Скачать 264.44 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» основная образовательная программа подготовки магистра по направлению подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» Автор: кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Виноградов А.И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г.В. Цель освоения дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»: -формирование у студентов навыков научного мышления, обучение основам организации и методики проведения научно-исследовательской работы в области профессиональной деятельности. Основные задачи курса «Методология и методы организации научного исследования»:
овладеть навыками оформления результатов научного исследования По окончании обучения студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий Практическое занятие 1. Методология научного исследования (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Методология – наука о науке 2. Сущность и уровни научной методологии 3. Категории науки (методология-теория-практика): единство и различия. Источники и литература: 1. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. – Новосибирск, 2004 2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008 Задания и вопросы для обсуждения: Подготовьте к коллективному обсуждению реферат по одному из вопросов: 1. Назовите специфические черты научного исследования. 2. Наука как форма общественного сознания, социально значимой деятельности, средство преобразования общества и личности 3. Структура и функции теории 4. Роль и место практики в познании мира и в научном исследовании. Практическое занятие 2. Система научной методологии (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Функции методологии научного анализа. 2. Черты методологии научного анализа. Источники и литература: 1. Вигнер, Ю.Л. Пределы науки.// Ю.Л. Вигнер. Экология и жизнь.2004, № 6. 2. Иванов, В.В. Методологические основы исторического познания. / В.В. Иванов. – Казань, : Изд. Каз. ун – та, 1991. 3. Касавин, И.Т. Рациональность как ценность культуры. / И.Т. Касавин, В.А.Лекторский, В.С. Швырев. // Вестник РАН. 2005, № 11. 4. Кузнецов, В.И. К типологии методологических исследований науки. / В.И. Кузнецов. // Философия науки. 2004, № 1. 5. Сторожук, А.Ю. Философия научного эксперимента: реакция на кризис рационализма. /А.Ю. Сторожук. // Философия науки. 2004, № 3. 6. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков.– М.: КНОРУС, 2008. 7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007. 8. Юдин Б.Г. Знание как социальный ресурс. / Б.Г. Юдин. // Вестник РАН. 2006, № 7. Задания и вопросы для обсуждения:
Практическое занятие 3. Эмпирический и теоретический уровни познания: методологические аспекты их взаимодействия (2 часа) Темы для обсуждения:
Источники и литература: 1. Ивин А.А. Современная философия науки. /А.А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005. 2. Кальной, И.И., Философия для аспирантов./ И.И Кальной, Ю.А. Сандулов.– СПб.: Лань, 2003. 3. Кутырев, В.А. Современное социальное познание: Общенаучные методы и их взаимодействие. / В.А. Кутырев.– М.: Мысль, 1988. 4. Сторожук, А.Ю. Проблема определения соответствия теории фактам. / А.Ю. Сторожук. // Философия науки. 2003, № 1. 5. Ушаков, Е.В. Введение в философию и методологию науки. / Е.В. Ушаков. – М.: КНОРУС, 2008. 6. Философия науки: общий курс. / Под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006. 7. Философия науки / под ред. А.И. Липкина. – М.: ECSMO EDUCATION ЭКСМО, 2007. Задания и вопросы для обсуждения:
Практическое занятие 4. Парадоксальность, открытость и самоорганизация сложных систем в научной методологии (2 часа) Темы для обсуждения:
Источники и литература:
Задания и вопросы для обсуждения: 1. Перечислите отличительные особенности, характерные для методологии исследования социальных проблем современности. 2. Чем, по вашему мнению, вызвана системность методологии исследования социальных проблем современности? 3. Чем можно объяснить применимость синергетической методологии при исследовании социальных процессов? 4. Как процессы глобализации влияют на изменения в научной методологии? Практическое занятие 5. Общенаучная методология (2 часа) Темы для обсуждения:
Источники и литература:
Задания и вопросы для обсуждения:
Темы докладов и рефератов
Практическое занятие 6. Методология научно-педагогического исследования (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Специфика и функции методологического психолого-педагогического знания 2. Соотношение понятий «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация»: сходства и различия. 3. Особенности определения и разграничения объекта и предмета в психолого-педагогическом исследовании 4. Согласованность цели и задачи исследования 5. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования 6. Критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования. Источники и литература: 1. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико - методологические проблемы. – СПб., 2001. 2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований. – Стерлитамак, 2002. 3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико - психологические проблемы построения учебных предметов. – М., 2000. 4. Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. – Новосибирск, 2004. Задания и вопросы для обсуждения: 1. Выделите предположительный предмет изучения в следующих исследовательских темах: Формирование артистизма как элемент подготовки будущего педагога. Готовность к саморазвитию как цель образования. Использование новых информационных технологий в проблемном обучении. 2. Сформулируйте тему и объект исследования, в котором выделен следующий предмет: Педагогические условия адаптации зарубежных гуманистических систем образования к особенностям российской действительности. Практическое занятие 7. Методы и методики психолого-педагогического исследования (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Общая характеристика методов эмпирического психолого-педагогического исследования. 2. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании. 3. Изучение и использование передового опыта. 4. Комплексный педагогический эксперимент. Источники и литература: 1. Загвязинский В.И. Практическая методология педагогического поиска. – Тюмень, 2004 2. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002 3. Добров Г.М. Наука о науке. - Киев. Наукова думка, 1989. 4. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986 Задания и вопросы для обсуждения: 1. Назовите условия получения объективной оценки психолого-педагогических явлений и процессов и возможные причины ошибки при оценивании. 2. Перечислите требования к процедуре проведения тестирования. 3. Охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимента Практическое занятие 8. Обработка данных научно-педагогических исследований (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Анализ и обработка результатов исследования. 2. Способы апробации работы. 3. Основные виды изложения результатов исследования. Источники и литература: 1. Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000. 2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006. Задания и вопросы для обсуждения: 1. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта? 2. Чем отличаются логическая и художественно-образная интерпретация? 3. Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора интерпретатора на результаты интерпретации 4. Выразите одну и ту же мысль (например, о необходимости дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся) используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный. Практическое занятие 9. Основные этапы научного исследования (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Общая характеристика основных требований к организации научного исследования 2. Этапы научного исследования: краткая характеристика содержания каждого этапа 3. Источники первичной научной информации Источники и литература: 1.Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000 2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008 Задания и вопросы для обсуждения: 1. Подготовьте краткую характеристику общего замысла темы: Особенности биологического исследования. 2. Аргументировано изложите проблему, объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования. 3. Составьте план сбора информации по теме Практическое занятие 10. Написание и оформление научных работ (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Структура учебно-научной работы. 2. Способы написания текста. 3. Техника цитирования. Язык и стиль научных сообщений. 4. Требования к оформлению таблиц. Графический способ изложения иллюстрированного материала. 5. Оформление библиографического аппарата. Источники и литература: 1.Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников / И.Г.Безуглов, В.В.Лебединский, А.И.Безуглов. – М.: Академический Проект, 2008 2. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. Задания и вопросы для обсуждения: Проанализировать правильность оформления научной работы (дипломной работы, диссертации). Практическое занятие 11. Способы получения и переработки информации (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Характеристика основных источников научной информации. 2. Виды научных и учебных изданий. 3.Сбор научной информации. Изучение литературы. 4. Электронные журналы и библиотеки. Источники и литература: 1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М., 2000 2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006 Задания и вопросы для обсуждения: Составить конспект научной статьи. Практическое занятие 12. Обработка данных научно-педагогических исследований (2 часа) Темы для обсуждения: 1. Анализ и обработка результатов исследования. 2. Способы апробации работы. 3. Основные виды изложения результатов исследования Источники и литература: 1. Психологическая диагностика: Учеб.пособие / Под ред. К.М.Гуревича и Е.М.Борисовой. – 2-е изд., испр. – М., 2000 2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н.Кузнецов. – М., 2006 Задания и вопросы для обсуждения: 1. Чем объясняется возможность многих различных интерпретаций одного и того же педагогического факта? 2. Чем отличаются логическая и художественно-образная интерпретация? 3. Объясните, как минимизировать влияние личностного фактора интерпретатора на результаты интерпретации. 4. Выразите одну и ту же мысль (например, о необходимости дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся) используя разные стили изложения: научный, учебно-педагогический, популярный. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы... Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика... Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования» | ||
Рабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы... Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика... Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени | Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований... Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования» Учебно-методический комплекс дисциплины«Методология и методы научного исследования» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного... Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени |