Скачать 176.07 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Отделение культурологии Программа дисциплины «История западной культуры» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра Авторы программы: Макарова И.В. к. филос. н., доцент кафедры истории философии; Карпенко Е.К., к. филос. н., доцент кафедры наук о культуре. Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «03» апреля 2013г. Зав. кафедрой В. А. Куренной Рекомендована секцией УМС «23» января 2014 г. Председатель Утверждена УС факультета философии «28» января 2014 г. Ученый секретарь Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра изучающих дисциплину «История западной культуры». Программа разработана в соответствии с: ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ; Образовательной программой направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра. Рабочим учебным планом университета по направлению 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г. Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «История западной культуры» являются знакомство студентов с историей становления и трансформации ключевых социальных институтов, духовных и художественных практик, социальных, политических и гендерных отношений в период европейской истории условно обозначенный IX – XVII вв. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: обладать культурой мышления, речи и письма, способностью к поиску, выбору и структурированию исторической информации; научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы в их исторической перспективе; уметь формулировать свое собственное критическое суждение в рамках современных дебатов об истории становления и развития социальных институтов и культурных практик; обладать навыками работы с теоретической и эмпирической научной информацией; владеть основными теоретическими подходами (классификации, периодизация, термины и понятия) к исследованию истории культуры; концепциями основных научных дисциплин и современных междисциплинарных подходов, изучающих культурные формы, процессы и практик. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Место дисциплины в структуре образовательной программыДля специализаций направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих школьных дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной̆ репрезентации (ОК-2) способен работать с информацией̆ в глобальных компьютерных сетях (ОК-13) владение культурой̆ мышления, способность к письменной̆ и устной̆ речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной̆ деятельности, владение различными жанрами письменной̆ речи (ИК-1) умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных (ИК-2) Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: История и теория русского искусства; Современное искусство; Социология культуры; Современная массовая культура; Политика и культура. Тематический план учебной дисциплиныТематический план
6. Формы контроля знаний студентов
7. Порядок формирования оценок по дисциплине
Примерный план семинарских занятий Семинар 1. Представления о душе и ее судьбе в греческой религии. Во вложении найдете тексты: 1. Гомера и др.греческих поэтов (читать обязательно) 2. Зелинский Ф.Ф, Гомеровская психология (желательно). Вопросы 1.Значении термина psyche. 2.Функции psyche. 3.Локализация psyche в теле. 4.Связь psyche с nous и thymos 5.С чем связывается в греческой архаической культуре человеческая индивидуальность - с телом или душой? 6.Перспективы посмертного существования в греческой народной религии. Основная литература 1.Гомер. Илиада. – Любое издание: песни XVI, XXII, XXIII. 2.Гомер. Одиссея. – Любое издание: песни IX – XI. 3.Античная лирика. М., 1968: Сапфо – с.62, Анакреонт – с.73, Тиртей – с.128-129, Феогнид с.150, с.157-158. 4.Зелинский Ф. Ф. Гомеровская психология. Семинар 2. «Царь Эдип» Софокла: «трагедия знания» или «трагедия рока»?
Читать: В переводе Зелинского http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_1.txt В переводе Шервинского http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/edip.txt Семинар 3. Комедия Аристофана "Облака" http://lib.ru/POEEAST/ARISTOFAN/aristofan1_1.txt Вопросы 1. Основные проблемы, которые поднимает Аристофан в своей комедии. 2. Какой образ Сократа рисует Аристофан? 3. Насколько этот образ соответствует действительности (или традиционному представлению о Сократе)? 4. Чему обязан своим появлением комический образ Сократа? 5 Как Сократ воспринимает подобного рода критику? (см. Элиана, Диогена, Ксенофонта, Платона) 6. Ваше отношение к литературным образам Сократа Аристофана, Платона и Ксенофонта. Есть ли в них что-то общее? Можно ли говорить, что речь идет об одной и той же личности? Читать 1. Аристофан “Облака” 2. Элиан "Пестрые рассказы" 3. Диоген Лаэртский "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" (вложение) 4. Ксенофонт Афинский "Пир" 5. Платон "Апологии Сократа" Семинар 4. Лукиан. Спор о любви. Читать: Лукиан “Две любви”. Вопросы: 1. Какой точки зрения о любви придерживается каждый из героев рассказа? 2. К какому из двух видов любви лучше стремиться, с точки зрения каждого из спорщиков? Почему? 3. Какова природа обеих разновидностей любви, каковы ее происхождение и основание в мироздании? 4. Аргументы Харикла "в защиту женщин". 5. Точка зрения Калликратида о природе любви к мужчине и женщине. 6.С кем из спорщиков, по вашему мнению, более солидарен автор. Почему? Какова его аргументация? Семинар 5. Феодальная Европа. Читать: Ж. Ле Гофф. Рождение Европы. Спб. 2007. Сс. 82- 155. (гл. IV. Феодальная Европа). Вопросы:
Семинар 6. Культура повседневной жизни в эпоху позднего Средневековья. Читать: Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М. 1995. Гл. XVII. Формы мышления в практической жизни. Сс. 228-247. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Huiz/index.php Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII века // Одиссей. Человек в истории. 1990.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/17.php Гуревич А.Я. Средневековый купец// Одиссей. Человек в истории. 1990.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/18.php Вопросы: 1. Каков характер отношения средневекового человека к окружающим его вещам? 2. Моральные и юридические нормы: как они формируются и «работают»? 3. Каковы социальные и культурные функции столь распространенных в Средневековье девизов и эмблем? 4. Как организована повседневная жизнь высшей знати, дворян, горожан, крестьян? 5. В каких формах «показывает» себя народная культура Средневековья? Семинар 7. Женский мир в культуре Средневековья и Возрождения. Источники: Кристина де Пизан. Город женщин. Фрагменты http://iriy.io.ua/s8697/kristina_pizanskaya_13651430_iz_knigi_o_grade_jenskom Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. http://krotov.info/acts/15/3/molot00.html Литература: Жак ле Гофф. История тела. http://www.ec-dejavu.net/b-2/Le_Goff_Body_history.html Гуревич А. Ведьма \\ Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 62-66 http://ec-dejavu.ru/v/Vedma.html Вопросы для обсуждения: 1. За какие качества порицались женщины, каковы причины убеждений в их природной порочности? 2. Социальная роль женщины. Чем могла женщина заслужить уважение в средневековом обществе, какие достоинства ценились больше всего? 3. Отношение к женскому телу. Как интерпретировалась внешняя привлекательность? Чем объяснялось «несовершенство» женского тела? 4. Что в естественном женском поведении оценивалось как попытка манипуляции или контакта с дьяволом? 5. Как оценивались интеллектуальные возможности женщин, какие сферы деятельности были для них доступны? Семинар 8. Идея человека в культуре Ренессанса. Для группового обсуждения предлагаются фрагменты трех текстов: Дж. Пико делла Мирандола. О достоинстве человека. (История эстетики . Т. 1. М. 1965. стр. 506-514). http://psylib.org.ua/books/_pikodel.htm Дж. Бруно. О героическом энтузиазме (Часть первая). М. 1985. http://renaissance.rchgi.spb.ru/Bruno/hero.htm Э. Роттердамский. Похвала глупости. Люб. Издание. (Гл XXVII. XLVI. XLVIII-LXVII). http://lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt Семинар 9. Утопическая архитектура Итальянского Ренессанса. Читать: Данилова И.Е. Итальянский город XV века: миф, реальность, образ. М. 2000. С. 31 -83. Zerner H. Classicism as Power. Art Journal, Vol. 47, No. 1, The Problem of Classicism: Ideology and Power (Spring,1988), pp. 35-36. Stable URL: http://www.jstor.org/stable/776903 Семинар 10. Социально-политические проекты Ренессанса. Доклады: 1. Проект Т. Мора. (Читать: Т. Мор. Утопия. Люб. изд.) 2. Проект Фр. Бэкона. (Читать: Фр. Бэкон. Новая Атлантида. Люб. изд.) 3. Проект Т. Кампанеллы. (Читать: Т. Кампанелла. Город Солнца. Люб. изд.) Как подготовить доклад:
Дополнительная литература: Сапрыкин Д.Л. «Научный орден» Фрэнсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа//Науковедение.2000. №3. http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/HISTORY/SCIBACK.HTM Йейтс Фр. Джордано Бруно и герметическая традиция. Гл. XX. Бруно и Кампанелла. М. 2000. http://psylib.org.ua/books/yates03/index.htm Чекалов К.А. Трансформация ренессансного архитектурного мышления в XVII веке («Город Солнца» Т.Кампанеллы и «Адонис» Дж.Марино)// Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля. Царицынский научный вестник. Вып. 7 – 8. М. 2005. http://www.natapa.msk.ru/biblio/issues/chekalov_marino.htm#_edn1 Активность на семинарах Означает не только физическое и «мысленное» присутствие на семинаре, сосредоточенность и концентрация внимания на обсуждаемых темах, не только активное высказывание своих идей, но и вопросы, которые вы задаете своим одногруппницам и преподавателю, стараясь оспорить сомнительные, на ваш взгляд, утверждения или прояснить то, что вам не понятно. Разумеется, активная работа на семинаре предполагает, что вы прочитали тексты. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаТематика заданий текущего контроляТему эссе каждый студент выбирает для себя в индивидуальном порядке в начале курса. Темы соответствуют одной из тем программы. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
|
Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | 7. культурология программа дисциплины «культурология» Средневековье, Возрождение, Просвещение. Важнейшие термины, понятия культурологии. История культуры Петербурга как части истории... | ||
Рабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом... Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю.... | М. В. Дмитриев : Сегодняшний наш день посвящен сравнению отношения... Священное Писание, сакральные тексты и религиозное знание в христианских традициях (Средние века раннее Новое время) | ||
Античность Средние века Новое время Античность, Средние века и Новое время – три великих эпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю Древней... | Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51. 03. 01 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по интегрированному... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа дисциплины сдм. 10 История западной и восточной цивилизаций... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Дайджест публикаций – победителей конкурса «Журналисты России против... А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | ||
Программа дисциплины политические системы и культуры стран западной европы Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Политические системы и культуры стран... | Программа дисциплины «История публичной сферы во Франции, Германии и России в Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов напраления 030600. 62 «История»... | ||
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | ||
1] Предисловие А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | Игра в константы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... |