Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе»
страница1/11
Дата публикации19.01.2015
Размер1.23 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе »

направления подготовки 040700.62 «Организация работы с молодёжью»

Автор программы: доцент кафедры социальных наук Шовина Е. Н.

Цели освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» является получение студентами целостного теоретического представления об основах методологии и конкретных методах сбора и анализа социальных явлений и процессов, характеризующих положение молодежи в современном обществе и научить самостоятельно применять существующие методы в практике работы.
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. раб



Раздел I. Комплексное изучение молодежи - теоретико-методологические аспекты


20


10

10







1.

Комплексное изучение молодежи в современном социально-гуманитарном знании.

4

2

2

-

3

2.

История исследования молодежной проблематики в России

4

2

2




3

3.

Методология комплексных исследований и оценки положения молодежи в обществе.

4

2

2

-

3

4.

Программа прикладного социологического исследования молодежи. Организация социологических исследований и оценки положения молодежи в обществе.

4

2

2

-

4

5.

Выборочный метод в социологическом исследовании молодежи

4

2

2

-

3




Раздел II. Методы исследования и изучения положения молодежи

36

12

24

-




6.

Опросные методы сбора социологической информации о молодежи

4/4

-

4/4

-

3

7.

Неопросные методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе

6/4

2

4/4




3

8.

Качественные методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе

8/4

2

6/4

-

3




5 семестр зачет

38

14

24







9.

Социально-психологические методы исследования в изучении и оценки положения молодежи. Эвристические и игровые методы в изучении и оценки положения молодежи в обществе

6/2

2

4/2

-

3

10.

Экспертные методы в комплексных исследованиях положения молодежи в обществе

4/2

2/2

2

-

3

11.

Обработка и анализ данных

о положении молодежи в обществе

10

4

6

-

4




Раздел III. Комплексные показатели оценки положения молодежи

18

6

12

-




12.

Формирование комплексных показателей оценок положения молодежи. Индекс развития молодежи. Индекс развития человеческого капитала.

8/4

2

4/4

-

4

13.

Оценка эффективности решения молодежных проблем и молодежных программ

8/2

2

4/2

-

3

14.

Особенности исследования и оценки положения молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества.

10

-

4

-

3

15.

Основные требования к оформлению итогов исследования

4

2

-

-

3




6 семестр экзамен

38

14

24

-







Итого:

76

24

48

-

68


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ.

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Практическая работа № 1

Тема: Комплексное изучение молодежи в современном социально-гуманитарном знании
План:

  1. Значение исследования молодежи в современном обществе.

  2. Задачи изучения молодежи. Основные подходы.

  3. Трудности и методологические сложности изучения молодежи.

  4. Понятие молодежь, молодость. Современные подходы к возрастной периодизации.

  5. Науки, изучающие молодежь как особую группу и молодость как особый период бытия.


Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. В чем заключается основное значение молодежи как особой социальной группы?

    2. Каково значение изучения молодежи и молодости для государства, общества?

    3. Возможно ли полное постижение проблем молодежи и особенностей ее бытия?

    4. В чем заключаются методологические сложности изучения молодежи?

    5. Каковы современные подходы к возрастной периодизации молодости?

    6. Какие науки вносят вклад в формирование интегративного представления о молодежи и в чем это заключается?


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

  2. Составить таблицу/ схему «Основные направления изучения молодежи в современном социально-гуманитарном знании».

  3. Составить таблицу «Основные подходы к возрастной периодизации молодежи»



Основная литература:

  1. Добреньков В.И., Краченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 768 с.

  2. Добреньков В. И. Методология и методы научной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Добреньков В. И., Осипова Н. Г. ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. - М. : КДУ, 2009. - 276 с.

  3. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

  4. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 208 с.

  5. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.

  6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб.пособие / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега – Л, 2007. – 567 с.


Дополнительная литература:

Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Современная российская молодежь: методология изучения // Молодежь и общество на рубеже веков. / Под ред. И.М. Ильинского. – М.: Инс-т молодежи, 1999. – С. 237 – 259.

Вопросы методологии социологического исследования проблем молодежи. Учебное пособие / Под ред. Б.К. Лисина. - М., 1978. – 71 с.

Иваненков С.П. Молодежь как объект изучения // Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – СПб., 2008. – С. 15 – 49.

Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи: Учебное пособие. – СПб.: ИД «Петрополис», 2008. – С.3 – 13.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н. Кузнецова. – М.: Гардарики, 2005. – 335 с.

Щеглова С.Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства. – М.: ТО ЮНПРЕСС, 2000. – 73 с.

Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е.Г. Слуцкого, В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007. – С. 25 – 35.

Практическая работа № 2

Тема

История исследования молодежной проблематики в России
План:

1. Изучение проблем молодежи в России начала XX века.

2. Исследования молодежной проблематики 60 – 80 хх гг. ХХ века.

3. Исследования положения молодежи с конца 80-хх – начала 90- хх гг. и до настоящего времени.

4. Современные научные школы изучения проблем молодежи.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы предпосылки возникновения интереса к молодежной проблематике в России в начала ХХ века?

  2. Что стало центральной причиной усиления интереса к исследованиям молодежи в 20-30-хх гг. ХХ века?

  3. Что послужило причиной спада интереса к исследованиям молодежи в середине ХХ века?

  4. Каковы основные тенденции исследований молодежи в 60-80-хх гг.?

  5. Как вы могли бы охарактеризовать период с начала 90-хх гг. ХХ века в исследованиях молодежи?

  6. Какова роль Докладов Правительству о положении молодежи в РФ?

  7. Каковы основные научные школы изучения молодежи в России?


Задания для самостоятельной работы:

Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

Подготовить краткие выписки из статей В.А. Ядова, В.А. Лукова, И.М. Ильинского.
Основная литература:

Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Современная российская молодежь: методология изучения // Молодежь и общество на рубеже веков. / Под ред. И.М. Ильинского. – М.: Инс-т молодежи, 1999. – С. 237 – 259.

Луков В.А. Исследования молодежной проблематики в России http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Lukov/

Иваненков С.П. Молодежь как объект изучения // Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. – СПб., 2008. – С. 15 – 49.

Ильинский И.М. Наука о молодежи: обновление исследовательских подходов // Молодежь – 89. Общественное положение молодежи и вопросы молодежной политики в СССР. – М., 1989. – С. 4 – 22.

Ядов В.А. Социология в России. Две ориентации молодежных исследований в 60-80-е годы. http://society.polbu.ru/yadov_sociology/ch35_i.html
Дополнительная литература:

Ильинский, И. М. О состоянии координации научных исследований проблем молодежи и мерах по ее совершенствованию в свете современных требований партии и комсомола // Наука о молодежи – 85 : материалы науч.-практ. конф. / ВКШ при ЦК ВЛКСМ, НИЦ. – М., 1986. – С. 38-52.

Луков В.А. Концептуальность исследований молодежи http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/2/index.php?phrase_id=232624

Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении / Под ред. Е.Г. Слуцкого, В.В. Журавлева. – СПб.: ООО ИД «Петрополис», 2007.

Практическая работа № 3

Тема: Методология комплексных исследований и оценки положения молодежи в обществе.
План:

    1. Наука и специфика научного познания. Специфика социальных исследований и исследований проблем молодежи.

    2. Основные функции исследования молодежи.

    3. Уровни познания в комплексных исследованиях молодежи. Формы теоретического и эмпирического исследования.

    4. Классификация видов исследований молодежи. Особенности использования разных видов исследования в работе с молодежью.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы современные методологические принципы и подходы к анализу молодежи?

  2. Раскройте основные функции исследования молодежи?

  3. Влияют ли молодежные исследования на формирование научной картины мира?

  4. Какова роль социологического мониторинга положения молодежи в развитии общества, формировании социальной политики?


Задания для самостоятельной работы:

Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.

Составить таблицу «Уровни и формы социального познания».

Составить схему/ таблицу «Основные виды исследования молодежи в современном социально-гуманитарном знании».
Основная литература:

  • Добреньков В.И., Краченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 768 с.

  • Добреньков В. И. Методология и методы научной работы : учеб. пособие для студ. вузов / Добреньков В. И., Осипова Н. Г. ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Социол. фак. - М. : КДУ, 2009. - 276 с.

  • Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

  • Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 208 с.

  • Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2006. – 496 с.

  • Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб.пособие / В.А. Ядов. – 3-е изд., испр. – М.: Омега – Л, 2007. – 567 с.


Дополнительная литература:

  1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М., 1995. - 285 с.

  2. Бабосов Е.М. Практикум по социологии. Мн.: «ТетраСистемс», 2003. - С. 286 – 299, 331 – 339.

  3. Зборовский К. Э. Методы исследования в социальной работе. Минск, 2002.

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – С. 25 – 186.

  5. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.



Практическая работа № 4

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного...
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы исследований...
Целью освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование целостной системы знаний об основных общенаучных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономико-математические методы и модели»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Информационное...
Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconИнтеллект и творческие способности. Тест оценки интеллекта
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического...
Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы комплексного исследования и оценки положения молодёжи в обществе» iconМетодические рекомендации к изучению дисциплины
В результате у студентов должно сформироваться представление о человеческом обществе как надорганической реальности в его всеобщности,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск