Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология»





Скачать 447.85 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология»
страница1/4
Дата публикации10.06.2015
Размер447.85 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3   4

description:

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины «Неокантианство»

для направления 030100.68. «Философия» подготовки магистра


Автор программы:

Малинкин А.Н., к. филос. н., доцент кафедры наук о культуре

факультета философии НИУ ВШЭ, lo_zio@bk.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой В. А. Куренной
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г

Председатель
Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь ________________________
Макарова

Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчётности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100.68. "Философия" подготовки магистра изучающих дисциплину «Неокантианство».

Программа разработана в соответствии с:

ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

Образовательной программой направления 030100.68. "Философия" подготовки магистра.

Рабочим учебным планом университета по направлению 030100.68. "Философия" подготовки магистра, утверждённым в 2011 г.

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Неокантианство» является знакомство студентов с неокантианством – интеллектуальным движением, возникшим и формировавшимся под характерным девизом «Назад к Канту!» и философской доктриной, господствовавшей в немецких университетах в последней четверти XIX в. и первой четверти XX в.; самобытным идейным течением, которое оказало большое влияние на формирование ряда направлений философии, таких как феноменология, философская антропология философская герменевтика, экзистенциальная философия и др.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать об истории возникновения и формирования неокантианства как интеллектуального движения и университетской философской доктрины. В рамках курса студенты осваивают основные понятия, концепции и теории, выдвинутые главными представителями неокантианских школ, которые необходимы для понимания идейного своеобразия этого течения философской мысли. Кроме того, они должны знать о влиянии неокантианства, радикализировавшего «антропологический поворот» И. Канта в форме идеалистического прагматизма, на последующее развитие философии.

Уметь формулировать своё собственное критическое суждение о неокантианстве в рамках историко-философского дискурса и современных дебатов о тех проблемах, которые впервые были артикулированы в неокантианской философии.

Иметь навыки критически-аналитического отношения к «критической философии» в связи с её главной темой (методологией познания, гносеологией) и основной проблемой (элиминацией бытия и всякой онтологии).


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности


СК-1

Способен рефлексировать (критически оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы, теории, концепции и их понятийный аппарат

Лекции и семинары, знакомство с историко-философской литературой, участие в дискуссиях, чтение и анализ философских и историко-философских текстов

Способность анализировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию

СК-6

Способен критически анализировать философские и историко-философские проблемы
Владеет навыками работы с философской и научно-теоретической информацией, а также навыками её получения и базовой обработки для решения профессиональных философских и научно-исследовательских задач


Способен участвовать в экспертно-консультационной; научно-исследовательской деятельности в сфере философии, культурологии, религиоведения, осуществлять прогностические функции


ПК-1



Способен участвовать в экспертно-консультационной; научно-исследовательской деятельности в сфере философии и культурологии


Чтение и анализ оригинальных философских и современных историко-философских текстов; их критический разбор и обсуждение на семинарах

Способен создавать и редактировать на русском (государственном) языке философские, культурологические и религиоведческие тексты для задач профессиональной и научной деятельности


ПК-6


Способен к написанию научных отчётов, аналитических обзоров, экспертных заключений, статей и иных подобного типа документов


Индивидуальный доклад, реферат, эссе

Способность оформлять и презентовать результаты профессиональной научной деятельности на научных конференциях и в ходе преподавания в студенческой аудитории

ПК-8


Владеет навыками оформления и презентации своей научной деятельности, воспроизводит заранее подготовленный доклад, взаимодействуя с аудиторией – отвечая на вопросы, реплики, оппонирующие утверждения



Каждый студент один раз за курс должен будет написать реферат, эссе и выступить с докладом.

Способность искать, анализировать и обрабатывать профессионально значимую информацию посредством использования библиотечных и интернет-ресурсов, в том числе для разработки экспертных заключений


ПК-9



Демонстрирует способность находить и анализировать профессионально значимую информацию посредством использования библиотечных и интернет-ресурсов


Самостоятельная работа с философской и гуманитарно-научной литературой, участие в дискуссионных обсуждениях философских текстов на семинарах


Способность описывать философски значимые проблемы и ситуации в смежных профессиональных областях в рамках социальных и гуманитарных наук

ПК-11

Способен описывать философски значимые проблемы и ситуации в таких смежных профессиональных областях, как методология научного познания, логика, психология, педагогика, этика, эстетика, религиоведение
Демонстрирует способность идентифицировать и критически интерпретировать современные дебаты и проблемы в указанных областях

В ходе курса студенты постоянно сталкиваются с задачей описания и интерпретации философски значимых проблем и ситуаций в смежных профессиональных областях, так как неокантианская философия претендовала на то, чтобы быть философией всей человеческой культуры


Способность разрешать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы в сфере профессиональной деятельности


ПК-16

Способен решать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы в сфере профессиональной деятельности

Специфическое своеобразие неокантианской философии - учения о методологии познания как высшей и универсальной форме духовной активности человеческой личности





Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для специализаций направления 030100.68. «Философия» для подготовки магистра настоящая дисциплина является курсом по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

История западной философии
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (СК1-8, ПК1-20):

- знать основные тенденции и проблемы в развитии современных философских школ антропологической направленности; основные проблемы современной философии человека; понимать роль философии в современных интеграционных процессах;

- уметь интерпретировать философские тексты, использовать фундаментальные знания философской методологии и основных концепций конкретных наук в сфере философской антропологии; преподавать философские дисциплины в высших учебных заведениях;

- владеть современной философской терминологией, навыками разностороннего анализа ведущих философских, идеологических и социально-политических доктрин; концептуальным аппаратом современного философского и научного исследования.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

История философии

Современные проблемы философии

Философская антропология

Философия культуры

Философия науки

Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия



























Возникновение и формирование неокантианства как философского направления.


2

1

1

0

8



Марбургская школа неокантианства: Коген, Наторп, Кассирер
1) Специфика истолкования философии Канта в Марбургской школе неокантианства.

2) Философия Германа Когена

3) Философия Пауля Наторпа

4) Философия Эрнста Кассирера (3)


24

13

11

0

34



Баденская школа неокантианства: Виндельбанд, Риккерт, Ласк
1) Специфика истолкования философии Канта в баденской школе неокантианства

2) Философия Вильгельма Виндельбанда

3) Философия Генриха Риккерта

4) Философия Эмиля Ласка


20

11

9

0

28



Критический реализм Алоиза Риля и Освальда Кюльпе


2

1

1

0

6



Неокантианство в России


2

1

1

0

10



Место неокантианства в истории философии, его влияние и значение для современности


2

1

1

0

6



Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

2 модуля

Параметры

1

2

Реферат



х




Письменная работа: краткий пересказ оригинального текста-первоисточника своими словами и его комментарий, 2000-3000 слов. Выполняется дома, в течение двух недель. Время сдачи для всех студентов определяется в начале курса общим согласованным решением.

Эссе






х

Письменная работа: изложение студентом своего взгляда на интересующую его философскую либо историко-философскую проблему, основанного на изучении оригинальных текстов и вторичной литературы. Объём: 2000-3000 слов; выполняется дома, в течение двух недель. Время сдачи для всех студентов определяется в начале курса общим согласованным решением.

Итоговый

Экзамен





х

Устное собеседование в аудитории по двум темам из курса: одну выбирает преподаватель, другую –студент. На подготовку к ответу выделяется время (до 80 минут).



Критерии оценки знаний, навыков

Комментарий к тексту (для выступления на семинарском занятии)

Надо описать ваше впечатление и мысли о прочитанном в целом или сконцентрироваться на каком-то одном аспекте, который показался вам наиболее важным. Вы можете также сформулировать вопросы к автору прочитанной работы, возражения и аргументировать их. Следует избегать пересказа прочитанного, вместо этого выразите Ваше мнение и обоснуйте его.

Целью этого упражнения является выработка вопросов и аргументов, которые впоследствии могут быть использованы в коллективной дискуссии.

Ваш ответ может быть основан на всех текстах сразу или сконцентрироваться на одном тексте, или даже на одной мысли, или рассмотреть одну и ту же мысль, как она представлена в нескольких текстах. При этом надлежит прочитать все материалы.
План комментария к тексту

  • Резюме текста в двух фразах.

  • Идентификация темы текста.

  • Идентификация тезиса автора (в данном тексте, а не его/её доктрины в целом).

  • Указание на проблему, которую Вы обнаружили в тексте (противоречие, нелогичность, недостаточная аргументированность, отсутствие важного аспекта и т.д.).

  • Ваша собственная попытка решить эту проблему (как разрешить это противоречие, как восполнить недостатки аргументации, формулировка собственного аргумента).

  • Выводы в одном предложении («В данном тексте обнаружилась такая-то проблема, решить ее можно так-то).


Критерии оценки комментария к тексту

Не надо:

  • Излагать историю вопроса, историю философии, биографию автора. Критиковать текст и давать его оценку.

Надо:

  • Прочесть, понять и объяснить то, что было понято. Поставить под вопрос значение ключевых понятий и предложить свои определения. Если тезис обоснован логическими средствами, нужно осмыслить их. Доминировать над текстом, а не пересказывать его. Анализировать идеи, а не литературные приемы, использованные для их передачи. Найти примеры идеям автора. Строить изложение в соответствии с планом.


Комментарий к семинару (для последующих выступлений на семинарском занятии)

Надо составить развернутое осмысленное мнение по поводу вопросов и проблем, обсуждавшихся на предыдущем семинаре.

Вы можете описать свои впечатление и мысли об обсуждавшихся темах в целом или сконцентрироваться на каком-то одном аспекте, который показался вам наиболее важным. Вы можете также сформулировать вопросы к выступавшим на семинаре, возражения и аргументировать их. Следует избегать пересказа прочитанного, вместо этого выразите Ваше мнение и обоснуйте его.

Цель этого упражнения – выработать вопросы и аргументы, которые у вас могли появиться в ходе занятия.
Ответ на вопрос (экзамен)

План ответа на вопрос

  1. Введение:

  • Преамбула, вводные замечания, подводящие к теме. Определения основных понятий. Трансформация вопроса в проблему.

  1. Основная часть.

  2. Выводы:

  • Короткая и четкая формулировка ответа на вопрос.




Критерии оценки ответа на вопрос

  • Степень полноты комментария. Можно говорить обо всей работе/проблеме, но, если Вы предпочитаете комментировать какой-то один аспект, следует доводить анализ до конца. При этом важно продемонстрировать знание рекомендованных текстов;

  • Критичность позиции. Результат: ответ (текст), содержащий̆ собственное суждение, с собственной̆ позиции, аргументированное и с примерами. Требуется не пересказ, а собственное размышление над теми же вопросами, над которыми размышляет автор, но с учетом мыслей автора или же постановка под сомнение утверждений автора;

  • Опора на тексты и содержащиеся в них основные понятия необходима, но она не должна блокировать самостоятельный̆ акт мышления;

  • Обоснованность собственного мнения. Следует выстраивать собственное мнение по схеме: «Автор высказывает такую-то мысль. С автором можно согласиться в том-то и в том-то, причём потому и потому. Однако, я считаю, что автор не прав в том-то и в том-то и вот почему»;

  • Логическая последовательность изложения. Ваша мысль должна быть понятной, последующее должно вытекать из предыдущего, понятия должны быть определены и использоваться в одном и том же значении;

  • Владение тематизацией, то есть наличие умения выразить свои мысли с использованием философских понятий и специфических терминов, найденых в текстах;

  • Самостоятельность работы. В случае обнаружения плагиата (полного либо частичного), ответ (текст) на задание оценивается в «0»;

  • Владение проблематизацией, то есть наличие умения определить ключевые понятия и ставить вопрос по существу.

  • Мобилизация общекультурныого багажа и философских знаний, используйте цитаты либо их парафразы.

  • Любая цитата либо её парафраза должна быть прокомментирована, её смыл объяснён.



Содержание дисциплины

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Политика и культура» для направления 031400. 68 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 68 "Культурология"...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Историческая антропология» для направления 031400. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Теория и история медиа» для направления 031400. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Современная массовая культура» для направления 031400. 62 «Культурология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «История западной культуры: культура Современности»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория (макроэкономика) для направления...
Касаткина Анастасия Алексеевна  hyperlink "mailto: asya " asya 
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины Семиотика Автор: И. Н. Инишев для направления...
Социальный конструкционизм. Социально-философское обоснование дискурсного анализа. 6
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Социология культуры (Ч. 1)» для направления: 031400. 62 «Культурология»
Требуется владение основным понятийным аппаратом этих дисциплин, а также знание классических текстов по философии, социологии и политической...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины «Социология культуры» для направления: 031400. 62 «Культурология»
Авторы: — к филос наук, Т. А. Дмитриев, к филос наук, В. А. Куренной, к эконом наук А. М. Никулин
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности Философия (030100. 62) и по направлению Культурология...
Программа дисциплины «Неокантианство» для направления 031400. 62 «Культурология» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск