Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования»





Скачать 452.53 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по «Экологическим основам природопользования»
страница1/4
Дата публикации01.07.2015
Размер452.53 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по «Экологическим основам

природопользования»

Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической

помощи студентам для самостоятельной подготовки по экологическим основам природопользования.

Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата, варианты, краткое пояснение к вопросам, а также перечень вопросов к зачету и список литературы.

Контрольные вопросы охватывают три раздела курса

природопользования:

1. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду;

2. Экологическое право;

3. Экономический механизм управления природопользованием.

КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Содержание

Введение …………………………………………………………………….. 5

1. Особенности взаимодействия общества и природы ……………………6

2. Правовые вопросы экологической безопасности………………………. 9

3. Методические указания к выполнению контрольной работы………….12
Введение

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования. В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения должен:

Иметь представление:

- о современном состоянии окружающей среды в России;

- о глобальных проблемах экологии;

- о принципах рационального природопользования;

- об источниках загрязнения природы;

- о государственных и общественных мероприятиях по экологии и

природопользованию;

Знать:- правовые вопросы экологической безопасности.
Приступая к выполнению контрольных заданий, следует изучить теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо ответить на вопросы самоконтроля.

В соответствии с примерной программой при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу.

Домашние контрольные работы могут быть представлены на проверку в

электронном виде на адрес электронной почты образовательного учреждения.

В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые важнейшие нормативные документы, постановления, касающиеся экологической безопасности.

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы.
Тема 1. 1. Природоохранный потенциал

Студент должен:

Иметь представление:

- о современном состоянии окружающей среды России и планеты;

- о воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и

предотвращении;

- о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.
Природа и общество.
Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

-Научно - технический прогресс и природа.

-Утилизация бытовых и промышленных отходов.

-Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

-Признаки экологического кризиса

. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения.
Методические указания

При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно- деятельный подход к содержанию, т.к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии. Например: экология, демография, биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера т.д. Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе.

Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т.е. оказывало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые 19 и начала 20 веков. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии, сделанные Н. Пржевальским, Н. Дюжевым, В. Докучаевым, Н. Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г. В России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных, а

акже российско – финский заповедник «Дружба – 2», но этого крайне недостаточно [1,2,6,11,12].
Вопросы для самоконтроля
1.Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в ….? :

- литосфере;

- атмосфере;

- гидросфере;

- биосфере.

2. Какую опасность представляют загрязнения?

- химическое;

- физическое;

- механическое.

3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни?

4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения

природы для человека?

5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной

культуры человека?
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование.
Студент должен:

Иметь представление:

- о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Методические указания

Ресурсы – любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально – экономических отношениях. Ресурсы принято делить на три основные группы: материальные, трудовые, в т.ч. интеллектуальные, и природные. Природные ресурсы (ПР) являются ключевым понятием природопользования.

ПР – природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, для повышения качества жизни человека.

ПР – категория историческая. Использование новых видов сырья, источников энергии и технологий
Существует следующая классификация ПР:

- средства труда: земля, каналы, реки, морские пути, вода для орошения;

- источники энергии;

- сырье и исходные материалы;

- предметы потребления;

- банк генофонда;- источники информации.
Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «природные ресурсы»?

2. Приведите примеры природных ресурсов – источники энергии, сырье, предметы потребления, банк генофонда или источников информации об окружающем мире.

3. Как и почему изменилось потребление ПР во второй половине текущего столетия?

4. Назовите экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов.

5. Какие меры предпринимаются для решения экологических проблем в этой сфере?
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными

веществами.

Студент должен:

Иметь представление:

- об основных источниках загрязнения окружающей среды;

- о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека;

- об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Методические указания

Биосфера – нижняя часть атмосфера, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (В.И.Вернадский), другими словами – «живая оболочка Земли».

Биосфера – самая крупная (глобальная) экосистема Земли, область системного взаимодействия живого и костного вещества на планете. На живое в биосфере действуют следующие факторы:

- абиотические – (неживой природы) свет, температура, влажность, физические

поля, воздух, почва;

- биотические – со стороны других организмов;

-антропогенные воздействия на природу. Антропогенные воздействия вызваны несовершенными, грязными производственными технологиями в промышленности, в сельском хозяйстве, в транспорте и в быту. Особенно следует отметить загрязнения военно – промышленного комплекса и энергетики. Сжигание ископаемого топлива сопровождается выбросами углекислого газа (СО2), избыток которого провоцирует парниковый эффект, кислотные дожди, и диоксид серы (SO2). Атомные электростанции, самые экологически чистые, после Чернобыля выявили острую озабоченность всего человечества. Возник вопрос, что делать с радиоактивным загрязнением? В аграрном секторе минеральные удобрения и пестициды гарантируют высокую продуктивность, но нарушение технологии их применения наносит непоправимый урон биосфере.
Вопросы для самоконтроля

1. Какие электростанции и почему оказывают влияние на глобальное

изменение климата планеты?

2. Расшифруйте и дайте определения: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДН, ПДУ?

3. Дайте определение следующим понятиям: мониторинг, прогнозирование,

моделирование, экспертиза.

4. Оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации: - в воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях: сфен = 0,008 мг/м3, Сацет = 0,334 мг/м3, соответствующие ПДК = 0,01мг/м3, ПДК = 0,35 мг/м3. Выбери правильный ответ:

а) состояние окружающей среды опасно для здоровья человека;

б) состояние окружающей среды не влияет на здоровье человека.
Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности.
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.
Природоохранный надзор.

Студент должен:

Иметь представление:

- об истории становления Российского природоохранного законодательства;

- о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды.
Знать:

- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора.

История Российского природоохранного законодательства.

Природоохранные постановления 1970 – 1990 гг., принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 г. независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого–экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение.
Методические указания

Содержание темы подчеркивает уверенность в правовом обеспечении

экологической безопасности, и знакомит с природоохранными законами. Отдельный человек, отдельная страна самостоятельно не в состоянии решить проблемы, связанные с охраной окружающей среды, поэтому необходимо сотрудничество государств. В 1913 г. ученые Австралии, Австрии, Аргентины, Бельгии, России, США, Франции, Великобритании, Венгрии и др. собрались в Берне на конференцию по Международной охране природы. В 1948 г. был создан Юнеско (Международный Союз защиты природы и природных ресурсов). Был создан ряд Международных программ в том числе: - международная правительственная программа по окружающей среде.

В 1991 г. в России был принят закон об «Охране окружающей природной

среды». На базе этого закона разрабатываются нормативные документы правительства и региональных администраций. В этом законе 12 разделов, из

которых следует обратить внимание на раздел 2 «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду», раздел 13 «Ответственность за экологические правонарушения».
Вопросы для самоконтроля

1. Какие разделы в законе об «Охране окружающей природной среды» необходимо знать в Вашей профессиональной деятельности?

2. Почему создаются международные объединения по охране окружающей природной среды? Ответ обоснуйте.

3. Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования.

4. По поводу участия общественности в обсуждении и решении проблем охраны окружающей среды (ООС) есть разные мнения. С каким из них и почему Вы согласны?

а) Чем шире слои населения будут участвовать в обсуждении и решении проблем (ООС), тем быстрее будет внесена гармония во взаимоотношения между обществом и природой.

б) Вопросы ООС требуют научного подхода. Поэтому обсуждать эти вопросы должны ученые, специалисты, руководители.

5. Что вы можете сказать о проблемах, которые поднимают «зеленые»?
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.

Студент должен:

Знать:

- правовые вопросы экологической безопасности. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.
Методические указания

В правовом пространстве существует:

- эколого-правовая (природоохранная) ответственность, по которой может быть назначена для должностных лиц дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская, материальная ответственности; - эколого экономическая ответственность не по факту правонарушения, а по факту причинения правомерного вреда. Выражается во взыскании в бесспорном порядке денежных сумм в качестве компенсации за причиненный вред, платежи предприятий за загрязнение окружающей среды (за выбросы, сбросы и захоронения вредных веществ). В каждом регионе существуют нормы штрафов за загрязнение окружающей среды
Вопросы для самоконтроля

1. Какие административные, правовые и общественные организации отвечают за выполнение «Закона об окружающей среды» в Вашем регионе?

2. Перечислите основные разделы «Закона об охране окружающей среды».

3. Какие меры административные или воспитательного характера принесут больше пользы природе России?

4. Предложите эффективные формы работы с населением по сохранению

природы.
Раздел 3. Методические указания к выполнению контрольной работы.
В соответствие с учебным планом каждый студент-заочник должен выполнить самостоятельно одну контрольную работу. В контрольной работе необходимо ответить на теоретические вопросы, их в каждом варианте три. Ответы на вопросы производятся на основе самостоятельной проработки основной и дополнительной литературы и должны быть полными и содержательными, со всеми необходимыми пояснениями, схемами и таблицами.

Контрольная работа выполняется в печатном виде на формате А4, титульный лист делается по образцу (Приложение 1). Текст работы выполняется 14 шрифтом Times New Roman, выравнивание по ширине, межстрочный интервал 1,5. В конце работы указывается литература, которой пользовался студент при выполнении контрольной работы: название пособий, автор, год издания.

Вариант задания выбирается по последней цифре № зачетки


Задания для контрольной работы
Вариант №1

1. Влияние транспорта на проблему землепользования и здоровье населения. Остановитесь подробнее на последствиях загрязнений от воздействия транспорта воды, воздуха, городской среды и т.д.

2. Деятельность «Гринпис».

3. Как вы считаете, что выгоднее:

а) перерабатывать отходы, мусор на специализированных заводах?

б) «хоронить» на специальных полигонах?

Ответ обоснуйте.
Вариант №2

1. Возможность развития рекреационной деятельности в Вашем регионе (Туризм. Курорты. Заповедники. Памятники архитектуры.)

2. Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека.

3. Перечислите основные виды оплаты за использование природных ресурсов. На что необходимо их направить в первую очередь?
Вариант №3

1. Рациональное использование водных ресурсов. Определение степени загрязнения воды.

2. Правовые и социальные аспекты экологии.

3. В чем по Вашему мнению состоят достоинства и недостатки проектов строительства гидроэлектростанций. Дайте объяснения.
Вариант №4

1. Опишите последствия, связанные с использованием радиоактивных материалов в энергетике, ВПК, науке и технике, медицине.

2. Ресурсы мирового океана и их использование.

3. В каких странах: развитых или развивающихся вопросы природопользования стоят более остро? Почему?
Вариант №5

1. Сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду (эрозия, засоление, заболачивание, загрязнение почв химическими веществами).

2. Красная книга.

3. Известно, что на сжигание 100 л бензина требуется годовая норма кислорода, необходимая человеку. Должны ли развитые страны платить за кислород, используемый в производстве, слаборазвитыми странами, на территории которых находятся леса? Если да, то какова эта оплата?
Вариант №6

1. Экологическое влияние промышленного лесопользования (сплошные, выборочные, санитарные рубки, восстановление лесов).

2. Международное сотрудничество в области рационального природопользования.

3. Влияние дорожно- транспортных работ на окружающую среду. Ваше мнение.
Вариант №7

1. История развития природопользования в России.

2. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы

3.Можно ли считать представителей малых народов, кочующих в отдаленных местах, настоящими экологами? Почему? Дайте обоснование.
Вариант №8

1. Экологические последствия истощения природных ресурсов в Вашем районе и пути их восстановления.

2. Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы.

3. Приведите примеры конкретных «разрушителей» природы в Вашем регионе, местности. Ваше гражданское отношение к ним.
Вариант №9

1. Использование и охрана животного мира.

2. Земельные ресурсы и продукты питания.

3.Можно ли считать «бездорожье» лучшей защитой «первозданной природы». Ответ обоснуйте.
Вариант №10

1. Воспитание правового отношения к природопользованию детей, молодежи, специалистов и предпринимателей.

2. Современные биотехнологии охраны окружающей среды.

3. Какие бы Вы предложили гуманные меры наказания для нарушителей Закона об окружающей среде. Поясните.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconТесты по экологическим основам природопользования для специальности

Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое...
Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации по проведению научно-практических исследований...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconОсновы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил....
Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год
Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим...
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины «Экономика предприятия» по специальности: 080502 «Экономика и...
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл»....
Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» icon5. Методические рекомендации студентам обучения по освоению 11
«Высшая математика». Обучающиеся должны отвечать требованиям к знаниям, умениям и готовностям, необходимым при освоении последующих...
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» icon5. Методические рекомендации студентам обучения по освоению 10
«Высшая математика». Обучающиеся должны отвечать требованиям к знаниям, умениям и готовностям, необходимым при освоении последующих...
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconРоссийской Федерации Югорский государственный университет Факультет природопользования
Методические указания предназначены для выполнения и оформления вкр, курсовых, контрольных работ, рефератов и отчетов по учебным...
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» iconМетодические рекомендации по выполнению дипломных работ
Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск