм от примитивного аморализма представляет собой важнейшую цель изучения дисциплины. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Введение Мы приступаем к изучению классического американского прагматизма. Это специфическое философское направление, связанное с именами Ч. Пирса, У. Джеймса и Дж. Дьюи. Специфика этой философии заключается в том, что она (эта философия) в наибольшей степени чем какая бы то ни было может претендовать на звание «национальной философии». В данном случае – философии «Американского духа». Но в действительности это не так. Прагматизм, как и любая другая философия не является национальной. Просто условия американской жизни потребовали именно такую философию. На первый взгляд прагматизм имеет короткую историю. Он внезапно родился и быстро встал на ноги. Приобрел большую популярность и сошел со сцены. Уже в этих обстоятельствах рождения, расцвета и заката прагматизма философ найдет немало поучительного для понимания философии вообще. Но прагматизм отнюдь не умер. Скорее он выполнил свое предназначение. Современная философия, даже если она не носит название прагматизма является в значительной степени прагматической. Прагматизм интересен для нас еще и как практическая философия «в квадрате». В том смысле, что эпистемология, метафизика, логика прагматизма подчинены его этике. Что же касается собственно этики, то это главным образом этика успешной деятельности. Учебная работа предполагает лекционный курс, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу. В ходе обучения студенты должны будут написать короткое эссе, реферат. Обучение завершается письменным экзаменом Методические указания студентам В связи с тем, что у нас нет общего учебника по этому курсу посещение лекций весьма желательно. Лекции необходимо записывать очень обстоятельно, поскольку в противном случае могут возникнуть проблемы в понимании изучаемых нами статей. Семинарские и практические занятия будут организованы нами таким образом, что студенты получат возможность детально ознакомиться с наиболее важными текстами Пирса, Джеймса и Дьюи. Это следующие тексты: Пирс – «Как сделать наши идеи ясными», «Закрепление верований», «Что такое прагматизм», «Эволюционная любовь». Джеймс – «Воля к вере», «Прагматизм». Дьюи – «Реконструкция в философии», «Проблемы человека». Эти и другие статьи, которые вы найдете в прилагаемом ридере, позволяют получить достаточное представление о философии прагматизма. Некоторые из этих статей мы будет изучать коллективно в соответствии с нижеприведенным планом. Другие станут темой докладов. При чтении текстов и подготовке к практическому занятию следует обратить внимание не только на общую структуру и логику работу, но и на отдельные выражения, даже слова. Весьма приветствуется чтение этих статей в оригинале. В ряде случаев особенности перевода могут значительно отразиться на смысле слов и концепций. При подготовке доклада по той или иной статье следует также обратить внимание на смысл слов и выражений и обратиться в случае необходимости к оригиналу. Но особое внимание следует обратить на анализ текста. Чтение текста и доклад об этом тексте должны иметь аналитический характер. Недостаточно просто воспроизвести содержание статьи. Оно должно пройти через ваше собственное понимание. Вы должны будете изложить не статью, но ваше понимание этой статьи. Для этого потребуется провести сравнение с другими философскими направлениями, с вашим собственным опытом жизни и т.д. Вы также должны будете «подняться» над текстом и дать ему оценку. При работе над эссе следует иметь в виду, что ответ на поставленный вопрос должен быть максимально лаконичным. Слишком многословное эссе не будет оцениваться. Ссылки и сноски не обязательны. При работе над рефератом задача будет заключаться в том, чтобы найти основные положения подтверждающие взгляды изучаемого философа на том или иной предмет. Сноски и ссылки становятся необходимы. Реферат не может быть меньше по количеству слов того минимума, который указан ниже. Формы контроля: Контроль за посещением занятий. Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения) Реферат (6-7 тыс. слов) Домашнее эссе (3-4 тыс. слов) Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: Работа на практических занятиях дает до 20 % Реферат до 30% Домашнее эссе до 10% Посещение занятий до 20% Тематический план учебной дисциплины
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Содержание программы |
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " Гусакова Т. Ф. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 "Философия " профиль... | Программа дисциплины практическая риторика для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | ||
Программа дисциплины геополитика: история и современность для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 Философия... | Программа дисциплины «Русская философия XIX-XX веков» для направления 030100. 62 «Философия» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Тема I политология как наука и учебная Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия... Программа дисциплины Философия Индии для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра | ||
Пояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки» Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | А. гриднева проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучающихся Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Природа судебной власти как института защиты прав человека в россии и в мире Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Название работы Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Наука о цвете и живопись Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | 1. Политика как объект и предмет политической науки. В настоящее... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | ||
Рабочий лист «политика и власть» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Гетьман-Павлова Ирина Викторовна Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... |