Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»





Скачать 212.13 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»
страница1/2
Дата публикации10.01.2015
Размер212.13 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»

Разработчик: Сазонова А.Н.

Идентификационный номер:

УМКД.2(34)-050400.68-М1.Б.2-2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования

Лист из


лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Направление— 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные педагогические технологии, Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия, Психология управления образованием
Форма подготовки (очная)


Название школы ДВФУ: Школа педагогики

Название кафедры: Теории и методики профессионального образования

курс 1, 2 семестр 2, 4

лекции - 6 (час.)

практические занятия - 12 (час.)

семинарские занятия

лабораторные работы - 30 ( час.)

консультации

всего часов аудиторной нагрузки - 48 (час.)

самостоятельная работа - 24 (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет - 2, 4 семестр

экзамен

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 376 от 16 апреля 2010 г. ).

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и методики профессионального образования, протокол № 12 от «13» июня 2012 г.
Заведующая кафедрой: Сазонова А.Н. __________ 2012 г.

Составитель: Сазонова А.Н.

Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2013 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 2014 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ
Данный учебный курс разработан для студентов 1 и 2 курсов, обучающихся по направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование, магистерские программы: "Тьюторское сопровождение в образовании", "Педагогическая психология", "Креативные педагогические технологии", "Педагогика дистанционного образовательного взаимодействия", "Психология управления образованием".

Дисциплина «Методология и методы организации научного исследования» входит в базовую часть общенаучного цикла, логически и содержательно связана с такими курсами, как "Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления", "Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления", "Культурно-исторический и деятельностный подход", "Философия образования и науки", служит базой для проведения исследовательской работы студентов, позволяет системно организовать деятельность студентов по написанию курсовой работы и магистерской диссертации.

Цель освоения дисциплины: овладение основами логического мышления, необходимыми для организации и осуществления исследовательской деятельности.

Задачи учебной дисциплины:

  1. Усвоение сведений о природе научного исследования, роли логики в научном исследовании, основных логических категориях.

  2. Овладение знаниями о специфике и процедуре  логического рассуждения, обучение умению использовать логические законы и принципы в научных исследованиях.

  3. Усвоение знаний, составляющих содержание правильной аргументации и критики, ведения полемики.

  4. Формирование умений, необходимых для решения, как практических задач, так и исследовательских проблем.

  5. Овладение исследовательскими навыками в области истории и методологии науки и образования.

  6. Разработка и реализация исследовательских проектов, анализ, обобщение и представление результатов исследовательской деятельности.

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • типы исследований;

  • этапы организации и проведения педагогических исследований;

  • методики и техники сбора и анализа данных в психолого-педагогическом исследовании;

  • техники подготовки отчетных документов и материалов, иллюстрирующих результаты проведенного исследования.

Уметь:

  • применять современные методы поиска, обработки и использования информации, интерпретировать и адаптировать необходимую информацию;

  • научно обосновывать собственную позицию при анализе педагогических явлений и фактов;

  • использовать практические навыки работы с различными источниками информации, обрабатывать и анализировать теоретический и эмпирический материал по изучаемой проблеме;

  • вести научную дискуссию.

  • применять полученные теоретические знания на практике, при проведении педагогического исследования;

  • определять проблему исследования, осуществлять постановку его задач;

  • разрабатывать план исследования, выбирая подходящий для него тип, методы и процедуры;

  • готовить инструментарий для сбора данных;

  • собирать, представлять, обрабатывать и анализировать полученные данные;

  • создавать отчетные документы и проводить презентации по результатам исследования.

Владеть:

  • умениями критически работать с литературой;

  • методами изучения личности;

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

  • навыками анализа определения, деления, обобщения, ограничения понятий;

  • методами установления причинных связей, методами индукции, дедукции, аналогии и др.

В ходе освоения дисциплины студент должен овладевать следующими компетенциями:

  • практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ОК-3);

  • принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

  • способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

  • проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);

  • критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3);

  • использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);

  • разрабатывать и представлять обоснованный перспективный план исследовательской деятельность (ПКНИ-5).




  1. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса

Тема 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ КАК НАУКИ (2 час.)

Философские и науковедческие основания методологии. Различные подходы к определению понятия «методология», задачи методологической науки и её функции. Соотношение методологических аспектов. Уровни методологии и источники методологического обеспечения.

Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (4 час.)

Методология практической деятельности. Характеристика практической деятельности: особенности, средства и методы.

Методология учебной деятельности. Учебная деятельность: особенности, принципы, логическая структура. Формы, методы и средства учебной деятельности.

Методология игровой деятельности. Игровая деятельность: особенности, принципы, логическая структура. Формы, методы и средства игровой деятельности.

Методология творческой деятельности. Характеристика творческой деятельности. Средства, методы и формы художественной деятельности.


  1. СТРУКТУРА И содержание ПРАКТИЧЕСКОЙ части Курса

Практические занятия (12 час.)

Занятие 1: Педагогическая деятельность и её особенности (2 час.)

Цель занятия: усвоить особенности педагогической деятельности.

Вопросы и задания для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте различные виды знаний в педагогике.

  2. Раскройте особенности различных видов педагогической деятельности.

  3. Обозначьте базовые принципы и закономерности педагогической деятельности.

  4. Выделите особенности методологической рефлексия в отличие от профессиональной. Сравните.


Занятие 2-3: Сравнительная характеристика различных видов деятельности (4 час.)

Цель: отработать понимание взаимосвязи различных видов деятельности.

Вопросы и задания для обсуждения:

  1. Дайте характеристику практической деятельности: особенности, средства и методы.

  2. Опишите специфику организации процесса практической педагогической деятельности.

  3. Дайте характеристику учебной деятельности: особенности, принципы, логическая структура.

  4. Раскройте формы, методы и средства организации учебной деятельности.

  5. Опишите специфику организации процесса учебной деятельности.

  6. Дайте характеристику игровой деятельности: особенности, принципы, логическая структура.

  7. Раскройте формы, методы и средства игровой деятельности.

  8. Опишите специфику организации процесса игровой деятельности.

  9. Дайте характеристику творческой деятельности.

  10. Раскройте средства, методы и формы художественной деятельности.

  11. Опишите специфику организации художественной деятельности.

  12. Составьте кластер "Сходства и отличия процессов организации различных видов деятельности".


Занятие 4: Сравнительная характеристика различных видов деятельности (2 час.)

Цель: научиться сравнивать разные виды деятельности с помощью основных критериев.

Вопросы и задания для обсуждения:

  1. Обозначьте критерии и показатели, позволяющие составить сравнительную характеристику различных видов деятельности.

  2. Представьте графически (схема, таблица, диаграмма и др.) сравнительную характеристику различных видов деятельности.

  3. Предложите критерии оценивания графического задания. Оцените работу группы, опираясь на предложенные критерии.



Занятие 5: Научное исследование как особая форма познания (2 час.)

Цель: научиться анализировать научный текст.

Вопросы и задания для обсуждения:

  1. Работа с научным текстом с использованием приёмов тезирования и реферирования (Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ, 2010. - 668 с., Глава 2. Методология научной деятельности, С. 36-82),

  2. Выделите наиболее существенные мысли автора (тезисно). С помощью цитат выразить своё согласие или несогласие с автором.


Занятие 6: Научное исследование как особая форма познания (2 час.)

Цель: выделение базовых идей собственного научного исследования

Вопросы и задания для обсуждения:

  1. Подготовьте презентацию (слайдовая, видео), отражающую логику организации вашего научного исследования (основные этапы и процедуры).

  2. Представьте аудитории свою работу, ответьте на вопросы по логике организации собственного исследования.


Лабораторные работы (30 час.)

Занятие 1-2: Методологические характеристики научно-исследовательской работы (4 час.)

Цель: научиться «выделять» базовые методологические характеристики исследования.

Задание 1. Написание введения к собственному исследованию (формулировка темы исследования, актуальности научной работы, базовых противоречий и проблемы научного поиска).

Задание 2. Презентация методологических характеристик научной работы с помощью любой формы (видео презентация, публичное выступление, раздаточные материалы и др.)
Занятие 3: Государственная регистрация научного исследования (2 час.)

Цель: осуществить процедуру государственной регистрация тем научно-исследовательской работы.

Задание. Оформление регистрационной карты научно-исследовательской работы, руководствуясь инструкцией о порядке заполнения и передачи регистрационных НИОКР (ИК) во ФГНЦ «ЦИТиС» через сеть Интернет в интерактивном режиме с помощью автоматизированной системы.
Занятие 4: Методы поиска научной информации для исследования (2 час.)

Цель: научиться определять место научной педагогической работы в структуре научного знания.

Задание. Определение индекса УДК (универсальная десятичная классификация) научных публикаций, профильных для направления «педагогика», "психолого-педагогическое образование».
Занятие 5-6: Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления рукописи (4 час.)

Цель: научиться писать и оформлять научные тексты.

Задание 1. Оформление справочно-библиографического аппарата в соответствии с требованиями государственного стандарта (общие требования и правила составления).

Задание 2. Методика работы над рукописью исследования, особенности подготовки и оформления (композиция научного произведения, рубрикация научного текста, процедура разбивки материалов , способы написания текста, язык и стиль изложения и т.д.).
Занятие 7-8: Методика подготовки заявки на грант (4 час.)

Цель: познакомиться с процедурой подачи заявок, научиться оформлять и подавать грантовые заявки.

Задание 1. Подготовка виртуальной заявки на грант РГНФ в соответствии с требованиями.

Задание 2. Экспертиза выполненной заявки с подробным обоснованием.
Занятие 9. Интеллектуальная деятельность (2 час.)

Цель: научиться определять вид интеллектуальной деятельности, в том числе научно-исследовательской деятельности.

Задание. Работа с пакетом законодательных актов, поиск информации по следующей тематике: виды интеллектуальной деятельности, охрана авторских прав, российское законодательство в области охраны авторских прав и др.
Занятие 10. Основные источники и методы поиска научной информации (2 час.)

Цель: познакомиться с основными источниками научной информации, научиться использовать основные методы поиска научной информации в собственной научной деятельности.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования разработчики
Учебно-методический комплекс дисциплины методология и методы научного исследования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования»
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории и методики профессионального образования
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины«Методология и методы научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconРабочая программа дисциплины в. Од. 2 Методология науки и методы...
Целью освоения дисциплины «Методология науки и методы научных исследований» является формирование у магистрантов углубленных знаний...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconРабочая программа дисциплины (модуля) Методология научного исследования
Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология научного исследования»
Программы подготовки: «Банки и банковская деятельность», «Корпоративные финансы», «Корпоративный налоговый менеджмент» Форма подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методы...
Виноградов А. И., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук Жигунова Г. В
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология истории» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование у магистранта, будущего ученого-историка, целостного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методология и методы...
Дисциплина «Методология и методы психолого-педагогических исследований» представляет блок общепрофессиональных дисциплин Госстандарта....
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconЗанятий
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Методы и методология научного исследования»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Научно-методический...
«Научно-методический семинар: Методология исследования личности» Направление 030300. 68 Психология Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
Изучение данной дисциплины базируется на освоении магистрантами дисциплин «Современные проблемы науки и образования», «Методология...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Методология и методы организации научного исследования» iconРабочая программа дисциплины методы научного исследования
Кореквизиты современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск