Скачать 452.53 Kb.
|
Методические рекомендации по «Экологическим основам природопользования» Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам для самостоятельной подготовки по экологическим основам природопользования. Пособие включает в себя краткий курс лекций, вопросы для самоконтроля, методические указания по выполнению контрольной работы и реферата, варианты, краткое пояснение к вопросам, а также перечень вопросов к зачету и список литературы. Контрольные вопросы охватывают три раздела курса природопользования: 1. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду; 2. Экологическое право; 3. Экономический механизм управления природопользованием. КУРС ЛЕКЦИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ» Содержание Введение …………………………………………………………………….. 5 1. Особенности взаимодействия общества и природы ……………………6 2. Правовые вопросы экологической безопасности………………………. 9 3. Методические указания к выполнению контрольной работы………….12 Введение Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Экологические основы природопользования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования. В результате освоения программы дисциплины студент заочной формы обучения должен: Иметь представление: - о современном состоянии окружающей среды в России; - о глобальных проблемах экологии; - о принципах рационального природопользования; - об источниках загрязнения природы; - о государственных и общественных мероприятиях по экологии и природопользованию; Знать:- правовые вопросы экологической безопасности. Приступая к выполнению контрольных заданий, следует изучить теоретический материал. Для улучшения его усвоения необходимо ответить на вопросы самоконтроля. В соответствии с примерной программой при изучении дисциплины необходимо выполнить одну домашнюю контрольную работу. Домашние контрольные работы могут быть представлены на проверку в электронном виде на адрес электронной почты образовательного учреждения. В процессе изучения дисциплины необходимо использовать не только рекомендованную литературу, но и появляющиеся новые важнейшие нормативные документы, постановления, касающиеся экологической безопасности. Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. Тема 1. 1. Природоохранный потенциал Студент должен: Иметь представление: - о современном состоянии окружающей среды России и планеты; - о воздействии экологических ситуаций на человека, их прогнозировании и предотвращении; - о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф. Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. -Научно - технический прогресс и природа. -Утилизация бытовых и промышленных отходов. -Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. -Признаки экологического кризиса . Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др. Пути их решения. Методические указания При изучении данной темы у студента должен быть выработан личностно- деятельный подход к содержанию, т.к. ответственность за существование будущих поколений лежит на каждом из нас и особенно на тех, кто располагает информацией о рациональном и нерациональном природопользовании. Чтобы легче усваивать учебный материал, необходимо знать смысл русских слов и терминов иностранного происхождения, которых очень много в литературе по экологии. Например: экология, демография, биосфера, литосфера, гидросфера, атмосфера т.д. Эти понятия встречались при изучении естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе. Развитие производительных сил общества наложило негативный отпечаток на природу, естественную среду обитания всего живого, т.е. оказывало антропогенное воздействие. Утилизация мусора и отходов производства – основная задача человечества в области спасения всего живого на планете важный вклад в дело сохранения природы России сделали ученые 19 и начала 20 веков. Об этом говорят географические открытия и успехи в области биологии, почвоведения и органической химии, сделанные Н. Пржевальским, Н. Дюжевым, В. Докучаевым, Н. Бутлеровым и многими другими учеными. В 1991 г. В России насчитывалось 75 заповедников, из них 16 биосферных, а акже российско – финский заповедник «Дружба – 2», но этого крайне недостаточно [1,2,6,11,12]. Вопросы для самоконтроля 1.Какие последствия вызвала хозяйственная деятельность в ….? : - литосфере; - атмосфере; - гидросфере; - биосфере. 2. Какую опасность представляют загрязнения? - химическое; - физическое; - механическое. 3. Какое значение имеет природа в Вашей жизни? 4. В чем особенности ресурсного, биологического, эстетического значения природы для человека? 5. Какова роль природы в формировании эстетической и нравственной культуры человека? Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Студент должен: Иметь представление: - о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды. Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Методические указания Ресурсы – любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально – экономических отношениях. Ресурсы принято делить на три основные группы: материальные, трудовые, в т.ч. интеллектуальные, и природные. Природные ресурсы (ПР) являются ключевым понятием природопользования. ПР – природные объекты и явления, используемые в настоящем, прошлом и будущем для прямого и непрямого потребления, для повышения качества жизни человека. ПР – категория историческая. Использование новых видов сырья, источников энергии и технологий Существует следующая классификация ПР: - средства труда: земля, каналы, реки, морские пути, вода для орошения; - источники энергии; - сырье и исходные материалы; - предметы потребления; - банк генофонда;- источники информации. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «природные ресурсы»? 2. Приведите примеры природных ресурсов – источники энергии, сырье, предметы потребления, банк генофонда или источников информации об окружающем мире. 3. Как и почему изменилось потребление ПР во второй половине текущего столетия? 4. Назовите экологические последствия интенсивного использования природных ресурсов. 5. Какие меры предпринимаются для решения экологических проблем в этой сфере? Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Студент должен: Иметь представление: - об основных источниках загрязнения окружающей среды; - о классификации загрязнителей и путях их воздействия на человека; - об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Методические указания Биосфера – нижняя часть атмосфера, вся гидросфера и верхняя часть литосферы Земли, населенные живыми организмами, «область существования живого вещества» (В.И.Вернадский), другими словами – «живая оболочка Земли». Биосфера – самая крупная (глобальная) экосистема Земли, область системного взаимодействия живого и костного вещества на планете. На живое в биосфере действуют следующие факторы: - абиотические – (неживой природы) свет, температура, влажность, физические поля, воздух, почва; - биотические – со стороны других организмов; -антропогенные воздействия на природу. Антропогенные воздействия вызваны несовершенными, грязными производственными технологиями в промышленности, в сельском хозяйстве, в транспорте и в быту. Особенно следует отметить загрязнения военно – промышленного комплекса и энергетики. Сжигание ископаемого топлива сопровождается выбросами углекислого газа (СО2), избыток которого провоцирует парниковый эффект, кислотные дожди, и диоксид серы (SO2). Атомные электростанции, самые экологически чистые, после Чернобыля выявили острую озабоченность всего человечества. Возник вопрос, что делать с радиоактивным загрязнением? В аграрном секторе минеральные удобрения и пестициды гарантируют высокую продуктивность, но нарушение технологии их применения наносит непоправимый урон биосфере. Вопросы для самоконтроля 1. Какие электростанции и почему оказывают влияние на глобальное изменение климата планеты? 2. Расшифруйте и дайте определения: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДН, ПДУ? 3. Дайте определение следующим понятиям: мониторинг, прогнозирование, моделирование, экспертиза. 4. Оцените санитарное состояние воздуха, учитывая эффект суммации: - в воздухе одновременно присутствуют пары фенола и ацетона в концентрациях: сфен = 0,008 мг/м3, Сацет = 0,334 мг/м3, соответствующие ПДК = 0,01мг/м3, ПДК = 0,35 мг/м3. Выбери правильный ответ: а) состояние окружающей среды опасно для здоровья человека; б) состояние окружающей среды не влияет на здоровье человека. Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности. Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. Студент должен: Иметь представление: - об истории становления Российского природоохранного законодательства; - о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды. Знать: - задачи и цели природоохранных органов управления и надзора. История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления 1970 – 1990 гг., принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 г. независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого–экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Методические указания Содержание темы подчеркивает уверенность в правовом обеспечении экологической безопасности, и знакомит с природоохранными законами. Отдельный человек, отдельная страна самостоятельно не в состоянии решить проблемы, связанные с охраной окружающей среды, поэтому необходимо сотрудничество государств. В 1913 г. ученые Австралии, Австрии, Аргентины, Бельгии, России, США, Франции, Великобритании, Венгрии и др. собрались в Берне на конференцию по Международной охране природы. В 1948 г. был создан Юнеско (Международный Союз защиты природы и природных ресурсов). Был создан ряд Международных программ в том числе: - международная правительственная программа по окружающей среде. В 1991 г. в России был принят закон об «Охране окружающей природной среды». На базе этого закона разрабатываются нормативные документы правительства и региональных администраций. В этом законе 12 разделов, из которых следует обратить внимание на раздел 2 «Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду», раздел 13 «Ответственность за экологические правонарушения». Вопросы для самоконтроля 1. Какие разделы в законе об «Охране окружающей природной среды» необходимо знать в Вашей профессиональной деятельности? 2. Почему создаются международные объединения по охране окружающей природной среды? Ответ обоснуйте. 3. Перечислите основные региональные организации, которые причастны к вопросам природопользования. 4. По поводу участия общественности в обсуждении и решении проблем охраны окружающей среды (ООС) есть разные мнения. С каким из них и почему Вы согласны? а) Чем шире слои населения будут участвовать в обсуждении и решении проблем (ООС), тем быстрее будет внесена гармония во взаимоотношения между обществом и природой. б) Вопросы ООС требуют научного подхода. Поэтому обсуждать эти вопросы должны ученые, специалисты, руководители. 5. Что вы можете сказать о проблемах, которые поднимают «зеленые»? Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. Студент должен: Знать: - правовые вопросы экологической безопасности. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий. Методические указания В правовом пространстве существует: - эколого-правовая (природоохранная) ответственность, по которой может быть назначена для должностных лиц дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская, материальная ответственности; - эколого экономическая ответственность не по факту правонарушения, а по факту причинения правомерного вреда. Выражается во взыскании в бесспорном порядке денежных сумм в качестве компенсации за причиненный вред, платежи предприятий за загрязнение окружающей среды (за выбросы, сбросы и захоронения вредных веществ). В каждом регионе существуют нормы штрафов за загрязнение окружающей среды Вопросы для самоконтроля 1. Какие административные, правовые и общественные организации отвечают за выполнение «Закона об окружающей среды» в Вашем регионе? 2. Перечислите основные разделы «Закона об охране окружающей среды». 3. Какие меры административные или воспитательного характера принесут больше пользы природе России? 4. Предложите эффективные формы работы с населением по сохранению природы. Раздел 3. Методические указания к выполнению контрольной работы. В соответствие с учебным планом каждый студент-заочник должен выполнить самостоятельно одну контрольную работу. В контрольной работе необходимо ответить на теоретические вопросы, их в каждом варианте три. Ответы на вопросы производятся на основе самостоятельной проработки основной и дополнительной литературы и должны быть полными и содержательными, со всеми необходимыми пояснениями, схемами и таблицами. Контрольная работа выполняется в печатном виде на формате А4, титульный лист делается по образцу (Приложение 1). Текст работы выполняется 14 шрифтом Times New Roman, выравнивание по ширине, межстрочный интервал 1,5. В конце работы указывается литература, которой пользовался студент при выполнении контрольной работы: название пособий, автор, год издания. Вариант задания выбирается по последней цифре № зачетки Задания для контрольной работы Вариант №1 1. Влияние транспорта на проблему землепользования и здоровье населения. Остановитесь подробнее на последствиях загрязнений от воздействия транспорта воды, воздуха, городской среды и т.д. 2. Деятельность «Гринпис». 3. Как вы считаете, что выгоднее: а) перерабатывать отходы, мусор на специализированных заводах? б) «хоронить» на специальных полигонах? Ответ обоснуйте. Вариант №2 1. Возможность развития рекреационной деятельности в Вашем регионе (Туризм. Курорты. Заповедники. Памятники архитектуры.) 2. Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. 3. Перечислите основные виды оплаты за использование природных ресурсов. На что необходимо их направить в первую очередь? Вариант №3 1. Рациональное использование водных ресурсов. Определение степени загрязнения воды. 2. Правовые и социальные аспекты экологии. 3. В чем по Вашему мнению состоят достоинства и недостатки проектов строительства гидроэлектростанций. Дайте объяснения. Вариант №4 1. Опишите последствия, связанные с использованием радиоактивных материалов в энергетике, ВПК, науке и технике, медицине. 2. Ресурсы мирового океана и их использование. 3. В каких странах: развитых или развивающихся вопросы природопользования стоят более остро? Почему? Вариант №5 1. Сельское хозяйство как фактор воздействия на окружающую среду (эрозия, засоление, заболачивание, загрязнение почв химическими веществами). 2. Красная книга. 3. Известно, что на сжигание 100 л бензина требуется годовая норма кислорода, необходимая человеку. Должны ли развитые страны платить за кислород, используемый в производстве, слаборазвитыми странами, на территории которых находятся леса? Если да, то какова эта оплата? Вариант №6 1. Экологическое влияние промышленного лесопользования (сплошные, выборочные, санитарные рубки, восстановление лесов). 2. Международное сотрудничество в области рационального природопользования. 3. Влияние дорожно- транспортных работ на окружающую среду. Ваше мнение. Вариант №7 1. История развития природопользования в России. 2. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы 3.Можно ли считать представителей малых народов, кочующих в отдаленных местах, настоящими экологами? Почему? Дайте обоснование. Вариант №8 1. Экологические последствия истощения природных ресурсов в Вашем районе и пути их восстановления. 2. Народонаселение. Городские и промышленные экосистемы. 3. Приведите примеры конкретных «разрушителей» природы в Вашем регионе, местности. Ваше гражданское отношение к ним. Вариант №9 1. Использование и охрана животного мира. 2. Земельные ресурсы и продукты питания. 3.Можно ли считать «бездорожье» лучшей защитой «первозданной природы». Ответ обоснуйте. Вариант №10 1. Воспитание правового отношения к природопользованию детей, молодежи, специалистов и предпринимателей. 2. Современные биотехнологии охраны окружающей среды. 3. Какие бы Вы предложили гуманные меры наказания для нарушителей Закона об окружающей среде. Поясните. |
Тесты по экологическим основам природопользования для специальности | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое... Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины | ||
Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований... Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы | Основы рационального природопользования: учеб пособие / Е. Р. Магарил.... Природные ресурсы как объект экономики природопользования. Классификация природных ресурсов | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | ||
Методические рекомендации по покурсу основы экологии для студентов-заочников. Москва 2008 год Программа состоит из четырех разделов, которые являются одновременно образовательными модулями. Первый раздел посвящен экологическим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины «Экономика предприятия» по специальности: 080502 «Экономика и... | ||
Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | Методические рекомендации к изучению курса «Обществознание 10-11кл».... Методические рекомендации к учебнику «Обществоведение. 10-11» под ред. Л. Н. Боголюбова | ||
5. Методические рекомендации студентам обучения по освоению 11 «Высшая математика». Обучающиеся должны отвечать требованиям к знаниям, умениям и готовностям, необходимым при освоении последующих... | 5. Методические рекомендации студентам обучения по освоению 10 «Высшая математика». Обучающиеся должны отвечать требованиям к знаниям, умениям и готовностям, необходимым при освоении последующих... | ||
Российской Федерации Югорский государственный университет Факультет природопользования Методические указания предназначены для выполнения и оформления вкр, курсовых, контрольных работ, рефератов и отчетов по учебным... | Методические рекомендации по выполнению дипломных работ Методические рекомендации предназначены для студентов Московской банковской школы |