Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Академия права и управления (институт)»
Учебно-методический комплекс дисциплины
«ФИЛОСОФИЯ»
Для студентов: квалификация – юрист,
специальность 03050.65 – юриспруденция
Тюмень – 2010
Философия : учебно-методический комплекс / авт. А.Л. Анисин. – Тюмень : ТФ АПУ, 2010. – 132 с.
Автор: Анисин А.Л., кандидат философских наук, доцент
Рецензент: Суворова Л.Г., кандидат философских наук, доцент СОДЕРЖАНИЕ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
| 4
| II. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
| Организационно-методический раздел
| 5
| Тематический план курса
| 8
| Содержание дисциплины
| 9
| Темы контрольных работ для заочной формы обучения
| 17
| Вопросы для подготовки к итоговому экзамену
| 20
| Список рекомендуемой литературы
| 22
| III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
|
30
| Методические рекомендации
преподавательскому составу
|
30
| Планы проведения
семинарских занятий
|
33
| Методические рекомендации
студентам по организации самостоятельной работы
|
60
| Методические рекомендации
по выполнению реферата философского первоисточника
|
72
| Список рекомендуемых авторов
для реферирования философского первоисточника
|
76
| Образец титульного листа
| 81
| Правила и образцы библиографических описаний
| 82
| Методические рекомендации по изучению дисциплины
для студентов заочной формы обучения
|
86
| IV. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
|
91
| Тест для итогового контроля знаний
| 92
| Тест остаточных знаний
| 104
| V. ГЛОССАРИЙ
| 108
|
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ. Ф.04 ГОС ВПО составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030501.65 – Юриспруденция и учебным планом Тюменского филиала Академии права и управления. Комплекс включает в себя рабочую учебную программу дисциплины, методические рекомендации по изучению дисциплины, тестовые задания для текущего и предварительного контроля знаний и оценки остаточных знаний по дисциплине, глоссарий и список ссылок на электронные ресурсы, являющиеся рекомендуемыми источниками дополнительной информации по содержанию дисциплины.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Тюменского филиала Академии права и управления очной и заочной форм обучения. II. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель и задачи дисциплины
Одной из главных задач при повышении качества высшего образования является усиление его гуманитарной направленности. В современном мире информация делается все более доступной, и потому главный смысл образования теперь, как никогда, заключается в том, чтобы помочь человеку сформировать в себе прочную мировоззренческую основу личности и научить его самому ориентироваться в информационном поле и добывать нужные знания.
Предлагаемый учебно-методический комплекс по философии ставит своей ЦЕЛЬЮ развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Эта цель предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
1. Дать студенту знания основных исторических типов мировоззрения в их взаимосвязанном развитии;
2. Ознакомить его с существующими подходами к решению основных философских проблем;
3. Обеспечить ему возможность самому сознательно ставить и решать вопросы мировоззренческого характера;
4. Развить у него умение логично формулировать, и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем.
Курс состоит из двух разделов: историко-философского и теоретико-проблемного, что обусловлено как требованиями государственного стандарта по философии для юридических специальностей, так и методологическими соображениями. Серьезный анализ философских проблем невозможен без ознакомления с теми подходами к этим проблемам, которые сформированы на путях исторического движения философской мысли. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с процессом смены социокультурных типов познания в истории человечества, его закономерностями и перспективами. Теоретико-проблемный раздел курса включает в себя анализ основных проблем онтологии, гносеологии, социальной философии, этики и философии культуры.
Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Курс философии призван быть сердцевиной свода гуманитарных наук. Тематика курса тесно связана с изучаемыми далее на старших курсах дисциплинами «Логика», «Социология», «Политология», «Профессиональная этика», «Экономика», «Культурология», «Конфликтология», «Концепции современного естествознания», «Теория государства и права». Общие основы понимания предмета этих учебных курсов, как и понимание взаимосвязи социально-гуманитарного знания в целом должны быть сформированы в процессе преподавания курса философии.
Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения курса философии студент должен
иметь представление:
– о специфике философского знания, о взаимоотношениях философии с другими видами духовной жизни человека;
– об основных этапах становления философской проблематики;
– об основных мировоззренческих парадигмах;
– о принципиальных вариантах решения основных философских вопросов;
– о тенденциях развития современной философской мысли;
– о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;
знать:
– основные идеи классической античной философии;
– основные идеи средневековой мысли;
– основные направления и идеи новоевропейской философии;
– основные направления и идеи современной философии;
– основные подходы к решению проблем социальной философии и их критику;
– основные подходы к решению проблем человеческого бытия и их критику;
уметь:
– аргументировано отстаивать свои убеждения;
– противостоять нравственному релятивизму;
– с идейных позиций возражать анархизму, «непротивленству», теориям фатального значения социальной среды, космополитизму, пацифизму, – всем мировоззренческим течениям, идейно направленным против государственного строя общественной жизни: против правоохранительной системы, армии, государственной власти;
– сознательно выстраивать свое мировоззрение в качестве основы личной жизни и профессиональной деятельности. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№№ п/п
| Наименования разделов и тем
| Распределение времени по видам учебной деятельности
| Всего часов
| Кол-во аудиторных часов, в том числе
| Сам. Работа
| Лекции
| Семинары
| Форма обучения
| о
| зп
| зс
| о
| зп
| зс
| о
| зп
| зс
| о
| зп
| зс
| ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
| 1.
| Предмет философии, социокультурные основания философских парадигм
| 10
| 10
| 10
| 2
| –
| –
| 2
| –
| –
| 6
| 10
| 10
| 2.
| Человек и мир в ранней европейской философии
| 14
| 14
| 14
| 4
| –
| –
| 2
| –
| –
| 8
| 14
| 14
| 3.
| Человек и мир в новой европейской философии
| 18
| 18
| 18
| 6
| 2
| –
| 4
| –
| –
| 8
| 16
| 18
| 4.
| Человек и мир в современной западной философии
| 18
| 18
| 18
| 6
| 2
| 2
| 4
| –
| –
| 8
| 16
| 16
| 5.
| Человек и мир в русской философии
| 18
| 18
| 18
| 6
| 2
| –
| 4
| –
| –
| 8
| 16
| 18
| ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ
| 6.
| Бытие человека как проблема философии
| 16
| 16
| 16
| 4
| 2
| 2
| 4
| 2
| –
| 8
| 12
| 14
| 7.
| Бытие мира и общества как проблема философии
| 16
| 16
| 16
| 4
| 2
| –
| 4
| –
| –
| 8
| 14
| 16
| ИТОГО | 110
| 110
| 110
| 32
| 10
| 4
| 24
| 2
| –
| 54
| 98
| 106
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|