Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки





Скачать 154.12 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки
Дата публикации15.10.2014
Размер154.12 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины

Философия и методология науки

Разработали:

Арташкина Т.А.

Идентификационный номер: УМКД.1(15) – 035400.68 – М 1.Б.1 - 2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения

Лист

стр. из


лого



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ и СПОРТА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)


Философия и методология науки
«История искусств» — 035400.68 «история искусств»
Форма подготовки - очная

Школа искусства, культуры и спорта

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс _1__ семестр _1__

лекции 18__ (час.)

практические занятия__18___час.

практическое занятиеские занятия____час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__36___ (час.)

самостоятельная работа _72_____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет _______ семестр

экзамен__1____семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г.

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании

кафедры_культурологии и искусствоведения_____«__21__» апреля 2012_г.

Заведующая  кафедрой Г.В. Алексеева_______________________ 2012__г.

Составитель :__д. филос. н, профессор Арташкина Т.А.__________________________________

I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «___» _______ 2012 г. № ____

Заведующий кафедрой _______________________ ____________

(подпись) (И.О. Фамилия)


II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


Аннотация

Данный учебный курс предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки «История искусств» (квалификация (степень) «Магистр»).

Учебная дисциплина «Философия и методология науки» относится к базовой части Общенаучного цикла дисциплин.

Обсуждаемые в данном учебном курсе проблемы развития науки призваны показать особенности развития науки в рамках современной техногенной цивилизации.

Цели и задачи учебного курса

Цель курса «Философия и методология науки» – показать магистранту панораму методологических принципов и подходов к научному исследованию. На всех этапах развития науки решающую роль играл метод, т.е. стратегия подходов, умозрительных принципов, пути построения каркаса, решетки научного знания с целью последующего выполнения его архитектуры и возведения самого здания науки.

Кроме того, целями освоения дисциплины (модуля) «Философия и методология науки» являются формирование у магистрантов профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В частности, выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способен порождать новые идеи (ОК-2);

  • способен к изменению научного и научно-производственного профиля (ОК-3);

  • готов к принятию ответственности за свои решения, способен разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

  • способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики (ОК-8);

  • способен использовать знания этических норм при оценке своей профессиональной деятельности (ОК-10);

  • способен применять современные методы и методики исследования (ОК-11);

  • способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории и теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке (ОК-12);

  • способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ОК-15).

В результате изучения данной базовой дисциплины магистрант должен:

  1. Знать:

  • основные категории и концепции, направления и теории философии науки;

  • концептуальный аппарат и научные методы познания;

  • классификацию науки и научных исследований.




  1. Уметь:

  • формулировать научно-исследовательские и научно-практические проблемы;

  • оценивать результаты научной деятельности;

  • самостоятельно использовать современные информационные технологии для решения научно-исследовательских задач профессиональной деятельности.

  1. Владеть:

  • основами современной методологии научного познания при изучении культурных объектов;

  • теоретическими основами в области управления знанием;

  • методами и приемами информационно-описательной деятельности.



I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Модуль 1. История и философия науки (10час.).

Тема 1. Введение (2 час.)

Наука как форма культуры. Специфические признаки науки. Исторический возраст науки. Версии ее появления.

Тема 2.Многообразие форм знания (2 час.)

Научное и обыденное знание. Научное и вненаучное знание как альтернативные формы знания. Формы и виды вненаучного знания. Социокультурные предпосылки появления вненаучного знания. Лженаука и причины ее появления и роста в обществе. Социальные последствия лженауки. Причины антисциентистских настроений в западной культуре в XX столетии. Рост антисциентистских настроений в российском обществе в конце XX века. Проблема формирования индивидуальной картины мира.
Тема 3. Революции в процессе познания (2 час.)

Историческая смена типов научной рациональности. Научные революции как перестройка оснований науки и универсалий культуры. Типология и механизмы научных революций. Особенности глобальных научных революций. Общая характеристика научно-технической революции. Отличие научно-технической революции от научной революции.

Технологические, информационные, глобальные научные революции и их взаимосвязь с главными типами социальной организации общества.
Тема 4. Две культуры в науке (2 час.)

Объяснение, понимание и предсказание как основные функции науки. Понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры. Научные деятели как представители обеих культур. Запаздывание гуманитарной картины мира.
Тема 5. Наука в современном мире (2 час.)

Техногенная цивилизация и ее социокультурные особенности. Общая характеристика пятой информационной революции. Вступление человечества в информационное общество. Основные характеристики экранной культуры. Основные характеристики информационной культуры. Изменение социального субъекта в информационном обществе. Основные направления изменения социальной роли науки в техногенной цивилизации.
Модуль 2. Общие основы методологии науки (8 час.)

Тема 1. Структура и динамика научного знания (2 час.)

Общая структура научного знания. Роль гипотезы в современной науке.

Проблема степени доверия к позиции того или другого автора. Значение данной проблемы для гуманитарного знания. Основные причины изменения научного знания. Дифференциация и интеграция научного знания – два основных подхода в накоплении научных знаний.

Тема 2. Общая проблема классификации наук (2 час.)

Особенности дифференциации научного знания в XX в. Основной механизм и направления интеграции научного знания. Особенности и общая характеристика процессов интеграции научного знания в конце XX века. Проблема классификации наук. Основные подходы к классификации научного знания.

Тема 3. Общие основы методологии науки (2 час.)

Метод и методология. Основная функция метода. Классификация методов научного исследования. Основные понятия современной методологии. Понятия «куматоид», «case studies», «абдукция». Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Функции философии в научном познании.

Тема 4. Наука как социальный институт (2 час.)

Общая характеристика науки как социального института. Научные сообщества и школы. Наука и образование.
II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса

Занятие 1. Наука как форма культуры (2 час.)

  1. Наука как социокультурный феномен.

  2. Наука как специализированная форма познания.

  3. Специфические признаки науки.

  4. Исторический возраст науки.

Занятие 2. Многообразие форм знания (2 час.)

  1. Научное и вненаучное знание как альтернативные формы знания.

  2. Научное и обыденное знание.

  3. Формы и виды вненаучного знания.

  4. Рост антисциентистских настроений в российском обществе в конце XX века

  5. Лженаука и причины ее появления и роста в обществе.

  6. Социальные последствия лженауки.


Занятие 3. Революции в процессе познания (2 час.)

  1. Историческая смена типов научной рациональности.

  2. Общее понятие научных революций и их общая типология.

  3. Особенности глобальных научных революций.

  4. Промышленный переворот и глобальные технологические революции.

  5. Информационные революции.


Занятие 4. Естественнонаучная и гуманитарная культуры (2 час.)

  1. Объяснение, понимание и предсказание как основные функции науки.

  2. Понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры.

  3. Научные деятели, одновременно являющиеся представителями обеих культур.

  4. Запаздывание гуманитарной картины мира.


Занятие 5. Изменение социального субъекта в информационном обществе (2 час.)

  1. Информационные революции в истории цивилизации.

  2. Основные теории становления информационного общества.

  3. Факторы, влияющие на процесс изменения субъекта в информационном обществе.

  4. Проблема информационной безопасности.

  5. Общее представление о концепции эволюционного трансгуманизма.


Занятие 6. Структура и динамика научного знания (2 час.)

  1. Основные причины изменения научного знания.

  2. Дифференциация и интеграция научного знания – два основных подхода в накоплении научных знаний.

  3. Особенности и общая характеристика процессов интеграции научного знания в конце XX века.

  4. Общая структура научного знания.

  5. Проблема классификации наук.

  6. Основные подходы к классификации научного знания.


Занятие 7. Общие основы методологии науки (2 час.)

  1. Метод и методология. Основная функция метода.

  2. Классификация методов научного исследования.

  3. Основные понятия современной методологии.


Занятие 8. Научные сообщества и школы (2 час.)

  1. Наука как социальный институт.

  2. Научные сообщества и школы.

  3. Наука и образование.



Занятие 9. Глобальные проблемы современной науки (2 час.)

  1. Основные причины, породившие глобальные проблемы современной науки.

  2. Ценностно-нормативная структура науки.

  3. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  4. Социальная ответственность ученого в процессе развития научного знания.

  5. Ограничение свободы научных исследований.

  6. Расширение и трансформация поля ответственности.


КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы к экзамену

  1. Наука как форма культуры.

  2. Общая периодизация истории науки.

  3. Исторический возраст науки.

  4. Специфические признаки науки.

  5. Общие модели истории науки.

  6. Научное и вненаучное знание как альтернативные формы знания.

  7. Многообразие форм вненаучного знания.

  8. Социокультурные предпосылки появления вненаучного знания.

  9. Лженаука и причины ее появления и роста в обществе.

  10. Социальные последствия лженауки.

  11. Причины антисциентистских настроений в западной культуре в XX столетии.

  12. Социальные последствия лженауки.

  13. Рост антисциентистских настроений в российском обществе в конце XX века.

  14. Проблема формирования индивидуальной картины мира.

  15. Влияние СМИ на формирование, закрепление и трансляцию индивидуальной картины мира.

  16. Общее понятие научных революций и их общая типология.

  17. Особенности глобальных научных революций.

  18. Наука как специализированная форма познания.

  19. Основная функция метода.

  20. Классификация методов научного исследования.

  21. Основные понятия современной методологии.

  22. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах.

  23. Функции философии в научном познании.

  24. Инновации и традиции в науке.

  25. Историческая смена типов научной рациональности.

  26. Научные революции как перестройка оснований науки и универсалий культуры.

  27. Общая характеристика научно-технической революции.

  28. Технологические, информационные, глобальные научные революции и их взаимосвязь с главными типами социальной организации общества.

  29. Основные характеристики современной научно-технической революции.

  30. Структура и динамика научного знания.

  31. Дифференциация и интеграция научного знания – два основных подхода в накоплении научных знаний.

  32. Особенности и общая характеристика процессов интеграции научного знания в конце XX века.

  33. Проблема классификации наук.

  34. Эволюция научной картины мира.

  35. Роль гипотезы в современной науке.

  36. Понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры.

  37. Техногенная цивилизация и ее социокультурные особенности.

  38. Общая характеристика пятой информационной революции.

  39. Основные характеристики экранной и информационной культуры.

  40. Проблема информационной безопасности.

  41. Изменение социального субъекта в информационном обществе.

  42. Динамика социальных функций науки.

  43. Основные направления изменения социальной роли науки в техногенной цивилизации.

  44. Основные направления изменения социальной роли науки в постиндустриальном обществе.

  45. Соединение науки с властью.

  46. Роль науки в изменении общепланетарной геополитической ситуации.

  47. Глобальные проблемы современной науки.

  48. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.

  49. Расширение и трансформация поля ответственности.

  50. Научные сообщества и школы.


тематика рефератов
1. Основные особенности и характеристики истории науки

  1. Зарождение науки в древних обществах.

  2. Наука и магия.

  3. Общекультурные истоки античных позитивных знаний.

  4. Переход от античной науки к средневековой.

  5. Арабская система знаний в Средние века.

  6. Наука и техника средневековой Европы.

  7. Возрождение и подъем науки в XIV – XV вв.

  8. Наука Нового времени.

  9. Роль современной науки в развитии цивилизации.

  10. Уровень научных знаний в допетровскую эпоху.




  1. Реформы Петра I и создание российской Академии наук.

  2. Развитие науки и техники в России в XIX в.

  3. Наука и техника в Советском Союзе.

  4. Наука в современной России.

2. Общие основы философии и методологии науки

  1. Структура научных революций и их влияние на развитие цивилизации.

  2. Технологические и информационные революции и их роль в развитии цивилизации.

  3. Методы и формы познания эмпирического уровня.

  4. Методы и формы познания теоретического уровня.

  5. Язык как средство построения и развития научного знания.

  6. Специализация научного знания и проблемы его синтеза.

  7. Научная картина мира.

  8. Научные сообщества и школы.

  9. Наука и образование.

  10. Эволюция инженерной и проектировочной деятельности и знания в XX столетии.

  11. Компьютеризация науки и образования, ее когнитивные и социальные последствия.

  12. Экологические и этические аспекты взаимодействия науки и техники.

  13. Современные глобальные проблемы науки.

  14. Этика науки.


V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец.: 030402 (020800) «Историко-архивоведение», 031401 (020600) «Культурология», 050403 (032800) «Культурология (учитель культурологии)», 030101 (020100) «Философия», 030400 (520100) «Культурология (бакалавр)», 030100 (520400) «Философия (бакалавр)» / Б.Н. Бессонов. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 394 с.

  2. Бучило, Н.Ф. история и философия науки: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: проспект, 2012. – 427 с.

  3. Зеленов, Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 472 с.

  4. Кохановский, В.П. Основы философии науки учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 603 с.

Дополнительная литература

  1. История и философия науки в 4 кн.: учеб. пособие по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук / Моск.

гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. управления; [В.Г. Борзенков]. Кн.1. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 263 с.

  1. История и философия науки в 4 кн.: учеб. пособие по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. управления; [Г.И. Маринко, Е.М. Панина]. Кн.2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 237 с.

  2. История и философия науки в 4 кн.: учеб. пособие по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. Управления. Кн.3. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 288 с.

  3. История и философия науки в 4 кн.: учеб. пособие по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук / Моск. гос. ун-т им .М.В. Ломоносова, Фак. гос. Управления. Кн.4. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 266 с.

  4. Касьян, А.А. Идеология и наука: дискуссии советских ученых середины ХХ века / [А.А.Касьян (рук. авт. кол.) и др.]; отв. ред. А.А.Касьян. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 286 с.

  5. Кузнецова, Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (ХVIII – середина ХIХ вв.) / Н.И. Кузнецова; РАН, Ин-т истории

естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 174 с.

  1. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ, 2001. – 605 с.

  2. Лесков, Л.В. Наука как самоорганизующаяся система // Общественные науки и современность. – 2003. – № 4. – С. 147-158.

  3. Философия и методология науки. Часть I. – М .: SvR-Apryc, 1994. – 304 с.

  4. Философия и методология науки. Часть II. – М.: SvR-Apryc, 1994. – 200 с.

  5. Этос науки / отв. ред.: Л.П. Киященко, Е.З. Мирская; РАН, Ин-т философии; Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – М.: Academia, 2008. – 535 с.

Электронные источники

  1. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т.
    / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – М.: Мысль, 2000-2001. –http://iph.ras.ru/enc.htm

  2. Интернет-версия издания: Новая философская энциклопедия: в 4 т.
    / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. – 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – ISBN 978-5-244-01115-9. – Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm

  3. История и философия науки: Учебное пособие / М.В. Вальяно; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 208 с.: http://www.znanium.com/bookread.php?book=244728

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconПояснительная записка в качестве предмета курса «Философия и методология науки»
Яркова Елена Николаевна Философия и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист
Философия : учебно-методический комплекс / авт. А. Л. Анисин. – Тюмень : тф апу, 2010. – 132 с
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «онтология и теория...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология...
Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс обязательной дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки»
Материально-техническое обеспечение дисциплины Методические рекомендации для преподавателя
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс обязательной дисциплины(ОД. А. 01) «история и философия науки»
Материально-техническое обеспечение дисциплины Методические рекомендации для преподавателя
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Философия»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история и философия науки...
Министерства образования и науки рф, касающимися данной дисциплины, и учебными планами рассматриваемых специальностей в фгоу впо...
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология науки о пище»...
Контрольный экземпляр находится на кафедре продуктов питания из растительного сырья и технологии живых систем
Учебно-методический комплекс дисциплины Философия и методология науки iconУчебно-методический комплекс по модулю «философия науки и искусства»...
Для студентов художественных специальностей философия науки и искусства должна стать одним из важнейших структурных элементов профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск