Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля





НазваниеМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
страница1/6
Дата публикации18.04.2015
Размер0.62 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


кафедра философии и социологии

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

050100.68 Педагогическое образование ‒ магистратура

Программа: экологическое образование

Красноярск 2011

Составитель:

доктор философских наук, профессор В.В. Минеев

Рецензент:

доктор философских наук, кандидат химических наук, профессор кафедры философии Гуманитарного института Сибирского Федерального университета

А.П. Свитин

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры


"__" _____________2011 г.
Заведующий кафедрой

философии КГПУ

_____________ доктор философских наук, профессор А.М. Гендин


Одобрено учебно-методическим советом


"____" ___________2011 г.
Председатель _____________________________

© Красноярский государственный

педагогический университет

им. В.П. Астафьева, 2011

© Минеев В.В., 2011

Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» ‒ магистратура /Сост. Д-р филос. наук, профессор В.В. Минеев. Красноярский гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая модульная программа

Введение

Цели и задачи курса

Требования к уровню знаний, умений, навыков

Структура курса

Краткие методические рекомендации для студентов

Место дисциплины в учебном процессе

Содержание теоретического курса

Технологическая карта обучения дисциплине (по очной форме обучения)

Технологическая карта обучения дисциплине (по заочной форме обучения)

Контрольно-измерительные материалы

Вопросы к зачету

Примерные темы рефератов

Методические рекомендации по написанию реферата

Вопросы для самоконтроля

Примерные вопросы для тестирования к входному модулю

Вопросы для итогового тестирования

Технологическая карта рейтинга учебных достижений студентов

Карта литературного обеспечения дисциплины

Обязательная литература

Дополнительная литература

Методология и методы научного исследования

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Введение

Курс «Методология и методы научного исследования» является дисциплиной базовой части общенаучного цикла магистратуры и по существу относится к числу философско-методологических дисциплин. Назначение философии в современном мире хорошо известно (см. УМКД по учебной дисциплине «Философия» для студентов бакалавриата, Рабочая модульная программа, Введение). Оно определено рядом политических документов, принятых ЮНЕСКО и одобренных научно-педагогической общественностью, а также правительственными организациями нашей страны.

В процессе освоения данного курса предстоит решить несколько собственно учебных задач, которые соответствуют ФГОС для дисциплин базовой части общенаучного цикла магистратуры и направлены на формирование соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС:
1) Сформировать представление о современных методологических проблемах науки и образования, о подходах к их решению, о современных парадигмах в предметной области науки и, соответственно, об ориентирах развития образования, о теоретических основах организации научно-исследовательской деятельности.

2) Сформировать умение анализировать тенденции развития науки в целом и определять перспективные направления научных исследований, а также адаптировать научные достижения к образовательному процессу, разрабатывать новые методы и образовательные стратегии.

3) Овладеть навыками осмысления и критического анализа научной информации, навыками совершенствования и развития своего научного потенциала, навыками самостоятельного изменения профиля своей деятельности, глубже понять отношение приобретаемой специальности к другим наукам.

Используются методы обзорной лекции, лекции с элементами беседы, проблемные дискуссии и другие интерактивные технологии.
Что касается требований к уровню знаний, то студент магистратуры обязан иметь ясное и четкое представление о научной методологии, о способах классификации методов, о строении научного знания, о соотношении эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней, о формах научного знания (проблема, гипотеза, факт, теория), о разнообразных познавательных процедурах (описание, объяснение, интерпретация, понимание), о познавательных способностях человека, о типах рациональности, о методологических принципах научного познания, в частности, о принципе детерминизма, о методологических проблемах современной науки (в объеме, предусмотренном рабочей программой).

Что касается умений и навыков, то студент обязан уметь давать объективную, научно обоснованную оценку различным методам и методологическим платформам, выявлять достоинства и недостатки методологических концепций. Обязан уметь правильно, концептуально формулировать вопросы и ответы, вести методологические дискуссии, быстро овладевать новыми исследовательскими методами, адаптировать их к образовательному процессу, разрабатывать образовательные стратегии.

Таким образом, преподавание данного курса направлено на формирование, прежде всего, следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускника магистратуры:

способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14).
Структура курса

«Методология и методы научного исследования» является дисциплиной базовой части общенаучного цикла высших учебных заведений. Предлагаемый курс «Методология и методы научного исследования» (для студентов ОПП, педагогическое образование, магистратура – 050100.68, очная форма обучения; для студентов ОПП, психолого-педагогическое образование, магистратура – 050400.68, очная форма обучения) соответствует традиционно использовавшемуся государственному стандарту и включает, с одной стороны, теоретический материал (информацию о важнейших проблемах, понятиях, теориях); а с другой стороны, методический материал (задания, итоговые тесты, указатель учебной литературы и т.д.). Содержание курса тщательно сверено с текстами наиболее полных и общепризнанных отечественных учебных пособий на предмет соответствия содержания материала устоявшейся учебной традиции.

Курс составлен из расчета 36 аудиторных часов (8 лекционных плюс 28 семинарских) и 36 внеаудиторных часов. Аудиторные занятия включают в себя лекции и семинары. Тематика лекций совпадает с тематикой семинаров лишь частично. На лекции выносятся узловые вопросы курса, а также материал наиболее трудный для самостоятельного изучения, сложный или недостаточно полно освещаемый в учебной литературе. Предназначение лекционного курса заключается в систематическом изложении курса, тогда как роль семинара несколько иная. На семинаре предлагается обсудить несколько вопросов, объединенных общей темой. В процессе обмена информацией происходит одновременно и опрос, и изучение нового материала, и закрепление.

Краткие методические рекомендации для студентов

Изучение проблем курса основано на анализе научной, учебно-методической и справочно-энциклопедической литературы, списки которой приводятся к программам семинарского курса, самостоятельной работы, а также список основной литературы, рекомендуемой для обязательного использования с учетом наличия книг в библиотечном фонде. Студенту необходимо использовать при изучении лекционного курса и подготовке к семинарам рекомендованные источники, вникнуть в суть представленного в них того или иного подхода, сопоставить их, прийти к собственному выводу и четко сформулировать свою позицию по той или иной проблеме. При работе с различными источниками следует обратить внимание на общее и различное в позициях авторов; полезно найти само основание (то есть объяснить причину) этой общности или различия и только затем попытаться разобраться в собственных установках и предпочтениях, выработать собственную позицию (если, конечно, чувствуете в этом необходимость). Для успешного освоения материала необходимо учитывать рекомендации, изложенные в программе самостоятельной работы.

В ходе самостоятельной работы по изучению курса «Методология и методы научного исследования» студенты должны составить конспект проработанного учебного материала по каждой теме, составить словарь основных понятий философии. Особое внимание следует уделить самоконтролю степени усвоения материала. С этой целью студенты должны ответить на все контрольные вопросы - ответ на один из контрольных вопросов модуля необходимо дать письменно (не менее 1 стр. машинописного текста через 1,5 интервала или соответствующий объем рукописного текста). При возникновении трудностей в работе над курсом они разрешаются на семинарских занятиях, во время индивидуальных консультаций.

Итоговой формой проверки знаний является экзамен. Раскрывая тот или иной экзаменационный вопрос, необходимо выполнить следующие требования:

– раскрыть содержание (смысл) вопроса кратко и по существу дела, дать ясные, четкие определения основных понятий темы (а по требованию экзаменатора дать четкое определение также любого другого понятия курса);

– объяснить, показать, каким образом то или иное решение рассматриваемого вопроса влияет на наши представления о мире, обществе, человеке;

– проследить, насколько возможно, эволюцию представлений о рассматриваемом явлении, сравнить различные точки зрения, продемонстрировать их сильные и слабые стороны;

– показать актуальность затрагиваемой проблематики;

– связать по требованию экзаменаторов данный вопрос с любым другим вопросом курса, а также с проблемами отрасли, в которой специализируется будущий магистр.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Российского государственного аграрного университета ‒ Московской Сельскохозяйственной Академии им. К. А. Тимирязева
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу
История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Философия образования и науки: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050400. 68 «Психолого-педагогическое...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Философия образования и науки: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050400. 68 «Психолого-педагогическое...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по их написанию москва-2012 методические...
Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по «Экологическим основам природопользования»
Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата,...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические указания по подготовке и написанию реферата
Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных)
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В....
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. – Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. – 13 с
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconИсторический факультет Кафедра права и мпо методические рекомендации по написанию рефератА
Разработка плана реферата (ни один из пунктов основной части не должен повторять тему самого реферата)
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата
Цель написания реферата – приобщить обучающихся к творческой работе с источниками информации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск