Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики
страница1/7
Дата публикации05.03.2016
Размер0.93 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработчики:

Кулинец А.М.

Идентификационный номер:

УМКД1(28)-050100.68-М1..Б.2-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре педагогики

Лист из



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
филиал ДВФУ в г.уссурийске




«27» июня 2012 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Методология и методы научного исследования


Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Магистерская программа - Образование в области физической культуры и спорта
Форма подготовки (очная)

Школа педагогики

Кафедра педагогики

курс 1 семестр 1

лекции 8 (час.)

практические занятия -12 (час.)

лабораторные работы не предусмотрены

всего часов аудиторной нагрузки - 20(час.)

самостоятельная работа - 52 (час.)

контрольные работы не предусмотрены

зачет 1семестр

экзамен не предусмотрен
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 35 от 14 января 2010 года).

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры педагогики «27» июня 2012г. Протокол №10.


Составитель (ли): доцент Кулинец А.М.
Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………3

Рабочая программа учебной дисциплины (РПУД)……………………………10

Конспекты лекций……………………………………………………….………22

Материалы практических занятий…………………………………….………..41

Материалы для организации самостоятельной работы студентов……..….....54

Контрольно-измерительные материалы………………………………….…….61

Список литературы…………………………………………………………..…..86

Глоссарий……………………………………………………………………..….89


Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины «Методология и методы научного исследования»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования» разработан для студентов 1 курса по направлению 050100.68 «Педагогическое образование», магистерская программа «Образование в области физической культуры и спорта» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утвержден приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» входит в базовую часть профессионального цикла.

Общая трудоемкость составляет 2 (две) зачетные единицы, 72 часов часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (8 часов), практические занятия (12 часов), самостоятельная работа студента (52 часа). Дисциплина реализуется на 1 (первом) курсе, в 1 (первом) семестре.

Содержание дисциплины построено по модульному принципу, она состоит из содержательных модулей: «Методология: вопросы и проблемы»; «Методологические вопросы соотношения педагогической науки и практики»; «Научное исследование в педагогике». Завершается изучение дисциплины зачетом.

Построение курса основывается на понимании включенности любой частной методологии науки, в том числе - методологии педагогики и педагогического исследования, в русло проблем общей методологии науки и научных методов. Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов.

Понятия общей и частной методологии науки. Происхождение методологии. Проблема соотношения методологии и науки. История методологии педагогики. Проблема определения понятия методологии педагогики.

Дальнейшее изучение курса требует анализа состояния науки об образовании в современной России, ее достижений и трудностей. Подчеркивается необходимость инновационной направленности современного образования и вместе с тем – необходимость его научного обеспечения. Взаимодействие практического педагогического опыта и педагогической науки рассматривается сквозь призму критериев эффективности педагогических инноваций. Вводится понятие качества педагогического исследования и методологической культуры педагога. Устанавливаются различия между методологической культурой педагога-исследователя и педагога-практика.

В центре изучения курса – проблема связи педагогической науки и педагогической практики. Педагогическая наука и образовательная практика рассматриваются как единый цикл деятельности, элементами которого выступают: результаты наблюдения, описания и обобщения опыта; результаты теоретического исследования; принципы педагогической деятельности; правила, рекомендации; методическая система; проект. В предложенной схеме находят свое место эмпирические, теоретические и комплексные методы педагогического исследования.

Большое внимание уделяется вопросам научного исследования как особой формы познавательной деятельности в области педагогики. Дается краткая характеристика стихийно-эмпирической и художественно-образной формам познания, проводятся различия между стихийно-эмпирическим и научным познанием. Раскрываются признаки научности процесса и результатов работы в области педагогики, особенности средств познавательной деятельности в социально-гуманитарных исследованиях. Дается общая характеристика методов, применяемых в педагогическом исследовании, описываются возможности и границы применения формализованных методов в педагогической науке.

Специальное место отводится изучению методологических характеристик педагогического исследования, таких как: проблема и тема исследования; актуальность исследования; объект и предмет исследования; цель и задачи исследования; гипотеза и защищаемые положения; новизна результатов, их значимость для педагогической науки и практики.

Благодаря пропедевтическим темам курса комплекс вопросов, связанных с методами педагогического исследования, вводится на уже подготовленный фундамент. Студены знакомятся с классификацией методов педагогического исследования. Дается характеристика применяемых в педагогике методов исследования, в числе которых: эмпирические методы, теоретические методы и комплексные методы.

Практические занятия направлены на формирование у студентов магистерской подготовки умения осуществлять основные процедуры поисковой деятельности: обосновывать актуальность темы, ставить проблему, формулировать гипотезу и защищаемые положения, оценивать теоретическую и практическую значимость исследования.

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» призвана формировать методологическую культуру будущего специалиста в области практической, культурно-просветительской и научной педагогической деятельности, интерес к изучаемой области, ценностное отношение к методологическому знанию, потребность следовать методологическим нормам в научно-педагогической деятельности.

Дисциплина «Методология и методы научного исследования» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Современные проблемы науки и образования» и «Инновационные процессы в образовании».

Дисциплина направлена на формирование ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-9; ПК-11; ПК-20 компетенций выпускника.

В состав учебно-методического комплекса включены:

  • рабочая программа дисциплины;

  • конспекты лекций (краткие опорные конспекты);

  • материалы для практических занятий (темы семинаров);

  • материалы для организации самостоятельной работы студентов;

  • контрольно-измерительные материалы;

  • список литературы (в том числе интернет-ресурсов);

  • глоссарий.


Автор-составитель учебно-методического комплекса

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики школы педагогики

Кулинец А.М.
Заведующий кафедрой педагогики Шурухина Т.Н.

ABSTRACT

The teaching materials on the course « Methods and techniques of scientific research » are designed to train students in the "Education in the field of physical culture and sport" educational program. Field of study – 050100 «Pedagogical Education», qualification (degree) to be earned – Master of Science in Education in the field of physical culture and sport. Full-time program. Language of the program – Russian. The teaching materials are written in Russian.

These teaching materials on the course are developed in accordance with the curriculum of the educational program under the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (FSES HPE) 050100 «Pedagogical Education» (Master's degree), approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (January 14, 2010. № 35).

The construction of the course is based on an understanding of involvement of any private scientific methodology, including - the methodology of pedagogy and pedagogical research in the mainstream of the problems of general methodology of science and the scientific method. Contents covers the following issues.

The concepts of public and private science methodology. The origin of the methodology. The problem of the relation of science and methodology. History of the methodology of pedagogy. The problem of the definition of the methodology of pedagogy. Further study of the course requires the analysis of the science of education in modern Russia, its achievements and challenges. Emphasizes the need for innovative direction of modern education and at the same time - the need for its scientific support. The interaction of practical teaching experience and pedagogical science is viewed through the prism of the performance criteria of pedagogical innovation. Introduces the concept of quality of teacher research and methodological culture of the teacher. Set of methodological differences between the culture of the teacher-researcher and teacher-practice.

The construction of the course is based on an understanding of involvement of any private scientific methodology, including - the methodology of pedagogy and pedagogical research in the mainstream of the problems of general methodology of science and the scientific method. Contents covers the following issues.
The concepts of public and private science methodology. The origin of the methodology. The problem of the relation of science and methodology. History of the methodology of pedagogy. The problem of the definition of the methodology of pedagogy.

Further study of the course requires the analysis of the science of education in modern Russia, its achievements and challenges. Emphasizes the need for innovative direction of modern education and at the same time - the need for its scientific support. The interaction of practical teaching experience and pedagogical science is viewed through the prism of the performance criteria of pedagogical innovation. Introduces the concept of quality of teacher research and methodological culture of the teacher. Set of methodological differences between the culture of the teacher-researcher and teacher-practice.

In the center of the course - the problem of communication pedagogy and teaching practice. Teaching science and educational practice are considered as one cycle of the elements of which are: the results of the observation, description, and generalization of the experience and the results of theoretical research, principles of teaching activities, rules, recommendations, methodical system; project. In the proposed scheme are finding their place empirical, theoretical, and complex methods of pedagogical research.

Much attention is paid to scientific research as a special form of cognitive activity in the field of pedagogy. A brief description of the empirical and instinctive artistic and imaginative forms of knowledge, a distinction between natural-scientific and empirical knowledge. Revealed signs of the scientific process and the results of work in the field of pedagogy, especially tools of cognitive activity in the humanities and social studies. We give a general description of the methods used in pedagogical research, describes the capabilities and limits of the use of formal methods in teaching science.

Special emphasis on studying the methodological characteristics of pedagogical research, such as: the problem and the research topic, the relevance of the study, the subject and object of study, the purpose and objectives of the research, hypothesis and protected position, the novelty of the results and their relevance to the teaching of science and practice.

Thanks propaedeutic course topics range of issues related to the methods of pedagogical research is introduced at a prepared foundation. Studeny familiar with the classification of methods of pedagogical research. The characteristic used in teaching research methods, including: empirical methods, theoretical methods and complex methods.

Practical exercises are aimed at developing students' ability to master training to carry out the basic procedures of search activity: to justify the relevance of the theme, to put the problem, formulate a hypothesis and protected position, to evaluate the theoretical and practical significance of the study.

Discipline «Methods and techniques of scientific research» is intended to form the methodological culture of the future expert in the field of practical, cultural, educational and scientific teaching activities, the interest in the study area, value related to the methodological knowledge, the need to follow the methodological norms in science teaching.

The teaching materials on the course provide extensive use of active, creative and interactive lessons, combined with private study in order to create and develop the professional skills of the students.

The total number of the course’s credits – 2 credits (72 hours).

These teaching materials on the course include the following materials:

  1. Course syllabus;

  2. Lectures notes;

  3. Materials for practical training lessons;

  4. Materials for students’ private study;

  5. Test and examination materials;

  6. Reading list;

  7. Glossary;

  8. Additional materials.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
филиал ДВФУ в г.уссурийске




«27» июня 2012 г.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины«Методология и методы научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования»

Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология научного исследования»
Программы подготовки: «Банки и банковская деятельность», «Корпоративные финансы», «Корпоративный налоговый менеджмент» Форма подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчики: Погорская В. А идентификационный номер
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы...
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconЗанятий
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Методы и методология научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический...
«Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск