Скачать 1.68 Mb.
|
Федеральное агентство по образованиюМинистерство образования и науки РФФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университетим. В.П. Астафьева»кафедра философии и социологии ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 050100.68 Педагогическое образование ‒ магистратура Программа: БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Красноярск 2011 Составитель: доктор философских наук, профессор В.В. Минеев Рецензент: доктор философских наук, профессор Российского государственного аграрного университета ‒ Московской Сельскохозяйственной Академии им. К.А. Тимирязева, А.И. Панюков Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры "__" _____________2011 г. Заведующий кафедрой философии КГПУ _____________ доктор философских наук, профессор А.М. Гендин Одобрено учебно-методическим советом "____" ___________2011 г. Председатель _____________________________ © Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2011 © Минеев В.В., 2011 История и философские основы естествознания: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» ‒ магистратура /Сост. Д-р филос. наук, профессор В.В. Минеев. Красноярский гос. пед. университет им. В.П. Астафьева, 2011. СОДЕРЖАНИЕ Рабочая модульная программа Введение Цели и задачи курса Требования к уровню знаний, умений, навыков Структура курса Краткие методические рекомендации для студентов Место дисциплины в учебном процессе Содержание теоретического курса Планы занятий Технологическая карта обучения дисциплине (по очной форме обучения) Технологическая карта обучения дисциплине (по заочной форме обучения) Учебные материалы Система основных понятий курса Контрольно-измерительные материалы Вопросы к зачету Примерные темы рефератов Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Примерные вопросы для тестирования к входному модулю Вопросы для итогового тестирования Технологическая карта рейтинга учебных достижений студентов Карта литературного обеспечения дисциплины Обязательная литература Дополнительная литература История и философские основы естествознания РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА Введение Курс «История и философские основы естествознания» является дисциплиной вариативной части общенаучного цикла магистратуры и по существу относится к числу философско-методологических дисциплин. Назначение философии в современном мире хорошо известно (см. УМКД по учебной дисциплине «Философия» для студентов бакалавриата, Рабочая модульная программа, Введение). Оно определено рядом политических документов, принятых ЮНЕСКО и одобренных научно-педагогической общественностью, а также правительственными организациями нашей страны. Цель любого философского, общенаучного курса заключается в том, чтобы средствами учебного предмета, с одной стороны, развить у студентов интерес к фундаментально-теоретическому знанию, сформировать устойчивую потребность в философской оценке фактов действительности, повысить мотивацию к занятиям научно-исследовательской и педагогической деятельностью. А, с другой стороны, содействовать развитию определенных когнитивных способностей студентов, воспитанию определенных интеллектуальных, профессиональных и нравственных качеств. Вот главные из них: – способность к целостному видению мира, общества, человека; умение оценивать любые события в глобально-исторической (космопланетарной, цивилизационной, биосферно-экологической) перспективе; – ориентация на систему ценностей, принятую научным сообществом, в сочетании с уважительным отношением к людям, ориентирующимся на иные системы ценностей; толерантность и готовность к сотрудничеству; – глубоко осознанная заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе коллектива, в процветании России, в благополучии человечества; патриотизм и чувство ответственности за судьбу страны; – интеллектуальная честность и правдивость высказываний; – умеренность и воздержанность; бережное отношение к природе, к жизненному пространству и к культурной традиции; готовность оказать сопротивление пропаганде неправильного образа жизни, потребительской гонке, любым процессам, идущим вразрез с принципами устойчивого развития. В процессе освоения данного курса предстоит решить несколько собственно учебных задач, которые соответствуют ФГОС для дисциплин базовой части общенаучного цикла магистратуры и направлены на формирование соответствующих компетенций, предусмотренных ФГОС: 1) Сформировать представление о современных проблемах науки и образования, о подходах к их решению, о современных парадигмах в предметной области науки и, соответственно, об ориентирах развития образования, о теоретических основах организации научно-исследовательской деятельности. 2) Сформировать умение анализировать тенденции развития науки в целом и определять перспективные направления научных исследований, а также адаптировать научные достижения к образовательному процессу. 3) Овладеть навыками осмысления и критического анализа научной информации, навыками совершенствования и развития своего научного потенциала, навыками обсуждения проблем, находящихся на стыке наук или на стыке различных форм культуры и, таким образом, глубже понять отношение приобретаемой специальности к другим наукам, к другим областям человеческой деятельности. 4) Преодолеть утилитарно-прагматический взгляд на сущность науки и образования. Используются методы обзорной лекции, лекции с элементами беседы, проблемные дискуссии и другие интерактивные технологии. Что касается требований к уровню знаний, то студент магистратуры обязан иметь ясное и четкое представление о предпосылках возникновения и становления науки и образования, об основных эпохах в их истории, о различных аспектах науки, о науке как о социальном институте, о ценностных ориентациях ученых, об особенностях научного знания, о его структуре и динамике, об особенностях современной науки, о важнейших современных общенаучных проблемах, о научно-технической революции и о ее социальных последствиях, о причинах цивилизационного кризиса и о поиске путей выхода из него, об отечественной научной и образовательной традиции (в объеме, предусмотренном рабочей программой). Что касается умений и навыков, то студент обязан уметь давать объективную, научно обоснованную оценку любым мировоззренческим, социально-философским, политическим, морально-этическим (а в отдельных случаях – также эстетическим, конкретно-научным и религиозно-теологическим) идеям и концепциям, рассматривающим науку и образование, выявлять достоинства и недостатки этих концепций, объяснять механизм воздействия этих концепций на поведение людей, на различные сферы культуры, общественной жизни. Обязан уметь правильно, концептуально формулировать вопросы и ответы, вести дискуссии на философско-методологические и философско-педагогические темы, корректно и аргументировано отстаивать точку зрения научного сообщества, гуманистические идеалы, общечеловеческие ценности, убедительно пропагандировать здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, к жизненному пространству и к культурной традиции, убедительно демонстрировать внутреннее единство научной объективности и нравственной добродетели, подчинять когнитивно-познавательные процессы задаче формирования у собеседников, у школьников таких человеческих качеств, как честность, трудолюбие, доброжелательность (неагрессивность, способность радоваться успехам других), умеренность. Таким образом, преподавание данного курса направлено на формирование, прежде всего, следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций выпускника магистратуры: способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2); способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3); способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5); способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6); готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7); готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14); способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18); способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19). Структура курса «История и философские основы естествознания» является дисциплиной вариативной части общенаучного цикла высших учебных заведений. Предлагаемый курс «История и философские основы естествознания» (для студентов ОПП, педагогическое образование, магистратура – 050100.68, очная или заочная форма обучения) соответствует традиционно использовавшемуся государственному стандарту и включает, с одной стороны, теоретический материал (информацию о важнейших проблемах, понятиях, теориях); а с другой стороны, методический материал (задания, итоговые тесты, указатель учебной литературы и т.д.). Содержание курса тщательно сверено с текстами наиболее полных и общепризнанных отечественных учебных пособий на предмет соответствия содержания материала устоявшейся учебной традиции. Курс составлен из расчета 72 часов (4 лекционных, 4 семинарских и 64 внеаудиторных часа). Аудиторные занятия включают в себя лекции и семинары. Тематика лекций совпадает с тематикой семинаров лишь частично. На лекции выносятся узловые вопросы курса, а также материал наиболее трудный для самостоятельного изучения, сложный или недостаточно полно освещаемый в учебной литературе. Предназначение лекционного курса заключается в систематическом изложении курса, тогда как роль семинара несколько иная. На семинаре предлагается обсудить несколько вопросов, объединенных общей темой. В процессе обмена информацией происходит одновременно и опрос, и изучение нового материала, и закрепление. Модульно-тематическая форма изложения учебного материала предполагает выделение крупных смысловых блоков, осмысление которых позволяет студенту глубоко изучить предмет. Следует учитывать и то, что организация учебного процесса на основе модульной образовательной технологии дает студенту возможность поэтапно осваивать материал с промежуточным закреплением уже изученного материала. Исходя из этого, курс «История и философские основы естествознания», приравненный к одному модулю, тем не менее, разбит на два раздела. В первом разделе наука рассматривается преимущественно в эпистемологическом ракурсе, а во втором анализируется инновационно-исследовательская деятельность в ее связи со сложившимися в обществе традициями, преимущественно в социологическом ключе. Краткие методические рекомендации для студентов Изучение проблем курса основано на анализе научной, учебно-методической и справочно-энциклопедической литературы, списки которой приводятся к программам семинарского курса, самостоятельной работы, а также список основной литературы, рекомендуемой для обязательного использования с учетом наличия книг в библиотечном фонде. Студенту необходимо использовать при изучении лекционного курса и подготовке к семинарам рекомендованные источники, вникнуть в суть представленного в них того или иного подхода, сопоставить их, прийти к собственному выводу и четко сформулировать свою позицию по той или иной проблеме. При работе с различными источниками следует обратить внимание на общее и различное в позициях авторов; полезно найти само основание (то есть объяснить причину) этой общности или различия и только затем попытаться разобраться в собственных установках и предпочтениях, выработать собственную позицию (если, конечно, чувствуете в этом необходимость). Для успешного освоения материала необходимо учитывать рекомендации, изложенные в программе самостоятельной работы для подготовки каждой темы. В ходе самостоятельной работы по изучению курса «История и философские основы естествознания» студенты должны составить конспект проработанного учебного материала по каждой теме, составить словарь основных понятий философии. Особое внимание следует уделить самоконтролю степени усвоения материала. С этой целью студенты должны ответить на все контрольные вопросы - ответ на один из контрольных вопросов модуля необходимо дать письменно (не менее 1 стр. машинописного текста через 1,5 интервала или соответствующий объем рукописного текста). При возникновении трудностей в работе над курсом они разрешаются на семинарских занятиях, во время индивидуальных консультаций. Итоговой формой проверки знаний является зачет. Раскрывая тот или иной зачетный вопрос, необходимо выполнить следующие требования: – раскрыть содержание (смысл) вопроса кратко и по существу дела, дать ясные, четкие определения основных понятий темы (а по требованию экзаменатора дать четкое определение также любого другого понятия курса); – объяснить, показать, каким образом то или иное решение рассматриваемого вопроса влияет на наши представления о мире, обществе, человеке; – проследить, насколько возможно, эволюцию представлений о рассматриваемом явлении, сравнить различные точки зрения, продемонстрировать их сильные и слабые стороны; – показать актуальность затрагиваемой проблематики; – связать по требованию экзаменаторов данный вопрос с любым другим вопросом курса, а также с проблемами отрасли, в которой специализируется будущий магистр. |
Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Философия образования и науки: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050400. 68 «Психолого-педагогическое... | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Философия образования и науки: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050400. 68 «Психолого-педагогическое... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению... Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа | ||
Методические рекомендации по их написанию москва-2012 методические... Подготовка и написание реферата – важная составная часть учебного процесса и одна из форм самостоятельной работы курсантов | Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата,... | ||
Методические указания по подготовке и написанию реферата Методические рекомендации по написанию письменных работ (рефератов, курсовых, дипломных) | Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В.... Методические рекомендации по написанию реферата/ Составитель: В. Д. Гордашевская. – Минусинск: кгбоу спо ммт, 2014. – 13 с | ||
Исторический факультет Кафедра права и мпо методические рекомендации по написанию рефератА Разработка плана реферата (ни один из пунктов основной части не должен повторять тему самого реферата) | Методические рекомендации по написанию, оформлению и защите реферата Чернушка, 2013 Методические рекомендации подготовлены с целью совершенствования качества написания рефератов. Предназначены для преподавателей и... | ||
Методические рекомендации для студентов по написанию и оформлению... Методические рекомендации предназначены студентам Уссурийского медицинского колледжа | Методические рекомендации по написанию реферата Цель написания реферата – приобщить обучающихся к творческой работе с источниками информации |