Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля





НазваниеМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
страница1/14
Дата публикации26.10.2014
Размер1.41 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



Федеральное агентство по образованию

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


кафедра философии и социологии

философия образования и науки

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

050400.68 Психолого-педагогическое образование ‒ магистратура

Программы: Психология и педагогика здоровья

Психология и акмеология управления в системе образования

Практическая психология в образовании

Психология и педагогика работы с молодежью

Красноярск 2011
Составитель:

доктор философских наук, профессор В.В. Минеев
Рецензент:

профессор кафедры философии Сибирского федерального университета

доктор философских наук, кандидат химических наук, профессор А.П. Свитин

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры


"__" _____________2011 г.
Заведующий кафедрой

философии КГПУ

_____________ доктор философских наук, профессор А.М. Гендин


Одобрено учебно-методическим советом


"____" ___________2011 г.
Председатель _____________________________
© Красноярский государственный

педагогический университет

им. В.П. Астафьева, 2011

© Минеев В.В., 2011
Философия образования и науки: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» ‒ магистратура /Сост. Д-р филос. наук, профессор В.В. Минеев. Красноярский гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2011.

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая модульная программа

Введение

Цели и задачи курса

Требования к уровню знаний, умений, навыков

Структура курса

Краткие методические рекомендации для студентов

Место дисциплины в учебном процессе

Содержание теоретического курса

Планы занятий

Технологическая карта обучения дисциплине (по очной форме обучения)

Технологическая карта обучения дисциплине (по заочной форме обучения)

Учебные материалы

Система основных понятий курса

Контрольно-измерительные материалы

Вопросы к зачету

Примерные темы рефератов

Методические рекомендации по написанию реферата

Вопросы для самоконтроля

Примерные вопросы для тестирования к входному модулю

Вопросы для итогового тестирования

Технологическая карта рейтинга учебных достижений студентов

Карта литературного обеспечения дисциплины

Обязательная литература

Дополнительная литература

Философия образования и науки

РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Введение

Курс «Философия образования и науки» является дисциплиной базовой части общенаучного цикла магистратуры и по существу относится к числу философско-методологических дисциплин. Назначение философии в современном мире хорошо известно (см. УМКД по учебной дисциплине «Философия» для студентов бакалавриата, Рабочая модульная программа, Введение). Оно определено рядом политических документов, принятых ЮНЕСКО и одобренных научно-педагогической общественностью, а также правительственными организациями нашей страны.

Цель любого философского, базово-общенаучного курса заключается в том, чтобы средствами учебного предмета, с одной стороны, развить у студентов интерес к фундаментально-теоретическому знанию, сформировать устойчивую потребность в философской оценке фактов действительности, повысить мотивацию к занятиям научно-исследовательской и педагогической деятельностью. А, с другой стороны, содействовать развитию определенных когнитивных способностей студентов, воспитанию определенных интеллектуальных, профессиональных и нравственных качеств. Вот главные из них:

– способность к целостному видению мира, общества, человека; умение оценивать любые события в глобально-исторической (космопланетарной, цивилизационной, биосферно-экологической) перспективе;

– ориентация на систему ценностей, принятую научным сообществом, в сочетании с уважительным отношением к людям, ориентирующимся на иные системы ценностей; толерантность и готовность к сотрудничеству;

– глубоко осознанная заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе коллектива, в процветании России, в благополучии человечества; патриотизм и чувство ответственности за судьбу страны;

– интеллектуальная честность и правдивость высказываний;

– умеренность и воздержанность; бережное отношение к природе, к жизненному пространству и к культурной традиции; готовность оказать сопротивление пропаганде неправильного образа жизни, потребительской гонке, любым процессам, идущим вразрез с принципами устойчивого развития.

В процессе освоения данного курса предстоит решить несколько собственно учебных задач, которые соответствуют ФГОС для дисциплин базовой части общенаучного цикла магистратуры и направлены на формирование соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС:

1) Сформировать представление о современных проблемах науки и образования, о подходах к их решению, о современных парадигмах в предметной области науки и, соответственно, об ориентирах развития образования, о теоретических основах организации научно-исследовательской деятельности.

2) Сформировать умение анализировать тенденции развития науки в целом и определять перспективные направления научных исследований, а также адаптировать научные достижения к образовательному процессу.

3) Овладеть навыками осмысления и критического анализа научной информации, навыками совершенствования и развития своего научного потенциала, навыками обсуждения проблем, находящихся на стыке наук или на стыке различных форм культуры и, таким образом, глубже понять отношение приобретаемой специальности к другим наукам, к другим областям человеческой деятельности.

4) Преодолеть утилитарно-прагматический взгляд на сущность науки и образования.

Используются методы обзорной лекции, лекции с элементами беседы, проблемные дискуссии и другие интерактивные технологии.

Что касается требований к уровню знаний, то студент магистратуры обязан иметь ясное и четкое представление

о предпосылках возникновения и становления науки и образования,

об основных эпохах в их истории,

о различных аспектах науки,

о науке как о социальном институте, о ценностных ориентациях ученых,

об особенностях научного знания, о его структуре и динамике,

об особенностях современной науки,

о важнейших современных общенаучных проблемах,

о научно-технической революции и о ее социальных последствиях,

о причинах цивилизационного кризиса и о поиске путей выхода из него,

об отечественной научной и образовательной традиции

(в объеме, предусмотренном рабочей программой).
Что касается умений и навыков, то студент обязан уметь давать объективную, научно обоснованную оценку любым мировоззренческим, социально-философским, политическим, морально-этическим (а в отдельных случаях – также эстетическим, конкретно-научным и религиозно-теологическим) идеям и концепциям, рассматривающим науку и образование, выявлять достоинства и недостатки этих концепций, объяснять механизм воздействия этих концепций на поведение людей, на различные сферы культуры, общественной жизни. Обязан уметь правильно, концептуально формулировать вопросы и ответы, вести дискуссии на философско-методологические и философско-педагогические темы, корректно и аргументировано отстаивать точку зрения научного сообщества, гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности, убедительно пропагандировать здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, к жизненному пространству и к культурной традиции, убедительно демонстрировать внутреннее единство научной объективности и нравственной добродетели, подчинять когнитивно-познавательные процессы задаче формирования у собеседников, у школьников таких человеческих качеств, как честность, трудолюбие, доброжелательность (неагрессивность, способность радоваться успехам других), умеренность.
Таким образом, преподавание данного курса направлено на формирование, прежде всего, следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускника магистратуры:

способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19).

Структура курса

«Философия образования и науки» является дисциплиной базовой части общенаучного цикла высших учебных заведений. Предлагаемый курс «Философия образования и науки» (для студентов ОПП, психолого-педагогическое образование, магистратура – 050400.68, очная форма обучения) соответствует традиционно использовавшемуся государственному стандарту и включает, с одной стороны, теоретический материал (информацию о важнейших проблемах, понятиях, теориях); а с другой стороны, методический материал (задания, итоговые тесты, указатель учебной литературы и т.д.). Содержание курса тщательно сверено с текстами наиболее полных и общепризнанных отечественных учебных пособий на предмет соответствия содержания материала устоявшейся учебной традиции.

Курс составлен из расчета 36 аудиторных часов (8 лекционных плюс 28 семинарских) и 36 внеаудиторных часов. Аудиторные занятия включают в себя лекции и семинары. Тематика лекций совпадает с тематикой семинаров лишь частично. На лекции выносятся узловые вопросы курса, а также материал наиболее трудный для самостоятельного изучения, сложный или недостаточно полно освещаемый в учебной литературе. Предназначение лекционного курса заключается в систематическом изложении курса, тогда как роль семинара несколько иная. На семинаре предлагается обсудить несколько вопросов, объединенных общей темой. В процессе обмена информацией происходит одновременно и опрос, и изучение нового материала, и закрепление.

Модульно-тематическая форма изложения учебного материала предполагает выделение крупных смысловых блоков, осмысление которых позволяет студенту глубоко изучить предмет. Следует учитывать и то, что организация учебного процесса на основе модульной образовательной технологии дает студенту возможность поэтапно осваивать материал с промежуточным закреплением уже изученного материала. Исходя из этого, курс «Философия образования и науки», приравненный к одному модулю, тем не менее, разбит на два раздела. В первом разделе наука рассматривается преимущественно в историко-культурологическом ракурсе, а во втором анализируется преимущественно в эпистемологическом и социологическом аспектах.

Краткие методические рекомендации для студентов
Изучение проблем курса основано на анализе научной, учебно-методической и справочно-энциклопедической литературы, списки которой приводятся к программам семинарского курса, самостоятельной работы, а также список основной литературы, рекомендуемой для обязательного использования с учетом наличия книг в библиотечном фонде. Студенту необходимо использовать при изучении лекционного курса и подготовке к семинарам рекомендованные источники, вникнуть в суть представленного в них того или иного подхода, сопоставить их, прийти к собственному выводу и четко сформулировать свою позицию по той или иной проблеме. При работе с различными источниками следует обратить внимание на общее и различное в позициях авторов; полезно найти само основание (то есть объяснить причину) этой общности или различия и только затем попытаться разобраться в собственных установках и предпочтениях, выработать собственную позицию (если, конечно, чувствуете в этом необходимость). Для успешного освоения материала необходимо учитывать рекомендации, изложенные в программе самостоятельной работы для подготовки каждой темы.

В ходе самостоятельной работы по изучению курса «Философия образования и науки» студенты должны составить конспект проработанного учебного материала по каждой теме, составить словарь основных понятий философии. Особое внимание следует уделить самоконтролю степени усвоения материала. С этой целью студенты должны ответить на все контрольные вопросы - ответ на один из контрольных вопросов модуля необходимо дать письменно (не менее 1 стр. машинописного текста через 1,5 интервала или соответствующий объем рукописного текста). При возникновении трудностей в работе над курсом они разрешаются на семинарских занятиях, во время индивидуальных консультаций.

Итоговой формой проверки знаний является зачет. Раскрывая тот или иной зачетный вопрос, необходимо выполнить следующие требования:

– раскрыть содержание (смысл) вопроса кратко и по существу дела, дать ясные, четкие определения основных понятий темы (а по требованию экзаменатора дать четкое определение также любого другого понятия курса);

– объяснить, показать, каким образом то или иное решение рассматриваемого вопроса влияет на наши представления о мире, обществе, человеке;

– проследить, насколько возможно, эволюцию представлений о рассматриваемом явлении, сравнить различные точки зрения, продемонстрировать их сильные и слабые стороны;

– показать актуальность затрагиваемой проблематики;

– связать по требованию преподавателя данный вопрос с любым другим вопросом курса, а также с проблемами отрасли, в которой специализируется будущий магистр.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Российского государственного аграрного университета ‒ Московской Сельскохозяйственной Академии им. К. А. Тимирязева
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу
История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Философия образования и науки: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050400. 68 «Психолого-педагогическое...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля
Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100....
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по их написанию москва-2012 методические...
Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по «Экологическим основам природопользования»
Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата,...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические указания по подготовке и написанию реферата
Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных)
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В....
Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. – Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. – 13 с
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconИсторический факультет Кафедра права и мпо методические рекомендации по написанию рефератА
Разработка плана реферата (ни один из пунктов основной части не должен повторять тему самого реферата)
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013
Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и...
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации для студентов по написанию и оформлению...
Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля iconМетодические рекомендации по написанию реферата
Цель написания реферата – приобщить обучающихся к творческой работе с источниками информации


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск