Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов.





Скачать 127.69 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов.
Дата публикации24.11.2014
Размер127.69 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации



краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Минусинский медицинский техникум




Составитель: методист

Годашевская В.Д.


Минусинск, 2014

ББК 74.5
М 55

 

 

 

 

 

М 55

Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В.Д.Гордашевская. – Минусинск: КГБОУ СПО ММТ, 2014. – 13 с.

 

 

Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и студентов Минусинского медицинского техникума.


ББК 74.5

 

 

 

© Гордашевская В.Д., 2014
© КГБОУ СПО ММТ, 2014

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи работы над рефератом

  2. Выбор темы реферата

  3. Структура реферата

  4. Работа над планом

  5. Работа над введением

  6. Требования к содержанию реферата

  7. Правила оформления ссылок

  8. Работа над заключением

  9. Оформление приложения

  10. Правила оформления библиографических списков

  11. Требования к оформлению реферата

  12. Советы по защите реферата

  13. Приложения

Цели и задачи работы над рефератом
Написание реферата является одной из важных форм самостоятельной учебной деятельности.

Реферат – это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании литературы по предложенной теме, ее основной проблематики, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Написание реферата является одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.

Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.

При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.

Студенты чаще всего испытывают трудности при формулировании цели и задач работы, составлении плана реферата, что приводит к нарушению его структуры.

Основные задачи студента при написании реферата:

  • с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;

  • верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;

  • уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

  • вводный – выбор темы, работа над планом и введением;

  • основной – работа над содержанием и заключением реферата;

  • заключительный – оформление реферата;

  • защита реферата (на занятии, экзамене, студенческой конференции и т.д.)


Выбор темы реферата
Работа над рефератом начинается с выбора темы. Выбирая круг вопросов реферативной работы можно воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем, либо самостоятельно сформулировать тему исследования, исходя из собственных интересов.

При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.

Структура реферата

Структура реферата включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист;

  • содержание;

  • введение;

  • теорию;

  • заключение;

  • приложение;

  • список литературы и источников.


Формулирование цели и задач реферата
Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата.

Цель – это осознаваемый образ предвосхищаемого результата. Целеполагание характерно только для человеческой деятельности. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

Формулирование цели реферата можно осуществить при помощи глаголов: исследовать, изучить, проанализировать, систематизировать, осветить, изложить (представления, сведения), создать, рассмотреть, обобщить и т.д.


Обобщить – сделав вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему-нибудь.

Изучить

  1. Постичь учением, усвоить в процессе обучения

  2. Научно исследовать, познать

  3. Внимательно наблюдая, ознакомиться, понять

Изложить

  1. Описать, передать устно или письменно

  2. Кратко пересказать содержание чего-нибудь



Систематизировать- привести в систему.

Система – определенный порядок в расположении и

связи действий.


Работа над планом
Работу над планом реферата необходимо начать еще на этапе изучения литературы. План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Черновой набросок плана будет в ходе работы дополняться и изменяться. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы.
Работа над введением
Введение – одна из составных и важных частей реферата. При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод.

Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, интригующим, проблемным, а, возможно, тема реферата потребует того, чтобы начать, например, с изложения какого-то определения, типа «здовровье – это…».

Обоснование актуальности выбранной темы - это, прежде всего, ответ на вопрос: «почему я выбрал(а) эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?». Можно и нужно связать тему реферата с современностью.

Краткий обзор литературы и источников по проблеме – в этой части работы над введением необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой автор работал, оценить ее полезность, доступность, высказать отношение к этим книгам.

История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по данной проблеме и стали автору известны.

Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
Требования к содержанию реферата
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает личное отношение автора к излагаемому. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым, точным и при этом выразительным. При изложении материала необходимо соблюдать общепринятые правила:

  • не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа (такие утверждения лучше выражать в безличной форме);

  • при упоминании в тексте фамилий обязательно ставить инициалы перед фамилией;

  • каждая глава (параграф) начинается с новой строки;

  • при изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы, необходимо указывать источники, т.е. приводить ссылки.


Правила оформления ссылок
В реферате сведения об использованной литературе приводятся чаще всего в скобках после слов, к которым относятся. В скобках сначала указывается номер книги в списке литературы, а затем через запятую страница. Например: (1, с.145).
Работа над заключением
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать:

  • основные выводы в сжатой форме;

  • оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Объем заключения составляет 1-2 страницы.
Оформление приложений
Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т.д.

Примеры оформления:

Приложение 1. Терминологический словарь.

Приложение 2. Структура деятельности ЦББ. Схема.

Приложение 3. Карта пациента

В тексте реферата необходимо делать примечания. Пример: (см. приложение 1, С.21).

Приложение является желательным, но не обязательным элементом реферата.
Правила оформления библиографических списков
Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке:

  • автор (фамилия, инициалы);

  • название, подзаголовок;

  • выходные данные (место издания, издательство и год издания).

Пример: Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004, 408 с.

Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике, журнале или газете, то после автора и названия публикации указываются:

  • название сборника, журнала, газеты;

  • место издания и год издания (если сборник);

  • год, номер журнала или дата выхода газеты, страница.

Пример: Пленков О.Ю. Этические отношения медицинского работника и пациента // Медицинская сестра. – 2009. - №1. – С.10-16.

В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей. Сокращаются только названия городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.). Названия остальных городов пишутся без сокращений.
Требования к оформлению реферата
Текст работы пишется на одной стороне листа с широкими полями слева, страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы), главы и параграфы начинать с новой страницы, следует избегать сокращения слов.

Основные требования к оформлению текста:

  • набор текста реферата необходимо осуществлять стандартным 12 шрифтом, 1,5 интервал;

  • заголовки следует набирать 14 шрифтом (выделять полужирным) ;

  • межстрочный интервал полуторный;

  • нумерация страницы снизу в центре листа;

  • объем реферата 10-20 страниц.


Советы по защите реферата


  • Готовясь к ответу, необходимо вспомнить материал максимально подробно, и это должно найти отражение в схеме ответа. Но тут же необходимо выделить главное, что наиболее важно для понимания материала в целом. Особенно строго следует отбирать примеры и иллюстрации.

  • Полезно вначале показать свою схему раскрытия вопроса, а уж потом ее детализировать.

  • Строго следите за точностью своих выражений и правильностью употребления терминов.

  • Будьте особенно внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям.

  • Не бойтесь дополнительных вопросов – чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам или сэкономить время.

  • Прежде чем отвечать на дополнительный вопрос, необходимо сначала правильно его понять. При ответе следует соблюдать тот же принцип экономности мышления, а не высказывать без разбора все, что Вы можете сказать.


Приложение №1
Образец оформления содержания


Содержание
Введение ……..…………………………………………………………3

Глава 1.

1.1. …………………………………………………………..5

1.2. …………………………………………………………..7

1.3. …………………………………………………………..9
Глава 2.

2.1. ….……………………………………………………….11

2.2. ………………………………………………………….13
Глава 3.

3.1. ………………………………………………………….15

3.2. ………………………………………………………….18

3.3. .………………………………………………………….21
Заключение ………………………………………………………….22

Приложение ………………………………………………………….23

Список используемой литературы ……………………………………24




Приложение №2

План-график работы над рефератом


Этапы работы

Содержание работы студента

Форма отчетности студента

Срок исполнения

Содержание работы преподавателя

1. Вводный

Выбор темы реферата,

поиск и ознакомление с литературой, формулирование цели и задач работы, составление плана

Вариант плана,

цель и задачи работы,

список литературы




Консультация,

коррекция деятельности,

проверка плана реферата и списка литературы

2.Основной


Работа над основным содержанием и заключением реферата

Краткие тезисы, подробный план работы, черновые записи




Устное собеседование,

индивидуальная консультация,

коррекция

3. Заключительный

Оформление реферата

Завершенный реферат




Проверка, рецензирование работы,

возврат реферата

4. Защита реферата

Подготовка к защите

Защита реферата




Принятие защиты реферата



Приложение №3

Образец оформления титульного листа к реферату



краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Минусинский медицинский техникум

Реферат по дисциплине

Анатомия и физиология человека”
Тема: Кровеносная система

Выполнил: студент 211 группы

Иванов И.И.

Проверил: преподаватель

Киселева О.П.
Минусинск, 2014


Приложение №4

Пример оформления списка литературы
1. Белова А.П. Участковая медицинская сестра городской поликлиники / А.П. Белова. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Медицина, 2010. - 263 с.

2. Бесядовский Р.А. Руководство для главных сестер больниц и поликлиник / Р.А. Бесядовский, О.Г. Каратаева. - Л.: Медицина, 2013. - 261 с.

3. Вебер В.Р. Основы сестринского дела : учебное пособие для учащихся медицинских училищ и колледжей / В.Р. Вебер, Г.И. Чуваков, В.А. Лапотников. - М.: Медицина, 2011. - 496 с.

4. Веденко Б.Г. Палатная медицинская сестра / Б.Г. Веденко, В.П. Ковальчук, В.С. Тарасюк. – Киев: Здоровья, 2009. - 128 с.

5. Гребенев А.А. Основы общего ухода за больными: учеб. пособие / А.А. Гребенев, А.А. Шептуллин, А.М Хохлов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2014. - 288 с.

6. Григоровская Д.П. Работа медицинской сестры по диспансеризации населения // Фельдшер, №5, 2013, с.19

7. Давлицарова К.Е. Манипуляционная техника: учебное пособие / К.Е. Давлицарова, С.Н. Миронова. - М. : Форум ; ИНФРА-М, 2008. - 480 с

8. Двойников С.И. Менеджмент и лидерство в сестринском деле// Медицинская сестра, №3, 2011, с.32


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по написанию курсовой работы / Составитель: В. Д. Гордашевская. – Минусинск: кгбоу спо ммт, 2012. – 24...
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации по написанию рефератов составитель
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей филиала
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические указания по подготовке и написанию реферата
Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных)
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации по написанию реферата
Цель написания реферата – приобщить обучающихся к творческой работе с источниками информации
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации по их написанию москва-2012 методические...
Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации
Мандриков В. Б. Методические рекомендации для студентов по написанию рефератов с физкультурно-оздоровительной тематикой Волгоград,...
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconА. С. Саядова Методические рекомендации по написанию и защите
Методические рекомендации по написанию и защите магистерской диссертации – Ростов н/Д: юфу, 2014
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу
История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений...
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации к написанию реферата по физической культуре...
Методические рекомендации разработаны в помощь студентам очного и заочного отделения все специальностей для написания реферата по...
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию контрольных работ,...
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и форм обучения
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации по написанию рефератОВ
Работа по написанию рефератов способствует также совершенствованию письменной речи студентов
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации по написанию рефератов москва, 2014
В методических рекомендациях представлены требования, предъявляемые к оформлению реферата и ее отдельным частям (введение, главы,...
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. 13 с. Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. iconМетодические рекомендации находка 2003 Министерство образования Российской...
Методические рекомендации предназначены для ознакомления студентов с требованиями к написанию и оформлению реферативных работ. Рассматриваются...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск