Скачать 202.46 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет философии, отделение культурологии Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра Автор программы: Карпенко Е.К., к. филос. н., доцент кафедры наук о культуре факультета философии НИУ ВШЭ, ekkarpenko@hse.ru Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «03» апреля 2013г. Зав. кафедрой В. А. Куренной Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра изучающих дисциплину «История западной культуры». Программа разработана в соответствии с:
Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «История западной культуры» являются знакомство студентов с историей становления и трансформации ключевых социальных институтов, духовных и художественных практик, социальных, политических и гендерных отношений в период европейской истории условно обозначенный IX – XVII вв. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
Место дисциплины в структуре образовательной программыДля специализаций направления 031400.62 "Культурология" подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
7. Порядок формирования оценок по дисциплине
Содержание дисциплиныЛекция 1-2. Европейское Средневековье. «Средневековье»: проблема периодизации, пространственных и временных границ, методологические подходы к определению. Литература: Э. Панофски. Ренессанс и Ренессансы в искусстве Запада. М. 1998. Ж.Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. М., 2001; его же Рождение Европы. Спб. 2007. Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М. 1995 А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М. 1972. Лекция 3 -4. Пространства культуры Средневековья 1. «Очаги» средневековой культуры: монастырь, феодальный замок. Власть духовная и светская. Книжная культура и художественная практика: романское искусство как имперский проект. Пространство культурного мира: география и социология средневековых путешествий (паломничества, крестовые походы). Проблема коллективного воображаемого и его источников. Литература: Ж. Дюби. Время соборов. Жорж Дюби. Время соборов. Искусство и общество 980-1420 годов. М.: Ладомир. 2002. Ж.Ле Гофф. Средневековый мир воображаемого. М., 2001; его же Рождение Европы. Спб. 2007. Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М. 1995 А.Я. Гуревич. Категории средневековой культуры. М. 1972. Семинар 1. Пространства культуры Средневековья: монастырь, феодальный замок, деревня. Читать: Ж. Ле Гофф. Рождение Европы. Спб. 2007. Сс. 82- 155. (гл. IV. Феодальная Европа). Вопросы:
Лекция 5. Пространства культуры Средневековья 2. Расцвет городов XII-XIII вв. Средневековый город: экономический (центр ремесла, торговли, обмена и потребления), интеллектуальный и «международный». Иерархия городов: епископские города, «свободные» города. Итальянские города-государства: Генуя, Милан, Флоренция, Венеция. Городское самоуправление и городские формы социального неравенства (купцы, ремесленники, церковники, студенты, бродячие торговцы, нищие и проституки). Ярмарки и карнавалы. Городское образование: школы и университеты. Университет – как социальный институт. Две модели: Париж – корпорация студентов и преподавателей, Болонья – община студентов. Архитектура городов и расцвет готики. Проблемы города: нищие бродяги и чума. Семинар 2. Культура повседневной жизни в эпоху позднего Средневековья. Читать: Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М. 1995. Гл. XVII. Формы мышления в практической жизни. Сс. 228-247. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Huiz/index.php Дюби Ж. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII века // Одиссей. Человек в истории. 1990.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/17.php Гуревич А.Я. Средневековый купец// Одиссей. Человек в истории. 1990.http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/odiss/18.php Вопросы:
Лекция 6-7. Эпоха Возрождения: от Средневековья к Новому времени. Проблема культурно-исторической периодизации. Возрождение – между Средневековьем и Новым временем? Петрарка: «возрождение под влиянием классических образцов», «historiae antique» и «historiae novae». Дж. Вазари «новый век». Экономическая и политическая ситуация в условных границах Европы в конце XIV – XV вв. Итальянские города-государства: социально-экономические и политические особенности. Итальянская городская культура и ее взаимоотношения с церковью. Духовные и эстетические ценности античности в культуре Возрождения. Рим – столица христианского мира: культурный, интеллектуальный и экономический центр XV – нач. XVI вв. Рим – папский город: архитектурный и политический проект. Политические иерархии и повседневность горожан. Университет, книгопечатание и римский гуманизм. Прошлое как культурная, политическая и экономическая ценность. Рим – как место паломничества и место встречи людей искусства. Семинар 3. Женский мир в культуре Средневековья и Возрождения. Источники: Кристина де Пизан. Город женщин. Фрагменты http://iriy.io.ua/s8697/kristina_pizanskaya_13651430_iz_knigi_o_grade_jenskom Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. http://krotov.info/acts/15/3/molot00.html Литература: Жак ле Гофф. История тела. http://www.ec-dejavu.net/b-2/Le_Goff_Body_history.html Гуревич А. Ведьма \\ Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 62-66 http://ec-dejavu.ru/v/Vedma.html Вопросы для обсуждения: 1. За какие качества порицались женщины, каковы причины убеждений в их природной порочности? 2. Социальная роль женщины. Чем могла женщина заслужить уважение в средневековом обществе, какие достоинства ценились больше всего? 3. Отношение к женскому телу. Как интерпретировалась внешняя привлекательность? Чем объяснялось «несовершенство» женского тела? 4. Что в естественном женском поведении оценивалось как попытка манипуляции или контакта с дьяволом? 5. Как оценивались интеллектуальные возможности женщин, какие сферы деятельности были для них доступны? Семинар 4. Нравы и стиль жизнь в эпоху Возрождения. Читать: Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Люб изд. Гл. Бытовые типы Возрождения и гл. Оборотная стороны титанизма. В изд. 1998. Сс. 109-139. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_EstetVozr/_Index.php
Лекция 8. Гуманизм и Реформация. Флорентийская Платоновская Академия (расцвет с 70-х гг. XV века). Семейство Медичи (Козимо, Лоренцо), Георгий Гемист Плифон и Марсилио Фичино – «вольное сообщество любителей философии Платона». Фичино – переводчик (на латынь) и комментатор Платона и платоников (по заказу дома Медичи). Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека». Гуманизм – как образовательный проект: «Studia humanitatis» (поэзия, риторика, политика, история и этика). Карьеры гуманистов, роль личных достижений и заслуг. Северный гуманизм (Эразм Ротердамский, Томас Мор, Лефевр д’ Этапль). Деятельность «северных гуманистов» и реформационное движение (Ж. Кальвин и М. Лютер). Поэзия, монархия и становление национальных европейских государств: Франция, Пьер Ронсар и Плеяда, Англия, Филип Сидни, Уильям Шекспир. Литература: Андреев М.Л. Культура Возрождения // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М. 1998. Баткин Л. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М. 1978. Баткин Л. Итальянский Ренессанс. Проблемы и люди. М. 1995. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1997. Делюмо Ж. Цивилизация Возрождения. М. 2008. Кудрявцев А.Ф. Флорентийская Платоновская академия. М. 2008. Семинар 5. Идея человека в культуре Ренессанса: автобиография и автопортрет. Для группового обсуждения предлагаются фрагменты трех текстов: Дж. Пико делла Мирандола. О достоинстве человека. (История эстетики . Т. 1. М. 1965. стр. 506-514). http://psylib.org.ua/books/_pikodel.htm Дж. Бруно. О героическом энтузиазме (Часть первая). М. 1985. http://renaissance.rchgi.spb.ru/Bruno/hero.htm Э. Роттердамский. Похвала глупости. Люб. Издание. (Гл XXVII. XLVI. XLVIII-LXVII). http://lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt Методическое чтение: Гринблатт С. Формирование "я" в эпоху Ренессанса: от Мора до Шекспира. http://magazines.russ.ru/nlo/1999/35/grinblat.html Лежен Ф. В защиту автобиографии //Иностранная литература. 2000. № 4. http://magazines.russ.ru/inostran/2000/4/lezhen.html Лекция 9. Идеальные города Ренессанса. Урбанистические проекты итальянского Ренессанса. Архитектура и планировка города. Проекты и их конкуренция. Идеальный город Платона («Государство»), трактат Витрувия («Десять книг об архитектуре») и его влияние на развитие итальянского зодчества: идея пропорции (т.е. математическая соразмерность частей здания по аналогии с соразмерностью частей человеческого тела). Архитектурные модели проекты идеального города: Антонио Филарете (1400-1469) , Леон Баттиста Альберти, Леонардо, Андреа Палладио, Дж. Вазари, А. Дюрер и др. Реализованный проект Пия II(1405-1464) в Пьенце, архитектор Бернардо Росселино. От архитектурной модели к социально-политическому проекту: Т. Мор «Утопия»i (1516), Ф. Бэкон «Новая Атлантида» (1617), Т. Кампанелла «Город Солнца»ii (1623). Семинар 6. Социально-политические проекты Ренессанса. Доклады:
Читать: Т. Мор. Утопия. Люб. Издание.
Читать: Фр. Бэкон. Новая Атлантида. Люб. Изд.
Читать: Т. Кампанелла. Город Солнца. Люб. Изд. Как подготовить доклад:
Дополнительная литература: Сапрыкин Д.Л. «Научный орден» Фрэнсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа//Науковедение.2000. №3. http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/HISTORY/SCIBACK.HTM Йейтс Фр. Джордано Бруно и герметическая традиция. Гл. XX. Бруно и Кампанелла. М. 2000. http://psylib.org.ua/books/yates03/index.htm Чекалов К.А. Трансформация ренессансного архитектурного мышления в XVII веке («Город Солнца» Т.Кампанеллы и «Адонис» Дж.Марино)// Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля. Царицынский научный вестник. Вып. 7 – 8. М. 2005. http://www.natapa.msk.ru/biblio/issues/chekalov_marino.htm#_edn1 Лекция 10. Герметизм, алхимия, магия, астрология, наука. Флорентийская Академия Фичино и ее роль в распространение герметических идей. Принципы математической гармонии (Л.Б. Альберти, А. Дюрер); природа как объект познания и практического использования; первые «кунсткамеры»; Университетская схоластика и «новая» наука в социальной и идеологической перспективе; наука и церковь (инквизиция). Парацельс: природа - “mysterium magnum”. Великие географические открытия и жанр космографий. Литература: Рабинович В. Алхимия как феномен Средневековой культуры. М. 1979. Йейтс Фр. Джордано Бруно и герметическая традиция. М. 2000. Ее же Розенкрейцерское просвещение. М.1999. Активность на семинарах Означает не только физическое и «мысленное» присутствие на семинаре, сосредоточенность и концентрация внимания на обсуждаемых темах, не только активное высказывание своих идей, но и вопросы, которые вы задаете своим одногруппницам и преподавателю, стараясь оспорить сомнительные, на ваш взгляд, утверждения или прояснить то, что вам не понятно. Разумеется, активная работа на семинаре предполагает, что вы прочитали тексты. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента1.1Тематика заданий текущего контроляТема эссе и реферата каждый студент выбирает для себя в индивидуальном порядке в начале курса. Темы соответствуют одной из тем программы. 1.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
i ii |
Программа дисциплины «История западной культуры: Средневековье, Возрождение, раннее Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 "Культурология"... | 7. культурология программа дисциплины «культурология» Средневековье, Возрождение, Просвещение. Важнейшие термины, понятия культурологии. История культуры Петербурга как части истории... | ||
Рабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом... Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю.... | М. В. Дмитриев : Сегодняшний наш день посвящен сравнению отношения... Священное Писание, сакральные тексты и религиозное знание в христианских традициях (Средние века раннее Новое время) | ||
Античность Средние века Новое время Античность, Средние века и Новое время – три великих эпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю Древней... | Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 51. 03. 01 «Культурология»... | ||
Программа дисциплины «История западной культуры: культура Современности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031400. 62 «Культурология»... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по интегрированному... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чутеевская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа дисциплины сдм. 10 История западной и восточной цивилизаций... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Дайджест публикаций – победителей конкурса «Журналисты России против... А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | ||
Программа дисциплины политические системы и культуры стран западной европы Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «Политические системы и культуры стран... | Программа дисциплины «История публичной сферы во Франции, Германии и России в Новое время» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов напраления 030600. 62 «История»... | ||
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | Программа дисциплины Теория и история зарубежной литературы для направления... «Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается... | ||
1] Предисловие А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... | Игра в константы А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт Россия и мир: древность, средневековье, новое время: учебник для 10 класса образовательных... |