Скачать 188.84 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии, отделение культурологии Программа дисциплины Теория и история медиадля направления 031400.62 «Культурология» подготовки магистра Автор программы: Чистякова Виктория Олеговна, к.ф.н., доцент кафедры наук о культуре, vchistyakova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «03» апреля 2013 г. Зав. кафедрой В.А. Куренной Рекомендована секцией УМС факультета философии «___»____________ 20 г Председатель Б.Н. Кашников Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г. Ученый секретарь И.В. Макарова ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 "Культурология" подготовки магистра изучающих дисциплину «Теория и история медиа». Программа разработана в соответствии с:
1Цели освоения дисциплиныЦель освоения дисциплины «Теория и история медиа» заключается в том, чтобы получить систематические представления об основных разделах науки о медиа, начиная с истории понятия, практик его применения в науках о человеке и обществе и становления языка описания для новейших культурных явлений и процессов. В рамках курса обозначен широкий диапазон подходов к истории медиа и попыток сформулировать теоретические основания для их анализа. В спектр внимания студентов попадают элементы теории коммуникации, философии техники, социальной теории. 2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3Место дисциплины в структуре образовательной программыДля специализаций направления 031400.62 "Культурология" подготовки магистра настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
4Тематический план учебной дисциплины[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП] [Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]
Формы контроля знаний студентов
4.1Критерии оценки знаний и порядок формирования оценок по дисциплинеРезультирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Орезультрующая Итог = 0.2·Оэкзамен + 0.4·Отекущий + 0.4·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический. Накопленная оценка формируется следующим образом. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях по их активности в дискуссиях, по правильности выполнения ими заданий на семинаре, по правильности их ответов на вопросы преподавателя. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – Оаудиторная. Оценка за текущий контроль учитывает результаты студента следующим образом: Отекущий = 0.3· Оsummary + 0.3·Ореферат Накопленная оценка за два модуля может быть максимум 9 баллов: 4 балла – текущий контроль; 5 баллов - аудиторная работа. 5Содержание дисциплиныТема 1: Медиа: генеалогия понятия Лекция. Этимология и трансформация значений термина. Двойная коннотация понятия: посредник ощущения (mediator of aisthesis) и носитель информации (medium). Medium и medius («посредничающий», «находящийся между»). Медиум как условие возможности коммуникации. Понятие metaxu (Аристотель). Тема 2: История теорий медиа Лекция. Критика письма у Платона. Метафоризация медиальности в XVIII-XIX вв.: Гегель, Лессинг, Гердер. «Маски» медиальности у Ницше. Литература: Основная:
Дополнительная:
Тема 3: Систематические теории медиа (I) Лекция. Марксистская критика медиа: Бела Балаш, Вальтер Беньямин, Бертольд Брехт, Ханс Магнус Энценсбергер (и дальнейший ход дискуссии 1970-х гг.). Франкфуртская школа: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Гюнтер Андерс. Литература: Основная:
Дополнительная
Тема 4: Систематические теории медиа (II) Лекция. Канадская школа: Гарольд Иннис, Маршалл Маклюэн, Эрик Хэвлок, Вальтер Онг, Джек Гуди, Дерик де Керхов. Антропология медиа. Литература: Основная:
Дополнительная:
Тема 4: Философия медиа Лекция. «Medial turn» как новый способ рассмотрения фундаментальных проблем культуры. Вилем Флюссер, Жан Бодрийяр, Поль Вирильо, Фридрих Киттлер, Никлас Луман. Понятие «медиации», культурной техники, диспозитива. Форма и медиум. Литература: Основная:
Дополнительная:
Тема 5: Теория новых медиа Лекция. Концепция новизны («newness»): что делает новые медиа «новыми»? Понятие «ремедиации» («remediation»). Характеристики новых медиа: дигитальность, интерактивность, гипертекст, дисперсность, виртуальность, киберпространство. Литература: Основная:
Дополнительная:
Тема 6: Археология медиа Лекция. Реконструкция истории медиа. Зигфрид Зелински: критика эволюционизма и прогрессизма. Концепция археологии (archaios и archein). Эркки Хухтамо: «элементы экранологии». Литература: Основная:
Дополнительная:
6Образовательные технологииТребования к студентам От студентов требуется активное участие в работе семинаров. Итоговая оценка складывается из четырех компонентов:
6.1Методические рекомендации преподавателюДля успешного усвоения курса «Теория и история медиа» необходимо сочетание традиционных образовательных технологий (таких как классическое лекционное занятие) с технологиями проблемного обучения (проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-визуализация). Проблемные лекции должны быть посвящены наиболее трудным и дискуссионным вопросам дисциплины. В процессе занятий раскрывается многообразие научных подходов к исследуемому предмету, выявляется сущность проблемы посредством представления различных точек зрения на рассматриваемый объект. Лекция-дискуссия способствует не пассивному усвоению учебного материала, а активному участию в обсуждении того или иного вопроса и совместному поиску истины. При проведении лекционных занятий в обязательном порядке должны быть использованы информационно-коммуникативные образовательные технологии, такие как демонстрация учебных видеофильмов, компьютерная мультимедийная презентация информационных блоков. Отчёт о самостоятельной работе студентов должен проходить в форме текущей проверки материалов проектной деятельности, доклада, реферата/эссе по указанным темам, снабжённых видеопрезентацией. . 6.2Методические указания студентамСтуденту необходимо в ходе лекции отмечать для себя сложные понятия, сформулировать и записать вопросы к преподавателю и задать их по окончании лекции. При подготовке к семинарским занятиям также необходимо сконцентрировать внимание на наиболее сложных для усвоения вопросах, заранее ознакомиться с рекомендованной литературой и в последующем поставить вопросы (если таковые возникнут) перед преподавателем с учетом прочитанного. По заинтересовавшим его аспектам лекционного материала студент может дополнительно привлекать литературу и Интернет-ресурсы. Это особенно важно делать в процессе подготовки доклада, предполагающей также введение в научный оборот источников. Студенту необходимо обращать особое внимание на неоднозначные, а в некоторых случаях противоречащие друг другу оценки и суждения специалистов. Самостоятельная работа студента нацелена на расширение теоретических и фактических знаний и практических умений на основе поиска информации, а также изучения студентами историографической и источниковедческой базы курса при подготовке к семинарским занятиям различных типов, письменным работам. В результате студент должен научиться использовать основные знания по истории медиа, а также истории форм и видов коммуникации при работе с научно-технической информацией в различных социальных институтах, прежде всего, в архивах, использованию документов в социальной практике, включая составление информационно-аналитических тематических обзоров, подготовку проектов для презентации в музейно-выставочной, археографической, учебно-образовательной работе. Самостоятельная работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в компьютерных классах, а также в домашних условиях. 7Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента7.1Тематика заданий текущего контроляТему реферата и англоязычную статью для составления обзора (summary) каждый студент выбирает для себя в индивидуальном порядке в начале курса. Темы соответствуют одной из тем программы. 7.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу для самопроверки студентов.
8Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Базовый учебник:
Вспомогательная литература:
Справочные издания:
Студент в любой момент может написать преподавателю письмо по электронной почте с уточняющими вопросами по курсу. Система LMS
Материально-техническое обеспечение программы включает в себя кабинеты и аудитории, оборудованные телевизором и видеомагнитофоном (видеоплеером), компьютерами или ноутбуками, имеющими выход в Интернет и оснащёнными мультимедийными возможностями, предназначенными для проведения лекций и консультаций, самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов. |
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины «Теория и история зарубежной литературы» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «Историческая антропология» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины «Политика и культура» для направления 031400. 68 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 68 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «Современная массовая культура» для направления 031400. 62 «Культурология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины Экономическая теория (макроэкономика) для направления... Касаткина Анастасия Алексеевна hyperlink "mailto: asya " asya | ||
Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... | Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | ||
Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины «Философия и теория современного искусства»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 68 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Программа дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика» Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... |